Рожденные в СССР
Однопланетники и однопланетницы! Так говорила одна из героинь документального сериала, снимающегося каждые семь лет, о последнем поколении, выросшем в СССР. Мы представляем наш большой текст об этом большом проекте, в котором можно увидеть саму природу документального кино и как история влияет на жизни обычных людей. Проект сейчас переживает трудные времена, поэтому особенно нуждается в зрительской поддержке.
[Отличным предисловием будет наше исследование о том, как по-разному показывала детей советская и российская документалистика.]
"Рожденные в СССР" – это огромный документальный проект российского режиссера Сергея Мирошниченко. В 1990-ом году команда отобрала 20 очень непохожих друг на друга детей семилетнего возраста из разных социальных слоев и частей страны. Им задавали много разнообразных вопросов: об их семье, планах на жизнь, состоянии страны и взглядах на религию. Далее каждые 7 лет с этими же детьми выпускается новая серия. Таким образом создатели проекта наблюдают становление человека, фиксируя его главные этапы жизни: детство, подростковый период, взросление, зрелая жизнь и т.д. На данный момент вышло 4 фильма.
Изначальная идея принадлежит Майклу Аптеду, снявшему первый подобный документальный сериал в Англии. Первый фильм был выпущен в 1964 году, последний – в 2019, участникам было уже 63 года. Основная цель была проследить влияние окружающей социальной среды на человека. Создатели сравнивали жизни людей, выросших в бедных и богатых семьях. После успеха британского проекта, запустилось множество других с похожим форматом: в России, ЮАР, США, Швеции, Японии и других странах.
В духе перестройки целью отечественного варианта было сломать железный занавес и показать миру жизнь обычных советских граждан. Но главной отличительной чертой стало не это. Сергею Мирошниченко повезло, если можно так сказать, поймать момент распада советской империи. И фильм приобрел другой, гораздо более интересный контекст. Теперь это стал проект не о людях Советского Союза, а о последнем поколении в нем родившемся.
Содержание
Обширность географии съемок поражает: Москва, Петербург, Грузия, Киргизия, Сибирь и центральная Россия. Дальше жизнь приведет нескольких героев и в более отдаленные страны: Израиль, США, Аргентина. Социальное положение детей тоже в большом диапазоне: среди участников проекта есть внук редактора газеты "Правда", выросший в Доме на Набережной, дочка священника из деревни Диего-Городище, близнецы из бедного района Санкт-Петербурга, детдомовоец из Иркутска, уехавшие на репатриацию брат с сестрой в Израиль.
В 7 лет дети более откровенно отвечают на вопросы и говорят, что у них на уме, не до конца понимая о чем идет речь.
– Что значит эта звездочка?– Помощник Владимира Ильича Ленина– А в чем?– Ну как... помощник Владимира Ильича Ленина.– Ну в чем ты помогаешь ему?– Нам не сказали.
В их разговорах слышно не их мнение, а компиляция из рассказов родителей, учителей и телеведущих. Но в этом потоке уже можно различить скрытые трещины в советском обществе. Семилетний Ладо из Грузии, хоть и знает русский, дает интервью на грузинском, а на безобидный вопрос о будущей свадьбе отвечает, что ни за что не женится на русской. В Киргизии дети уже знают, что вечером выходить нельзя, потому что "могут зарезать" (из-за межэтнического конфликта киргизов и узбеков). А маленький Антон из Москвы предсказывает переворот, который случится через год.
Через 7 лет трещины окончательно разделят Советские Республики и героев проекта между собой. В 14 лет участники бросаются в отрицание, появляются проблемы в семье. Особенно это видно в рассказах Марины, родившейся в семье священника. Она не говорит прямо, но травмы от традиционного диктата ее семьи скрыть невозможно. От советского воспитания как будто не осталось и следа: октябренок Дима теперь увлекается рэпом, Саша собирает коллекцию из пачек сигарет, хотя заявляет, что не курит, а киргиз Алмаз начинает заниматься первой предпринимательской деятельностью, торгуя на рынке.
В 21 и 28 герои обретают себя, чувствуют ответственность и впервые сталкиваются с переломными для себя событиями. К этому моменту участники проекта разбросаны по разным странам и немного потеряны. Их воспитывали в одной стране, а пришлось жить в совсем другой.
Сейчас я расстроен больше, чем когда мне было семь лет, потому что тогда нам сказали, кто враг. Так кто же теперь враг? Жизнь не становится лучше, но кто в этом виноват?
Историческое и личное
Для "Рожденных в СССР" Мирошниченко придумал специальную система монтажа под названием "спираль". Повествование внутри фильма непрерывное, но внутри прослеживаются различные блоки тем. Внутри каждого блока мы представляется мнение отдельных участников, а в конце делается мост на следующую. Так и сами фильмы можно уложить в эту структуру. Существенный разрыв виден только между первым (7 лет) и вторым (14 лет) фильмами, то есть после распада в СССР. Именно тогда концепция фильма меняется, а история страны, тоже развивающаяся по спирали, выходит чуть ли не на первый план. Обсуждение фильма и жизней отдельных людей превращается в обсуждение государства.
Одной из черт документального кино является способность увидеть в реальности драматургию, придать хаосу жизни форму, рассказать историю. Одним из главных внутренних конфликтов этого проекта является противостояние внешних обстоятельств и внутренних желаний. В конце каждого фильма режиссер спрашивает: где вы видите себя через 7 лет? И в следующем фильме они оказываются совсем не там, где хотели бы. Каждый герой пытается выстроить свой собственный путь, но внешние факторы его сильно корректируют. В "Войне и мире" Толстой показал, как из каждого отдельного вектора маленького человека формируется большой вектор истории. Тут мы видим, как этот большой вектор может сбить человека с пути, и он начинает жить уже не своей жизнью, если еще живет.
Все мы хотим долгой и счастливой жизни, но такие вещи как смерть родителей, войны, детские травмы, неблагополучность района, в котором ты вырос, могут сильно все испортить. Отобразить это было одной из целью изначального английского варианта. Но особенность российского заключается в фиксации глобальных исторических сдвигов. Так в каждом разговоре пробивается дух времени. Поэтому судьбы некоторых героев приобретают особую трагичность, и иногда создается впечатление, что они живут в учебники истории.
Чувство после просмотра каждой серии можно описать как тихую радостную грусть. Обычные люди все еще счастливы тем, что имеют, но ведь все должно было быть иначе: дети не должны думать о суициде, близнецы не должны драться и конфликтовать уже во взрослом возрасте, талантливая отличница не должна работать в колл-центре, матери не должны расставаться с детьми из-за нехватки денег, а русской, родившейся в Грузии, не должны отказывать в российском гражданстве.
Влияние кино на жизнь
На героев влияет не только история, но и сам фильм. И тут возникает одна из главных проблематик документального кино. На первый взгляд кажется, что документальные фильмы должны лишь фиксировать действительность. И к этому стремился Мирошниченко, он никак не хотел участвовать в жизни людей, а только наблюдать за ними. Но, к сожалению, это невозможно. Наблюдение уже влияние. Как только ты ставишь камеру перед человеком, ты уже влияешь на его жизнь. Иногда это влияние может оказаться трагичным. Одна из самых трогающих историй фильма – это путь детдомовца Андрея.
Его мать и отец умерли, бабушка из-за нехватки средств отдала Андрея в детский дом. Андрея хотел усыновить режиссер Сергей Мирошниченко, но позже помог с усыновлением в американскую семью. Позже приемная мать отказалась от него. С помощью съемочной группы его усыновила другая семья, и он поселился в штате Флорида. В 28 лет жил с приемными родителями во Флориде. Андрей отказался от продолжения участия в проекте, объяснив, что ему нужно остановиться и понять, что происходит в его жизни, вид его был явно подавлен, а сейчас его не могут найти.
Другие герои тоже чувствуют влияние этого проекта. Их начали узнавать на улице и приглашать на телешоу, за них начали переживать. И вот дочка священника оказывается накрашенной и растерянной в студии федерального канала.
Мы хотим, чтобы вы отожгли по-настоящему. Сделали классно, чтобы когда мы будем смотреть смотреть следующие серии, чтобы за вас по-честному радовалась душа!
Для некоторых документальный проект воспринимается как реалити-шоу, которые лишь имитируют реальную жизнь. Но если в них люди участвуют максимум несколько лет, то этот проект планирует затронуть всю жизнь человека. Отсюда мы видим, что природа документального кино неотрывно связана с этикой.
Будущее
Несколько героев выпали из проекта: выше мы писали об Андрее, с которым не могут связаться, от пневмонии в 35 умерла другая участница Рита. Мальчика Павлика потеряли сразу же после первого фильма, его семья эмигрировала из Баку после Черного января (расстрел азербайджанских протестов советской армией) и в 1990 оказалась в палаточном городке беженцев прямо на Красной площади. Сейчас проект переживает явно трудные времена. Сначала были проблемы с финансированием, и режиссер был вынужден взять кредиты для продолжения съемок. Потом вмешалась пандемия и съемки были приостановлены, так как посещать героев в разных странах не было возможным. Новый фильм должен был выйти в 2022 году. Такие документальные летописи крайне важны, ведь в них мы можем увидеть самих себя, а главное людей вокруг.
Наш телеграм-канал: https://t.me/zerkaltce
Сейчас я расстроен больше, чем когда мне было семь лет, потому что тогда нам сказали, кто враг. Так кто же теперь враг? Жизнь не становится лучше, но кто в этом виноват?
Можно только посочувствовать взрослому человеку с таким мышлением. Вернее, отсутствием мышления - без указки сверху никуда.
ИМХО половина поддерживающих войну так и думают.
Как же приятно смотреть на то, как у либералов будет в очередной раз полыхать зад. :)
в итоге сам дважды порвался, а зады так и не полыхнули
Статью мельком пробежал, не понял от чего он должен полыхать. Может чего не увидел?
Но в этом потоке уже можно различить скрытые трещины в советском обществе. Семилетний Ладо из Грузии, хоть и знает русский, дает интервью на грузинском, а на безобидный вопрос о будущей свадьбе отвечает, что ни за что не женится на русской. В Киргизии дети уже знают, что вечером выходить нельзя, потому что "могут зарезать" (из-за межэтнического конфликта киргизов и узбеков). А маленький Антон из Москвы предсказывает переворот, который случится через год.
Это мы не читаем и не смотрим.