Как снимают кино: влияние цвета на восприятие кадра
О колористике, цветовых схемах и галстуках.
Помнится, когда я учился в старшей школе, то твёрдо для себя решил, что буду ходить на пары в рубашке и галстуке! Не помню, с чего так вообще случилось, но вот стал я ярым противником вольной одежды, предпочитая в любом удобном случае, если это позволяет погода, надевать брюки с туфлями.
Вскоре у меня появилась небольшая коллекция разноцветных галстуков: на некоторых, если присмотреться, вырисовывались разные вельветовые узоры, а некоторые ярко блестели на солнце своей шелковой элегантностью. Каждое утро случайный галстук подбирался к случайной рубашке, и я выходил из дома в наивной уверенности, что иду не столько на пары, сколько ослеплять мир своей блестящей неотразимостью.
Но однажды один из преподавателей сказал мне (не в упрёк, а чисто по-дружески), что мой галстук совершенно не подходит к рубашке. И я удивился, дескать, как же так? Рубашка выстирана, выглажена, галстук – красив, с узорами, сверкает красотой в обоих смыслах этого слова. «Ну, вы же знаете про сочетание цветов?», — спросил меня преподаватель и, сам того не осознавая, изменил мне восприятие вообще всего на свете. Оказалось, красивая рубашка и галстук вовсе не обязательно дают красивое сочетание.
Так я узнал о цветовых схемах и, как бы странно это ни звучало, стал смотреть кино совершенно по-другому. Передний план для меня навсегда превратился в «галстук», задний – в «рубашку», и я стал замечать интересное сочетание цветов чуть ли не в каждом кадре. Увиденное было не развидеть, и, возможно, такой же эффект будет и у вас. Сейчас ваш последний шанс не читать дальше.
Цветовые схемы
При рассмотрении цветовых схем будет использовано цветовое колесо — то самое, которое наверняка есть в углу вашего графического редактора.
1. Комплементарная цветовая схема
Самая частая в использовании схема. Два цвета сочетаются тогда, когда они находятся друг напротив друга в цветовом колесе.
Дело в том, что две противоположности — тёплый и холодный цвет — воспринимаются зрителем как нечто гармоничное и дополняющее друг друга. В этой же цветовой схеме есть два «фаворита», которые используются значительно чаще других цветов — синий и оранжевый. Почему? Да потому что передний план — это, как чаще всего бывает в кадре, люди. Люди — они, если смотреть на цветовое колесо, в общем-то оранжевые. Значит, чтобы сделать кадр гармоничным, нужно сделать задний план синим. Небо, вода — идеальные варианты. Вместо человека можно сделать взрыв, он так-то тоже оранжевый. Понаблюдайте, на каком фоне будет взрыв, когда будете смотреть следующий блокбастер, вряд ли «бэкграунд» будет тёплых цветов.
На «Хабре» есть отдельная статья, посвящённая сине-оранжевой схеме. В ней говорится о блогере, который в 2013 году провёл исследование, чтобы выяснить, какие цвета чаще всего используются в трейлерах к фильмам того года. Синий и оранжевый лидируют с заметным отрывом.
2. Аналогичная цветовая схема
Чуть ниже об этой цветовой схеме будет расписано чуть подробнее. Если вкратце, то использование только тёплых или только холодных цветов вызывает у зрителя конкретную эмоцию, которая и требуется в данном кадре.
3. Троичная цветовая схема
Довольно редкая схема. В ней используются три равноудалённых (на цветовом колесе) друг от друга цвета. Один из этих цветов играет роль «доминирующего», другие же используются лишь для того, чтобы сильнее его подчеркнуть.
4. Сплит-комплементарная цветовая схема
Такая же, как и комплементарная, с той лишь разницей, что одному цвету противопоставляются два соседних (или почти соседних). Так как два соседних цвета не слишком отличаются между собой, это сохраняет гармонию в кадре.
5. Тетраидная цветовая схема
Такая же, как и троичная, но вместо трёх цветов — четыре. Один из них доминирует, другие — подчёркивают его в кадре.
Монохроматическая схема
Я не зря выделил эту схему в отдельный подзаголовок. В некоторых источниках её вообще не существует, а её функцию приписывают аналогичной (пункт 2). Разница между ними и правда минимальна: в обоих схема кадр намеренно строят с одним или двумя соседними цветами, чтобы вызвать конкретную эмоцию.
Преимущественно красный
Красный — один из самых сильных цветов в кадре. Красный — это любовь, эротика, страсть. Роковую женщину вам скорее всего покажут в красном платье или с ярко-красной помадой. Красный — это тревога, опасность и насилие. Это цвет мигающих лампочек при разгерметизации космического корабля или освобождения монстра, цвет крови.
Преимущественно розовый
Розовый — цвет невинности и женственности, а так же, как показывает практика, цвет чего-то сладкого. Розовым подчеркивают женственность персонажей, их красоту и игривость.
Преимущественно оранжевый
Оранжевый — это цвет теплоты, радости и спокойствия (как вокруг, так и внутренней гармонии героя).
Преимущественно желтый
Жёлтый — неоднозначный цвет, который может использоваться для изображения как тревоги, болезни или даже безумия, так и для теплоты и наивности.
Преимущественно зелёный
У зелёного в кино есть своё личное предназначение, это — кто бы мог подумать — цвет природы. В некоторых случаях это еще и цвет чего-то зловещего, магии, опасности, а иногда и тьмы.
(ну, кто первый вставит кадр из «Зеленого слоника»?)
Преимущественно синий
Синий — цвет холодного спокойствия (обратите внимание — не такого, как в случае с оранжевым), одиночества и депрессии.
Преимущественно фиолетовый
Фиолетовый — это цвет чего-то неземного, инопланетного, иллюзорного или зловеще-мистического. Это цвет магических артефактов, инопланетных бластеров и космических созвездий. Иногда хорошо гармонирует с эротикой.
Цвет как ориентир в сюжете
Цвет может подсказать зрителю, в какой реальности происходит сцена. Например, в фильме Кристофера Нолана «Помни» цветные сцены показывают действия, идущие в обратном хронологическом порядке, а чёрно-белые — в обычном.
В «Матрице» же реальный мир показан в синих оттенках, а мир Матрицы — в зелёных.
Иногда оттенок картинки становится мрачнее вместе с самим сюжетом.
Иногда фильм и вовсе лишают ярких цветов, за исключением лишь некоторых, которые притягивают внимание зрителя.
А иногда цвет — это незаменимый атрибут конкретного персонажа.
Завершение
На «Пикабу» есть подробный пост о цвете в кино. Не такой, как этот, а более технический. Суть его состоит в том, что изначально фильмы снимают вот так:
... и только потом занимаются колористикой, после чего и получается кадр, который мы видим на экране — вот этот:
Детали — в вышеуказанной ссылке, а пока — вот вам видео, где ламповая домашняя съёмка превращается в хоррор чудесами цветокоррекции.
Другие статьи из цикла
Засим откланяюсь. Всем хорошего кино!