Десять лучших фильмов двадцать третьего года
Пока советские теоретики пишут манифесты, в Европе продолжают снимать авангардистские фильмы. Для вечера дадаистов "Бородатое сердце" за сутки сделал короткометражку «Возвращение к разуму» художник Ман Рэй. В ней кнопки и пружины трансформируются постепенно в голую женщину: металлическое не так сильно отличается от органического.
Главная новость светской хроники этого года – короткий роман Чарли Чаплина и европейской звезды Полы Негри. Ее постоянный режиссер, Эрнст Любич, также переехал в США – осенью вышел его первый голливудский фильм. Американцы начинают импорт европейских талантов.
В 1923-м популярным становится слово flapper, обозначающее современную раскрепощенную девушку с короткой стрижкой. В журналах утверждается новая стандартная поза для портрета киноактрисы – плечо обнажено, рукой девушка придерживает одежду на груди. Появляются немыслимые по откровенности фото, на которых танцовщицы, снимающиеся в кино, демонстрируют голые ноги.
Лидеры американского проката. Точной статистики по фильмам этого периода в сети и в книгах я не нашел, поэтому топ-10 собирал по нескольким источникам. Из мелодрам о современной жизни в него попали «Парижанка» Чаплина и «Ребро Адама» Демилля. Из костюмных фильмов – «Старый маленький Нью-Йорк» (в нем Мэрион Дэвис секут кнутом у позорного столба), «Розита» и «Скарамуш» с Рамоном Наварро, которым пытаются заменить ушедшего на время из кино Валентино. На четвертом и пятом местах – комедии с Гарольдом Ллойдом. Три верхних строчки занимают дорогие исторические драмы: «Собор Парижской Богоматери», «Десять заповедей» и «Крытый фургон». В «Заповедях» прекрасна первая часть с ее невероятными декорациями и спецэффектами. «Крытый фургон», награжденный, помимо прочего, главной кинонаградой США – золотой медалью журнала «Фотоплей» - невыносимая нудятина.
А теперь – десять лучших фильмов 1923 года:
10. The Hunchback of Notre Dame / Собор Парижской Богоматери
Экранизация романа Гюго: в цыганку Эсмеральду влюбляются чиновник, военный и уродливый горбун, разговаривающий с миром при помощи колоколов Собора Парижской Богоматери. Живописные декорации (на съемочной площадке построили копию нижней части собора), колоритные актеры (у Нормана Керри, играющего Феба, – шикарные усы) и энергичный ритм – все лучшее, что может быть в голливудской исторической драме, тут присутствует. Фильм сделал суперзвездой Лона Чейни, человека с тысячью лиц: в его исполнении Квазимодо – не милый и несчастный урод, а неприятное, отвратительное чудовище, очарованное красавицей.
9. Die Straße / Улица
Главному герою надоедает сытая семейная жизнь и ночью он отправляется бродить по городским улицам за проституткой. Первая половина фильма – симфония ночного города: горят фонари, сияют витрины, вспыхивают и затухают лампочки в вывесках. Вторая половина – погружение на городское дно: оказывается, привлекательную улицу населяют отвратительные люди. Скорее всего фильм видел в Париже американский писатель Фицджеральд и позаимствовал оттуда аллегорический образ (глаза с рекламы окулиста, наблюдающие за героем) для романа «Великий Гэтсби».
8. Gunnar Hedes saga / Сага о Гуннаре Хеде
Юный наследник разоряющегося поместья сходит с ума, потеряв во время перегона стадо оленей. Экранизация повести Сельмы Лагерлеф - очередной протестантской сказки о провидении, сплетающем судьбы главных героев, воспитанницы странствующих артистов и безумного наследника. Как всегда, скандинавы лучше всех воплощают на экране разгул природной стихии и вторжение сверхъестественного в обычную жизнь: герою в кошмарах является черный олень, изображает которого загримированная собака - снимают ее издалека и она из-за эффекта зловещей долины кажется устрашающим иномирным существом.
7. Rosita / Розита
Первый американский фильм Эрнста Любича - экранизация пьесы "Дон Сезар де Базан". В голливудском сценарии остаются фактически двое главных героев - развратный монарх и бойкая, но благочестивая простолюдинка. Как до этого часто бывало у Любича (в той же "Горной кошке") и богачи, и бедняки оказываются вульгарными, энергичными персонажами, похожими друг на друга. Мэри Пикфорд, привыкшая изображать игривых американских девочек, легко встраивается в этот мир изящного гротеска. Но вдобавок к этому едва ли не впервые за свою карьеру она выглядит чувственно, сексуально.
6. Erdgeist / Дух земли
Юная содержанка Лулу губит теряющих из-за нее голову мужчин. Экранизация первой части декадентской дилогии Франка Ведекинда, в главной роли - суперзвезда 1910-х годов Аста Нильсен. Сценарист Карл Майер проделал блестящую работу, сократив экзальтированные диалоги из пьесы до 5-6 титров: этот фильм можно смотреть, а не читать. Постановщик – популярный театральный режиссер Йесснер – переносит на экран условности символистского театра (минимум декораций, плоское изображение, черный занавес) с помощью современных кинематографических приемов – запоминаются сверхкрупные планы наштукатуренного лица Асты Нильсен.
5. Le Brasier ardent / Костер пылающий
Сыщик Z обещает тревожащемуся мужу вернуть за пару дней его ветреную жену. «Костер» напоминает о том, что ритм в кино важнее сюжета. В фильме соединяются мотивы из разных жанров: тут есть тайное общество, как в криминальном сериале, танцевальный конкурс на выбывание, томные свидания из салонной мелодрамы, комические зарисовки из быта миллионеров и кошмарные ночные видения в призрачном городе. Фильм, поставленный во Франции русскими эмигрантами, впечатлил и советских зрителей, и европейских – после него решил стать режиссером Жан Ренуар, сын известного художника-импрессиониста.
4. Safety Last! / Безопасность - в последнюю очередь!
Продавец из отдела тканей предлагает директору устроить рекламное шоу: на 12-этажное здание, в котором находится их магазин, заберется профессиональный покоритель небоскребов. Лезть на крышу по стене здания придется самому герою. В этой комедии с Гарольдом Ллойдом соединяются комические бытовые сценки (клерк в магазине пытается выполнить все запросы беснующихся покупательниц в час пик) и напряженные экшн-эпизоды (на каждом этаже герою во время подъема наверх угрожает новая опасность). Семантический ореол самого знаменитого образа – висящего на часах клерка – я разбирал в этой статье:
3. Cœur fidèle / Верное сердце
Служанка из портовой забегаловки влюблена в грузчика, но вынуждена выйти замуж за хулигана. Типажи героев и сюжетные мотивы – из прошлого века, но старая мелодрама с помощью жалких декораций и костюмов превращается здесь в реалистичную историю. Едва ли не впервые в истории кино на экране натуралистично показана смерть персонажа: после выстрела из-под кепки героя на его лоб начинает медленно, а потом все быстрее стекать кровь. Ускоренный монтаж и сверхкрупные планы используются здесь не только для создания ритмического рисунка, но и для визуальных метафор: в лучшей из них жизнь сравнивается с бессмысленным кружением на карусели.
2. Three Ages / Три эпохи
Герой побеждает своего соперника и женится на своей избраннице. Трижды: в первобытном мире, в Древнем Риме и в современной Америке. Первую полнометражную комедию Бастера Китона принято поругивать за мелкотемье, но мне она кажется одним из лучших его фильмов. Обычно его фильмы слишком элегантны для того, чтобы быть смешными, а вот в «Трех эпохах» шутки попроще, погрубее и поэтому иногда все же заставляют улыбнуться. А еще здесь задействованы замечательные животные: Китон ездит на бронтозавре и вытаскивает занозу у льва из лапы.
1. La Roue / Колесо
Спасая людей после крушения поезда, машинист Сизиф решает удочерить оставшуюся сиротой маленькую англичанку. Проходит 15 лет и он понимает, что влюбился в нее. Жан Кокто сказал после премьеры, что как живопись бывает "до Пикассо" и "после Пикассо", так и кинематограф делится теперь на фильмы "до Колеса" и "после Колеса". Ганс использует в фильме весь арсенал кинематографических средств. Тут есть и постепенная смена планов - от дальнего к крупному, есть и параллельный монтаж, есть длинные планы, снятые подвижной камерой. Квадратная рамка регулярно заменяется овальной, чтобы усилить горизонтальное композиционное напряжение. В одних сценах рембрандтовское освещение выхватывает персонажей из тьмы, в других тщательно освещаются мелочи быта на заднем плане. Много натурных съемок - в горах, в лесах, из окна несущегося поезда. Есть метафорические кадры, в которых используются принципы интеллектуального монтажа, часто для метафор используется двойная композиция. Изображение расплывается, когда нам показывают, как герой теряет зрение. Во время разговора с паровозом мы видим слова на экране - перевод с языка дыма и огня. Конечно, "Колесо" - это tour de force, каких не было со времен "Нетерпимости" Гриффита и "Вампиров" Фейада, не фильм, а выставка всех достижений кинематографической промышленности.
Другие списки.
TSPDT – 1000 лучших фильмов всех времен и народов, версия 2023 года. Из фильмов 1923 года в этот список попали Our Hospitality / Наше гостеприимство (комедия Китона) и A Woman of Paris / Парижанка (мелодрама Чаплина).
1001 фильм, который вы должны посмотреть до того, как умереть. Три фильма 1923 года: Колесо, Наше гостеприимство и La souriante Madame Beudet / Улыбающаяся мадам Беде (феминистская картина о тяжелой женской доле).
Десятка киноведов Дэвида Бордуэлла и Кристин Томпсон, составлена в 2013-м году. «Парижанка», «Безопасность – в последнюю очередь», «Наше гостеприимство», «Розита», «Верное сердце», «Костер пылающий», «Улыбающаяся мадам Беде», «Дух земли», «Сильвестр», «Возвращение к разуму». Гансовское «Колесо» было в их прошлогоднем списке.
Пользователь PUNQ с сайта Letterboxd, смотревший более двух сотен фильмов 1923-го года, поставил оценки от 7 и выше восьми фильмам. «Безопасность - в последнюю очередь», «Колесо», «Наше гостеприимство», «Соперники» (фильм с Гарри Пилем, в котором появляется гигантский робот), «Древний закон» (история еврейского актера, сделавшего карьеру в Вене в 19 веке), «Не стоит переживаний» (еще одна комедия с Ллойдом), «Десять заповедей» и «Собор парижской Богоматери».
Получается, что главный фильм по мнению экспертов – «Наше гостеприимство». Я его ценю, но не очень люблю, у себя заменил его на «Три эпохи».
Тем, кто хочет посмотреть что-нибудь из фильмов этого года, можно уверенно посоветовать две комедии: любую из китоновских и «Безопасность – в последнюю очередь».
Тем, кто лайкал, - спасибо за лайки! Всех поздравляю с наступающим двадцать четвертым годом!
Не смотрел, но комментом поддержу.
Спасибо!
Комментарий недоступен
Пока не готов, многого не видел ещё)
Из 1923 смотрел только "Safety Last". Фильм и правда хорош.
Успехов с каналом, подписался ещё и в телеге. Контент - топ
Спасибо) Safety Last и при пересмотре ничего не теряет.