«Идиократия»: антиутопия, которая не должна была оказаться правдивой

Но тем не менее.

«Идиократия»: антиутопия, которая не должна была оказаться правдивой

В 2006 году на экраны вышла комедийная антиутопия «Идиократия» от режиссёра Майкла Джаджа, создателя «Бивиса и Баттхеда». Фильм рассказывает о парне по имени Джо, который в ходе военного эксперимента попал в гибернацию и очнулся спустя пятьсот лет, в 2505 году. Но вместо футуристических пейзажей Джо ждала разруха и уныние — оказывается, за пять веков человечество деградировало настолько, что поливает урожай энергетиками.

Конечно, у Майкла Джаджа не было стремления создать правдивое будущее в «Идиократии». В первую очередь, это лёгкая сатира с излюбленной автором темой «глупой Америки». Но, хотел Джадж того или нет, его комедийная антиутопия по многим пунктам оказался пугающе правдивой.

«Идиократия»: антиутопия, которая не должна была оказаться правдивой

Политика — шоу

В будущем «Идиократии» президентом страны стал бывший рестлер и порноактёр с одиозным именем Двейн Элизондо Маунтин-Дью Герберт Камачо. Он появляется на трибуне под тяжёлый рок, много матерится и стреляет из пулемёта в воздух во время выступления — в общем, ведёт себя скорее как обезумевшая рок-звезда, чем политик.

«Идиократия»: антиутопия, которая не должна была оказаться правдивой

В 2016 году на фоне избрания президентом США Дональда Трампа интернет заполонили шутки о том, что сюжет «Идиократии» становится правдой. Даже со-автор сценария Этан Коэн (нет, не тот, который снял «Большого Лебовски» и «Старикам тут не место») в своём Твиттере высказался на эту тему.

Я никогда не ожидал, что «Идиократия» станет документалкой.

Этан Коэн, со-сценарист фильма

Мы не будем углубляться в тему политики, но стоит заметить, что в последние годы она и правда становится более открытой для обычных граждан. Дебаты между партийными оппонентами сильно напоминают эпизоды реалити-шоу, а важность пиара и маркетинга для политиков в наши дни ничуть не меньше, чем для актёров и музыкантов.

Ещё Рональд Рейган сделал из управления государством своеобразное шоу, и с тех пор эта тенденция лишь растёт. Так что кто знает — быть может, к 2505-у странами действительно будут править такие вот Комачо.

Чаплин-нацист и боевые динозавры

Ближе к финалу главный герой «Идиократии» попадает на аттракцион «Машына времени» (именно так, с ошибкой). Там во время небольшой поездки на вагонетке диктор рассказывает ему весьма специфическое переложение исторических событий. Так, правителем Третьего Рейха он называет Чарли Чаплина и показывает сцену битвы времён Второй мировой с участием двух динозавров.

«Идиократия»: антиутопия, которая не должна была оказаться правдивой

Вряд ли Майкл Джадж вкладывал в эту шутку какой-то глубокий смысл или тонкую сатиру. На поверхности это вполне прямолинейная издёвка над общей неосведомлённостью людей в истории, политике и социальных вопросах.

Но Джадж вряд ли предполагал, что его маленький гэг о переписывании истории станет таким актуальным в 2018-м. Оказывается, даже в наше время, когда историки и археологи вовсю работают, чтобы сохранить знания о делах давно минувших дней, вмешательство в историю вполне реально.

«Идиократия»: антиутопия, которая не должна была оказаться правдивой

Ведь летописи летописями, а социальная повестка важнее — мало кого волнует, где там на самом деле проходил Великий Шёлковый Путь и жили ли африканцы в Богемии или Польше. Если эта информация не укладывается в модную систему мировоззрений, её лучше убрать и забыть.

Речь в первую очередь о громких скандалах с играми Kingdome Come: Deliverance и «Ведьмак 3». Их разработчиков обвиняли в расизме и чуть ли не фашизме — лишь за то, что они не добавили в свои игры темнокожих персонажей.

Аргументы о том, что в средневековой восточной Европе — а именно в этом сеттинге происходит действие Kingdom Come, и на нём же основан фэнтезийный мир «Ведьмака» — африканцев не было, журналисты игнорировали. А спустя некоторое время появились и историки, которые стали доказывать, что темнокожие вполне могли жить в средневековой Богемии. Ведь, по их словам, Великий Шёлковый Путь проходил «на расстоянии вытянутой руки» от Праги.

Видимо, по их мнению, карта мира выглядит как-то так
Видимо, по их мнению, карта мира выглядит как-то так

Пока это единичные случаи и бить тревогу, конечно, рано. Но кто знает, что будет через 500 лет. Чарли Чаплин верхом на Ти-рексе? Почему нет.

Кино в заднице. Или задница в кино

Одним из первых мест, куда наведывается главный герой «Идиократии», попав в будущее, становится кинотеатр. Джо приходит в недоумение — на протяжении полутора часов людям показывают голый мужской зад и больше ничего. Но всем нравится, люди укатываются со смеху, а закадровый голос рассказывает, что фильм с говорящим названием «Задница» в том году выиграл восемь «Оскаров».

В том числе за «Лучший сценарий»

Ладно, это немного притянуто, но всё же. Задниц на весь экран нам пока не показывают, но с каждым десятилетием искусство становится всё более доступным, простым в определенном смысле. Грань между зрительским кино и кино элитарным сейчас крайне размыта, если вообще существует. А на престижных премиях всё чаще можно встретить жанровые фильмы, которым там раньше места не находилось.

Отлично иллюстрирует это решение Американской Киноакадемии учредить новую категорию на «Оскаре» — «Лучшие популярные фильмы». Теперь самую важную премию в кино могут получить не только картины с выдающимися художественными особенностями, но и те, которые успешны среди простых зрителей.

«Идиократия»: антиутопия, которая не должна была оказаться правдивой

Во-вторых, не стоит забывать, что мы живём в эпоху пост-, а то и пост-постмодерна, где существуют вещи вроде фильма о сохнущей на стене краске (и даже не одного). Если искусство дальше пойдёт по этому пути, то, вероятно, рано или поздно «Задница», ну или что-то похожее, дождётся своего звёздного часа. И может даже «Оскаров» соберёт.

Язык становится глупее

В мире «Идиократии» люди, по словам рассказчика, разговаривают на «смеси деревенского, воровского и молодёжного жаргонов и разнообразных рыков». Из-за этого главный герой, общающийся на простом английском, для них звучит «как напыщенный гомик».

Мировые языки развиваются постоянно и, обычно, развитие это идёт в сторону упрощения. Ещё сто-двести лет назад люди разговаривали совсем иначе. Если высокородный житель из 19-го века вдруг попадёт в наши дни, он наверняка примет речь среднестатистического человека за показатель его низкого происхождения и невежества.

Этот процесс «упрощения» продолжается и сейчас. В 2014 году в Оксфордский словарь добавили кучу новых слов, среди которых откровенно слэнговые выражения вроде amazeballs и douchebaggery.

Самый близкий аналог к слову amazeballs в русском — «офигительный». Douchebaggery — что-то вроде «долбанутости»
Самый близкий аналог к слову amazeballs в русском — «офигительный». Douchebaggery — что-то вроде «долбанутости»

Так что здесь Майкл Джадж скорее смягчил краски, чем преувеличил. Почти наверняка через пятьсот лет люди будут говорить на куда более непонятной версии сегодняшних языков, чем в «Идиократии».

Электролиты и молекулы

В мире будущего все продукты содержат «электролиты» и «молекулы». Никто точно не знает, что это, но все уверены в одном — чем их больше, тем лучше.

На момент выхода «Идиократии» в рекламе напитков и еды уже активно использовались слова вроде «пребиотики», «антиоксиданты» и те самые «электролиты» — ничего, по сути, не значащие, но зато как звучат! Потому понять, откуда взялась эта шутка в «Идиократии», не сложно.

Но вот чего Джадж никак не мог знать, так это того, что за 13 лет истерия вокруг пустословных ярлыков лишь возрастёт, и возрастёт катастрофически. На смену пребиотикам и антиоксидантам пришли продукты с подписями «без глютена» и «органический», но в остальном ничего не изменилось.

«В нём есть то, что нужно растениям. В нём есть электролиты!»
«В нём есть то, что нужно растениям. В нём есть электролиты!»

Люди всё так же готовы переплачивать за продукты, которые обещают им долголетие, здоровье и, возможно, даже силу Земли. И нет никаких сомнений в том, что маркетологи продолжат дурачить доверчивых покупателей и пятьсот лет спустя.

Windows 8

Слегка неактуальная шутка, но всё же.

Да, «Идиократия» предсказала интерфейс Windows 8. За семь лет до выхода операционной системы.

«Идиократия»: антиутопия, которая не должна была оказаться правдивой

В чём «Идиократия» оказалась не права

Хотя комедийная антиутопия Майка Джаджа во многом оказалась правдивой, в некоторых вещах она ошиблась кардинально. Поговорим о самых ярких примерах.

Повсеместная сексуализация

В мире «Идиократии» секс повсюду: сети вроде «Старбакса» теперь занимаются продажей интим-услуг, люди не стесняются давать волю животным позывам даже на улице, а ведущие новостных каналов раздеты по пояс и намеренно сексуализированны.

Однако в реальности всё будет скорее наоборот. Судя по тому, как в общество стремительно возвращаются почти что пуританские табу, к 2505 году люди скорее будут бояться своих похабных желаний. Будущее в таком случае больше будет напоминать эпизод из фильма «Трасса 60», чем гиперсексуализированный мир «Идиократии».

Телевидение с кучей рекламы

Когда Джо только просыпается после гибернации, он видит персонажа по имени Фрито за просмотром телевизора. По ТВ показывают шоу «Оу, мои яйца!», вся суть которого сводится к тому, что парень бесконечно бьётся причинным место о разные поверхности. По краям экрана всеми цветами мелькает навязчивая реклама, предлагающая что-то купить, съесть или поучаствовать в лотерее.

«Идиократия»: антиутопия, которая не должна была оказаться правдивой

Сложно винить Майкла Джаджа в том, что он не предвидел рост популярности стриминговых сервисов, но всё же. ТВ в будущем скорее всего отойдёт далеко на второй план, если и вовсе не будет забыто. Стриминговые сервисы же монетизируются немного иначе, так что и о мелькающей рекламе лучше забыть.

Агрессивная реклама

В будущем Майкла Джаджа реклама (которая тут, кстати, буквально повсюду) крайне навязчива и, в общем, прямолинейна. Слоган вроде «Купи наш продукт или иди в жопу!» тут — дело обычное.

В наши дни такой подход к маркетингу представить сложно. В мире, где даже безобидные с виду вещи могут кого-то смертельно оскорбить и вызвать бурю недовольства в соцсетях, открытая агрессия едва ли станет эффективным методом продажи.

33 показа
29K29K открытий
174 комментария

Агрессивной рекламы нет? Але, у вас на сайте всплывает окно на весь экран

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

тебе дали адблок, пользуйся
имхо, все должны массово включить адблок, чтобы все были вынуждены пилить исключительно ненавязчивую нативную рекламу

Ответить

Значит ты что-то подцепил

Ответить

У вас Труд где-то потерялся.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить