«Объяснялкины» — скорее удачный эксперимент

«Объяснялкины» — скорее удачный эксперимент

2023 год стал для российского кино довольно примечательным годом. До «широких» экранов онлайн-кинотеатров добралось сразу несколько проектов, которые в целом можно охарактеризовать так: энтузиасты получили студийные деньги.

Про «Кибердеревню», думаю, слышали примерно все. Оно и немудрено — проект изначально более популярный, очень необычный, во всяком случае для российского кино/сериалов, сделанный, как и полагается, с душой, очень атмосферный. Минусов там тоже хватает, но этот текст о другом.

В этом году вышел ещё один проект, выросший из короткометражек на Ютубе. Речь про «Объяснялкиных», и вот про них разговоров, на удивление, немного. Удивительно это потому, что данный мультсериал выделяется на фоне другой российской мультипликации не менее сильно, нежели «Кибердеревня» среди сериалов. Но начнём, как и положено, с начала. Постараюсь без особых спойлеров.

Создатели и ютубный этап

первая короткометражка

Как уже выше говорилось, «Объяснялкины» начинаются с короткометражек на «Ютубе», общим числом три штуки (все будут в этой части текста, не стоит бежать искать). Они же являются своеобразным приквелом к сериалу, хотя их просмотр необязателен.

Собственно, уже по первой серии заметны два имени: Дмитрий Сыендук и Егор Лоскутов. Первый в особом представлении не нуждается: популярный ютубер (топ20 руЮтуба в 2023 году, так-то!), немного переводчик, актёр озвучания. Думаю, у многих «Рик и Морти» давно и прочно ассоциируются именно с его голосом и ничьим ещё. Кто следит за Сыендуком достаточно долго, прекрасно знают, что он давно шёл к созданию некоего своего шоу, и появление чего-то эдакого было лишь вопросом времени.

Вторая персона сильно меньше на слуху. Однако, если вы приглядитесь к каналу Сыендука, то несложно обнаружить, что эти двое сотрудничают давно и плотно. Так или иначе, в 2020-м выходит анимационный альманах «Я это уже видел», где появляется в том числе и пилотный эпизод «Объяснялкиных», в котором Лоскутов значится как сценарист. Можно смело предположить, что общая идея принадлежит именно ему, хотя влияние Сыендука, про которое мы ещё поговорим, более чем заметно.

вторая короткометражк

Через полгода, в октябре 2020-го, выходит вторая часть альманаха. «Объяснялкины» в нём резко меняют визуальный стиль, причём дважды. И это станет своеобразной «фишечкой» мультсериала в будущем. Кроме того, данный эпизод является прямым приквелом сериала: даёт старт сюжету про «дьявольский» контракт.

В титрах к уже знакомым именам добавляются ещё одно: ArhyBES — персона для сериала знаковая. Вы его творчество могли видеть по роликам серии «BATMETAl». Именно он подарит «Объяснялкиным» их визуальный стиль и привнесет с собой многие характерные особенности, став режиссёром анимации.

Вероятно, где-то в промежутке между первой и второй частью альманаха проекту дали «зелёный свет». Тем не менее вышла и третья серия как самого альманаха, так и «Объяснялкиных». Не пугайтесь нумерации внутри сериала — она либо сделана от балды, либо с прицелом на большо-о-ое будущее.

третья короткометражка

Здесь к проекту присоединился ещё один аниматор, не такой известный, но тоже выросший отнюдь не на студийных проектах — tOyjam. Сам же сериал приобрёл свой окончательный вид и формат.

Для чего я это всё расписал? Несложно заметить определенную тенденцию, кратко упомянутую в начале поста. «Объяснялкины» создавались энтузиастами, которые желали быть замеченными и которых заметили. Все или почти все плюсы, минусы и просто особенности мультсериала происходят именно из этого факта. Собственно, пора поговорить о нём самом.

Синопсис, персонажи, сюжет

Объяснить, что такое… ладно, давайте без очевидных каламбуров. Впрочем, что правда то правда: что такое «Объяснялкины» рассказать не очень просто. Помните шутку из первого «Шрека» на тему огров и лука? Вот это оно в чистом виде.

«Объяснялкины» — скорее удачный эксперимент

Мультсериал очень многослойный, что, скажу сразу, далеко не всегда плюс. Нельзя сказать, что он только про научно-популярные сюжеты или что это семейная драма или что перед нами «очередной мультик для взрослых». Он одновременно всё из этого и ничего. Поэтому его не стоит смотреть только ради рассказа о том, что такое плагиат, рабство, искать сверхглубокий сюжет про токсичную семью, вставшую на путь исправления, под лупой выискивать метакомментарий на индустрию. Хотя, повторюсь, это всё в нём в разных пропорциях присутствует.

Я бы рад сказать, что такое многообразие тем и тематик — это достоинство проекта, но всё же нет. Есть такой приём, в первую очередь литературный: описать задумку как можно проще в одном-двух предложениях. Если начинаются проблемы, что-то теряется, что-то радикально меняет свой окрас — значит, есть проблемы, и надо обратить внимание. Мне кажется, хотя свечку не держал, что с «Объяснялкиными» такой приём никто не проводил. Впрочем, это ни в коем случае не приговор.

Сам сериал по форме — «сквозной» ситком. То есть каждая серия хоть и повествует о какой-то конкретной теме, но продолжает двигать общий сюжет, а также учитывает происходившее с персонажами ранее. Собственно, тема иронии/стёба над форматом типичного анимационного ситкома («Симпсоны», «Гриффины» и т. п.), где ничего не меняется годами, — одна из центральных и самых часто упоминаемых в сериале. Шутят на эту тему здесь очень по-разному, весьма остроумно и с неожиданных сторон.

Ещё одной часто поднимаемой темой является закулисье создания подобных проектов. Все эти вот студийные контракты, жёсткие условия, обязательный мерч, побочные проекты вроде игр и т. д. Вот здесь я могу уверенно сказать, что эту тему как раз не раскрыли. Если по «типичным ситкомам» мультсериал проходится катком, порой очень жестко и смело, то здесь он, напротив, касается темы поверхностно, без углубления и смелых высказываний. Ну да, есть студийные боссы, которые могут загубить своим отношением шоу, атмосферу в нём, порезать бюджеты, выворачивают руки создателям... Так и хочется спросить: «Ну хорошо, и что?». Хотя предпосылки для высказывания крайне интересных и смелых мыслей, необычного взгляда на проблематику, в той же серии про рабство, и не только в ней, были и ещё какие.

Объясняют за рабство, отмечу, что визуализация сего явления — выше всяких похвал. 
Объясняют за рабство, отмечу, что визуализация сего явления — выше всяких похвал. 

Сам же сюжет повествует про семейство тех самых Объяснялкиных. Это, если что, такая фамилия, имён у персонажей же здесь нету вообще — смиритесь. Дескать, отец любил объяснять сыну разные вещи, что переросло в шоу, которое в определённый момент заметили, был подписан «дьявольский» контракт и непосредственно попытки от него избавиться — это центральная ось сюжета. При этом сама семья максимально далека от идеала: у всех-ко-всем накопилось изрядно претензий. Что за они, откуда появились, в чём состоят — это ещё одна немаловажная часть сюжета.

Скажу прямо: вот эти вот семейные дрязги — один из лучших моментов мультсериала. Это не совсем то, чего ожидаешь от подобных шоу, и уж точно не то, что обычно делают сколько-нибудь хорошо, но семейная драма здесь в кои-то веки подана, на мой вкус, довольно интересно. Во многом это достигается потому, что, во-первых, присутствует динамика отношений, напоминаю — ситком сквозной. Во-вторых, почти все персонажи оказываются по итогу глубже, чем казались изначально. Ловкий, хоть и немного однообразный приём: по факту он повторится за сериал три или четыре раза.

На картинке присутствует оптическая иллюзия: кажется, что персонажей пять, но на самом деле их на ней всего три
На картинке присутствует оптическая иллюзия: кажется, что персонажей пять, но на самом деле их на ней всего три

Персонажей, о которых есть что сказать, не так уж и много, как для подобного шоу. Даже пятёрка главных героев, на самом деле, скорее тройка. Бабка (я уже говорил, что имён не будет, да?) — персонаж-шутка, причём шутка довольно однообразная. Роль Сына сводится к периодическим вопросам и в целом незамутнённому взрослым цинизмом взгляду на происходящие вещи. Если бы я чуть лучше разбирался в ситкомах, то сказал бы, что это тот персонаж, через которого происходит связь зрителя с шоу.

Вся суть на лицо
Вся суть на лицо

Про остальных можно поговорить и подробнее. Папа Объяснялкин — это довольно распространённый тип персонажей в ситкомах: мужчина за тридцать, с ярко выраженным кризисом среднего возраста. Эгоистичный, жадный до славы и денег, он искренне считает шоу своим и только своим детищем. При этом, в отличие от многих подобных персонажей (того же Джерри из «РиМ»), папа не совсем потерянный. Он отнюдь не бесталанен, и именно на этой плодородной почве вырос небывалый эгоизм, а шоу считает своим, т. к. не всегда видит поддержку других членов семьи, хотя ратует за него всей душой.

Бурное боевое прошлое
Бурное боевое прошлое

Дед Объяснялкин — явный продукт влияния Сыендука. Дед-пердед, творящий, цензурно выражаясь, хаос, — его да-а-а-а-авня шутка. По своей сути трикстер с бурным «боевым» прошлым. Именно он подписал тот злополучный контракт, чем обрёк семью на своеобразное рабство. Так поступить у него были причины, сразу несколько, причём весьма серьёзных и взрослых. Не буду спойлерить, вместо этого скажу вот что: это не работает. Как написано выше, персонаж в своей сути — классический трикстер, и то, что создатели ВДРУГ решили сделать его глубже за счёт появления отнюдь не шуточной мотивации, выбивается из происходящего. Это выглядит искусственным и по-своему натянутым сюжетным ходом, и по итогу ты не веришь в него. Лично я не поверил. Думаю, что лучше было бы оставить как есть: хаос ради хаоса, чем вот так натужно приписывать персонажу некую МОТИВАЦИЮ.

Мама Объяснялкина. Лучший персонаж мультсериала. И не только этого. За её сюжетной аркой наблюдать было интереснее всего, и создатели явно это понимали, поэтому Мама раскрыта не только глубже остальных персонажей, но этому также уделено больше всего хронометража.

«Объяснялкины» — скорее удачный эксперимент

Кажется циничной, отстраненной и эгоистичной особой, которой нет никакого дела до своего мужа и его шоу. Однако по ходу сериала нам будут постоянно давать намёки, что это не совсем так. Дальше будет территория спойлеров, на которую я заходить не хочу и не буду. Повторю лишь уже сказанное: лучший персонаж сериала, с которым связан лучший момент всего сериала, и заодно лучшая сюжетная арка сериала.

«Объяснялкины» — скорее удачный эксперимент

Коммерс/Продюсер/Белобрысый в красном костюме. Скажу прямо: главный промах мультсериала. Подаётся как злодей, но по итогу оказывается скорее антигероем с архитипичной мотивацией в духе: «Марта?! Почему ты назвал это имя?». С ним есть пара неплохих сцен, множество хороших шуток, но в остальном... Про него нечего сказать.

Что насчёт настоящего главного злодея? Ну, он есть вроде как. И лучше бы им был Коммерс. Это всё, что можно про него сказать. Возможно, если будет продолжение, то злодей получит какое-то развитие. Вернее, честнее будет сказать хоть какое-то. Но то, что я увидел в первом сезоне, — это убогое зрелище, откровенно выбивающееся из общей стилистики, как сюжетной, так и визуальной.

Просто чтобы вы понимали: в процессе написания этого текста я долго думал, спойлерить ли, кто там на самом деле злодей, или вернее сказать, что он из себя представляет. И это были мысли не о том, стоит ли раскрывать сюжетные ходы, нет! Мысли эти касались того, стоит ли «подсластить пилюлю», ведь если знать наперёд, как и что, итоговое разочарование будет меньше. Кратно меньше. Как несложно заметить, личный опыт я вам решил не портить))

Всякое разное, положительное и не очень

Если говорить про рисовку, она приятная. В рамках российского стримингового проекта и заданного бюджета всё очень хорошо. Ключевое правило хорошей анимации: «главное не качество, а стилистика и стилизация» здесь соблюдается в полной мере. Стильно, красиво, в меру оригинально.

Отдельно отмечу ещё пару весьма примечательных моментов, непосредственно с рисовкой связанных: сериал не стесняется постоянно экспериментировать с визуальным стилем, переходы между сценами сделаны со вкусом и очень оригинально.

ониме
ониме

Как и положено современному проекту, особенно от таких создателей, немало места уделено отсылкам, оммажам и даже ироничному плагиату. Это палка о двух концах.

Сериал очень «попкультурный», то есть если вы погружены в это вот всё массовое и популярное, то найдете здесь невероятное количество каких-то мелочей, деталей и вышеупомянутых оммажей. Если же не погружены, то всё это спокойно пройдёт мимо. Отсылки здесь не на первом плане или, во всяком случае, не всегда на первом и чаще всего самодостаточны. Они создают фон, дают повод нажать на паузу и приглядеться, что же там такое промелькнуло смутно знакомое.

Великое отсылает к гениальному. Хотя, как по мне, такие моменты (их пара на весь сериал) — это откровенный перебор с отсылочной частью
Великое отсылает к гениальному. Хотя, как по мне, такие моменты (их пара на весь сериал) — это откровенный перебор с отсылочной частью

Одновременно с этим здесь довольно странная ситуация с отсылками на русскую культуру. Вот возьмём ту же «Кибердеревню» — густым слоем, почти в каждой серии там раскиданы какие-то элементы советского и российского кино, привычные бытовые вещи и мотивы. В «Объяснялкиных» такого практически, притом что отсылок на минуту экранного времени ничуть не меньше. В данном мультсериале вообще на удивление мало «российского» для российского-то медиапроекта. Хорошо это или плохо, судить не берусь. Точно лучше так, чем как одна отечественная франшиза безостановочно лепить в детских мультиках отсылки на завсегдатаев «голубых огоньков» и иже с ними.

Объяснение подобному решению, а вряд ли это произошло само собой или случайно, лежит на поверхности: нельзя критиковать то, чего нет. Существовал бы жанр российских мультсериалов-ситкомов, «Объяснялкины», вероятно, выглядели бы как нечто среднее в нём и критиковали соответственно, однако такого жанра нет. Поэтому мультсериал выглядит похожим на западные шоу и критикует их же.

Конечно, нельзя забывать и о том, кто такие создатели сериала: люди, порой невероятно глубоко погруженные в мировую попкультуру. Ожидать от них какого-то зашкаливающего «славянофильства» так же наивно, как и рассчитывать, что к 4-му сезону «Ведьмака» его создатели возьмутся за голову и наконец прочитают первоисточник.

«Объяснялкины» — скорее удачный эксперимент

Касательно юмора, а его здесь очень много, мне он зашёл. Не весь, не всегда, но в целом сериал заставлял регулярно хихикать, иногда даже в голос. Тут важно понимать: если вам не нравится творчество Сыендука, то и сериальный юмор вам вряд ли зайдёт. В остальном: современный, не изобилующий чрезмерной пошлостью юмор с вышеупомянутыми остылочками.

В этом же блоке коснусь темы оригинальности мультсериала. Когда создаётся постмодернистский проект с кучей отсылок, очень легко переступить тонкую грань между высказыванием и копированием того, что ты пытаешься высмеивать. «Объяснялкины» в этом плане чуть-чуть перебарщивают, порой заигрываясь с «оммажами» (привет читавшим\смотревшим Гарри Поттера) — но грань тем не менее не переходят и в тупую копирку уже существующего не превращаются. Почти.

«Объяснялкиных» нередко сравнивают с «Риком и Морти», и, на мой взгляд, такое сравнение ложно. Оно возникает главным образом из-за голоса Сыендука, который озвучил некоторых героев, и схожести архетипов персонажей: Рик — Дед, Джерри — Папа. Однако, кроме этого, общего довольно мало, если, конечно, не считать всё тех же отсылок и высмеивания.

Точнее даже так: общего сильно меньше, чем могло бы быть. Ведь «Рик и Морти» тоже создавались с темой высмеивания устоявшихся штампов индустрии, а у руля проекта стоял Дэн Хармон — человек невероятно погруженный в культуру кино и сериалов, постоянно ретранслирующий это на свои проекты.

Ещё из проектов, безусловно выступивших как минимум источником вдохновения, является «Адам портит всё». Данное шоу я не смотрел, поэтому однозначно сказать этого не могу, но подозреваю, что и в его случае до откровенного плагиата дело не дошло.

Вывод

Местное ТВ — постоянная тема для шуток разной степени удачности, и, пожалуй, самый зашедший слишком далеко «оммаж». Если не считать главного злодея
Местное ТВ — постоянная тема для шуток разной степени удачности, и, пожалуй, самый зашедший слишком далеко «оммаж». Если не считать главного злодея

Так что по итогу, стоит ли смотреть? Скорее да, чем нет. Во-первых, сериал не такой уж длинный и точно не затянутый — 8 серий по 20 минут + примерно 15 минут ютубных короткометражек. Во-вторых, как и любой проект, созданный энтузиастами, дорвавшимися до студийных денег, данный мультсериал не отличается некой стерильной студийной выверенностью, которая неизбежно губит всё оригинальное и смелое. Напротив, «Объяснялкины» однозначно создавались с душой, с огнём в сердце, с большим желанием высказаться на те или иные темы.

Не везде это сработало: энтузиазм не всегда лучшая замена профессионализму. Сериал порой как будто сам не знает, что он такое и даже чем хочет быть. Ему не хватает выверенности, шлифовки. Некоторые моменты откровенно провисают, а отдельные сюжетные ходы нужно было переделать ещё на этапе драфта сценария.

Впрочем, а кого тут обвинять в непрофессионализме? Людей, которые ещё вчера делали короткие ролики на Ютубе? У которых нет гигантского портфолио? Которые, по слухам, доделывали мультсериал даже после исчерпания бюджета? Для первого крупного проекта студии, ядро которой состоит из энтузиастов, результат сильно выше среднего.

«Объяснялкины» — скорее удачный эксперимент

Ещё одним доводом «за» просмотр является то, что, несмотря на определённые оговорки, «Объяснялкины» — это «российский» мультсериал для подростков и взрослых. Редчайший зверь в наших краях. Франшиза «Богатырей», «Смешариков» (в меньшей степени) и другие создаются с прицелом в первую и главную очередь на детскую аудиторию, с тем расчётом, чтобы взрослым, находящимся в момент просмотра где-то рядом, было не совсем уж скучно. Можно долго рассуждать, почему у нас до сих пор считается, что «мультики — только(!) для детей», но оно так есть.

«Объяснялкины» как раз очень хорошо показывают, что это совсем не так. Что подобное отношение к зрителю устарело. Оценки мультсериала (8,2 на «Кинопоиске») ясно говорят, что аудитория для таких проектов есть — самих проектов нет. Зато есть таланты, которым просто надо дать денег, и они сделают мультсериал, практически ничем не уступающий, а местами превосходящий западные мультситкомы.

И мне бы, как любителю анимации, очень хотелось видеть больше таких проектов от отечественных создателей. Поэтому — да, можно, и в определённом смысле как форму поддержки, даже нужно посмотреть «Объяснялкиных». Просто не ожидайте чего-то невероятного или прорывного, и тогда «Объяснялкины» вас очень, по большей части, приятно удивят.

1818
9 комментариев

Тут лонг больше чем сам сюжет объяснялкиных
Оценки мультсериала (8,2 на «Кинопоиске») ясно говорят, чтокинопоиск накручивает? Я абсолютно не понимаю, за что там такая высокая оценка.

6
Ответить

Тут лонг больше чем сам сюжет объяснялкиныхИ писался явно дольше))
кинопоиск накручивает?Безусловно. Любому своему проекту накручивает и многим другим тоже.
Я прекрасно осознаю что довод "жиденький". Просто опереться не на что, а писать "сериал удался потому что мне понравился" - ну так себе идея. Вот и получился такой байт на комменты))

Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

По такой логике никакие оценки ни о чём не говорят. Всем, везде, всегда накручивают (нет).

Ответить

На ютубе понравилось, а в Инопоиске первая серия скорее оттолкнула. Может, потом как-нибудь досмотрю.

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить