Американское чтиво (2023)

Претендент на главные номинации Оскара, а также «разоблачитель» современного нарратива «чёрной повестки» — по крайней мере, часто примерно такую риторику я видел на просторах интернета. К сожалению, я абсолютно не согласен этим. Мой тезис противоположен: фильм «Американское чтиво» не разоблачает современное движение BLM, а бессовестно его эксплуатирует, спрятавшись за маску контркультурного высказывания.

Американское чтиво (2023)

Фабула фильма интересная. Некий темнокожий мужчина средних лет по прозвищу Монк — учитель и писатель «высокого полета». Его книги глубокие, насыщенные вечным смыслом, изысканным литературным стилем и остроумными отсылками на классику. Правда, нам никак не раскрывают его писательский талант. Мы знаем о том, что он великий творец лишь из уст нескольких человек, настоящих ценителей, среди которых его мама, девушка и литературный агент, причём на этом список почти что заканчивается... Ну и конечно, раз он великий писатель, то его книги практически не продаются. Классика жанра — непризнанный гений, так еще и чёрный, произведения которого лежат на полках в рубрике «афроамериканские исследования», хотя в них написано совсем не о проблемах чёрных.

С самых первых секунд раскрывается мировоззрение персонажа — он не верит в то, что современные афроамериканцы — набор ходячих стереотипов о гангстерах, рэперах и т.д. Монк сам противопоставлен этому образу — интеллектуал, преподаватель, ходит в очках и даже не курит! Его не пугает слово «ниггер», так как он понимает, что это всего лишь слово, но тем тягостнее ему наблюдать, как дешёвые литературные поделки про «тяжелую жизнь чернокожих в гетто» закрепляют в обществе вышеуказанные мерзкие стереотипы. Он не верит в такой мир, так как вырос в хорошей семье, получил достойное образование. Ему кажется, что проблемы чернокожих выдумали нечистые на совесть писатели и издатели с целью продажи «толерантности» глупой публике.

Но происходит ряд обстоятельств, теперь нужны деньги, «правильная» литература не продаётся, значит надо действовать иначе. Он пишет стереотипный роман о чернокожих гангстерах, даже в действительности не надеясь выручить с этого немного денег. В общем-то, это лишь шутка, издёвка автора и «протест», который раскручивается до очень серьезных вещей.

Если честно, в некоторых моментах я смеялся в голос. Настолько абсурдная ситуация, когда Монк невольно создаёт себе образ сбежавшего из тюрьмы гангстера, а затем ему приходится ещё и подыгрывать для продажи прав на книгу за хороший прайс. Комедийная составляющая действительно впечатляет.

Когда строишь из себя «гэнгста»
Когда строишь из себя «гэнгста»

Но в определённый момент я себя поймал на мысли. Почему практически все белые персонажи в фильме — меркантильные мразоты, а чернокожие — такие милашки, да впридачу геи (куда-ж без этого)? Да потому что фильм не пытается прорваться сквозь стереотипы или повестку, он создаёт собственную повестку, закрученную в спираль. «Чтиво» выставляет современных людей лицемерными потребителями «толерантности». Здесь никакой речи не идёт о том, что BLM как-то преувеличивает или искажает проблему. Наоборот, всё говорит о том, что расовый вопрос стал «продуктом», который создаётся, может быть, и чёрными для чёрных, но поставляется белыми. При этом сама проблема, естественно, существует (в головах авторов).

Нет никакого разоблачения, потому что фильм подразумевает, что это «истина», просто доведённая до абсурда «эффективными менеджерами» с целью наживы. Особенно ярко лицемерие белых показано в сцене, где литературные критики судят произведение Монка. Все белые члены жюри просто из кожи вон лезут, облизывая его достоинства. И только темнокожим прозорливым ребятам эта книга видится пустой и искусственной, какой она на самом деле и задумывалась.

То есть, объектом критики фильма становится даже не какая-то абстрактная публика, помешанная на толерантности, а корпорации, использующие её. Причем практически все их представители почему-то «снежки». Вот уж разоблачение! Не знаю, как для вас, а для меня это те же «повесточные» яйца, только в профиль. Я действительно получил удовольствие от комедийной составляющей фильма, но его посыл для меня ничем не лучше, чем в любом другом фильме про судьбу «несчастных негров из гетто».

Белые «лицемеры» против чёрных «рыцарей истины»
Белые «лицемеры» против чёрных «рыцарей истины»

Справедливости ради стоит отметить, что фильм акцентирует некоторое внимание на ту деталь, что Монк сам стал источником этого лицемерия, создав своё произведение. Тем не менее, не он заставляет людей это покупать или хвалить. Ему вообще противен этот роман. Просто люди настолько ослеплены «толерантностью», что абсолютно не видят искусственности и нелепости стереотипов, которыми кормятся. Наверное, с этой точки зрения фильм действительно имеет здравый посыл, но если бы авторы более четко попытались акцентировать внимание именно на глупость и ведомость современного общества, то это бы уже могло претендовать на достойное контркультурное высказывание. А так, это лишь очередная беззубая критика капитализма. Увы!

А в концовке фильма вообще исполняется изящная сюжетная загогулина, превратившая всё в постиронию и чуть-ли не сон собаки. Увы!

1111
7 комментариев

Мой тезис прост: фильм «Американское чтиво» — не разоблачает движение BLM (и иже с ним), а бессовестно его эксплуатируетЭмм, а как оно должно было их разоблачить? Выложить отчёты по тратам фонда или что? Любая комедия по сути паразитирует на объекте высмеивания, а уж насколько это получается - всё отражение в глазах смотрящего. Вот к документалке заход бы подошёл.

4

Комментарий недоступен

3

Выложить отчёты по тратам фондаЯ бы на это посмотрела. Интересно, там тоже личные карточки к сборам прикрепляют?

Фильм высмеивает все столпы жанра оскарбайта, предлагая альтернативу. Мне фильм понравился

4

Мне "Чтиво" прям очень зашло. Однозначно входит в мой личный топ-3 оскаровских фильмов прошлого сезона (наряду с "Оставленными" и "Бедными-несчастными").

1

Мне показалось или линию с больной мамой они вставили в фильм, только для того, что-бы обосновать его побег от продюсера при звуке мигалки скорой помощи? Кажется, полфильма можно выкинуть в мусорное ведро, именно часть про семью. Сама же сатира получилась беззубой и недожатой. Нечто подобное было в Герое Наших Снов (2023). Где авторы будто боятся зайти слишком далеко в своей иронии. А так полностью согласен с мнением.