Гора мертвецов: обзор «Перевала Дятлова»

Впечатляющий российский мини-сериал о таинственной трагедии, рассказывающий историю тургруппы с довольно необычного ракурса.

Совсем недавно российский сериал «Эпидемия» получил своеобразную вторую жизнь. Его заметили на Западе, в твиттере о нём благосклонно отзывался сам Стивен Кинг, а на главной странице Netflix шоу долго держалось в категории «популярно сейчас».

И вот теперь на стриминговом сервисе Premier вышел новый сериал от тех же авторов — «Перевал Дятлова». Он, как можно догадаться, рассказывает о таинственном случае исчезновения советской тургруппы в горах Свердловской области.

Гора мертвецов: обзор «Перевала Дятлова»

Многие, наверное, помнят неудачный фильм «Тайна перевала Дятлова» Ренни Харлина — и легко представить, что его наследие (а также недоверие к российскому кино в целом) может отвернуть многих потенциальных зрителей от проекта Premier. Хотя это — не только лучший отечественный сериал года, но и, вероятно, одно из самых интересных многосерийных произведений 2020-го в принципе.

С той самой «Тайной перевала» новый сериал, разумеется, ничего общего не имеет и в принципе подходит к истории дятловцев с совсем другой стороны. Шоу делится на две равноценные части: нечётные серии тут рассказывают про майора КГБ, который расследует дело об исчезновении и смерти студентов, а чётные показывают последние дни самой тургруппы.

Причём они очень по-разному сделаны. Нечётные — цветные, в стандартном «киношном» соотношении сторон 2,39:1 и сняты на 16-мм плёнку (которой, кажется, ещё увеличили зернистость на пост-продакшене, чтобы точно было видно специфическую фактуру). Чётные — чёрно-белые и «квадратные», снятые в 4:3, но зато на современную «цифру».

Гора мертвецов: обзор «Перевала Дятлова»

Ещё есть эпизоды военных флэшбеков двух разных героев: того самого майора КГБ (его играет Пётр Фёдоров) и самого старшего дятловца, Семёна Золотарёва (Егор Бероев, которого вы можете помнить как Эраста Фандорина из «Турецкого гамбита»). В них изображение тоже отличается — они сняты на цифровые камеры, причём с явно завышенной резкостью. Отчего выглядят эти эпизоды очень странно и как-то по-особому неуютно. Как, думается, и должны.

Это стилистическое разграничение — не просто пижонский приём (хотя и таких тут хватает: нельзя забывать, что мы имеем дело с авторами «Эпидемии»). Разделяя сюжетные линии визуально, создатели «Перевала Дятлова» создают два отдельных, лишь изредка пересекающихся нарратива, разных по настроению и жанру.

История майора КГБ — этакий детективный нуар, последние же дни тургруппы Дятлова сняты как советское оттепельное кино 60-х. Что-то в духе «Летят журавли» или «Неотправленного письма» Михаила Калатозова со свойственными ему глубокими мизансценами и сложными движениями камеры.

Гора мертвецов: обзор «Перевала Дятлова»

Впрочем, «Перевал» — не только стилистическое достижение. Сериал очень неординарно подходит к осмыслению мифа о дятловцах, всех тех бесчисленных теорий о реальных причинах их гибели. Здесь вспомнят и про странные огни, которые люди видели в небе в тот день, и про беглых зэков с находившегося неподалёку Ивдельлага, и про возможное нападение браконьеров, и, конечно же, про мистическое вмешательство горы Холатчахль, которую местный народ манси называл «мёртвой».

Что любопытно, авторы не выдумывают версии сами — а берут те, которые действительно проверялись следствием или возникли позже в научных или эзотерических кругах. «Перевал Дятлова» собирает их все воедино и наконец прорабатывает каждую отдельно, а не просто заявляет: «ну, это были мутанты» или ещё что-нибудь в таком духе.

Тут как раз очень интересно работает структура сериала. Скажем, в одной серии герой Фёдорова находит очередную зацепку, которая может указывать на ту или иную причину гибели студентов. В следующей же мы видим, как это отражается в истории самих дятловцев. Из-за того, что сериал бросает зрителя из одного таймлайна в другой, он постоянно сохраняет интригу: мы не знаем, какая из версий окажется верной, и что именно следующая находка майора КГБ означает для бедных студентов.

Гора мертвецов: обзор «Перевала Дятлова»

Авторы сериала вообще оказались в довольно незавидном положении. Реальная причина гибели тургруппы до сих пор не установлена, и любые их домыслы могли быть восприняты в штыки. Конечно, они несколько обезопасили себя сюжетно — герой Фёдорова тут работает вне протокола, секретно, а значит никаких исторических свидетельств о нём (даже если бы он существовал на самом деле) остаться не могло.

Ну а историю дятловцев в принципе рассказать некому — не считая сохранившихся дневников туристов. Где о последней, смертельной для группы ночи, понятно, ничего не написано. Не до этого было.

Гора мертвецов: обзор «Перевала Дятлова»

И всё же слишком велик соблазн был закончить сериал некоторой недосказанностью, оставить загадку в подвешенном состоянии. Авторы «Перевала Дятлова» этого, к счастью, делать не стали. Чтобы не спойлерить, чем именно заканчивается история туристов, скажу лишь, что выход авторы нашли чрезвычайно изящный.

Ключом для понимания трагедии тут становятся те самые военные флэшбеки. В узком смысле — следствия пост-травматического синдрома героя Фёдорова (мудрец-манси называет это «злым духом», но суть от этого не меняется). В широком — индикатор глобальной военной травмы всего советского народа, последствия которой тут и там всплывают в событиях «Перевала Дятлова». И нет, никакой мистики здесь (почти) нет — причина обезоруживающе простая и, скажем так, очень уважительная по отношению к погибшим туристам.

Гора мертвецов: обзор «Перевала Дятлова»

Обращение к теме военной травмы, к слову, можно считать как часть оммажа оттепельному кино. Калатозова в «Летят журавли» ведь тоже интересовали не сами сражения, а то, как война влияет на простых людей. Для нашего современного кино такой ракурс определённо очень полезный — в кои-то веки Великая Отечественная интересна авторам не с точки зрения геройств и злодейств, а тем, как он повлияла на сознание целой нации.

Этот приземлённый подход к истории чувствуется и в том, как именно в сериале показана сама тургруппа. Авторы осмысляют весь тот мифический контекст, в котором существует история дятловцев, но в то же время избавляются от него. Показывают погибших студентов простыми живыми людьми, способными на ошибку, злость или любовь.

«Перевал Дятлова» как бы напоминает, что группа Дятлова — это не просто объекты мифической истории. В первую очередь они — такие же, как мы, парни и девушки, которым просто не повезло оказаться в ту ночь на горе Холатчахль. Простая мысль, да, но работает она очень мощно: мы ведь действительно никогда не думаем о них как о людях, и даже я тут в обзоре называю их общим словом «дятловцы».

Гора мертвецов: обзор «Перевала Дятлова»

Сериал же смотрит на историю через очень гуманистическую оптику. Детективную линию авторы оставляют герою Фёдорова (хотя и та заканчивается не неожиданным поворотом, а скорее личной драмой), а вот сюжет про тургруппу Дятлова рассказывают как щемящую трагедию ни в чём не виноватых людей.

Финальный эпизод, например, не о том, «почему» погибли студенты. А о том, «как» это произошло. И закончись история неожиданным поворотом, она наверняка бы оказалась быстро забываемой — эффект неожиданности в принципе длится недолго.

Но нет, авторы заставляют зрителя проживать с героями их последние минуты. «Перевал Дятлова» вообще делает удивительную вещь — заставляет всерьёз волноваться за жизнь персонажей, которые, и это известно с самой первой минуты, абсолютно точно умрут. И всё равно ты смотришь и надеешься на чудо, что, может, они как-то выберутся и не погибнут.

«Как же мы так попались?» — спрашивает ближе к концу один из студентов, Георгий Кривонищенко. И в этом простом, но таком понятном вопросе больше жизни и драмы, чем в любой конспирологической теории.

Гора мертвецов: обзор «Перевала Дятлова»

Конечно, «Перевал Дятлова» — не идеальный сериал. В нём есть проблемы с визуальной избыточностью, хоть и не такие серьёзные, как у «Эпидемии». К тому же, российское жанровое кино всё ещё не научилось разговаривать — диалоги в эпизодах с Фёдоровым порой звучат довольно нелепо (а вот в ч/б сериях всё отлично, как ни странно).

Но это точно один из самых интересно написанных и снятых сериалов, когда-либо выходивших на постсоветском пространстве. Не каждая сюжетная линия здесь закрыта одинаково эффектно, но финальный эпизод ставит всё на свои места. В кои-то веки российское кино интересуют не идеи, а люди.

5555 показов
19K19K открытий
11 репост
213 комментария

Хороший однако сериал!

Ответить

Да! Причём мне «Эпидемия» не особо, так что ничего сильно не ждал. В итоге сидел всю последнюю серию в таком напряжении, какого давно, наверное, не испытывал

Ответить

Мне сериал понравился в целом. Чернобелые эпизоды в 4/3 вообще почти шедевр, особенно финальная серия.

Но вот военные флешбеки, любовная линия и вообще линия майора КГБ ощущается несколько лишней даже как-то.

Хотя и добавили в сериал мистики, но я рад, что в итоге показали самую адекватную версию случившегося.

Ответить

Я думаю, линия майора необходима как минимум для того, чтобы осмыслить в рамках одного сюжета все версии популярные. Как максимум — чтобы показать, насколько вообще, скажем так, человечна итоговая причина гибели. Тут ещё и довольно крутой посыл, мол, по-другому они поступить не могли, это у нас в крови, и все дела — и без рифмы в виде истории майора он бы не сработал. 

Ответить

Сериал и правда хороший, но вот с адекватной версией случившегося не соглашусь. По мне концовка слита, так как слишком много ошибок было допущено довольно опытными туристами у которых это был не первый поход. А их показали как новичков, которые полезли на сложный маршрут.

Ответить

Мне понравилось, как сняли четные серии — пытались воспроизвести стилистику старых советских фильмов, вроде «Девчат» или «Весны на заречной улице» (хотя порой и музыку-то включали не в тему — например, в мелодраматических сценах звучит композиций Пахмутовой из «Трех тополей на Плющихе». Да-да, придирки, но это 1968-й год, а не 1959-й :).

Отлично подобрали артистов, особенно молодых, у которых лица еще не «растиражированы». Из «старших» порадовал Егор Бероев: убедительно и лихо сыграл «дятловца» с самой загадочной биографией — Золотарева, вокруг фигуры которого не одна версия крутится. Здорово Дубинину и Колмогорову сыграли девчонки-актрисы. Про драматизм и трагичность финала и говорить не стоит — снято и сыграно великолепно, это действительно тяжело было смотреть. Примерно так себе и представлял ту страшную ночь с 1 на 2 февраля 1959 года. В конце концов, какая бы версия событий ни была истинной, а погибли ребята из-за сильнейшего переохлаждения и обморожения.

Но давайте все же не ограничиваться дифирамбами в сторону сериала. Дело в том, что у нас в Екатеринбурге многие эту историю хорошо знают и довольно трепетно относятся к деталям. И некоторые моменты сериала «переварить», простите, получается с трудом.

Почему из Юрия Юдина сделали какого-то лепечущего труса, верующего в лесных бабаек? Человек сошел с маршрута из-за сильнейшего воспаления седалищного нерва, до последнего сопротивлялся боли и шел с группой Дятлова пока мог. И всю жизнь потом занимался туризмом, развивал его на Урале и, как и прочие ветераны уральского турспорта, пытался разобраться в деталях той трагедии. А сериальщики, взяв его настоящие имя и фамилию, выставили недавно скончавшегося человека в таком неприглядном свете. Очень обидно за Юдина: сперва Рене Харлин в своем фильме его поместил в психлечебницу, теперь это вот…

Зачем развели мистику с манси? Хотя материалы дела прямо говорят о том, что манси с большой охотой помогали следствию, никаких «сакральных мест» не защищали  и вообще ко всем туристам относились с уважением и рады были принять.

Зачем сильнейшую и драматическую сцену восьмой серии слили одним единственным коротким эпизодом с появлением снежного зомби-капитана-особиста? Почему полностью проигнорировали всю ту информацию, которую годами собирали виднейшие уральские эксперты по туризму и горные спасатели, лично участвовавшие в поисках группы Дятлова (Бартоломей, Сагрин, Кикоин)? Почему проигнорировали дневники Колмогоровой и Дубининой, вместо настоящих переживаний разбавив сцены драмой-на-троих?

В общем, минусов немало. Но и плюсы есть. И как бы меня не раздражали эпизоды со следствием вымышленного майора Костина, как бы не обидно было за переделку многих реальных событий в угоду экшеновости, надо признаться, что поработала съемочная бригада умело. Ну и кульминация всей трагедии в восьмой серии показана чудовищно. В том смысле, что невероятно, пугающе реалистично. Вечная память «дятловцам», благодарность создателям сериала за то, что подняли интерес к этой истории у людей, ну и автору статьи респект и «плюсик»!

Ответить

Почему из Юрия Юдина сделали какого-то лепечущего труса

Вот да. За Юдина максимально обидно было. Крайне неприятно, особенно когда человек уже умер и не может ответить.

Ответить