«Веном»: заниженные ожидания и удовольствие от просмотра
Почему обруганному критиками фильму стоит дать шанс.
Бывают такие фильмы, которые вызывают скепсис прямо с момента анонса — например, мультфильм про эмодзи, радикальная перезагрузка «Охотников за привидениями» под тем же названием или экранизация цикла «Тёмная башня», умещённая в один полуторачасовой фильм.
Все упомянутые примеры — проекты Sony Pictures, и это неслучайно. За последние годы над странными решениями руководства студии и стоящими за ними примитивными мотивами и рассуждениями, о которых стало известно благодаря масштабной утечке данных, не поиздевался только ленивый.
Не так давно Sony превзошла саму себя, анонсировав целую киновселенную, от которой ничего хорошего не ждал, кажется, никто. Долгие годы пытаться построить собственную франшизу о Человеке-пауке, загнать её в тупик после второго же фильма, фактически расписаться в собственной некомпетентности, отдав популярного персонажа в аренду Marvel Studios, а затем поставить всё на «киновселенную о врагах Человека-паука, но без Человека-паука» — это звучит абсурдно по любым меркам.
Интернет наполнился аналитикой от любителей комиксов — фанаты пытаются представить себе, как может выглядеть сольный фильм о Крэйвене-охотнике, кому могла прийти в голову идея отдельных фильмов о таких малоизвестных персонажах, как Шёлк и Найтвоч, а главное — чем все эти люди будут заниматься в киновселенной, в которой не будет Человека-Паука. Первой частью странной франшизы должна была стать картина об инопланетном паразите Веноме.
Судьба «Венома» с самого начала казалась мне предрешённой: мертворождённое начало мертворождённой франшизы; отчаянная попытка Sony выжать хоть что-нибудь из своей долгоиграющей лицензии, которой предстоит стать объектом насмешек и поводом для очередной порции разговоров о некомпетентности руководства студии, а затем отправиться на свалку истории.
Потом были сумбурные трейлеры и маркетинговая кампания, а затем — абсолютно разгромные отзывы критиков. Кино называли вымученным, шаблонным, бездушным — ровно таким, каким я нарисовал «Венома» у себя в голове.
Ну а вслед за этим последовали уже привычные восторженные отзывы фанатов и обвинения критиков в заговоре. Ситуация с «Отрядом самоубийц» и «Лигой справедливости» научила меня тому, что ярые фанаты могут найтись у любого фильма по комиксам, — даже у самого чудовищного, — так что особого значения этим отзывам я не придал.
В кинотеатр пошёл скорее из чувства долга — чтобы быть в курсе, — и был настроен получить удовольствие хотя бы от того, насколько фильм плох. Первые полчаса я ждал, когда же закончится удачная часть и начнётся тот бездушный и не выдерживающий критики фильм, на который я, собственно, и пришёл. Он так и не начался — «Веном» неожиданно стал одним из моих самых приятных походов в кино за последнее время.
Есть такое понятие «guilty pleasure» — это когда вы, например, получаете от фильма удовольствие, но понимаете, что он плох. Это совершенно не тот случай: я искренне не понимаю, чем плох «Веном». Кроме того, что в нём не обошлось без какого-то количества сюжетных дыр, и того, что он похож на фильм «Апгрейд».
Многие критики сходились в том, что играет Том Харди хорошо, а то, как показано взаимодействие его героя с симбиотом — единственное достоинство фильма. Я с этим даже соглашусь, только вот, как мне показалось, кроме игры Тома Харди и взаимоотношений Эдди Брока с Веномом фильму ничего и не нужно. Любовная линия, злодей и его план, экшен-сцены — всё это существует только в качестве фона для очаровательной истории о том, как журналист-неудачник и кровожадный паразит из открытого космоса сумели найти общий язык.
Прежде всего, «Веном» от режиссёра культового «Добро пожаловать в Zомбилэнд» — это комедия. Тут действительно очень мало «классических» шуток и гэгов, после которых можно вставить закадровый смех — как это принято в фильмах Marvel (Тор заходит в вагон метро посреди битвы — аудитория смеётся).
Юмор в «Веноме» основан на ситуациях, персонажах и их взаимоотношениях — аудитория смеётся не после определённых моментов, а на всём протяжении сцен и диалогов. Я, например, не смог сдержать смеха, когда на вопрос ошеломлённого после расправы над отрядом наёмников Эдди Брока «Ты будешь ещё кого-нибудь жрать?!», Веном, ненадолго задумавшись, серьёзно ответил «Вероятно».
Контраст между кровавыми расправами и спокойными диалогами, неожиданные высказывания и предложения Венома, уморительные реакции на происходящее Тома Харди, трогательные проявления заботы Венома об Эдди — всё это не только вызывает смех, но и заставляет проникнуться симпатией к персонажам. Даже к самому Веному.
История работает настолько хорошо, поскольку образ симбиота держится сразу на нескольких популярных архетипах массовой культуры, причём в каждый из них вносит изюминку тот факт, что Веном — кровожадный инопланетный паразит.
Первый архетип — «друг, который неожиданно появляется в вашей жизни и наполняет её приключениями», основан на общечеловеческой детской мечте. Взаимоотношения между Эдди Броком и вселившимся в него Веномом — это, по сути, отношения между Малышом и Карлсоном, с поправкой на то, что Карлсон в этой ситуации не только постоянно выдумывает новые способы «пошалить», но ещё и пытается сожрать всё, что движется.
Второй — «волшебный старший товарищ». Это тоже детская мечта, и примеров воплощения этого образа в искусстве масса — взять хотя бы Рика и Морти, или пионера Вольку и Старика Хоттабыча. Веном периодически ведёт себя по отношению к Эдди Броку именно так — выполняет его желания со словами «что ж ты сразу не сказал», трогательно стремится помочь ему наладить личную жизнь. А между этим пытается сожрать всё, что движется.
Ещё один архетип — «негодяй с золотым сердцем». Культовыми персонажей Хана Соло и Джека Воробья сделал, во многом, именно тот факт, что в их мотивах зритель сомневается до самого конца: когда в финале Джек в очередной раз оказывается на правильной стороне, аудитория вздыхает с облегчением и начинает любить его ещё сильнее.
Логика подсказывает, что в финале фильма Веном тоже должен будет сделать нечто хорошее и правильное. И тут прекрасно то, что никаким «золотым сердцем» кровожадный паразит не обладает: от своей основной цели — сожрать всё, что движется, — симбиот практически не отступает до самого конца картины. И именно этот контраст заставляет умиляться вдвойне, когда тот наконец демонстрирует минимальные признаки эмпатии по отношению к своему носителю.
Многим не понравилась финальная битва — мол, создатели не смогли придумать ничего более впечатляющего, чем бой между двумя CGI-симбиотами. И действительно, с визуальной точки зрения сражение сделано не очень интересно — хотя до битвы двух «пантер» на рельсах из финала «Чёрной пантеры» тут всё ещё далеко.
Но если относиться к «Веному» не как к супергеройском эпику, а как к бади-муви о человеке и инопланетном хищнике, бой между пришельцами начинает играть новыми красками благодаря нестандартной мотивации Венома.
Вдумайтесь: Веном объясняет, что хочет помешать своим сородичам заполонить Землю только из-за того, что ему не хочется конкуренции. В своём мире он просто «неудачник», а тут его все боятся и считают чудом природы. Фактически, заглавный герой фильма вступает в финальную схватку со злом ради эксклюзивного права жрать всё, что движется, на планете Земля. Ну и ещё он необъяснимым образом привязался к своему носителю — тоже по схеме Малыша и Карлсона («Да, странно, но всё-таки я очень к тебе привязался, глупый мальчишка»).
Пусть CGI, пусть банальная постановка, но в том, что мы смотрим на экран и болеем за инопланетную тварь, единственная цель и мечта которой — жрать людей, — всё-таки есть какая-то магия.
Прямо перед финальными титрами фильм подобрался очень близко к тому, чтобы всё испортить. Когда Эдди Брок стал объяснять Веному, что «убивать можно только плохих людей, и то лишь в самом крайнем случае» и кормить пришельца шоколадками, я, впервые за весь фильм, снова вспомнил о киновселенной Sony, в которую симбиота всё ещё необходимо вписывать.
Когда Веном схватил грабителя и начал терпеливо объяснять ему, что если он ещё раз застукает его за этим занятием, то непременно убьёт, я успел загрустить.
«Всё понятно», — подумал я, — «Делали фильм о кровожадной инопланетной твари, которая боролась за монополию на поедание людей, а теперь всё сводят к очередной истории о народном мстителе-«антигерое» ради никому не нужной киновселенной. Ждём очередной беззубый «Отряд Самоубийц», в котором «злодеи» не будут делать ничего по-настоящему злодейского».
В этот момент Веном сказал грабителю: «Хотя, знаешь что, я передумал».
И сожрал его.