Сдержанная реальность против зрелищного вымысла: переломная точка «Ментовских войн»
Особенно важно ознакомиться с анализом первого сезона, потому что там заложен весь фундамент про актеров, ключевых персонажей, тонкости съемок и всё-всё-всё. Читайте, не пожалеете! Я до сих пор горжусь этой статьей. А теперь продолжим там, где остановились…
Содержание:
Ментовские войны-3
Год выхода: 2006
Страна: Россия
Количество серий: 12
Длина серии: ~50 минут
Студия: Панорама
Сезонов всего: 11 и фильмы
Считается, что сериал «скатился» после третьего сезона. Полагаю, это из-за смены подхода — после первой трилогии авторы перестали делать упор на сюжеты «на основе реальных событий», актеры стали буквально повторяться на разных ролях, да и за столько серий франшиза могла кому-то поднадоесть. Выражаюсь мягко, потому что я не разделяю мнение о «скатывании»… Ведь слабое звено это как раз таки третий сезон, а уж потом «Ментовские войны» снова станут интересными и увлекательными, просто другими способами.
Сюжеты третьего сезона — крепкий базис «Ментовских войн» без всего того, что делало прошлые фильмы такими увлекательными. Здесь присутствуют мрачная атмосфера, отличный саундтрек, дух эпохи, броские цитаты и остросоциальные темы, но не хватает захватывающего сюжета. В первом сезоне не спадало напряжение во время охоты за Шиловым, во втором сезоне каждый зритель переживал за Пашку на вокзале, а здесь… Нет такого. Да и повествование уж больно странное: многие сцены только путают зрителя. Вот уж точно детектив для умных.
Не буду томить и перейду к разбору каждого фильма сезона: «Казаки-разбойники», «Образ врага» и «Второй фронт». Каждый по 4 серии, как будет теперь всегда.
Казаки-разбойники
Скриншоты для атмосферы:
Инкассаторские разборки: одни инкассаторы повально мочат других, забирают деньги и отмывают их с помощью китайской мафии. Милиция не справляется, поэтому ФСБ решает воспользоваться делом как карьерным лифтом. Генерал нанимает приятного дальневосточного опера Алексея Берестова, а тот, вопреки начальству, объединяется с Шиловским отделом. Новый надежный друг и товарищ.
Третья расследовательская сторона — журналисты. В частности, Елизавета Орлова — новая страница в романтической жизни Шилова.
Когда заканчиваются съемки сериала, Елизавета снова прыгает в объятия Шилову, только теперь как Янина Соколовская, жена Александра Устюгова. Кто запутался, скажу прямее — парочка в сериале это супруги и в жизни.
Брак Янины и Александра продлился десять лет, а вот в сериале роман Шилова и Елизаветы не задался с самого начала. Журналистка сама стала приставать к Шилову, а тот начал с грубости, и только со временем разглядел ум и привлекательность девушки. А уже к четвертому сезону пара распалась.
Введение Алексея и Елизаветы, пара неплохих перестрелок, слом Екатерины и эмоциональная сцена с Джексоном — лучшие моменты фильма. Когда Джексона показали в минуты слабости, я даже подумала, что он самый нежный среди главных героев. Воссоздалась в памяти та его чувственная романтическая линия из прошлого, и здесь он так по-человечески сжалился… А потом я вспомнила, как он же бил подозреваемых, и отлегло.
Редкие сильные моменты не спасают фильм. Больше всего он страдает от отсутствия яркого лидера с преступной стороны и от рваного повествования. Всё объясняют в последние минуты, а после титров ты уже и забываешь, в чем была схема.
С преступниками в сезоне совсем плохо, приходится возвращать старых (это уже во втором фильме). Помните, например, «Кальяна» из первого сезона? Конечно помните, если смотрели. Вот это была харизма, от такого невозможно упустить ни одной фразы. Чудовище. А тут… Тьфу.
Тем не менее людям фильм понравился, и особенно любят отмечать, что он основан на реальных событиях. Только вот на каких именно? Я поискала, нападения на инкассаторов совершались ВСЕГДА, а связка с китайской мафией ни на что конкретное не указывает. Просто частый случай из милицейской практики без конкретных аналогов. Однозначный нашелся на странице сценариста и вдохновителя проекта, Максима Есаулова, где он сам же развеял заблуждения:
Скажем так, указанные Вами новости из ТВ прошли уже несколько позже, нежели были написаны сценарии, но тем не менее, разумеется, сюжеты были навеяны аналогичными случаями из моей практики. Хотя я и избегал прямых переносов действительности на экран.
А еще на этой же страничке Есаулов признался в том, что не любит «Казаков-разбойников». Справедливо!
Привыкайте, я часто буду отсылаться на его слова. На редкость искренний и талантливый сценарист, бывший оперативник. На основе его милицейского прошлого и написаны сюжеты сериала.
Образ врага
Здесь тема интереснее — скинхеды против антифашистов. Интеллигенты с юрфака сражаются с «бритоголовыми» в уличных драках, но затем кто-то достает нож, и… Избиения перетекают в убийства. Все выливается в настоящую войну с бойнями, трупами и заложниками.
Необычно смотреть, как убойный отдел Шилова едва справляется с «разборками детей». Образ беспомощности формирует ещё одна побочная линия — отпускают Артурчика, маньяка из второго сезона. Особенно запало в душу прояснение ситуации Шиловым, почему убийцу оправдали присяжные:
Шилов: Да его оправдают.
Скрябин: Почему ты так думаешь?
Шилов: Да потому что он говорит в десять раз красивее и воодушевленнее, чем прокурор. Потому что для него это решающий момент в жизни, а для прокурора всего лишь один рабочий день. Потому что в присяжных два откровенных бандита и четыре слезливые домохозяйки, а остальных… кого-то в ментовке или ограбили, или избили… в лучшем случае обхамили. Все по Фрейду. Это войну мы проиграли…
С первых дней на воле душегуб берется за старое, и продолжает так же психопатично убивать. Вот, что я имела в виду, когда говорила, что приходится возвращать старых харизматичных антагонистов — Артурчик это лучший убийца первых двух сюжетов. Настоящий аниме-злодей.
Его злодеяния перекликаются с планом РУБОП’а по поимке криминальных авторитетов. Арнаутовы решают брать Апостола — крупную фигуру преступного мира и, с натяжкой, друга Шилова. В «Казаках-Разбойниках» Шилов уже достаточно пал, чтобы обратиться к Апостолу за зацепкой и помочь освободить убийцу из тюрьмы.
Основная линия классная. Много шок-контента: разбитые морды, семейные разборки, пугающее изнасилование… И все это под соусом неплохой морали. Антифашисты — милые парни, мечтающие о справедливости… С поломанной судьбой и пистолетом в руках. Пешки в чужой меркантильной армии, как и такие же идейные скинхеды. Классика: не становись тем, кого презираешь.
Жестокие кадры ниже:
А вот побочный сюжет о разборках с Апостолом только мешал восприятию фильма. Апостол сам по себе не самый харизматичный «злодей», а если хотели показать деградацию Шилова, то следующий сезон все равно все расставит по своим местам.
А так да, опер Скрябин периодически намекает старому другу: «Раньше ты таким не был», на что Шилов вечно иронично отшучивается.
Неплохой фильм. И сценарий стал лучше, и посмотреть есть на что, и тема остросоциальная… Ещё бы не мешали сюжеты, было бы совсем хорошо.
Из примеров прекрасных и даже добрых диалогов:
Тема скинхедов сама по себе острая и заслуживает полной концентрации. Россиян в 2006-м году волновало то же самое, что героев сериала — беспредел неонацистов. Стало резонансным убийство антифашистского активиста Тимура Качаравы в 2005-м году, а в 2006-м году стала набирать обороты Банда Рыно — Скачевского. Рыно, по своему утверждению, убил 37 человек, а в общей сложности доказано 24 убийства членами банды. И всё это на национальной почве. Лидеры банды легко отделались и получили только десять лет тюремного заключения, ввиду несовершеннолетия.
Сюжеты о скинхедах мелькали в нескольких ментовских сериалах тех лет, но именно в «Ментовских войнах» додумались до второго образа врага — антифашистах. Забавно читать комментарии к сериалу — кто-то жалуется, зачем антагонизируют мирных антифашистов, а кто-то возмущен, что только русских выставляют какими-то дикарями.
Меня все утраивает, любые крайности — это плохо, да и обе группы представлены идейными молодыми людьми, которые могут взяться за нож и ружье.
Второй фронт
Очень запутанное дело о разборках криминальных авторитетов, куда еще подмешали сюжет о коррупции в милиции (порой вынужденной).
За «ментовскими войнами» коррупционеров наблюдать интересно, ведь за ней стоят не только деньги, но и бескомпромиссный шантаж. Кто-то убивает за бумажки, а кто-то ворует за жизни близких… О старых-добрых персонажах мнение меняется по несколько раз за фильм.
А вот разборки тех, кто «стоит за этим» — бандитов, будто бы фон для «Ментовские войны: Орел и Решка». Апостол и его оппонент не поладили в Германии, а позже туда выезжает Шилов. Его сотрудники расследуют дела на месте, а он переживает о том, что по немецкому телевидению непонятные передачи.
Серьезно, вот перемещают кадр в Питер, там какая-то драма, а в Берлине… Шилов гуляет, Шилов смотрит телевизор, Шилов отдыхает и как-нибудь еще ищет Апостола. А в конце выходит на него, огребает в уличной драке и уезжает домой. Смешной филлер.
Сериал будто хвастается видами Берлина, обилием немецкой речи и представлением заграничной полиции, но при наличии выбора между сериалами стольких стран эти достоинства просто ничто.
Единственная действительно сильная сторона фильма — две киллерши, Галя и Мария.
У первой яркий образ — похабно флиртующая хабалистая женщина средних лет, эдакая «тётка». Такие манеры сами по себе отпугивают, так ещё вокруг киллерши легко загреметь в перестрелку, а убийца она опытная и безжалостная.
Мария — некий «привет из прошлого», а точнее из «Образа врага». После второго фильма прошел целый год, и за это время бедная изнасилованная скинхедами девочка не знала куда податься. Она натурально сошла с ума, начала колоться от горя, и за это её выпер из дома собственный отец. Дальше жизнь слаще не стала — ее чуть снова не изнасиловали ненавистные ей мужики, но Марию спасла Галя, и взяла под свою киллерскую «опеку».
Про это дуо получился бы хороший боевик, в наше время еще и попал бы в аудиторию (антиповесточников, для скандала).
Если вам интересно, как кончилась их история здесь, то вот. Отличная перестрелка:
А в остальном да, фильм слабый. Были мысли закончить франшизу на нем, и хорошо, что этого не случилось. Как писал Есаулов:
Сцена, когда Шилов кидает телефон в воду символизировала, что для него война кончилась.
В контексте третьего сезона это выглядело просто как усталость, а не как «окончание войны». Вот после четвертого сезона да, возвращаться в милицию было бы странно. Будет пройден тот шаг от милиционера до преступника.
Ментовские войны-3: Вердикт
Сюжеты сезона откровенно проходные, но сказать, что их нужно «перетерпеть», тоже не могу. Эмоции во время просмотра определенно были. Например, весь первый сюжет я заново привыкала к серии, и пребывала в шоке от «духа эпохи». Да, я не зритель из 2006-го и не могу повозмущаться на скинхедов и другие злободневные темы, зато могу порадоваться, что уже не считается нормальным бухать на работе, не просыхая, и приставать к сотрудницам… По крайней мере, хочу верить, что это уже не норма. Благо, в сериале это тоже осуждается, пусть и не так ярко, как хотелось бы.
Музыка, цитаты, персонажи — всё это по-прежнему хорошо, но хотелось бы лучше. Намного лучше, как в первых двух сезонах. Или по-другому, как подошли к делу в четвертом сезоне…
Ментовские войны-4
Год выхода: 2008
Страна: Россия
Количество серий: 8
Длина серии: ~50 минут
Студия: Панорама
Сезонов всего: 11 и фильмы
Команда будто поняла, что привычная формула начала давать сбой, и перевернула все с ног на голову. Другая палитра, иной подход к постановке, смена стиля саундтрека и незнакомая структура сюжета — всё другое. Настоящий софт-ребут. Даже в центре повествования уже не «Шиловский отдел», а просто сам Шилов и его старые друзья по службе.
Очень влияет на восприятие картинка. Это наконец-то широкоформат. Вдобавок всё подкрасили палитрами: холодными и мрачными. Сериал всеми силами старается походить на «киношный блокбастер», сюжетами — тоже. Теперь Шилов настоящая машина для убийств из боевиков о пути мести.
Виды:
Когда я злачно описывала первые сезоны, всё это время у меня была картина в голове из будущего, из этой эпохи, когда Шилов станет настоящим убийцей. Антигероизм, нуар и немыслимая жестокость — это точно про четвертый сезон. Грязные притоны, продавленные деньгами моральные принципы… Но мы-то знаем, что все это было в «Ментовских войнах» всегда. Шилов уже позволял себе выплеск эмоций в сердце или висок врага, а теперь окончательно погрузился во тьму.
Не буду голословна и покажу на примерах. В сезоне всего два фильма: «Золотая стрела» и «Провокатор».
Золотая стрела
Прошло два года после «Второго фронта», за кадром почему-то распался брак Шилова с журналисткой. Второй «развод» произошел у бывшего опера со своей работой, теперь Роман Георгиевич прохлаждается в Сибири вместе с новой женой Леной, на должности начальника службы безопасности.
Но вот, контракт кончился, Шилов вернулся в Питер поностальгировать… И прием получился не радушный. Друзья-опера толкают мрачные проповеди о том, как прогнила система, и все крутятся только ради собственного кошелька; друзья-преступники просят вернуться обратно на службу; а журналисты трепятся о всякой ерунде — обещают продвинуть писательские материалы жены Шилова в обмен на интервью с Апостолом.
И всё неплохо, ностальгия перевешивает, только вот один случай всё-таки свел Шилова с ума и заставил пожалеть о своем приезде в Санкт-Петербург — стреляли в его жену. В прошлом он уже не смог спасти любимую от пули подонка-маньяка, так что это больная тема.
На первый взгляд Лена пострадала из-за собственной глупости. Тут уж добавлю личного — после смышленой журналистки Шилов нашел себе очередную дуру, прямо как Юля из второго сезона. Та открывала дверь всем подряд, а эта с блеском в глазах побежала ужинать с криминальным авторитетом ради сомнительной рекламы её книжек по уфологии. Должна же быть хоть какая-то… брезгливость.
Покушение на Лену и Апостола вписалось в ряд громких дел — в это же время Питер тонул в крови «больших шишек» криминального мира. С виду даже чинное дело, но Шилов сразу плюнул на «мораль» и поклялся отомстить ублюдкам. С этого момента он заручился поддержкой старых друзей и вступил в гонку по собственным правилам.
Шилов очень изменился и внешне, и морально. Новый сезон, новая женщина, новый образ… На вид стал настоящим бруталом, но вот поступками бывший майор пугает и меня, и своих друзей. Врёт про преднамеренное убийство, угрожает чудовищным образом подозреваемым… Только посмотрите эту сцену, мурашки по коже:
Очень скоро с такими выходками Шилов попадает под следствие, где узнает слух, мол — за делом стоит «Белая стрела» — милицейская байка о секретном отделе по устранению криминальных авторитетов. Эта легенда об «обладающих лицензией на убийство» существует на самом деле, можете почитать.
Благодаря друзьям, Шилов выходит на свободу и продолжает свой путь мести. Подобие «Белой стрелы» действительно существует, только в извращенном виде. «Золотая стрела»…
Жаль, что Костю, так-то хорошего опера и человека, просто уравняли с преступниками в этом деле. Он уже не первый сезон вместе с «Шиловскими» и всегда старался помочь, но вечно оставался чужим для старичков. И здесь, никаких попыток понять и никакой жалости…
Впрочем, всё это давление со стороны Шилова сыграло злую шутку, и он буквально довел старого друга до самоубийства. За короткое время потеряли двух некогда достойных оперов и полюбившихся персонажей…
Мораль ясна — убивать плохо, даже во имя правды. Неловко получится, если ваши «старшие» настолько же нечисты на руку как и те, против кого вы боретесь. И зачем тогда все это?
С «Белой стрелой» покончено, а месть все еще не осуществилась. И тут, Шилов все понимает… Что попытка убийства Лены никак не связана с Питерскими «играми». Все понимает, и идет на отчаянный поступок… Думаю, скрывать нет смысла, иначе про второй фильм говорить нечего...
Убивать он идет, убивать.
Провокатор
Эстетика фильма:
Как называют шпионов среди революционеров? Правильно «провокаторами». И таковым придется стать Шилову в обмен на свободу, потому что теперь ему грозят долгие годы заключения.
Милицейскую общественность потрясла новость об аресте Шилова, и многие отнеслись к мужику понимающе — дескать, сами бы порвали за семью. А тут начинают бушевать террористы и сразу в нескольких городах России ликвидируют «людей со статусом». Одного подозреваемого ловят и сажают в камеру к Шилову, следующий этап плана — расколоть революционера через «провокатора».
Красивые виды Крестов быстро перетекают в знакомые улочки Питера. Шилов поневоле внедряется в группу террористов, пытается разведать что им надо ценой потенциальной свободы, и идет на безумства для успокоения бдительности своего нового «товарища». В один день ты майор, а в другой уже подрываешь гостиницы… Приходится очень постараться, чтобы скормить верхушке это как «внедрение» и хоть когда-нибудь теперь выйти на свободу.
Побои, убийство друга, вечная прослушка, и по-хорошему нелепые конспирологические встречи в уютном проститутском уголке — вот невеселые будни Шилова как террориста…
…И все это ради очередной скучной правды — никаких идейных революционеров нет, только наемные безбашенные маньяки. Думаю, мораль разъяснять не нужно.
Дело закрыто, теперь Шилову не стоит появляться в Питере еще несколько лет. Наконец-то можно отдохнуть от «мокрухи» в Европейских странах вместе с женой. Счастливый конец, хах?...
Ментовские войны-4: Вердикт
Два эмоционально захватывающих фильма, с понятным сюжетом и уймой эпика. Заметно выросший уровень продакшена, прекрасные виды в холодной стильной палитре и ряд сильных экшн-сцен…
Такая, некая дилогия сюжетов с идеей «войны несогласных с безнаказанностью», но под разным соусом. Плюс Шилов закончил арку «деградации» и стал настоящим демоном… Ему пришлось. И это то еще зрелище.
Четвертый сезон чуть уступает первым двум в моем личном рейтинге, но это точно отличный сериал, удачный софт-ребут и заметное повышение планки в режиссерском смысле.
Увы, Есаулов не любит четвертый сезон. И делался он впопыхах как изначально незапланированный, и сценарий сильно порезали... Так-то случаи основаны на практике, но без спокойных моментов и с преувеличением во имя экшена сцены стали совсем «киношными».
В этот момент авторы подумали, что пора заканчивать франшизу. Шилов уже никакой не опер, и ментовские войны позади. Милиция слишком изменилась и старым романтикам в ней больше нет места. Время «Эпилога».
Ментовские войны — Эпилог
Год выхода: 2008
Страна: Россия
Длина: 100 минут
Студия: Панорама
«Эпилог» пришлось снимать спонтанно — вместо него хотели подытожить серию «Золотой стрелой», и это стало бы последним выстрелом. Но нет, телевизионщики захотели продолжения банкета, и теперь у зрителей и четвертый сезон, и эпилог, и ещё семь сезонов впереди… Нам же лучше.
Каким-то образом франшизу переизобрели второй раз за 2008-й год: теперь «Ментовские войны» веселые и душевные как никогда прежде. Море фансервиса во всех смыслах, сюжет о ДРУЖБЕ и долгожданный пляжный эпизод — всё это здесь.
Сюжет довольно ироничный — предвыборная гонка в спикеры города, Апостол против некого Шубина. «Предвыборная гонка» звучит громко, но сценаристы не замечтались: Апостол в конце-концов просто снялся, потому что ему намекнули так сделать в Москве, а вот Шубин взялся за дело всерьез, с трупами.
Главная ошибка кандидата — подставить Джексона под статью и похитить Скрябина. После такого пришлось вступать в политическую игру самому Шилову, который тихо-мирно отдыхал в Латвии и уже забыл о петербургских ментовских войнах. Но ради друзей он готов сорваться и оставить беременную жену.
Снова заграничные виды, заметное обилие кадров оголенного Романа Георгиевича и захватывающее приключение по спасению друзей. Отличный фильм. Особенно порадовал дуэт «старых врагов» — ради спасения оперов объединились Шилов и Арнаутов-старший. Оба уже в отставке, но ради такого дела пришлось пойти на риск — и перед бандитами, и перед законом.
От Арнаутова такого особенно не ожидаешь, ведь он всегда был примерным опером без «бондовских» замашек. А тут… Поддается влиянию Шилова и конспирологически меняется с ним личностями в автомойке. Сцены — мое почтение, музыка особенно. Такой-то биток.
Так что для меня фильм удался, и это был бы отличный «Эпилог». Теплый, по-хорошему фансервисный и нестандартный для серии. Для меня он на одном уровне с четвертым сезоном. Надо будет сделать тирлист всех сезонов «Ментовских войн» после окончания ретроспективы, ждите.
Мое мнение противоречит холодному восприятию фильма в свое время. Люди еще не остыли после жестоких боевиков, а сам Есаулов остался огорчен обстоятельствами выхода незапланированного фильма и тем, как подошли к его работе — к сценарию. Он называет результат «сухой выжимкой», и что из-за цензуры (изначально выбирали совсем не спикера) потерялась нить повествования. Пришлось извиняться перед зрителями.
А сейчас недовольства поутихли, у фильма отличная оценка и заслуженная любовь зрителей. Все-таки нужны людям счастливые финалы. Да и сцены дружбы Шилова, Джексона, Скрябина и остальной команды трогают куда сильнее, зная, что в следующих сезонах команду пришлось менять — актер Алексей Завьялов, сыгравший Станислава Скрябина, трагически погиб, а «старички» отошли на второй план. Та команда, что выпивала на пляже, осталась в первой арке ментовской эпопеи, а «Эпилог» эту арку завершил.
Как вы поняли, на «Эпилоге» серия не завершилась. За «Эпилогом» последовал пятый сезон, шестой… одиннадцатый. Их обязательно разберем. Но сейчас переместимся в 2012-й год, когда студия решила снять сольные фильмы о главных товарищах Шилова — Джексоне и Арнаутове-младшем: «Просто Джексон» и «Отдельное поручение». Их события происходят сразу после «Эпилога», поэтому уделим картинам внимание. Они затрагивают промежуток, когда Шиловские времена позади, а без него в милиции происходит черт знает что.
Про Арнаутова-старшего тоже хотели снять фильм под названием «Железный дровосек», но телеканал НТВ не счел его настолько важным героем, чтобы удостоить спин-оффом. Фильм про Апостола тоже хотели забраковать, но он таки вышел в 2014-м году под названием «Апостол. Отцовский инстинкт».
Про фильм Апостола поговорим в следующем лонге, все-таки его события происходят после пятого сезона, а пока обсудим настоящих героев.
Просто Джексон
Все любят Джексона — с точки зрения чистой харизмы это лучший персонаж. Обычный работяга, который приходит после работы в одинокую разбитую коммуналку, натягивает майку-алкашку, открывает бутылку водки и закуривает. При этом он не унылый скуф, а настоящий герой с отличным чувством юмора. Он искренне переживает за мирных граждан и прикроет от пули в нужный момент даже подозреваемого.
Джексон герой, да не героичный. Он сам понимает, что ему лучше быть «кулаком» персонажей поумнее — Шилова или Скрябина. Вот в такой связке можно не переживать за торжество справедливости. Джексон готов побыть «плохим полицейским» на благо общего дела.
Зная это, странно видеть Джексона на типично «Шиловской» роли — теперь он самый честный мент, любовный герой и мстительный убийца. Прошел весь путь Шилова за один фильм.
Хотя что там странно, страшно видеть Джексона в роли последнего честного мента, с его-то способами переговоров. Стандарты упали: некогда нам представляли Шилова как «другого» опера — пока все бьют, воруют и филонят, Роман Георгиевич честно находит общий язык с людьми и честно добивается раскрытия дел. Так он стал героем, и на такого опера равнялись его коллеги. А теперь достаточно хотя бы помнить, что такое честь…
Пока все занимаются бизнесом, а не работают на благо народа, Джексон оправдывается за срыв аморальных планов коллег. В одном здании с ним уже не просто воры, но и настоящие убийцы. Только и остается, что заводить свою старую «классику», посматривая на дорогие внедорожники коллег, и плакаться о судьбе правосудия…
Есть два проблеска света в его жизни — толковый ученик по фамилии «Хороший» и случайно обретенная любовь во время долгих поисков понятых.
Сергей Хороший — опер-стажер, мечтающий стать героем — честным опером из «Шиловских» времен. Хороший парень. Жаль, сам Шилов его не выцепил в следующих сезонах. Зато этого же актера, Андрея Горбачёва, позвали играть совсем другую роль в шестом сезоне… А я упоминала, что такие ляпы, увы, бывают.
Новая любовь Джексона — Валентина Тихомирова. Великолепная женщина «не журнальных» стандартов, а русских-житейских.
Красавица с огромным сердцем. За четыре дня стала Джексону как любимая жена и без тени жадности решилась купить ему дорогой отличный подарок, но…
Не отходя от кассы, распростилась с жизнью. И начался боевик а-ля «Золотая стрела». Джексон отправился искать убийц самыми радикальными методами, в том числе обманывая порядочных коллег.
Грустный фильм, хотя один момент откровенно позабавил. Враги на сей раз какие-то совсем молодые пацаны, переигравшие в шутеры и обосновавшиеся в деревушке с пиратским флагом. Судя по всему, еще и анимешники, потому что:
Мдаа, все парни из Владивостока такие. Русский опер против самураев и пиратов, а что дальше? Российский оперативник против ковбоев? Извините, пока рано про «Отдельное поручение». И смех и грех. Есаулов говорит, что преступная линия фильма основана на реальных событиях, но что это меняет… В реальности тоже не всегда понятно, когда настоящая новость, а когда работа «Панорамы».
Фильм интересный, безусловно, да еще и про отличного персонажа, но обилие пафоса, неловкий «голливудский» монтаж и аналогии с прошлыми сюжетами портят впечатление. У Джексона уже был переломный момент во втором фильме первого сезона, когда он забрал жизнь и почувствовал себя «по ту сторону». Это ничего не переплюнет.
Отдельное поручение
Вот здесь что-то новенькое — ментовское роуд-муви! Ироничное, горькое и на сей раз нестыдно, с точки зрения монтажа, снятое.
Прелести российского роуд-муви:
Помните сюжет из второго сезона про Пороги, городок в Ленинградской области? Где Шилов перестрелял каждую мразь, потому что все были повязаны в криминале и потоплены в крови.
Еще немного, и в стране будет очень много таких городков.
И вот, Пашку Арнаутова посылают на «отдельное поручение» — доставить Мерседес последней модели из Пскова в Санкт-Петербург. На трассе пробки, поэтому парень решил объехать через села «Счастливое» и «Светлое». Названия, как вы понимаете, ироничные.
В «Счастливом» быстро обокрали и чуть не убили обученного оперативника. Отобрали «ксиву», «ствол», документы, и самое обидное — машину. Пришлось справляться с обидчиками далеко не самыми законными и гуманными способами (осуждаю), и что самое страшное — погрузиться в устройство «Счастливого».
Село оказалось настоящим мини-государством некого Цепованного — трижды сидевшего мужика, научившегося «заносить наверх». Теперь ему можно все, вплоть до взятия в рабство иностранных девушек. А местные терпят и подчиняются, пока их дочерей насилует Цепованный и его люди.
Арнаутов, как романтик по натуре, решил разобраться радикально, как и полагается российскому боевику. Снова еще одна деревня умылась в крови, зато Пашка спас «принцессу» из подвала… Которая оказалась не так проста.
Титры начинаются после очень горького вывода. Все добрые дела Пашки сыграли на руку если не одним отморозкам, так другим. Даже «Отдельное поручение» — халтурка другого сотрудника, который обманул наивного оперативника и пытался искупить содеянное грязными бумажками. Все лезут к Пашке с деньгами и думают, что он тоже «крутится», как все, пока он просто старается навести порядок…
Даже сложно поверить, что в моей родной стране может быть такое. Надеюсь, никогда и не поверю по-настоящему… Но комментарии Есаулова исчерпывающе намекают:
Кто-то написал, что таким фильмом я позорю страну. Мне кажется, что позорят ее те, кто не замечает, как она живет, или не хочет замечать. Жалею лишь, что фильм своей недостаточной жесткостью и местами карикатурностью не достиг нужного эффекта.
Тут где-то должна была быть шутка, что да, ковбои тут и правда были, ха-ха дааа, но теперь тянет только на тоску…
Финал
Вот и кончилась «первая арка» Ментовских Войн. Период, когда сериал был особо любим создателями — люди трудились над ним днем и ночью, фанатично и крайне идейно. Следующие сезоны появились уже благодаря воле НТВ, предлагаемым деньгам и нежеланию Есаулова, чтобы его проект стал очередным аморальным «Глухарем». Приходилось снова браться за перо и стараться не разочаровать преданных зрителей. И поверьте, команда еще долго отлично держалась. В следующих сезонах тоже будет, что обсудить.
Интересно, как эти «Ментовские войны» преображались в каждой обозретой картине: классический третий сезон, жестокий и киношный четвертый, фансервисный Эпилог и самобытные сольники… И всегда было на что посмотреть. Главное, что каждая картина пропитана глубокими мыслями, тягой к справедливости и праведной злобой на действительно ужасные вещи.
Спасибо Макаку Банановичу и Monstrrro за донаты на третий сезон и последующую ретроспективу! Больше не буду затягивать, надеюсь добить план до весны следующего года (спойлеры плана пока скрыты):
И, конечно же, спасибо всем бустерам за общую поддержку! Вот эти герои:
Sydo (4 тир), VioleGreis (3 тир), Кирилл Ефимов (3 тир), Monstrrro из Анимемании (3 тир), Макак Бананович (2 тир), Зелёж (2 тир), GalaxyAngel (2 тир), cptnSail (2 тир), MayoSamurai (2 тир), Kavich (2 тир), xyberia (1 тир), Andrei Apanasik (1 тир), Гумир Агафуров (1 тир), Сода (1 тир), Artem Gorbatyuk (1 тир), Erya (1 тир), Дмитрий Савин (1 тир).
Если кто-то ещё решит поддержать сильную и независимую* лонгершу — буду ждать на бусти! Там весело. Вон, теперь даже стримы проходят. Каждый подписчик важен!
А теперь прошу всех присоединиться к обсуждению...
Фух, наконец-то вернулась к ретроспективе. Успела что-то написать в год 20-летия франшизы, ура! Очень надеюсь на ваш актив.
Упоминала, что надо будет сделать тирлист МВ после обзора всех сезонов, но вот предварительный:
10/10 — МВ1
9/10 — МВ2
8/10 — МВ4, Эпилог
7/10 — Отдельное поручение
6,5/10 — МВ3, Просто Джексон
Привет! Редакция выбрала твой текст победителем нашего еженедельного конкурса статей — благодарим от всей команды DTF. Все детали — в этом посте: https://dtf.ru/life/3225997