Смотрите на Кинопоиске с подпиской 
Условия: clck.ru/FMQND Условия: clck.ru/FMQND. 18+

Брат

Город, колорит и борьба с обществом

Сейчас, спустя двадцать лет после выхода картины, трудно по настоящему оценить её вклад в культуру. Пожалуй, это не имеет смысла. Как и отрицать его наличие. Так или иначе, но это фильм который был снят за небольшие деньги и смог удачно отразить свою эпоху.

Петербург, Nautilus Pompilius и чёрный юмор

Балабанов умеет создавать особое настроение. На этот раз ему было интересно снять что-то про музыку и бандитов —то, что сможет ёмко отразить эпоху. Местом действий стал излюбленный им Санкт-Петербург. Из-за отсутствия внятного бюджета, снималось все в знакомых местах, которые вы можете увидеть во многих фильмах Балабанова. Подъезды, дворы, набережная и Смоленское кладбище, все это можно было увидеть в дебютной картине «Счастливые Дни». Сам образ Петербурга чем-то в обоих лентах имеет схожее значение: он определенно давит на жителей внутри. Конечно, в «Брате» не все жители помешанные (как в дебютном фильме), но многие из них пострадали под гнетом города. Если смотреть их один за другим, то чувствуется трансформация образа города: из монументального фона, в разрушающую силу.

Музыка помогает понять главного героя — Данилу Багрова. В фильме он единственный кто её с удовольствием слушает, для остальных она не более чем фон. И когда Данила говорит что у него нет слуха, это говорит о том что он не слышит людей, а не музыку. В чем мы убеждаемся походу фильма. То есть, музыка тут отделяет Багрова от окружающих, что ясно видно во время его одиноких прогулок по городу с плеером на поясе. Не даром катарсис истории происходит вскоре после того, как плеер разлетается на части. В этот момент город буквально разрушает инструмент, который отдалял Данилу от его влияния.

В целом неприятную эпоху красит образ Багрова: просто одетый, молодой, наивный и честный. Честный в своих убеждениях, пусть они не самые гуманные. В нем нет лицемерия, он не идеален, но в него веришь. А когда веришь в главного героя, то веришь и в его мир.

По большому счету, тут персонажи делятся на серьезных и карикатурных. К примеру в случае с Круглым — местным криминальным авторитетом, ясно видно иронию. А вот в случае с Немцем, видна боль. Кэт (местная кислотница) и прочее маргиналы вроде пьющего деда — смесь первого и второго, их жизнь это ирония и боль вместе. Учитывая неоднозначное время и место, подобное деление выглядит очень удачно. Благодаря чему, расширяется фильм подходит к теме с разных сторон. .

Потрепанные подъезды, тесные квартиры и забитые рынки

Внешне обошлись простыми локациями и ракурсами, которые, все же, выглядят живо. Множество планов скованы стенами квартир, остальная часть просторная: кладбище, прогулки под музыку — наводят на мысль о цене свободы в то время. Также, стоит отметить ракурс который можно было увидеть во многих фильмах Балабанова — взгляд из окна. Конкретно здесь, он не играет столь значимую роль как в тех же «Счастливых Днях», и появляется редко, однако его функция от этого не стала хуже: погружая зрителя в мир картины, он позволяет увидеть события со стороны простых жителей.

Показательный и комплексный эпизод

Движение персонажей простое, без излишеств, что понятно учитывая бюджет. Перестрелки в пределах квартиры смотрятся схематично, что обосновывается скудным количеством доступных локаций, из-за чего приходилось прибегать к большему количеству монтажных склеек. Во время погони по дворам, завершившейся бегством с помощью трамвая, происходит обратное — чувствуется напряжение, созданное благодаря динамике и движению.

Однако заметно, что доступными средствами съёмочная группа распорядилась на максимум. Использовались знакомые локации, в тесных сценах важную роль играл монтаж, а в просторных помог хороший заданный ритм и колорит города. «Город на Неве» играет большую роль в визуальной части. Конечно, дворы, рынки и кладбища есть много где, но одинокий образ подчеркнутый губительным величием Петербурга является уникальным в кино (очередной привет от меня Фёдору Достоевскому).

Один против всех

История фильма стоит на двух опорах: влиянии города и социальной проблематике. Остальное все второстепенное: музыка, бандитский мир, нравственная сторона, или вытекающее из этих двух. Первую я уже описал выше, её сформулировал и один из персонажей: «Город — сила, но сила злая. Сильные приезжают становятся слабыми, город забирает силу». Эту идею автор объединил вместе с другой: идеей противостояние одного человека обществу. Такая идея, похожа на «Таксиста» Скорсезе — где главный герой, также в какой-то момент разочаровывается в социуме и принимает попытку вылечить его. Истории сильно разнятся в деталях, но у них есть важная общая черта — они высмеивают пагубные нравы своего времени. Такие, которые успели глубоко засесть в сознании большинства.

Нравственное состояние Данилы имеет большое значение в контексте всей истории, её изменения видны, прежде всего, в реакции Немца (одного из немногих порядочных людей в фильме) на поступки главного героя. В конечном итоге Багров и сам почувствовал, что он медленно превращается в очередного бандита и решил уехать подальше от проблем.

Примечательна роль денег в понимании характера персонажа. К примеру: Немец отказывается от суммы предложенной ему, а Кэт наоборот берет и сразу радостно убегает. В этом одна из сквозных идей заложенных Балабановым — деньги заработанные подобным, насильственным способом, знаменуют нравственное падение. Позднее эта тема в более простом формате раскроется в сиквеле, где Данила проходит обратный путь: расходуя деньги и приобретая правду, он формирует этот путь в своей знаменитой фразе.

Как же часто используется образ одиночек, разочаровавшихся в прогнившем коллективном разуме. Такое противопоставление будет работать всегда, при правильно подобранном времени. Оно универсально, при этом в нем одна из сторон в заведомо проигравшей позиции. Особенность фильма Балабанова как раз в том, что он удачно смог отразить время — не проиграв в итоге.

0
59 комментариев
Написать комментарий...
Евгений Вовчук

Мне всегда казалось, что с братом произошла следующая история: Балабанов как обычно снял фильм без положительных персонажей, главный герой - герой своего времени, но совсем не герой в прямом смысле. Абсолютная атрофия эмпатии. Но время было такое, что с фильмом произошло примерно то же самое, что и с брэйкин бэд - так же, как многие зрители пропитались симпатией к Уолтеру, несмотря на то, что он превратился в настоящее чудовище, оправдывая это интересами семьи, в Багрове увидели то же самое. Хотя я практически уверен, что Балабанов не симпатию к Багрову хотел вызвать. И дальше случился сиквел, уже откровенно играющий на этой симпатии. Со всей ахинеей про силу в правде и тэдэ. Топ-10 пранков, зашедших слишком далеко. А точнее: всем, даже гениям, иногда хочется кушать. Первый брат - отличный фильм. Но отличным его делает концовка. Где Багров переступает через брата, которого пытался защитить. Как Уолтер, признающийся в конце сериала, чем он руководствовался всё это время.

Ответить
Развернуть ветку
Неизвестный теркин30см

С "Заводным апельсином" похоже было - там герой тоже планировался как антипример, но многих так тронул, что стал кумиром. Такие вот пародоксы восприятия.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
IDK
Ответить
Развернуть ветку
Glissando Riff

Фильм, как по мне, очень переоценен. Во-первых, он вышел скомканным. Каждый раз когда экран затемнялся во время конца сцены, я испытывал чувство халтуры. Во-вторых - типичное кинцо из рубрики "криминальный петербург", где все актеры ведут себя чересчур похуистично. Если они таким образом хотели показать обыденность таких разборок в 90е, то мотивация героев и их действия все равно сводят происходящее в абсурд. Прийти с армейки и без лишних вопросов идти валить людей добытым как в гта пистолетом - самое гениальное решение в кинематографе! Волшебные пули: одна растворилась от водки и антибиотиков без надобности извлечения, вторая сталкивается с пластиковым плеером аки с кевларовой пластиной. И этот трамвай. КАКОЕ СОВПАДЕНИЕ ЧТО ОН ТАК УДАЧНО ВЫКАТИЛСЯ КОГДА ЭТО БЫЛО НУЖНО.
Все кинцо сводится к 3 выстрелам в финале, все покаялись, потом он как нормальный пацык - крутой, с валыной -застрелил мужа, который весьма справедливо пиздил загулявшую женщину. ГГ абсолютный аутист, который якобы имеет внутреннюю быдлодоброту. Ну и тип "всем только быбло нужно". Кароч 5/10

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Safarov

Он пришел не из армейки, а с войны. Просто прибедняется, не желая рассказывать об этом. Очевидно, пережитое дало ему по шарам, сделав социопатом.
Затемняющиеся сцены - вообще странная претензия. Ну сделали такой театральный эффект, ну и чё? В звездных войнах вообще кровь из глаз от переходов.
Про первую пулю уже точно не помню, вторая, что в плеере, прошла по касательной просто, что легко предугадать из положения гг и стрелка. Мог и вообще не попасть, а плеер просто от переката сломался.
Случайный трамвай - что с того? Везение никто не отменял, на нем же не весь фильм выстроен, а только одна сцена.
Три выстрела в конце - это закономерная развязка - простая и реалистичная. А ты как хотел: с диалогами на час и эпиком на вершине моста?
Мужика не застрелил, а в ногу выстрелил. Потому что отбитый на войне социопат. По его поведению на протяжении фильма это абсолютно понятно. И реакция окружающих была вполне логичной - крики и проклятья. Что лишний раз показывает, что "справедливость" только в голове персонажа.

Короче, надо было тебе сразу сказать, что кино было смотрено жопой или давно в детстве, раз даже не помнишь деталей того, что собрался критиковать.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Paer Quote
застрелил мужа, который весьма справедливо пиздил загулявшую женщину
который якобы имеет внутреннюю быдлодоброту

Вы, я так понимаю, ложной внутренней добротой не страдаете.

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
REM1X
КАКОЕ СОВПАДЕНИЕ ЧТО ОН ТАК УДАЧНО ВЫКАТИЛСЯ КОГДА ЭТО БЫЛО НУЖНО.

Разве он не заранее спланировал отход попутно приметив трамвай?

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Опанас Габененко
Во-первых, он вышел скомканным.

Для фильма, снятого в 90-х за бутылку водки он крут. Соотношение качество\бюджет тут делит на ноль.

Во-вторых - типичное кинцо из рубрики "криминальный петербург", где все актеры ведут себя чересчур похуистично.

Если рассматривать как боевичок, то да. Отсюда же и придирки к ГГ.

Мне, однако, кажется что они сразу ваяли нетленку (и у них получилось). Герои тут собирательные образы, архетипы и потому на реальных людей не очень похожи. Говорят они тоже не как люди, а сразу в граните отливают. В общем это цельный художественный продукт, который берет образ своего времени и пытается впихнуть в черепушку зрителя, чтобы вызвать какую-то реакцию. Естественно если пытаться анализировать его по частям, искать дыры в сюжете и т.д., то ничего путного не выйдет.

Ответить
Развернуть ветку
Тимофей Мишаков
Автор

Даже добавить то и нечего, разложил по полочкам.

Ответить
Развернуть ветку
REM1X
застрелил мужа, который весьма справедливо пиздил загулявшую женщину

Где он его застрелил? Он ему в ногу пальнул.
В конце даже показывали как он там с кем-то бухал с перевязанной ногой, а баба плакала.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Василий Пубкин
Ответить
Развернуть ветку
Pavel Potemkin

Любишь медок, люби и холодок.

Ответить
Развернуть ветку
Doctor Net

С точки зрения картинки, фильм ой как хорошо получился, для тех кто хочет прочувствовать атмосферу СПб середины 90-х, фильм обязателен для просмотра, я наверное его таким и запомнил когда приезжали на лето в отпуск в СПб, грязный город с вечно звенящими по улицам трамваям и не до конца закрытым люкам, которые издавали характерные звуки когда по ним проезжал транспорт.

Ответить
Развернуть ветку
Eight Bit

Кино своего времени, не буду судить ни сторонников, ни противников, ни тем более Балабанова за него сейчас, глупо как-то. Но это хорошее кино своего времени! А уж как там показаны питерские грязь и говно, невероятно реалистично!

Ответить
Развернуть ветку
Крохотный корабль

Надо пересмотреть, а то в памяти только вторая часть, которая днище.

Ответить
Развернуть ветку
Краткий торшер

На ТВ давно зацензурили.

Ответить
Развернуть ветку
Максимъ Баркаловъ

Да, самую сильную сцену - в трамвае - нещадно вырезают.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Paer Quote
Данила проходит обратный путь: расходуя деньги и приобретая правду, он формирует этот путь в своей знаменитой фразе

Тут не соглашусь. Он в принципе выступает в роли Джокера из "Тёмного рыцаря" - ему уже не нужны деньги, у него есть цели, есть средства их достижения, за бумажками он не гоняется, не сомневающийся в себе, уверенный что добудет что надо когда придёт нужда. А Кэт деньги пока нужны - сейчас её религия геоднизм, Немцу же - уже не нужны.

Ответить
Развернуть ветку
Тимофей Мишаков
Автор

В цитате речь шла о второй части.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
ShizZ

джокер как раз и есть протагонист темного рыцаря. действующий красиво, достойно и самоотверженно. просто его видение отличается от видения окружающих.

Ответить
Развернуть ветку
Boris Gaykovich

Какое же это было говно. Особенно вторая часть.

Ответить
Развернуть ветку
Boris Gaykovich

В минусах борьба :) :)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Максим Чёрствый

<Блин, читаешь, читаешь, читаешь и бац! обрываетцо(

Ответить
Развернуть ветку
Тимофей Мишаков
Автор

Согласен, возможно, чуть не дожал в конце.
Бывает

Ответить
Развернуть ветку
Fecalius Govnomeso

"Катарсис истории" - всё-таки следует проверять значения слов перед их использованием.

Ответить
Развернуть ветку
Жора Жугор
Данила говорит что у него нет слуха, это говорит о том что он не слышит людей, а не музыку.

Десять раз перечитал, но мозг так и не смог переварить

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Шевченко

За "Брата" всегда 5+!!! Отличная статья!

Ответить
Развернуть ветку
Тимофей Мишаков
Автор

Спасибо

Ответить
Развернуть ветку
PTRS-41

Что-то модно стало хайпить на брате и Викторе Цое.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 59 комментариев
null