Не пугает, а завораживает: обзор фильма «Суспирия»

Дело не только в Тильде Суинтон.

29 ноября в российском прокате выйдет фильм ужасов «Суспирия» режиссёра Луки Гуаданьино. Главные роли в картине исполнили Дакота Джонсон, Миа Гот, Хлоя Грейс Морец и Тильда Суинтон. Последняя сыграла сразу трёх персонажей — в том числе роль 82-летнего старика, ради которой ей пришлось ежедневно накладывать огромное количество грима, носить искусственный пенис и даже скрываться за личиной вымышленного немецкого актёра.

Мы посмотрели фильм и делимся впечатлениями.

Не пугает, а завораживает: обзор фильма «Суспирия»

О «Суспирии» Луки Гуаданьино принято рассказывать в контексте оригинального фильма Дарио Ардженто — культового итальянского хоррора. Одни говорят, что ремейк фильму был не нужен, другие — что он удался. Однако «Суспирия» 2018 года имеет с оригиналом 1977-го так мало общего, что сравнивать их не имеет почти никакого смысла.

Это не ремейк — это фильм, вдохновлённый другим фильмом. Как известно, Лука Гуаданьино очень впечатлился «Суспирией» Ардженто в детстве и годами вынашивал идею ремейка.

К тому моменту, как заработавший себе имя режиссёр смог приступить к созданию своей «Суспирии», от изначального замысла, судя по всему, остались лишь завязка и имена некоторых персонажей. Американка Сьюзи Бэннион приезжает в Берлин, чтобы поступить в школу танцев загадочной мадам Бланк, — примерно на этом этапе два фильма начинают идти в совершенно разных направлениях.

Не пугает, а завораживает: обзор фильма «Суспирия»

Новый фильм даже хоррором получается назвать с большой натяжкой. Страха неизвестности тут практически нет — о том, что подозрительной школой танцев управляют ведьмы, зритель узнаёт буквально в первые минуты фильма.

Более того: хотя большую часть времени повествование подаётся с точки зрения главной героини, Сьюзи Бэннион, и других учениц школы, периодически зрителю демонстрируют быт и взаимоотношения самих ведьм. Да, ведьмы занимаются каким-то жутким и непонятным колдовством, но, в целом, никакой загадочной ауры вокруг них нет — это просто ведьмы, со своими переживаниями и проблемами.

Страх преподавательницы школы вызывают редко, зато отлично создают неуютное ощущение. Быт ведьм и их диалоги, нарочито прозаичные декорации школы, — всё это делает «Суспирию» неприятно правдоподобной. В существование таких ведьм — не олицетворяющих мировое зло идеальных сущностей, а обычных усталого вида женщин из ФРГ, которые, тем не менее, способны в любой момент обречь любого смертного на гибель или что-то ещё более ужасное, — гораздо легче поверить.

Не пугает, а завораживает: обзор фильма «Суспирия»

Всё это, впрочем, не означает, что «Суспирия» вообще не пытается щекотать зрителю нервы — просто для этой цели она использует не страшные, а скорее очень неприятные сцены.

Ведьм-преподавательниц в фильме много, и некоторые из них — ходячие пасхалки для любителей немецкого кино. Одну из них играет Ангела Вилкнер, прославившаяся ролью в «Жестяном барабане», другую — Ингрид Кавен, муза Райнера Вернера Фасбиндера.

Благодаря таланту актрис многие преподавательницы получились полноценными личностями, и наблюдать за ними чуть ли не интереснее, чем за главным героинями — танцовщицами. Впрочем, наблюдать за ведьмами, наверное, и должно быть интереснее.

Не пугает, а завораживает: обзор фильма «Суспирия»

Первую скрипку играет, конечно же, Тильда Суинтон в роли руководителя танцевальной труппы. Актриса будто бы была рождена для роли мадам Бланк — холодной, загадочной, пугающей, притягательной. Но это не просто эффективное использование характерной внешности и манеры игры Суинтон: мадам Бланк в фильме не просто яркий образ, а действительно непростой персонаж.

Углубляться в эту тему я не буду — трудно сказать о её персонаже хоть что-нибудь, чтобы не испортить впечатление от сюжета. Напомню, что в «оригинальном» фильме мадам Бланк была почти что одномерным воплощением зла — то, что про персонажа Тильды Суинтон можно сказать что-то сверх этого, уже само по себе может считаться сюрпризом.

Не пугает, а завораживает: обзор фильма «Суспирия»

Кстати говоря, главный аттракцион фильма — Суинтон в роли 82-летнего старика, действительно впечатляет. Я смотрел фильм в русском дубляже и сначала не мог поверить в то, что на экране действительно она. В оригинале эффект немного теряется: когда слышишь голос актрисы, доктор Йозеф Клемперер начинает напоминать Тильду Суинтон гораздо сильнее.

Как и обещали создатели, с сюжетом это перевоплощение не связано никак — Суинтон просто играет трёх персонажей, и это не несёт никакой смысловой нагрузки. Воспринимается немного странно — как аттракцион ради аттракциона.

Не пугает, а завораживает: обзор фильма «Суспирия»

Рассказывать о сюжете «Суспирии» без спойлеров практически невозможно, подпортить впечатление от просмотра может едва ли не каждая раскрытая деталь. В стандартных хоррорах, включая старую «Суспирию», зритель обычно гадает, в каком порядке убьют персонажей и выживет ли главный герой, — в лучшем случае к этому списку добавляется вопрос «что тут вообще происходит». В случае с «Суспирией» 2018 года сразу становится понятно, что тут всё гораздо сложнее, и этими тремя вопросами сюжет никак не ограничится.

Можно сказать одно: сюжет «Суспирии» Гуаданиньо почти ничем не напоминает фильм Ардженто; даже похожих друг на друга сцен в двух фильмах практически нет. Она вообще не напоминает ни один хоррор из тех, которые я смотрел — «Суспирия» вроде бы должна пугать зрителя, но вместо этого постепенно вводит его в состояние транса.

Не пугает, а завораживает: обзор фильма «Суспирия»

Во время продолжительной кульминации мне казалось, что главной и единственной целью всего фильма было вызвать у зрителя катарсис — во время одной единственной сцены. Сцена, которая явно намеревается стать культовой, длится нескончаемо долго — в какой-то момент мне даже показалось, что Гуаданиньо чересчур перестарался.

Режиссёр будто бы вцепляется в зрителей и не собирается отпускать, пока не убедится, что даже наименее впечатлительные из них вошли в своеобразный экстаз. Тут всё целиком и полностью зависит от личного восприятия — вы либо скажете, что это было что-то невероятное, либо назовёте финал «Суспирии» безвкусным. Предположу, что это во многом зависит от того, как вы относитесь к музыке Тома Йорка.

Не пугает, а завораживает: обзор фильма «Суспирия»

Когда Гуаданиньо наконец вывел меня из транса, по экрану поползли титры и я начал задумываться о том, что я только что посмотрел. Пришло осознание, что фильм, как это ни странно звучит, был совершенно не о том. Не о ведьмах, не о завораживающих танцах, не о мрачных ритуалах, не о бессилии перед тёмными силами, даже не о танцовщице Сьюзи Бэннион. Всё то, что показывали в трейлерах, и чему была посвящена большая часть хронометража, оказалось не более чем обёрткой для гораздо более простой и понятной истории, которая берёт за душу куда сильнее. Думаю, Квентина Тарантино заставила расплакаться после просмотра именно она, а вовсе не завораживающая кульминационная сцена.

Главная тема фильма, как оказалось, привязана к сюжету о ведьмах очень опосредованно, а настоящего главного героя новой «Суспирии» в фильме Ардженто вообще не было. Такой вот ремейк, — в котором всё не так, не о том и не о тех. Не особенно страшный, зато гораздо более глубокий и красивый.

Несмотря на своё европейское происхождение и необычную композицию, двух с половиной часовая «Суспирия» на удивление не похожа на то, что принято называть «артхаусом». По ощущениям от просмотра это больше похоже на голливудский фильм из тех, на которые приклеили ярлык «не для всех» — вроде «Аннигиляции» Гарленда. Идти на него в кино можно смело — скучать и ругаться на претенциозность европейских режиссёров не придётся. В худшем случае — не проникнетесь.

22 показа
10K10K открытий
30 комментариев

Лайк просто за обложку статьи)

Ответить

Совсем не понравился фильм, несколько раз хотел уйти с сеанса, но заставил себя досмотреть до конца думал будет какая-то развязка. В итоге прям совсем разочарован:( Музыка и операторская работа прекрасны, но вот история и сама режиссура совсем не понравились.
Расскажите плез в чем же был замес)

Ответить

Позор

Ответить

Есть настоящие фанаты, которые знакомы с жанром не один год, но сейчас хочу сказать не о них.

Иногда случается хайп чего-то очень нишевого. И ВНЕЗАПНО обнаруживается, что каждый третий - с детства фанат джалло, на стене висит постер Дарио Ардженто, оригинальную "Суспирию" смотрел десятки раз, а еще глубокий специалист в истории художественных приемов в кино. И так далее.

Между тем, я не поленился заглянуть на Кинопоиск на страничку оригинального фильма. Большинство 10-к было поставлено в этом году, после того как вышел трейлер ремейка, с наибольшей их концентрацией ближе к осени. До этого оценки вполне обыденные - 6, 7, 8.

А вот как выглядит средняя оценка по месяцам за два года:

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Сусприя далеко не нишевый
А что значит хайп? Люди захотели узнать о корнях
Наоборот же хорошо, что спустя столько лет фильм нравится людям

Ответить