Как это снято: «Суспирия»

По случаю выхода ремейка, вспоминаем классику жанра.

Как это снято: «Суспирия»

Итальянец Дарио Ардженто начал работать кинокритиком ещё учась в старшей школе, позже он начнёт писать сценарии. Именно в качестве сценариста молодой кинематографист начнёт карьеру в индустрии, успев за примерно четыре года написать десяток работ. Правда подавляющее большинство фильмов, снятых по его текстам – малобюджетные ленты, быстро забытые публикой и временем. Было, правда, исключение – Ардженто был соавтором сценария «Однажды на Диком Западе», снятым Серджио Леоне.

В 1970 выходит режиссёрский дебют – джалло «Птица с хрустальным оперением», ставший хитом на родине и начавший своеобразную «Животную трилогию». К слову, саундтрек ко всей трилогии написал немного-немало Эннио Морриконе. В 1975 выходит «Кроваво красное», которое спустя долгие годы было признано не только одним из лучших фильмов Ардженто, но и лучшим джалло. Именно с этого фильма Дарио начнёт сотрудничество с итальянской прогрессив рок-группой Goblin.

И, наконец, в 1977 выходит «Суспирия».

В чём суть?

Молоденькая балерина-американка Сюзи Беннион приезжает в ФРГ, чтобы поступить на обучение в элитную школу балета во Фрайбурге. В академии происходят загадочные убийства и исчезновения, Сюзи, естественно, зло тоже стороной не обходит, и она попадает в сюрреалистичный, цветастый кошмар, устроенный ковеном древних ведьм.

С точки зрения характеризации героев, развития сюжета и скрытых смыслов «Суспирия» не интересна и местами, даже, слаба. Главная героиня – типичная девочка из сказок, которая удивляется, пугается, но ничего интересного как личность из себя не представляет. Можно, конечно, оправдать это тем, что этого и не нужно, Сюзи всего лишь глаза зрителя, но и остальные персонажи тоже ничем интересным блеснуть не могут.

Часть героев или вернее сказать лиц всё же запоминается – слепой пианист, бабулька с криповым мальчиком, немка-директриса, говорящая с лютым акцентом. То есть они запоминаются чем-то внешним.

<i> Эта бабка ещё на русском говорить может, что вообще жуть</i>
Эта бабка ещё на русском говорить может, что вообще жуть

И именно внешним Ардженто предполагал нас напугать и впечатлить. Не философствованием и глубокими идеями, а атмосферой страшной сказки. Об этом говорит всё: внешний вид героев, большинство из которых женщины, яркие и стилизованные декорации, местное зло в лице злых ведьм, яркий цветокор и необычная музыка.

Визуал фильма под который идеально ложится саундтрек Goblin создаёт неповторимый и уникальный опыт, с которым до сих пор ни один хоррор не может сравниться. Если вспоминать ужастики-ровесники «Суспирии», то ни один из них не пытался поразить зрителя стилем, они пугали жестокостью, скримерами и выглядели мрачно и серо.

«Суспирия» тоже не чурается жестокости и изобретательного насилия, однако даже в местной крови есть намеренная стилизация – она абсолютно неестественно выглядит и имеет розовый оттенок. Зато идеально подходит местным интерьерам. И эта стилизация пронизывает целиком весь фильм.

Короче говоря, Ардженто снимал что-то вроде «Бегущего по лезвию» (фильм Скотта, правда, вышел позже, но не суть) – картину в которой форма ставится выше содержания.

Разработка фильма

Сборник эссе «Suspiria de Profundis» Томаса де Квинси стал источником вдохновения на создание картины. Позже, Ардженто снимет ещё два фильма, вдохновленные де Квинси, вместе они образуют трилогию «Трёх матерей». Основная тематика: оккультизм.

Соавтором сценария совместно с Ардженто стала его девушка Дария Николоди, сыгравшая главную героиню в его прошлом фильме. Основными источниками вдохновения для них были сказки, «Алиса в Стране Чудес», мультики Дисней, в особенности «Белоснежка», а также «Унесённые ветром» и «Волшебник страны Оз». Немецкий экспрессионизм, по словам Ардженто, также оказал на него существенное влияние.

От экспрессионизма здесь явно визуальная выразительность, создающая особую атмосферу нереального и безумного. От сказок и «Алисы» героиня – Сюзи Беннион, совершенно невинная и детская душа, попавшая в гротескный и сюрреалистичный кошмар. От классического Голливуда – цветовая обработка.

Используя идеи Николоди, Ардженто решил снимать фильм об элитной балетной академии, расположенной во Фрайбурге. Изначально, героинями фильма должны были стать девочки, чей возраст не превышал 12 лет. Однако, продюсеры фильма, в частности его брат Клаудио, отказались давать деньги на финансирование фильма, в котором жестко убивают детей – запретят же.

Поэтому, Ардженто немного состарил своих героинь – танцовщицам было теперь около 20, что, впрочем, не сильная разница, смотря на местные диалоги и главную героиню.

Локации и кастинг

Ардженто был коммерчески успешным режиссёром, поэтому снимая «Суспирию» он мог рассчитывать на приличный бюджет, который позволит воплотить его безумные идеи на экране.

Большая часть фильма была снята в павильонах на киностудии De Paoli в Риме. Фасад академии был скопирован с Китового Дома во Фрайбурге, готического здания, построенного ещё в XVI веке. Дополнительные съёмки проводились в Мюнхене, среди этих сцен: ночная прогулка слепого пианиста по площади, начало фильма в аэропорту, диалог Сюзи с психиатром снимался у штаб-квартиры BMW, сцена в бассейне в Мюллеровских банях.

Каст был довольно пёстрый. Сюзи сыграла американка Джессика Харпер, которая приглянулась режиссёру ролью в «Призраке рая» Де Пальмы. Второй американкой в актёрском составе была Джоан Беннет, снимавшаяся у Фрица Ланга в сороковых, в «Суспирии» она сыграла мадам Бланк. Небольшую роль психиатра исполнил немец Удо Кир, причём из-за спешки он не успел выучить роль и ему за кадром читали его реплики, чтобы он их повторял. Большинство остальных актёров были итальянцами.

Во время съёмок все говорили на родных языках, позже актёров дублировали на нужный язык. Это создавало дополнительные трудности, так как актёрам приходилось реагировать на слова собеседника, по сути, вслепую. Из-за плохого качества записи диалогов во время съёмок, на пост-продакшене пришлось делать дополнительные записи голосов. Всё это сильно видно в англоязычной версии, в которой актёры, иногда, не попадают в лип-синк, а также говорят со закрытыми ртами.

Съёмки

Оператором фильма был назначен Лучано Товоли, которого Ардженто выбрал из-за согласия с его видением цветовой гаммы фильма. Плёнку Eastmancolor Kodak привезли из штатов, причём её было не очень много, что не лучшим образом сказалось на съёмочном процессе – Ардженто не мог позволить себе снимать больше двух дублей одной сцены.

Самое пристальное внимание уделялось визуальной части фильма. Дизайн локаций был навеян готической архитектурой, интерьеры и фасады имели намеренно вычурную и иногда неестественную форму – так дверные проёмы сделали гораздо выше нормальной величины.

Цветовое решение основывалось на динамичном использовании трёх основных цветов: синего, зелёного и в особенности красного. Уникальная цветовая гамма создавалась с помощью зеркал, от которых отражался свет, даже сквозь цветные салфетки снимали, чтобы придать изображению контрастности.

Богатая цветовая палитра делала каждую сцену уникальной и запоминающийся, Ардженто старался снять каждый эпизод так, чтобы он отличался от предыдущих. Поэтому для него также важным было движение камеры в кадре. Плавность и отсутствие тряски, обилие общих и средних планов позволяло подчеркнуть экспрессионистское использование цвета в кадре, что в купе погружало зрителя в мир фильма. Порой, правда камера сходила с ума, как в сцене на площади, когда камеру сбрасывали по специально сооружённой канатной дороге. И это всего для одного плана.

Фильм печатался на одной из последних машин Technicolor, которой перестали активно пользоваться в 50-х. Именно с помощью Technicolor создавался «Волшебник из страны Оз» и «Унесённые ветром».

Музыка

Автором музыки Ардженто выбрал группу Goblin, с которой, как я уже упоминал выше, он сотрудничал во время создания «Кроваво-красного». Саундтрек начали записывать за 3 месяца до съёмок, в числе инструментов были как привычные для группы синтезаторы, так и национальные инструменты вроде греческой бузуки и индийских таблы и ситара.

Ардженто, которому дан титр, что он является соавтором музыки, в записи не участвовал и на инструментах не играл, являясь на студии звукозаписи кем-то вроде консультанта.

Когда пре-продакшен был завершён, основные демо были готовы и их даже включали во время съёмок, чтобы актёры могли лучше прочувствовать сюрреалистичность сцен. Во время пост-продакшена группа добавила голоса, крики и ахи-вздохи, чтобы придать музыке загадочности и таинственности. По большей части всё произнесённое было тарабарщиной, перемешиваемой со словом «witch». Некоторые звуки были просто шумами – вроде звуков сжимаемого пластикового стакана.

Член группы, Клаудио Симонетти, играет на пианино тему из фильма на французском радио

В итоге вышел тот случай, когда музыка неразрывно связана с фильмом и какими-то конкретными сценами в нём – открывающая сцена фильма была бы несравнимо хуже без заглавной темы. Представьте финал «Реквиема по мечте» без Lux Aeterna или «Начало» без Time.

Музыка Goblin стала визитной карточкой фильма, а вместе с музыкой «Кроваво-красного» продвигала в кино использование электронной музыки в качестве музыкального сопровождения. По словам Джона Карпентера, известного пугателя под синтезаторы, именно «Гоблины» вдохновляли его музыку.

Так нужна ли кому-нибудь «Суспирия» 1977 года выпуска сейчас? Нужна ли кому-то кроме фанатов и любителей ужастиков? Ответ очевидный – да, нужна.

Фильм, возможно, не блещет сценарием, однако не это в нём главное. Ардженто и Товоли сняли настолько богатое визуалом кино, что мало кто может с ним потягаться в принципе. Особенно в хоррорах. Его стоит посмотреть только ради уникальной атмосферы, которую мастерски создали режиссёр и Goblin. «Суспирия» – штучное кино, которое совершенно заслуженно получило культовый статус.

3131
28 комментариев

После Суспирии я когда-то подсел на джалло-хорроры. Просто тащился с этой барочной стилистики, совмещенной с дикой жестокостью. Вообще, все эти цветовые фильтры, освещение, ракурсы, саундтрек и ассеты создавали ощущение, будто ты находишься в страшном сне. Даже логика была очень похожая. Это казалось чем-то необыкновенным и я даже не мог оценивать их по шкале обычных ужастиков. Это был скорее некий сюрреалистический экспириенс.

5
Ответить

Согласен, подобные фильмы больше про ощущение.

Ответить

Смотрел «Суспирию» буквально недели две назад. Не согласен с тем, что фильм заслужил культовый статус. В том же году вышел Hausu от японцев, миру были известны «Изгоняющий дьявола», «Ребенок Розмари» и многие другие хорроры. «Суспирия» на их фоне выглядит невзрачно как хоррор, и ни сюжетом, ни остальным внутренним содержанием по сравнению с другими представителями тягаться не может.

Если говорить о нем как о фильме, то тут — странное дело: сюжет не увлекает, поскольку персонажи не прописаны совершенно никак (хотя простор с такими колоритными ребятами имеется). А про то, что фильм вытягивает визуал и саундтрек, как написано в посте — не знаю. Визуал не использовался в достаточной мере для того, чтобы сказать, что именно он вытянул всё: в нем нет потрясающей красоты того же «Сияния», который вышел тремя годами позже, или тягучей атмосферы, как в «Нечто» Карпентера. Саундтрек неплох, но по сравнению с тем же Вангелисом и его работой для «Бегущего по Лезвию» не работает отдельно от фильма.

Жду ремейк. Он выглядит интересно.

3
Ответить

Необязательно иметь культовый статус за глубину содержания. В "Суспирии" как раз не в этом суть, как я и говорил. Я не думаю, что Ардженто в принципе себе подобную задачу ставил. А насчёт визуала вообще не согласен. "Сияние", конечно, смотрится хорошо - но оно снято как обычный хоррор с точки зрения цветокора. У Кубрика, как всегда, главное - композиция и движение.

А атмосфера - есть, имхо. Синтезом музыки и визуала она и создаётся. Насчёт Вангелиса тоже поспорил бы, что его музыку БпЛ интересно слушать отдельно. Но это совсем субъективщина.

Тоже ремейк жду.

3
Ответить

Большинство культовых фильмов привязаны к своему времени, именно тогда они свой статус и зарабатывали. Ревизия "культовости" с позиции современности выглядит нелепой, потому что не учитывает контекст времени

1
Ответить

Как раз устроила себе несколько лет назад ознакомительный просмотр представителей жанра - и если бы они все были такими, как этот фильм! Все очень визуально интересно и создает до сих пор впечатление стилизации в новом фильме, а не просто немолодую пленку. И жестокость здесь - стильная, ибо после Суспирии от того же "Водолея" и иже с ним появлялось впечатление недорогих и мерзких поделок с насилием ради насилия. Я была рада, что столкнулась с этим проектом.
Ну и молодой Удо Кир, конечно же, да еще и не злодей.))

2
Ответить

Ну бюджетность о сказывается все же)
Если интересует у меня на дтф есть статья о Марио Баве)

Ответить