[Лонгрид] Финал Arcane 2: куда полилось масло? Дешёвые эмоции и странности сценария.

Буду бомбить, немного разбирать сюжет, немного сетовать на странные сценарные решения, умеренно восхищаться визуалом и пытаться понять, что в итоге пыталась сказать эта история?

[Spoiler Alert]

Очевидно. Говорить о финале без спойлеров бессмысленно.

Я с пацанами, пытаясь понять, что хотели сказать авторы. 
Я с пацанами, пытаясь понять, что хотели сказать авторы. 

Масло и вода

Первый сезон Arcane был, во всех отношениях, прорывной. Яркий, стильный и бодрящий визуал, разрывная музыка, но в центре всего — крепко сбитая история, в которой была одна главная тема. Всего одна.

Я назвал ее для себя — Масло и Вода.

По названию одной из серии.

Какова цена прогресса? Могут ли сосуществовать те, кто извлекает из него прибыль и те, кто дышит его отходами?

Чуть сложнее, чем просто разговор про бедность и богатство, но не настолько сложная, чтобы ее было невозможно считать или что какие-то персонажи выбивались бы из этой темы.

Ни одна сюжетная линия не отходила далеко от основной, они сплетались отдельными цветными веревочками в плотный канат, ведущий историю по магистрали.

На нее же работали все конфликты в истории.

Постоянный референ крещения водой 
Постоянный референ крещения водой 

Вандер и Силко — два лидера угнетенных жителей Нижнего Города.

Вандер искал пути компромисса и сосуществования, но фактически не смог сплотить вокруг себя людей достаточно, чтобы выдержать бурю, у него не было сил физически защищать свой маленький мир, кроме своих собственных.

Силко — мрачный “промышленник”, как его метко обозначают в сюжете, который бьет врага его же оружием — изобретениями. Верхний город изобретает “атом”, он отвечает “нефтью”, химоружием, не заботясь о том, что его оружие создает тысячи обездоленных наркоманов в том же месте, которое он вроде как защищает.

Джейс и Виктор — два прорывных ученых из Верхнего города, открывающие безграничный источник энергии, и в своем детском почти энтузиазме изменить мир, спасти себя и доказать всем окружающим, что они-то могут, легкой рукой создают смертельно опасное оружие.

Это сразу считывает мудрый Хеймердингер, но не дает своим бунтующим ученикам никакого ответа — просто есть хорошие изобретения, а есть плохие, посидите, покумекайте, вы что, не можете жить двести лет как я?

Но я тоже есть в сюжете... (с) маленькая Кейтлин ещё не знает. 
Но я тоже есть в сюжете... (с) маленькая Кейтлин ещё не знает. 

Масло и вода, схожие, но контрастные персонажи, составляли центральную линию истории.

И, конечно, Джинкс и Вай, две сестры, чья ЛИЧНАЯ история служила таким вот каркасом для общей темы, показывая влияние всех этих разборок сильных и высоких на судьбы двух отдельно взятых девочек-сирот.

Вандер ради защиты своих предает и почти убивает своего лучшего друга, Силко, ради защиты своих (и немного мести) убивает его в ответ и превращает и без того не самое приятное место в совсем уж убогие трущобы.

Виктор доигрывается в поисках лекарства от всего до того, что его лекарство убивает, а Джейс предает своего наставника, и оказывается ведом вообще всеми, у кого IQ больше 3, когда пытается взять на себя бремя лидерства.

И Джинкс с Вай там весело друг за другом гоняются, с криками “да я спасу тебя!”, “да ты не можешь спасти меня!”.

Взрывной финал, мы замираем в ожидании…

А мы будем строить киновселенную! (с) Riot

Это было ожидаемо. После взрывного успеха первого сезона, на фоне больших амбициозных планов компании, имея в запасе несколько интересных историй Рунттеры.

Команда Arcane сделала то, что уже застрелило Темную Вселенную Universal, два раза отправило в ребуты DC и стало большой проблемой для родоначальницы киновселенных Marvel.

Они решили в основной сюжет впихнуть квадратно-гнездовым методом завязки на будущие сюжеты.

[Лонгрид] Финал Arcane 2: куда полилось масло? Дешёвые эмоции и странности сценария.

Вся сюжетная линия Медарды и ее дочери — вообще не нужны сюжету. Именно поэтому она такая невнятная. Что за Черная Роза? Кого там родила Медарда и что в этом такого? Что мутит этот ваш Ноксус? В чем такая уж крутость способностей Мел? Что вообще Мел по итогу сделала для решения главной проблемы сезона?

Она буквально лишняя, если мы смотрим по итоговому результату. Убери всех ее солдатиков, все ее хитрые планы, и поединок в конце — и финальный замес бы вообще не поменялся.

Диктатура Пилтовера могла бы случиться и без ее “хитрого” влияния, Великая Эволюция тем более могла наступить бы без нее, армии мега-роботов Виктора не нужна была лишняя поддержка в битве против армии простых людей.

Она не злодей за спиной злодея, она не играет на основную сюжетную линию. Она просто есть. Вот она экранизация игры, как мы привыкли — пока два керри решают глобальные проблемы, на бот-лайне какая-то веселая чехарда.

Нет, мне понравился брутальный бородач с тяжелым славянским акцентом, как и сам персонаж Медарды— хитрая, жесткая, с какими-то своими переживаниями, но нужна только, чтобы прокинуть мостик на будущие сюжеты и никак не работает на основную рассказанную историю.

А ее дочь в принципе фундаментально бесполезна, из интересного второстепенного персонажа первого сезона с претензией на большую роль, ставшая просто… саппортом, который пропал из основного сюжета на пол-сезона, вернулся и сделал… ничего

Они как викинги из Короля Артура Гая Ричи. Настолько же бесполезны в истории, но вроде прикольные.

Викинги возмущаются таким сравнением. 
Викинги возмущаются таким сравнением. 

Но попытки строить киновселенную плохи не только тем, что и без того урезанный хронометраж душат отсылки к будущим проектам, которые выйдут неизвестно когда.

Они плохи еще и тем, что персонажи по итогу произведения либо заботливо убраны в коробочку, либо доведены до какого-то подвешенного статуса-кво, чтобы не дай бог с ними не произошло значимых изменений.

Хеймердингер? Пропал в тучке.

Виктор и Джейс? Пропали в тучке!

Джинкс? НЕУЖЕЛИ ОНА ВСЕ–Т… Да, тоже пропала в тучке.

Даже кибер-Вандер и тот пропал в тучке, но хоты бы без намеков на его чудесное спасение.

Вай? Сидит и грустит в роскошном доме девушки, без какого-либо понимания кто она и что она.

Экко? Сидит и грустит на символичном фоне, без какого-либо понимания кто он и что он.

Кейтлин? Даже она в финале не показана как персонаж, который что-то ДЕЛАЕТ, она тоже… просто сидит.

Но с ней мы хотя мы можем догадаться, что она… просто… осталась… полицейским. И соответственно локальный апокалипсис повлиял на нее меньше, чем горячий поцелуй и слова “ну все буит хорошо”.

Никто из значимых персонажей не “добит” до конца. Никто из значимых персонажей не делает чего-то в эпилоге истории такого, чтобы мы почувствовали значимость происходившей истории для них.

Они заслужили покоя, а вот зритель света значимой истории не заслужил.

Потому что значимость истории мы считываем по действиям героев, так мы можем действительно прочитать их характеры. И главное изменения их характера.

Изменились ли в итоге Экко или Вай? Нет, им просто грустно. А может и изменились, я не знаю. Я не вижу.

Изменения вызывают у зрителя эмоции. И вот тут вторая большая проблема второго сезона.

Дешевые эмоции

В первом сезоне было ровно две значимые смерти — Вандера и Силко.

Это были оригинальные персонажи авторов, поэтому они, видимо, могли обращаться с ними достаточно свободно. Драматургия их гибели была выстроена, была значима, повлияла на дальнейшие события. Работала эмоционально, потому что была результатом принятых персонажами решений.

И еще одна скорее функциональная — смерть Скай, с ее полутора репликами в истории.

Что у нас во втором сезоне?

Мать Кейтлин. Нарисовано красиво, на дальнейшие события повлияло, но подано как-то настолько сумбурно и сам персонаж светился до этого буквально пару раз (причем светился в контексте я-вредная-богатая-сучка). Тот самый персонаж, к которому я испытывал такие нежные и приятные чувства.

Медарда. Уже говорил — возможно, и вышло бы неплохо, но она скорее мешает сюжету, чем играет на него.

Девочка Иша. Ох, девочка Иша.

Немая девочка, которая бегает хвостиком за будущим лидером революции, стоп, прочь Голодные Игры, вас тут не звали, у нас тут был нормальный сюжет и проработанный се-е-етинг…

А ну-ка приготовились испытывать эмоции! 
А ну-ка приготовились испытывать эмоции! 

Девочка Иша это квинтэссенция ленивого сценария, который партизанскими тропами пробрался в Arcane. Есть такой сценарный штамп - моральный питомец, как высшая форма штампа “гладить собаку/котика”.

Это когда мы выдаем плохому или просто морально неоднозначному персонажу сделать что-то очевидно хорошее (например, Крестный отец гладит кошечку). Сценарное время всегда ограничено, и это простой и дешевый способ добавить граней персонажу.

И этот штамп сам по себе неплох. В хороших руках он и вовсе замечателен. Кто из вас не плакал из-за гибели мышонка в Зеленой Мили?

Мистера Мышонка. 
Мистера Мышонка. 

Да, что далеко ходить, этот троп УЖЕ игрался в Arcane — с Силко! Паудер была его моральным питомцем, когда мы уже ждем что он вот-вот убьет эту синюю рыдающую девочку, а он берет ее и обнимает.

Другой вопрос, что Силко остается злобным хмырем, и своего питомца морально развращает, подталкивая ее стать Джинкс, а мы следим и цокаем языком — вот это неоднозначный персонаж!

Однако во втором, как только возле Джинкс начинает крутиться это несчастно-милое нечто, я такой — о, она умрет! Это идея с первой полки, первое что приходит в голову. Не надо так.

Потому что да, сцены с ней красивые, показано все достаточно трепетно, с отсылками, но… я ждал, что она умрет, чтобы ее смерть повлияла на Джинкс, она умирает…

И это даже не слишком влияет на Джинкс. Ну да, она ловит грустинку. А потом просто… Ведет себя как положительный герой? Разорвала круг, что сказать.

Круг проклятия, из-за которых ее близкие страдают, это я считал, но не знаю... С тем же успехом вместо девочки Иши мог бы быть какой-то милый жучок. Или, знаете. Персонаж с каким-то характером.

Немая девочка, которая фанатеет по героине, это не персонаж с характером, это персонаж-функция. И для сериала, где в первом сезоне, даже второстепенных героев старались аккуратно использовать по два-три раза, не вводя лишних сущностей, такие функции выглядят… странно.

Да мне Риктуса было больше жалко, хотя мы узнали, как его зовут только перед тем, как его убивают.

Мы помним тебя, гордый ноксианец. 
Мы помним тебя, гордый ноксианец. 

И вот я уже так максимально многословно пробомбился, можно бы перейти к тому, в чем первый сезон был максимально силен… Но…

Визуальное подкрепление

Во втором сезоне есть потрясающие… клипы. Акварельные счастливые воспоминания Вандера, брутальная охота в Зауне, моральное падение Вай, действительно трепетный танец альт-Джинкс и Экко — но это, буквально, клипы.

Авторы, разгоняясь в визуале и выходя на какую-то потрясающую его высоту, вместе с этим забывают, что делают все-таки не нарезку клипов, а драматургическое произведение.

Некоторые из этих клипов работают и драматургически, то есть содержат внутреннюю историю — по крайней мере, это неплохо работает с Вай. История показывается, это хороший принцип.

Но их просто слишком много. Сериал как будто не дает персонажам немного подышать, почувствовать мир вокруг себя.

Совсем плох вышел клип выживания Джейса в разрушенном будущем — если вы показываете, что персонаж долго тяжело выживает быстрой нарезкой по полминуты, я не верю, что он выживает достаточно долго. Просто не успеваю, картинка слишком быстро меняется.

А соответственно, и в изменение характера героя я не верю. Впрочем, авторы и не меняют его характер, сводя все к кратковременной шизе.

Что совсем грустно — нарезая клипом большие и значимые отрезки истории, авторы почему-то избегают хорошего экшена.

Момент, запавший в плейлист и сердечко с первого просмотра
Момент, запавший в плейлист и сердечко с первого просмотра

Первый сезон не то чтобы был сильно богат на экшен, но там было две абсолютно потрясающие сцены — Вай и Джейс против роботов из Биошок и Экко против Джинкс.

Интересно поставленные с точки зрения движения героев, потрясающе анимированные, каждое движение смачное, найдены (или украдены из Наруто) какие-то крутые решения.

Здесь и экшена побольше, и сам сюжет сезона к нему толкает, но он весь какой-то… Дженерик? А как только начинается какой-то крутой экшен, вроде Джинкс против Риктуса, его прерывают секунд через десять.

Я ценю реалистичный приземленный экшен, но Arcane мне запомнился максимально изобретательными визуальными боями, где вся сила анимации как вида искусства была задействовано, чтобы тебя прямо вжимало в диван, с которого я критикую сейчас работу этих замечательных людей, которые тяжким трудом, вручную и трепетно рисовали сериал.

И они справились великолепно. У меня вопрос, в какой подвал студия посадила постановщиков и редакторов.

Нам не хватает редактора. Или смысла?

Меня не покидает ощущение, что именно хорошей редактуры не хватило второму сезону Arcane. Человек, который попросил сделать побольше отсылок на будущие сериалы про Ноксус, у них был. А человека, который бы пришел и сказал, что вот это лишнее, вот этого по темпу мало, а вот этого много — не было.


И это, возможно, следствие не только более сжатых сроков, но и успеха первого сезона. Ведь люди хотят того же, но нового.

Вот такой человек у них точно был. 
Вот такой человек у них точно был. 

И это была бы хорошая ремарка про прогресс, про который так много было сказано в сериале.

Да вот только финал всей истории вообще ничего не говорит про прогресс!

В финале истории у нас Нижний и Верхний город дружат против трансгуманистов, а трансгуманизм это плохо, потому что в несовершенстве есть красота, понятненько?

И в итоге, основная тема произведения, заданная в его начале, она просто… Смазана акварельными красками. Так хорошо поставленный вопрос не получает нормального ответа.

С появления однорукой из Зауна в Совете Пилтовера я уже не смеялся, уже просто плакал и подхрюкивал, чего у меня не было даже после гениальнейшего совета в финале Игры Престолов. О да, вот на это вы променяли свою независимость, на один голос против шести…

Персонажи, боровшиеся, сражавшиеся, передававшие и убивавшие ради своих идеалов и представлений о будущем либо беспонтово исчезли в тучке, либо оказались без целей, идеалов и места в мире, в будущем, которое не решило ни одной проблемы прошлого.

Знаете, что нужно сделать с изобретением, которое дает тебе одновременно источник энергии и прогресса, но может стать смертельным оружием, а его отходы ломают и калечат людей?

Давайте его просто спрячем и сделаем вид, что никогда не изобретали. Потому что именно так происходит с инновациями, их можно просто отменить и сделать вид, что ничего не было.

Если что-то изменило наш мир, и нам это не понравилось, спрячем что-то в шкаф, и будем надеяться, что никому больше в голову не придет светлая идея попробовать заново — теперь, когда уже точно известно, что это заново возможно.

Ну серьезно, Arcane?

Лицо человека, который понимает, что открытое однажды невозможно закрыть. 
Лицо человека, который понимает, что открытое однажды невозможно закрыть. 

В первый раз загорелся настолько, что поспешил поделиться этим с DTF.

Я немножко учусь режиссуре и множко люблю хорошие истории.

Надеюсь вы отключили все ненужные вам теги, а если нет - обязательно жду комментариев.

Жду, как тот сериал, в котором расскажут что-то про Черную Розу без необходимости лезть в Вики.

55
44
11
32 комментария
5
Ответить

За такое добро, короткая версия:
Все красиво, но сумбурно и сюжетные линии, вставленнные для продажи спин-офов и скинов.

2
Ответить

я тоже не читал, и я даже не знаю про что там.

2
Ответить

Жаль, что не остановились на локальной истории именно персонажей(
Пока смотрели на всю эту глобальную муть, вся эта драма вокруг Джинкс вообще ценность потеряла, как и многие другие линии.

4
1
Ответить

Джинкс вообще совершенно теряется в финале. Ставки центрального конфликта настолько метафизические и масштабные, что все её взрывы кажутся какими-то блеклыми.

Хотя они то были интереснее!

1
Ответить

Спасибо.
Не хотел ничего комментировать, потому что точно не планирую читать комментарии.

В недавнем обзоре от Master Theory упоминалась инфа, что изначально Риоты замахивались на пять сезонов и, столкнувшись с реальностью, похоже, из жадности или от обиды решили в один сезон впихнуть невпихуемое.

2
1
Ответить

Вроде как это они опровергли, но вот то что в разработке ещё три сериала - повлияло на сезон точно.

1
Ответить