История создания, мифология и происхождение трилогии «Трех Матерей»

История создания, мифология и происхождение трилогии «Трех Матерей»

Ну а чтобы было атмосфернее предлагаю читать эту статью под потрясающий саундтрек "Inferno", за авторством Кита Эмерсона

Наконец-то в прокат вышла долгожданная мной хе-хе «Суспирия» Луки Гуаданьино, которую я активно хейтил ранее, и она, на удивление…превзошла оригинал! Да-да я сам не могу до конца прийти в себя от такого шока. А все дело в том, что это ни разу не ремейк, как его превозносили в прессе, а скорее переосмысление или даже кавер. И сразу же все встает на свои места, и уже нет ощущение чего-то инородного, режущего душу фаната оригинала.

История создания, мифология и происхождение трилогии «Трех Матерей»

Несмотря на на общую завязку, новый фильм разительно отличается от старого, в первую очередь своей глубиной и фактурой. Если для Ардженто было главным показать красивую сказку, с максимально красочными локациями и яркими, стильными убийствами, оставив в стороне весь лор этой прекрасной вселенной, то Лука ушел гораздо дальше, разбив фильм на 6 отдельных, связанных между собой частей, на манер Ларса Фон Триера, ступив не территорию артхаусного кино, отпугивая тем самым большую часть зрителей, но при это, нисколько не теряя в динамичности происходящего. Удивительно, но эти самые 2,5 часа пролетают совершенно незаметно, в отличие от короткого, но более тягучего фильма 1977 года (всего 1.5 часа).

Но об этом фильме я говорить не буду, а сделаю ремарку относительно истории создания, мифологиии и происхождения трилогии «Трех Матерей».

На съемках классического джалло «Кроваво-Красное» у Дарио завязался роман с исполнительницей главной женской роли Дарьей Николоди. Именно она предложила Ардженто “поменять специализацию” и попробовать себя в непривычном жанре.(До этого Ардженто снимал детективные триллеры и джалло)

Дарио Ардженто и Дарья Николоди
Дарио Ардженто и Дарья Николоди

Сценарий первой части трилогии Ардженто писал вместе с Дарьей Николоди.

Внучка известного медиума, она предложила взять за основу историю своей оккультной бабушки, которая в пятнадцать лет сбежала из частной музыкальной школы, где помимо игры на фортепиано учеников знакомили с законами черной магии, и в дальнейшей жизни увлеклась магией белой. Николоди же поведала режиссеру предание о трех древних могущественных ведьма.

Подробнее о съемках фильма 1977 года можно прочитать в прекрасной статье

Идея о существовании трех Матерей принадлежит Томасу Де Куинси (1785–1859, английский писатель, автор знаменитой «Исповеди английского морфиниста»). В «Suspiria de Profundis» (одна из самых известных литературных работ писателя) Где он утверждает, что также, как есть три богини судьбы (Мойры), три богини веселья и радости жизни — олицетворение изящества и привлекательности (Хариты), есть и три Печали: Мать Слез, Мать Вздохов и Мать Тьмы. Слезы, вздохи и тьма — суть каждой женщины.

Воздыхания из глубины души») — одно из наиболее известных и выдающихся литературных творений английского эссеиста Томаса де Квинси
Воздыхания из глубины души») — одно из наиболее известных и выдающихся литературных творений английского эссеиста Томаса де Квинси

Вот такой вот интересный факт, а я раньше думал, что это все было фантазией Ардженто, ан нет. После успеха «Суспирии», Дарио снял прекрасную «Преисподнюю» 1980 года, продолжающую тему Суспирии и раскрывающая лор этой вселенной гораздо глубже.

Ну а завершил историю в 2007 году спорной, хоть и красивой «Матерью слез»

История Трех Матерей начинается в 11-ом веке, когда три сестры создали искусство колдовства на побережье Черного моря. В последующие годы они блуждали по миру в поисках богатства и могущества, оставляя после себя только смерть

В конце 19-ого столетия женщины поручили итальянскому архитектору Варелли спроектировать и построить три величественных здания. Из этих подобных крепостям домов Три Матери управляют миром. Согласно мемуарам Варелли, архитектор слишком поздно узнал о злой природе женщин.

Ну а вот собственно и сама Mater Suspirum

История создания, мифология и происхождение трилогии «Трех Матерей»

Мать Вздохов — самая старая из Трех Матерей, также известна как Черная Королева. Ее имя — Елена Маркос.

Корнями из Греции, Маркос была сослана из многих европейских стран и написала несколько книг о разнообразии мистических предметов. В 1895 она основала школу танца и оккультных наук в Шварцвальде.

Местные жители боялись ее. Поскольку богатство Елены росло, ее начали подозревать в ведьмовстве. Чтобы предотвратить нежелательные исследования, она фальсифицировала собственную смерть в огне в 1905.

Примечательно, что в “Suspiria ” , как и в «Inferno» дома в конце концов сгорают до тла, очищая тем самым землю от присутствия темных сил.

История создания, мифология и происхождение трилогии «Трех Матерей»

Мать Слез - самая красивая и сильная из Трех Матерей. Ее истинное имя не известно. Предполагают, что ее дом находился в Риме.

История создания, мифология и происхождение трилогии «Трех Матерей»

Мать Тьмы – самая молодая и самая жестокая из Трех Матерей. Ее истинное имя не известно, ее дом был построен в 1910 в Нью-Йорке.

Нью-Йоркский дом из фильма "Преисподняя"
Нью-Йоркский дом из фильма "Преисподняя"

В процессе подготовки этого материала я наткнулся на интересную статью, рассказывающую о фундаменте всей этой истории.

Мифология Ардженто тесно перекликается с восточной эзотерической концепцией о семи «башнях Сатаны», с которой познакомил европейских читателей французский философ и мистик Рене Генон.

Согласно мусульманской сакральной географии «Башни Сатаны» — святилища, воздвигнутые на местах низвержения падших ангелов. Они представляют собой «места силы» с обратным знаком и обеспечивают связь черных магов с князем Тьмы, поддерживая центры контринициации во главе которых стоят «святые Сатаны»

По информации, которую собрал Генон, на планете существуют семь «башен Сатаны» - семь центров с мощной негативной энергией. Говорят, что именно в этих местах упали с небес семь падших ангелов. Кстати, с позиции геологии там должны быть как раз пробоины в земной коре. Считается, что с помощью энергии этих прорывов можно контактировать с духами преисподней и овладевать тёмной силой, которая может дать власть над миром. Поиском подобных районов активно занимался Третий рейх. Многие эзотерики убеждены, что ту же цель преследуют такие организации, как, например, масонская.

Семь башен Сатаны
Семь башен Сатаны

Отголоски этой концепции встречаются у немецкого антропософа Рудольфа Штейнера, книги которого изучал Ардженто в период работы над первыми двумя фильмами трилогии. Штейнер, опираясь на средневековые романы о Граале, указывает на сицилийский замок Кало Бобо -оплот Сил Зла, в котором концентрируется враждебность по отношению к Традиции. Этот замок является резиденцией богини Иблис — женский вариант имени Иблиса - мусульманского Люцифера. Иблис заключает союз с калабрийским магом Клингзором, чтобы атаковать замок Грааля и этот союз становится причиной многообразных бедствий и катастроф.

История создания, мифология и происхождение трилогии «Трех Матерей»

Перед началом съемок Арджентно специально ездил в Дорнах, швейцарский город, где Штейнер проводил свои занятия. «Школа танцев» мадам Маркос в этом фильме — центр ведьмовского братства, являющийся собирательным образом общин Штейнера и мага Георгия Гурджиева, автора книги «Рассказы Вельзевула своему внуку».

тот самый дом из оригинальной "Суспирии"
тот самый дом из оригинальной "Суспирии"

Посещавшие балетные представления Гурджиева отмечали «фантасмагорический характер этих зрелищ, действующими лицами которых были как бы уже и не люди, а расчеловеченные существа, живые марионетки» А вот это уже намного ближе к фильму Гуаданьино не так ли?

Елена Блаватская
Елена Блаватская

Сама Мать вздохов из «Suspiria» имеет много общих черт с небезызвестной Еленой Блаватской (что признал в одном из интервью сам маэстро Ардженто), чье Теософское общество по авторитетному мнению Генона было одним из центров контринициации, созданных «святыми Сатаны». Так что за основой такой простой конструкции, как Джалло Ардженто запрятал огромную кладезь интересной информации, побуждающей изучать его фильм гораздо более тщательнее, чем это казалось ранее.

Признаться, я был приятно удивлен таком открытию и стал еще еще больше уважать оригинальную «Суспирию» и трилогию «Трех матерей» Дарио Ардженто.

1919
6 комментариев

Это было реально трудно прочесть...
В каждом абзаце хотя бы одна синтаксическая или пунктуационная ошибка. Мало того: в паре мест даже грамматические есть.
Многие предложения можно разбить на несколько более простых, что улучшило бы понимание текста.

3
Ответить

Каюсь - спешил
Тут нужна редактура

Ответить

Спасибо, просто отлично. Вот уж не думал, что из такого скучного гуманистического течения, как антропософия можно было что то заимствовать для хоррора. И про башни интересно.

1
Ответить

Автор текста прямо готовый герой для книги Умберто Эко )

1
Ответить

Да и тупо это все выдрано из чужих текстов, потому что какой-то нормальной информации нигде нет

Ответить

Листая на телеке список ужастиков в поисках ремейка "Рассвета мертвецов" 2004 года, случайно наткнулся на показавшееся до боли знакомым название "Матерь слёз". Открыл превью, увидел имя режиссера, удивился, открыл Вики, и, что называется, понеслось...
Честно говоря изначально тоже думал, что весь лор - фантазия режиссёра. Потом пришла в голову, что может за основу взят фикшн эпохи зарождения жанра (типа современника Эдгара По), и с этим я, получается, почти угадал. В общем, несмотря на то, что глаз давно отвык от "спагетти хорроров" джиалло, "Инферно" на очереди :)
Кстати, исходя из оригинал ной легенды получается в римейке 2018 случилась какая-то досадная путаница: Сьюзи Беннон вовсе не Матерь Вздохов, как там где то проскальзывает, а Матерь Тьмы. Все сходится: самая молодая, из Америки, самая жестокая (расправа над конкурирующей группой ведьм в ковене, голосовавших за Маркос). И самое главное, в одной из сцен флешбеков умирающая мать Сьюзи на исповеди произносит: "я породила тьму"

Ответить