На смерть Дэвида Линча (размышления + интерактив) (завершено)
Пересматриваю тут "Твин Пикс" - захотелось вишневого пирога. А пирог с кофе вдохновили на написание текста. Пирог, кстати, не очень - многовато начинки, как по мне, слишком приторно. Да и содержимое кружки агент Купер вряд ли назвал бы "a damn fine cup of coffee". Но все это на самом деле не важно.
Это мое поедание вишневого пирога вприкуску с кофе - чисто символический ритуал в память о Дэвиде Линче. А нужно ли символы разгадывать, разъяснять и разжевывать? Линч считал, что это совсем не обязательно (но пирог все-таки лучше пережевать). Я с ним согласен.
Попытки собрать фильмы Линча как кубик Рубика только портят удовольствие от их просмотра. Гораздо лучше просто принять всю эту "логику сна", которую любил к месте и ни к месту поминать Олег Чимде (интересно, где он сейчас). Принять правила, установленные режиссером. Фильмы Линча нужно именно принимать, а не понимать. И тогда они полностью раскроются - сами, без внешней "сборки". Вы же не пытаетесь связать между собой все детали "Постоянства памяти" Дали, так?
Дэвид Линч - мой любимый режиссер (вместе с другим Дэвидом, Кроненбергом). Причем знакомство с ним произошло не в самом сознательном возрасте и было очень скоротечным. Я не могу точно вспомнить, был ли это 1993 (первая трансляция "Твин Пикса" в РФ по ВГТРК) или 1995 год (трансляция по ОРТ). Но склоняюсь ко второму варианту. В общем, едва заслышав чудесную главную тему Анджело Бадаламенти и увидев эти зловещие (лол) буквы болотного цвета в зеленой обводке, я закрывал уши и старался спрятаться куда-нибудь подальше. Не знаю, почему в общем-то безобидная заставка так пугала маленького меня. Может быть, еще в начале сериала я увидел на экране Боба и с того момента его пугающий образ оказался неразрывно связан с ней?
Так или иначе, после этого Дэвид Линч в моей жизни никак не присутствовал более 10 лет.
Fast forward: конец нулевых. Довольно часто натыкаюсь на людей, которых Дэвид Линч познакомил с музыкой Rammstein. В основном это, конечно, реддиторы в возрасте 40+ из соответствующих сабреддитов. Но у меня все вышло наоборот. Еще с середины нулевых я знал, что две песни Rammstein использовались в саундтреке линчевского "Шоссе в никуда". Но как-то не придавал этому факту особого внимания - ну Линч и Линч, ну фильм и фильм (а может, подсознательно боялся - см. предыдущий абзац). Кроме того, в юности я был очень далек от синефилии - в одиночку фильмы совсем не смотрел, только в компании. И как-то, когда кентафурики решали, что посмотреть в очередной раз, я вспомнил про Lost Highway и убедил заценить именно его. Как раз-таки под соусом "ну там же Рамштайн играет!"
Честно - я уже и не помню в деталях свое первое серьезное знакомство с фильмами Линча. Припоминаю только, что было интересно и как-то загадочно что ли. Но попытки сложить четкий связный сюжет из увиденного я прекратил достаточно быстро. И с тех пор все фильмы Линча так и смотрел - от сцены к сцене, от образа к образу, не пытаясь рационализировать. Логика сна, да.
В 2010 году я был вынужден на год оставить свой городок, чтобы отдать Родине накопившиеся долги. Идти в солдаты меня не плющило, но мой позорный недуг в виде бронхита все же решили определить в подвиг, а других козырей на руках не нашлось. В последнюю неделю перед отправкой, чтобы заглушить тоску и чувство опустошения (а также победить бессонницу), я залпом смотрел Линча. С dvd-диска, на который были записаны 3 avi-файла в разрешении 720x480p. Такое было время.
Просмотрел я тогда "Шоссе в никуда", "Малхолланд Драйв" и "ВНУТРЕННЮЮ ИМПЕРИЮ" - то есть, пожалуй, трилогию главных фильмов режиссера, условно объединенную темами двойников и снов. И ушел в солдаты убежденным линчефилом. Кстати, бессонницу я упомянул не просто так - на середине "ВНУТРЕННЕЙ ИМПЕРИИ" я натурально заснул. Стала ли она от этого меньше мне нравиться? Отнюдь. Единственная моя претензия ко "ВНУТРЕННЕЙ ИМПЕРИИ" - это то, что визуально Лора Дерн не вписывается в ряд впечатляющих мадам, которых Линч снимал в своих фильмах в 90х. Но я понимаю и принимаю, что внешность для актрисы - не всегда главное.
Разобравшись с долгами перед Отчизной, я вернулся домой и начал усиленно поглощать всяческий контент - в том числе еще не отсмотренные фильмы Линча. Но не только фильмы. Внезапно оказалось, что старик (тогда уже старик, да) - еще и неплохой музыкант. Тогда как раз вышел его первый сольный альбом, составленный из традиционных песен, а не эмбиентных зарисовок: Crazy Clown Time. Неподражаемо писклявый голос маэстро в сопровождении блюзовой гитары и драм-машины легко вписался бы в любой его фильм девяностых-нулевых годов. Вполне себе индустриальный рок - возможно, следствие знакомства Линча с Трентом Резнором много лет назад. Но самый сок - это, пожалуй, фит с Карен О из Yeah Yeah Yeahs. Как будто переложение самых напряженных сцен из "Шоссе в никуда" в музыкальный формат.
Потихоньку я пересмотрел почти всю фильмографию Линча. В том числе ранние короткометражки, о которых часто забывают (очень зря). И тут в 2014 году грянул гром: Линч и Марк Фрост снимают третий сезон "Твин Пикса".
Точно уже не помню, но вроде бы никто особо не сомневался, что продолжение как минимум не будет уступать двум оригинальным сезонам. То есть в Линча и Фроста верили - и они полностью оправдали это доверие. С одной стороны, "Возвращение" натурально поимело многих фанатов (особенно поклонников бессмысленной мыльной оперы в середине второго сезона, снятой без Линча): абсурдно-беспомощный Даги вместо всеобщего любимца Купера, победа над хтоническим злом с помощью зеленой резиновой перчатки и так далее. А с другой - третий сезон "Твин Пикса" уже на релизе воспринимался как магнум опус Линча, в котором синтезировались и буквально проросли корнями все его предыдущие работы (восьмая серия - absolute cinema, кто бы что ни говорил). И, подсознательно, как его последняя лента.
В РФ "Возвращение" показывал канал ТВ-3 - ну, знаете, "первый мистический", с гадалками и прочими чудесами. Каждый вторник первую половину дня на работе я посвящал чтению реддита с гипотезами и (все более) безумными теориями, рождавшимися в фанатских умах после выхода очередной серии. Иногда казалось, что и сам Линч читает все эти телеги - а потом за неделю в авральном режиме снимает новую серию, в которой разбивает домыслы фанатов в пух и прах. В общем, время было интересное.
Спустя 3 года пришел ковид с локдаунами. Линч старался не унывать: записывал милые короткие видео с прогнозами погоды и "числами дня". Возможно, если бы не пандемия, он успел снять что-то еще? Этого мы уже никогда не узнаем.
Фанаты поначалу пытались искать в этих видео скрытый смысл и какие-то намеки на новые работы. Но безрезультатно - Линч в очередной раз показал, что иногда занавески - это просто занавески. Даже не так: иногда лучше поверить, что это просто занавески и получить удовольствие - вместо того, чтобы искать скрытые за ними смыслы, не найти их и остаться неудовлетворенным.
После того, как в августе 2024 режиссер объявил об эмфиземе легких, стало понятно, что совсем скоро он нас покинет. Поэтому новость о смерти Линча меня не то что бы очень расстроила - грустно, но ожидаемо. И вот теперь пришла пора снова пересматривать его фильмы, его наследие. Даже с учетом "Твин Пикса" оно не такое уж объемное. Зато удивительно ровное по качеству. Пожалуй, у Дэвида Линча вообще не было плохих фильмов - разве что "Дюна", зарезанная монтажерами.
Память непостоянна. Она течет и принимает новые формы. Даже в этом тексте память несколько раз подводила меня - возможно, некоторые мелкие детали я вообще додумал, чтобы заполнить пробелы. Запоминаются не факты и события, а образы. И Дэвид Линч был, возможно, лучшим создателем этих образов на киноэкране. Образов, которые далеко не всегда нуждаются в трактовке.
У меня осталось еще полпирога, и сегодня вечером я снова буду смотреть "Твин Пикс".
Обещанный интерактив: на фото с пирогом с трудом, но можно разглядеть логотип одной широко известной в узких кругах музыкальной группы. Подсказка: с Дэвидом Линчем она никак не связана, то есть это не Rammstein и не NIN. Самый глазастый дтфер, который разглядит лого и первым напишет мне в личные сообщения название группы, получит дилогию самых линчеподобных видеоигр в мире - Deadly Premonition: The Director's Cut и Deadly Premonition 2: A Blessing in Disguise. Если правильный ответ придет до 21:00 по МСК, лично отправлю подарком в Стиме. Если позже - куплю победителю гифты на плати.ру. Дерзайте, мои маленькие и большие линчефаны!
Повод грустный, конечно. Несколько лет назад на открытии Club Silencio Линч рассказал о своих любимых книгах.
Я не то чтобы заядлый, но немного киноман, так что смерть Линча как будто бы немного задевает меня за что-то. Связано это в большинстве своем, ВНЕЗАПНО, с Дени Вильневым, а именно с его первой (конкретно первой, больше философской и для кого-то душной) Дюной. Так уж вышло, что сначала фильм, а потом и сам роман произвели на меня огромное впечатлени…
Когда я был совсем молод, я считал себя киноманом и смотрел всё, что рекламировали все эти нудные забулдыги в очках на сайтах рецензий. А может даже и как-то левыми путями узнавал о "стоящем" кино. Так я посмотрел Малхолланд Драйв, может быть впервые ощутив безнадегу глубоко внутри после просмотра. Твин Пикс я смотрел с подачи своей бывшей. И хотя…
Never, oh! never, nothing will die; The stream flows, The wind blows, The cloud fleets, The heart beats, Nothing will die.
Умер мой любимый режиссер Дэвид Линч. Самый лучший способ почтить память великого режиссера это пересмотреть его работы – я считаю. Подборка моих любимых фильмов этого гениального человека.
"Банан - это просто банан", - совершенно точно не про Линча. Все у него было в порядке в плане смысла.
я имею в виду, что фильмы линча - это не загадки, которые разгадываешь во время просмотра, как у нолана какого-нибудь. чтобы получить удовольствие, достаточно просто поймать флоу, а не сидеть напряженно думать
пригятно гаппетиту но мне каж что ария круче рамштайна
здесь для слабых места нет.......
Тарелку только помой или новую купи, а то на ней многолетний жир засохший.
так и знал что кто-нибудь да заметит.......