Марафон Годзиллы. Глава 4 - эра Миллениум. Я (не) разочарован

Марафон Годзиллы. Глава 4 - эра Миллениум. Я (не) разочарован

рекомендую читать статью под песню, размещённую ниже

Годзилла 2000: Миллениум (1999)

Марафон Годзиллы. Глава 4 - эра Миллениум. Я (не) разочарован

В своём следующем японском фильме, запущенном уже через год после голливудского ремейка, продюсеры решили откатить Годзиллу к размерам самого первого представителя - со 100 до 55 метров. Но зато компенсировали его маленькие размеры удвоенной злобой: здесь Годзилла не просто опасный монстр, а прям сука. А ещё это первый фильм серии с элементами чёрной комедии.

Марафон Годзиллы. Глава 4 - эра Миллениум. Я (не) разочарован

По сюжету на Землю десантируется неизведанная раса пришельцев, чтобы поживиться ядерной энергией Годзиллы и позаимствовать у него способность к регенерации. Но так вышло, что несмотря на свою мощь, работает она только на солнечных батареях. Успев её отведать, пришельцы на время покидают нашу планету. После чего рассвирепевший Годзилла не придумал ничего лучше, чем пойти кошмарить людей.

Фото со съемок фильма
Фото со съемок фильма

Далее нам показывают пришельца (который поначалу выглядит как инопланетянин из Metal Slug), который потом превращается в кайдзю Оргу и начинает биться с Годзи. И во время битвы он, как вампир, продолжает высасывать энергию Годзиллы, чтобы стать её идеальным клоном.

Марафон Годзиллы. Глава 4 - эра Миллениум. Я (не) разочарован

У меня во время просмотра сложилось мнение, что этот фильм является своего рода заявлением. Мол, вот как нужно снимать Годзиллу. Тут даже человек-протагонист тоже учёный-пацифист (прям стихами заговорил, хехе). И как вы наверняка заметили, сам фильм по качеству и в подмётки Голливуду не годится, да и по темпу не слишком быстрый. Поэтому не вижу никаких причин для ненависти к американскому фильму. С другой стороны, авторы фильма это, судя по всему, понимали, поэтому решили сделать самопародию: после того, как люди несут в качестве морали полнейшую ахинею, Годзилла отправляется дальше хреначить город своим атомным лучом.

Марафон Годзиллы. Глава 4 - эра Миллениум. Я (не) разочарован

Годзиллы тут вообще много: ну комплексует малютка, с кем не бывает. Однако американцы такой юмор и отсылки не оценили, поэтому фильм очень скромно выступил в американском прокате, отчего следующий японский фильм о Годзи попадёт в широкий американский прокат только через 25 лет.

Годзилла против Мегагируса: Команда на уничтожение (2000)

Марафон Годзиллы. Глава 4 - эра Миллениум. Я (не) разочарован

Если что, фильм никак не связан с греческим аналогом шаурмы.

Годзилла уже порядком достал людей, поэтому они создают генератор чёрных дыр, дабы избавиться от задолбавшего всех кайдзю. В ходе испытаний остаётся червоточина, через которую в наше время ненадолго залетает доисторическая стрекоза, оставив в нашем времени своё яйцо (ну как яйцо - их там целая куча). Меганулы быстро выросли и размножились до семизначных значений.

Марафон Годзиллы. Глава 4 - эра Миллениум. Я (не) разочарован

Годзилле поначалу было плевать, но очень скоро он испытал на себе июльский вечер в лесу, когда комары жрут тебя заживо. Естественно, Годзилле это не понравилось, и он начал их истреблять своим лучом. Однако та часть меганулов, что всё-таки успели поживиться ядерным Годзиллой, успели слиться в королеву-матку Мегагирус - самого быстрого кайдзю в истории франшизы.

Марафон Годзиллы. Глава 4 - эра Миллениум. Я (не) разочарован

Вот тут создатели решили не сдерживаться, и весь их бой - это over-the-top-анимешный реслинг с визуальными гэгами. Причём про гэги я совсем не преувеличиваю.

Марафон Годзиллы. Глава 4 - эра Миллениум. Я (не) разочарован

И хотя Мегагирус - сильная и независимая мать-одиночка, Годзилла здесь пропагандирует истинное равноправие и побеждает её самым брутальным способом (спойлер: он ей откусил жало). Люди же по итогу пальнули в монстра чёрной дырой со спутника и вроде как победили, но в финале мы слышим, что ничего не закончилось.

Но вот за что авторов можно реально похвалить, так это за воссозданные сцены оригинального фильма 1954 года.
Но вот за что авторов можно реально похвалить, так это за воссозданные сцены оригинального фильма 1954 года.

Годзилла, Мотра, Кинг Гидора: Монстры атакуют (2001)

Марафон Годзиллы. Глава 4 - эра Миллениум. Я (не) разочарован

После таких средних образчиков я уже и не ожидал увидеть что-либо стоящее. Но "Монстры атакуют" поспешили меня в этом переубедить. Они за счёт своей мистической составляющей и смотрятся необычно на фоне предшественников. Лично я был удивлён, но режиссёром данного фильма выступил Сюсукэ Канэко - человек, ответственный за успешную трилогию о Гамере эпохи Хэйсей (возможно, я когда-нибудь напишу и о Гамере). Даже композитор Ко Отани, писавший музыку к той же трилогии (а также к игре Shadow of the Colossus и аниме Mobile Suit Gundam Wing), также писал музыку к фильму.

Марафон Годзиллы. Глава 4 - эра Миллениум. Я (не) разочарован

Даже сам Годзилла здесь гораздо опаснее, ибо он не просто гигантский монстр, а воплощение мстящих душ японцев-жертв Второй Мировой войны. Согласно легенде, остановить его могут только три монстра-хранителя: хранитель огненной стихии Кинг Гидора (это, кстати, первый и единственный фильм, где Гидора выступает в роли положительного персонажа), хранительница воздушной стихии Мотра и хранитель земляной стихии Барагон (до этого появлявшийся только в 1968 году).

Марафон Годзиллы. Глава 4 - эра Миллениум. Я (не) разочарован

Как я уже говорил ранее, Годзилла здесь гораздо опаснее своих предшественников. И дело не только в его мистическом происхождении, но и во внешности. Особенно ярким элементов являются его полностью белые глаза без зрачков, в которых абсолютно нет никаких эмоций, кроме злобы и ярости. И от этого становится даже крипово.

Марафон Годзиллы. Глава 4 - эра Миллениум. Я (не) разочарован

В первом же столкновении Годзилла в лёгкую убивает Барагона. Остальные же монстры-хранители тоже ничего не в силах сделать. А Гидора так и вообще: весь фильм его позиционировали как единственную надежду на спасение человечества. Но статистика побед и поражений никогда не была на его стороне. Так же и здесь ему выдали не одну, а целых два слоя сюжетной брони. Сперва Мотра своей жертвой прокачала его до формы Кинга Гидоры, а потом местный макгаффин вернул его к жизни. Хотя даже так этот лох всё равно проиграл.

Марафон Годзиллы. Глава 4 - эра Миллениум. Я (не) разочарован

По итогу Годзиллу сумел убить храбрый японский адмирал, взорвав кайдзю изнутри, однако даже это не останавливает бьющееся сердце монстра (вот любят они оставлять задел на продолжение, хитрожопые японцы). Несмотря на довольно скучную арку людей, я считаю этот фильм одним из лучших в эре Миллениум и настоятельно рекомендую с ним ознакомиться.

Годзилла против Мехагодзиллы 3 (2002)

Марафон Годзиллы. Глава 4 - эра Миллениум. Я (не) разочарован

Следующий фильм увидел свет спустя год после премьеры предыдущего. Если честно, я прям поражаюсь плодовитостью японцев и их кинопроизводства, раз они умудряются штамповать фильмы о Годзилле стабильно каждый год. В этот раз они решили расчехлить из архивов студии Мехагодзиллу. Что ж, традиция сохраняется, что ещё сказать?

Марафон Годзиллы. Глава 4 - эра Миллениум. Я (не) разочарован

В общем, в этот раз люди решают поднять со дна океана останки самого первого Годзиллы и на их основе создать био-меха для борьбы с Годзиллой и защиты человечества. Имеет ли это смысл? Нет. Круто ли это? О, да! Новый Мехагодзилла под кодовым названием Кирью (с яп. "Механический дракон") по дизайну приближен к версии 1970-х и мне очень нравится. Но как-то так получилось, что в костях первого Годзиллы сохранилась душа монстра, из-за чего Кирью переклинило, и он в режиме "берсерка" пошёл разрушать город, пока у него не сели батарейки.

Марафон Годзиллы. Глава 4 - эра Миллениум. Я (не) разочарован

Что же касается людей, то тут у нас довольно интересная арка становления пилота Мехагодзиллы Акане Ясиро - сильной и независимой девушки со стальными cojones (фанаты GTA Vice City поймут), которая появилась в то далёкое и прекрасное время, когда женщины со своими феминистскими взглядами не были лучше мужчин по умолчанию. Это солдат, который винит себя в гибели своей предыдущей команды и медленно, но верно зарабатывает уважение сослуживцев на поле боя.

Юмико Сяку в роли Акане
Юмико Сяку в роли Акане

Именно Акане взяла на себя управление Кирью в самый критичный момент. Впрочем, и сам Кирью решил, что надавать оплеух Годзилле будет лучше, и сам поспособствовал её превозмоганию. Убить Годзиллу, конечно, не убили, но наваляли ему настолько, чтобы он пошёл домой...

Годзилла, Мотра, Мехагодзилла: Спасите Токио (2003)

Марафон Годзиллы. Глава 4 - эра Миллениум. Я (не) разочарован

Прямое продолжение предыдущего фильма. К сожалению, Акане больше не пилот, а новые люди по характеру так себе. Да и вообще, теперь арка людей стала гораздо скучнее, чем в прошлый раз. Единственный актёры, сумевшие меня искренне порадовать - это Акира Накао (фактически ветеран франшизы, снявшийся во многих фильмах серии) и Хироси Коидзуми, сыгравший ту же роль, что и в оригинальном фильме о Мотре 1961 года. Но даже они не в силах исправить ситуацию, ведь были добавлены исключительно в качестве фансервиса, не более.

Марафон Годзиллы. Глава 4 - эра Миллениум. Я (не) разочарован

В общем, Кирью периодически спасает Токио, но появляются феи-сёбидзин и сообщают, что если кости первого Годзиллы не отправить в океан, Мотра объявит войну человечеству. В принципе это логично, ведь душ умерших касаться нельзя, и люди таким образом совершили святотатство. Тем временем из океана выходит Годзилла и после продолжительной схватки убивает Мотру. Однако к тому времени из яйца Мотры вылупились её личинки и дали отпор монстру.

Марафон Годзиллы. Глава 4 - эра Миллениум. Я (не) разочарован

Казалось бы, победа, осталось только добить. Но Кирью отказывается выполнять этот приказ. Пожилой биоробот хоть и принял доблесть людей, чтобы помогать, но убивать своего сородича он не хочет. Поэтому он взял Годзиллу на руки и на остатках энергии полетел с ним в океан, таким образом пожертвовав собой.

Марафон Годзиллы. Глава 4 - эра Миллениум. Я (не) разочарован

Лично для меня дилогия про Мехагодзиллу 2000-х была первой линейкой японских фильмов о Годзилле, которые я посмотрел в детстве. Конечно, я уже не застал тот период, когда их крутили по РЕН-ТВ, и тем не менее я считаю, что мне дико повезло. Эти фильмы довольно ламповые и очень близки по духу к фильмам 1990-х. Да, они не такие упоротые, как собратья по Миллениуму, да и боёвка в них классическая. Но как же круто видеть, когда Кирью, превозмогая боль, буравит Годзиллу.

Годзилла: Финальные войны (2004)

Марафон Годзиллы. Глава 4 - эра Миллениум. Я (не) разочарован

Режиссёр Рюхэй Китамура неоднократно заявлял, что ему не нравятся фильмы о Годзилле эпохи Хэйсей и Миллениум, а вот в 1970-х было лучше (вы, наверное, уже поняли, к чему я клоню...). И этот человек снял ремейк одной из худших частей серии, "Уничтожить всех монстров", и сделал его ещё хуже. И самое странное: продюсеры его всецело поддержали, вбухали в картину аж 19 миллионов долларов (на сегодняшний момент самый дорогой японский фильм о Годзилле) и решили выпустить в 2004 году, дабы приурочить выход картины к 50-летию франшизы "Годзилла".

Марафон Годзиллы. Глава 4 - эра Миллениум. Я (не) разочарован

Понимаете, я не ставил своей задачей критику. Я осознаю нишевость и специфичность, плюс делаю скидку на возраст фильмов. "Годзилла" никогда не была франшизой, которую судят по верхней планке. Но "Финальные войны" за гранью добра и зла. Даже самый слабый и невыразительный фильм серии до этого момента выдерживал свой тон и не перегибал палку. Но это...

Вы не ошиблись: это фильм про Годзиллу
Вы не ошиблись: это фильм про Годзиллу

Ладно, давай обо всё по порядку. На дворе середина XXI века, кайдзю периодически на Землю, но им дают отпор супер-самолёты "Готэнго" и армия людей-мутантов, получившие свои способности за счёт загадочного основания "М". Как же так вышло и откуда эти радиоактивные люди появились, нам, конечно же, никогда не объяснят. На Землю нападают кайдзю со всех сторон, собрав таким образом камео всех чудищ 1970-х. Больше всех, на мой взгляд, не повезло креветке Эбире, ведь его победила не техника или Годзилла, а прыгающие j-поперы с анимешными пушками. Пусть он и был одноразовым монстром для пляжного эпизода, но это - полное неуважение.

Марафон Годзиллы. Глава 4 - эра Миллениум. Я (не) разочарован

Как оказалось, за атаками монстров на Землю стоят стоят наши старые добрые инопланетяне Ксилены, только в этот раз их смертельная слабость не звук, а чувство вкуса. Поначалу они пытаются поработить землян хитростью, но быстро переключаются на насилие, отправив кайдзю уничтожать Землю. Люди будят Годзиллу, замороженного во льдах, и Ксилены первым делом отправляют Гайгана.

Что вы, сволочи, сделали с моим мальчиком? Почему он похож на БДСМ-петушару???
Что вы, сволочи, сделали с моим мальчиком? Почему он похож на БДСМ-петушару???

Следующим противником здесь выступает Зилла из американского фильма, которого Годзилла убил за 20 секунд, после чего лидер Ксиленов говорит "Я знал, что этот монстр ни на что не способен!" Я бы засчитал подкол, если бы этот фильм был хорошим. А далее у нас монтажная склейка, в которой Годзилла, путешествуя по всей планете, убивает одного за другим остальных кайдзю-бомжей.

Марафон Годзиллы. Глава 4 - эра Миллениум. Я (не) разочарован

А ещё здесь есть Минилла в своём худшем дизайне (спасибо вам, "Финальные войны", что раз за разом напоминаете мне, как сильно я не люблю фильмы 1970-х). И конечно, против Годзиллы выставляют сразу трёх классических противников: Родана, Ангируса и Кинг Сизара. Но они настолько бесхребетные и беспомощные, что Годзи даже убивать их побрезговал. Вы наверняка спросите: а как Годзилла так быстро путешествует по миру? А вас это волновать не должно, смотрите на весёлые картинки и на азиатов в латексе.

Годзилла, рычащий на фоне Фудзиямы. Как патриотично на японцев.
Годзилла, рычащий на фоне Фудзиямы. Как патриотично на японцев.

Говоря о них, свиньи из Toho решили: а зачем останавливаться на "Эквилибриуме" и "Матрице"? Давайте ещё сплагиатим четвёртый эпизод "Звёздных войн" с тем, как герой через шахту подрывает на самолёте генератор защитного поля инопланетного корабля.

Марафон Годзиллы. Глава 4 - эра Миллениум. Я (не) разочарован

Обиднее всего, что битвы кайдзю в втором акте фильма неплохие: да, анимешный over-the-top из всех щелей, но, по крайней мере, есть за что глазу зацепиться. Но часть про людей и инопланетян с их попытками в дешёвую "Матрицу" смотреть просто физически больно. Да даже актёр Масахиро Мацуока, сыгравший главного героя, внешне похож на молодого Киану Ривза (видимо, именно этим критерием и пользовались во время кастинга).

Марафон Годзиллы. Глава 4 - эра Миллениум. Я (не) разочарован

А финальным противником Годзиллы является, конечно же, Кинг Гидора, но его первая форма в лице Монстра Х какая-то недожатая. Он же в ходе битвы эволюционирует в Кайзера Гидору (тот же Гидора, на на четырёх лапах и более выносливый). Поначалу он даже побеждает, но наш "Нео из Фикс-Прайса" перезаряжает Годзиллу, и тот вновь отправляет Гидору на парашу.

Марафон Годзиллы. Глава 4 - эра Миллениум. Я (не) разочарован

Концовка же под стать всему фильму: инопланетяне побеждены, и Годзилла готов приняться за человечество. Но приходит куча ходячего говна Минилла, после чего они уходят. В конце главный герой говорит, что это ещё не конец, однако продолжения мы так и не увидели.

Марафон Годзиллы. Глава 4 - эра Миллениум. Я (не) разочарован

Мнение о фильме. Промежуточные итоги эры Миллениум

Лично я могу охарактеризовать "Финальные войны" как фильм, созданный людьми, чей уровень умственного развития на уровне десятилетнего анимешника. В нём забили на элементарные нормы сценаристики, и мы получили экранизацию фанфика, куда напихали всё, что посчитали крутым, но при этом не обладали бюджетом, технологиями или ресурсами, чтобы от этого не вытекали глаза.

Эпоха Миллениум для Годзиллы вышла неоднозначной. Несмотря на ряд светлых моментов, это довольно дешёвое зрелище, уступающее по качеству даже фильмам 1990-х. Студия Toho не смогла идти в ногу со временем, ведь фильмы, слепленные в течение года на коленке, больше не приносят огромную прибыль чисто за счёт имени Годзиллы. В итоге фильмы о Годзилле закончились на довольно плохой ноте, и в следующий раз японцы к франшизе вернутся только через 12 лет.

Посвящается Мотре...

Продолжение следует...

16
3
4 комментария