Обязательно к просмотру: руководство для начинающего киномана

Если вы не понимаете о чем говорят ваши знакомые, обсуждающие очередной фильм Ларса фон Триера, а из режиссеров знаете только Нолана, Спилберга и Тарантино, то эта статья именно для вас.

Обязательно к просмотру: руководство для начинающего киномана

Если вы зашли на этот пост, то вполне закономерно можете задаться резонным вопросом: зачем вообще нужно разбираться в кино?

«Самурай» (1967)<br />
«Самурай» (1967)

Во-первых, кино — пожалуй, это самый популярный вид искусства на сегодняшний день. В силу недостатка времени у большинства граждан, свободных часов на походы в музей и чтение книг остаётся катастрофически мало. Кроме того, игровая индустрия для многих людей ограничивается парой казуальных игр на смартфоне и, возможно, парой часов за новой частью FIFA на телевизоре с друзьями.

Кино, в данном случае, становится в разы привлекательнее — большинство фильмов длятся от силы два часа и их можно смотреть большой компанией; также можно скоротать за интересными картинами томный вечер, а особенно полюбившиеся — хранить в своём сердце и горячо рекомендовать друзьям.

Получается, что кино в своём нынешнем виде для большинства представляет из себя массовый развлекательный продукт, который легко можно сделать темой для интересного разговора.

«Телохранитель» (1961)
«Телохранитель» (1961)

Во-вторых, кинематограф — это кладезь культуры разных народов и стран. Лучшие представители способны погрузить зрителя в уникальный исторический период и устроить настоящий виртуальный тур, более наглядный и визуально потрясающий, чем обычное описание в учебниках. За несколько вечеров, лёжа на диване, вы можете оказаться среди городских баталий в центре Алжира, прогуляться вместе с героями по ночному Нью-Йорку 70-х и увидеть своими глазами средневековую Японию глазами самурая.

Посредством кино режиссёры передают своё видение той или иной эпохи, свою трактовку настоящего, прошлого и будущего. С каждым просмотренным фильмом у вас будет складываться всё более прочная картина мира, построенная из мнений людей с разными политическими, идеологическими и культурными взглядами.

В-третьих, каждый фильм представляет из собой цельное произведение со своей историей, трактовками и видением режиссёра. Порой картины могут быть очень простыми и несерьёзными, а иногда фильм способен натолкнуть на глубокие рассуждения о внутреннем мире, мировоззрении и отношении к людям. Смотря фильм, вы проживаете целый отрезок жизни и направляетесь в места, где вы никогда не были, переживая чувства персонажей по-своему.

Итого, фильмы могут подстегнуть на саморазвитие и заставить взглянуть иначе на определённые вещи.

Хорошо, это я понял. Что нужно сделать для того, чтобы начать разбираться в кино?

Обычный комментатор
«Манхэттен» (1980)
«Манхэттен» (1980)

Для начала стоит сказать, что дойти до конечной цели — полностью разбираться в кино — попросту невозможно. Если в первые годы возникновения кинематографа ещё можно было посмотреть все картины, вышедшие на тот момент, то сейчас это сделать нельзя: в год выходят десятки тысяч картин из самых разных стран, также никто не отменял фильмы прошлого и современные жемчужины.

В данном случае, разбираться в кино — не значит посмотреть все фильмы, но уметь смотреть их; свободно ориентироваться в жанрах, режиссёрах; воспринимать кино авторское и классическое; всегда быть готовым к сюрпризам; разбираться в приёмах и штампах; знать о культуре иностранного кино.

Конечно, дойти до этого будет непросто, однако сделать несколько простых шагов для облегчения своей задачи вполне возможно.

Заведите профиль на киноресурсе

«Она» (2013)
«Она» (2013)

Под киноресурсом, конечно, подразумевается сайт для выставления оценок фильмам. Из классических вариантов — IMDb или «КиноПоиск». Более современные варианты — Letterboxd и MUBI. Конечно, существуют и другие сайты, однако именно эти выбраны неслучайно: у них большое сообщество, обширная база фильмов и удобная система сортировки ваших оценок.

Выбрать вам предстоит на свой вкус, но лично я по итогу остановился на IMDb: в нём и пользовательская база в несколько раз шире, чем на других сайтах (что значит большее количество оценок), и оценивание фильмов я посчитал более справедливым, чем на других площадках.

Так выглядит главная страница IMDb<br />
Так выглядит главная страница IMDb

Подобные сервисы нужны, в первую очередь, для рассортировки всех просмотренных вами фильмов и выставления конечной оценки. Вспомнить все просмотренные фильмы за жизнь будет трудно, но со временем вы вспомните как минимум большую часть из них и сможете добавить их в свою коллекцию просмотренного.

Помимо обычного оценивания, вы сможете посмотреть подробную информацию о режиссерах, актерах, сценаристах и других участниках съемочной команды той или иной картины.

Обязательно к просмотру: руководство для начинающего киномана

Также на страничке каждого фильма на крупных ресурсах есть обширная база интересных фактов о бюджете, дате выхода в разных странах и большое количество занятных фактов о разработке фильма и сценарных деталях на тот случай, если захочется узнать о полюбившихся фильмах всё, что возможно.

На них ещё есть функция вотч-листа: возможность добавить фильм, который вы хотите посмотреть, в отдельный список. Так вы никогда не потеряете фильмы, до которых всё никак не дотянутся руки, и всегда сможете насладиться количеством картин, которые вам надо посмотреть за свою жизнь.

И, наконец, такие сервисы жизненно необходимы в ситуации, когда нужно выбрать фильм для просмотра. Низкие оценки почти стопроцентно гарантируют несмотрибельность, а высокие — тот или иной знак качества и рекомендации от таких же пользователей, как вы.

Изучите Топ-250

«Окно во двор» (1954)
«Окно во двор» (1954)

На IMDb и «КиноПоиске» есть замечательные разделы, в которых собраны самые высокооцененные фильмы всех времен по версии пользователей. Посмотреть фильмы из этих подборок — обязанность каждого киномана, потому что эти списки содержат в себе весь необходимый набор для просмотра хорошего кино и в нём в равной степени присутствуют боевики, хорроры, детективы, драмы и комедии. Также данные списки отличаются равным присутствием классического и современного кино, что идеально для начинающих ценителей кино.

«М» (1931)
«М» (1931)

Советую остановиться на Топ-250 от пользователей IMDb, так как я нашел его более разносторонним и интересным с точки зрения представленных фильмов, чем подобный список на «КиноПоиске», сформированный по большей части из современного шаблонного американского кино.

В топе от IMDb представлено широкое количество фильмов, достойных внимания и оставивших свой след в мировом кино — от чёрно-белого немого кино с Чарли Чаплином и Бастером Китоном и вплоть до азиатских шедевров из Гонконга и Тайваня. Идеальный вариант для тех, кто хочет отдохнуть от однотипного мейнстримного кинематографа.

Интересная точка зрения

Обязательно к просмотру: руководство для начинающего киномана

Если вы осознаёте, что своих знаний о кино вам совершенно не хватает, то стоит обратиться к людям, которых вы считаете заслуживающими доверия. Это могут быть профессиональные кинокритики вроде Антона Долина и Роджера Эберта, видеоблогеры, создатели эссе, авторы статей о кино и даже ведущие подкастов. Необязательно ограничиваться лишь одной точкой зрения: вы вольны сами расставить приоритеты и прислушиваться в первую очередь к тем, чьё мнение схоже с вашим.

В век интернета и повсеместного выражения своего мнения это не составит большого труда. Советую подписаться на несколько киноманских сообществ в соцсетях, найти сооветствующие каналы с рецензиями на современное кино, посмотреть несколько интересных вам видеоэссе на тот или иной культовый фильм.

Из возможного — читать статьи кинокритиков, чтобы найти для себя новые детали в просмотренных фильмах и слушать подкасты с обсуждениями кино среди ведущих. Зачастую в таких материалах и обзорах можно найти совершенно отличное от общепринятого мнение о кино, что подстегнет вас изучать фильмы более подробно.

Последним этапом в изучении экспертного мнения является чтение книг о кино. Из примеров — «Режиссёры настоящего» в двух частях от Андрея Плахова о представителях авторского кино и монография «Ларс фон Триер: Контрольные работы» от Антона Долина.

Что дальше?

«Барри Линдон» (1975)
«Барри Линдон» (1975)

Естественно, выполнение этих трёх шагов может оказаться недостаточным для того, чтобы свободно ориентироваться в классическом кино и тем более в артхаусном. Чтобы облегчить задачу зрителю, я подготовил подборки из трёх фильмов (по одному классическому, одному авторскому и одному современному) для просмотра в каждом популярном жанре, чтобы зритель смог найти для себя фильмы, которые помогут ему сформировать вкус.

Экшен

«Семь Самураев» (1954)
«Семь Самураев» (1954)
  • Классическое: «Семь Самураев» (1954)
  • Авторское: «Олдбой» (2003)
  • Современное: «Убийца» (2015)

Представители этого жанра не зря считаются самыми популярными среди массовой аудитории: ежегодно франшизы, вроде «Форсажа», «Трансформеров» и бесчисленных кинокомиксов собирают миллиарды долларов. Однако экшен как жанр не потерял своей значимости для ценителей кино, и главные его представители называются одними из лучших в истории.

«Семь Самураев» — удивительная картина: это самый популярный японский фильм за пределами Японии, источник вдохновения для сотен фильмов и просто необычайно волшебный представитель индустрии, длящийся более трех часов. Этот фильм Акиры Куросавы по праву ценится киноманами всего мира как первый в истории кино настоящий блокбастер. Сцены отлично поставленных баталий чередуются с взаимодействием между главными действующими лицами и их внутренним развитием по ходу сюжета. Все масштабные фильмы, вроде «Властелина Колец» и «Мстителей» так или иначе ориентировались на «Семь Самураев» как на самый лучший пример.

«Олдбой» (2003)<br />
«Олдбой» (2003)

«Олдбой», в свою очередь, является уникальным представителем авторского кино в самом неавторском жанре. Едва не выигравший «Золотую пальмовую ветвь», главную награду Каннского кинофестиваля, фильм Пак Чхан-Ука удивляет не только продуманными боевыми сценами, но и драматическим накалом, достигающим своего катарсиса в самом финале. «Олдбой» остаётся непревзойденным в своей категории.

«Убийца» (2015)<br />
«Убийца» (2015)

«Убийца» Дени Вильнёва удивил многих не только качеством своей постановки, но и умным сценарием, позволившим причислить этот фильм к разряду современной классики. Строго рекомендуется к просмотру всем, кто неравнодушен к бескомпромиссным фильмам.

Триллеры

«Головокружение» (1958)
«Головокружение» (1958)
  • Классическое: «Головокружение» (1958)
  • Авторское: «Малхолланд Драйв» (2001)
  • Современное: «Пленницы» (2013)

Триллеры всегда были популярны у зрителей, поэтому ежегодно на экраны выпускаются сотни представителей данного жанра. Но по-настоящему качественных фильмов, способных пробудить все ваши эмоции, не так уж и много.

«Головокружение» (1958) — пример классического голливудского кино, который, однако, не был принят зрителями и критиками того времени в должной мере. Лишь несколько десятков лет спустя наследники Альфреда Хичкока вновь выпустили этот фильм для широкой общественности, и с тех пор среди кинокритиков и профессиональных киноделов именно этот фильм режиссера считается его самой лучшей работой (достаточно сказать, что он занял первую строчку в списке лучших фильмов всех времен и народов по версии авторитетного журнала Sight & Sound).

«Малхолланд Драйв» (2001)
«Малхолланд Драйв» (2001)

«Малхолланд Драйв» по праву считается одним из лучших представителей авторского кино 21 века (1 место среди лучших фильмов века в опросе от BBC) и многими утвердилась как лучшая работа мастодонта американского независимого кино Дэвида Линча. Запутанный сюжет с неожиданной и сложной развязкой, до отказа наполненный мелкими деталями, которые раскрываются всё в большем количестве при каждом новом просмотре, делают этот фильм культовым в широких кругах киноманов.

«Пленницы» (2013)
«Пленницы» (2013)

«Пленницы» — ещё одна работа от современного классика Дени Вильнёва, который в равной степени делает популярное, но в то же время умное и нестандартное кино. Напряженный сюжет, выдающаяся актерская игра и превосходная операторская работа выделяют этот фильм среди прочих.

Комедии

«Энни Холл» (1977)
«Энни Холл» (1977)
  • Классическое: «Энни Холл» (1977)
  • Авторское: «Большой Лебовски» (1998)
  • Современное: «Типа крутые легавые» (2007)

Комедии могут считаться низшим жанром, однако это не так. Многие фильмы этой категории обладают огромной значимостью для мирового кино и они также являются прекрасной отдушиной от чрезвычайно серьезных и мрачных картин.

«Энни Холл» выиграл Оскар как Лучший фильм 1977 года, и неспроста. За незамысловатым сюжетом о неуклюжем интеллигенте скрывается мощная история о любви и совместной жизни, подкрепленная интересными монтажными и постановочными решениями и сдобренная большим количеством умных разговорных шуток, суть которых скрывается в отсылках на культурные и социальные явления. Один из лучших фильмов Вуди Аллена и одна из лучших комедий.

«Большой Лебовски» (1998)
«Большой Лебовски» (1998)

«Большой Лебовски» — во многом странная картина, первоначально вызывающая противоречивые чувства: у неё нет цельного сюжета, её персонажи никак не развиваются по ходу, а концовка вводит в ступор. Тем не менее, со временем начинаешь ценить этот фильм всё больше и больше, а её необычную структуру воспринимаешь как несомненный плюс. Как комедия «Большой Лебовски» раскрывается в правильном переводе, либо при просмотре в оригинале, так как всё завязано на взаимоотношениях и диалогах между комичными персонажами, представляющими собой архетипы той эпохи. Фанаты этого фильма постепенно находят всё большее количество метафор, а сама картина постепенно становится культовой классикой.

«Типа крутые легавые» (2007)
«Типа крутые легавые» (2007)

«Типа крутые легавые» — второй фильм из «Трилогии Корнетто» британского режиссёра Эдгара Райта. Эта умная и смешная картина, пародирующая фильмы поджанра buddy-cop о бравых напарниках-полицейских, стала культовой в узких кругах и заработала статус обязательной для просмотра фанатам комедийного жанра.

Хорроры

«Психо» (1960)
«Психо» (1960)
  • Классическое: «Психо» (1960)
  • Авторское: «Голова-ластик» (1977)
  • Современное: «Ведьма» (2015)

Хорроры — один из первых жанров в истории кино и уж точно один из наиболее востребованных. Аудитория любит пощекотать свои нервы, и потому очень важно находить среди приевшихся шаблонных фильмов настоящие жемчужины.

«Психо» — не первый хоррор в истории, но один из самых ярких, заметных и интересных. Благодаря новаторским в то время режиссерским решениям Альфреду Хичкоку удалось не только напугать, но и шокировать зрителя концовкой фильма. Этот фильм стал источником вдохновения для сотен других, и теперь «Психо» считается настоящей классикой мирового кино.

«Голова-ластик» (1977)<br />
«Голова-ластик» (1977)

«Голова-ластик» — необычный фильм даже по меркам авторского кино. Он создавался в подпольных условиях на протяжении 5 лет и вышел в свет только благодаря усердному труду его создателя, Дэвида Линча. Он обладает всеми необходимыми чертами жанра: он пугает, полностью окутывает сознание, погружает в состояние кошмарного сна. Будет ли достаточным сказать, что он также довольно психоделичен и сюрреалистичен? И по сей день первый (и самый жуткий) фильм Дэвида Линча шокирует всех неподготовленных зрителей своим незабываемым зрелищем.

«Ведьма» (2015)
«Ведьма» (2015)

«Ведьма» — один из самых оригинальных хоррор-фильмов последних лет. Дело не только в том, что он разворачивается в Новой Англии XVII века, но и в его готической атмосфере, напоминающей сказки братьев Гримм. Мистический сюжет, отличный визуальный ряд и достойная актерская игра не позволяют зрителю расслабиться на протяжении всего просмотра. Рекомендуется всем, кто устал от обычных хорроров.

Драмы

«Крёстный отец» (1972)
«Крёстный отец» (1972)
  • Классическое: «Крёстный отец» (1972)
  • Авторское: «Фейерверк» (1998)
  • Современное: «Лабиринт Фавна» (2006)

Драма как жанр является наиболее почитаемым среди кинокритиков и большинства зрителей. Выдающихся представителей не счесть, и потому выделить обязательных действительно трудно.

«Крёстный отец» — один из самых почитаемых фильмов в истории как среди обычных зрителей, так и в среде профессиональных кинокритиков. Выдающаяся постановка Фрэнсиса Форда Копполы и великолепные актерские работы позволяют пересматривать эту картину десятки раз. Общая сумма составляющих делают «Крёстного отца» идеальным представителем жанра и одним из важнейших фильмов в истории.

«Фейерверк» (1998)<br />
«Фейерверк» (1998)

«Фейерверк» принес режиссеру Такэси Китано «Золотого Льва» на Венецианском кинофестивале, мировую известность и признание профессиональных кругов. Этот фильм в неспешной и почти медитативной обстановке рассказывает трагичную историю нескольких людей, переживших серьёзные душевные травмы. «Фейерверк» отличается от других работ режиссера необычайной искренностью и спокойным настроением, подчеркиваемой замечательным саундтреком от Дзё Хисаиси.

«Лабиринт Фавна» (2006)
«Лабиринт Фавна» (2006)

«Лабиринт Фавна» — лучшая работа мексиканского режиссера Гильермо Дель Торо, прославившегося за счет необычных и человечных фильмов о монстрах. В этом фильме нет пугающих моментов и безостановочного экшена. Дель Торо делает акцент на противостоянии внутреннего и внешнего мира, детства и взрослой жизни, фантазии и реальности. Трагичный сюжет вкупе с потрясающей визуальной стороной возводят этот фильм в статус современной классики.

Научная фантастика

«2001: Космическая Одиссея» (1968)
«2001: Космическая Одиссея» (1968)

Научная фантастика — один из самых дорогих и визуально красивых жанров, что позволяет ему быть популярным среди зрителей. В то же время, нередко к нему прибегают и представители независимого кино.

  • Классическое: «2001: Космическая Одиссея» (1968)
  • Авторское: «Солярис» (1972)
  • Современное: «Луна 2112» (2009)

История жанра научной фантастики разделяется на до «Космической Одиссеи» и после. Этот монументальный фильм и по сей день впечатляет своим техническим совершенством, погружая зрителя в своеобразный транс под аккомпонемент классической музыки. Стэнли Кубрик создал настоящий шедевр, рекомендуемый к просмотру всем.

«Солярис» (1972)
«Солярис» (1972)

Нет отечественного режиссера более известного на Западе, чем Андрей Тарковский. «Солярис» — сложное произведение, использующее первоисточник Станислава Лема не более как фундамент для рассказа собственной истории. Сюжет фильма подвергается множеству трактовок, а возможные отсылки к «Солярису» встречаются не только в кино, но и в играх, включая Silent Hill 2.

«Луна 2112» (2009)
«Луна 2112» (2009)

«Луна 2112» — несовершенный, малобюджетный, но очень притягательный фильм, который определяет новый стандарт среди современного sci-fi в плане необычного повествования. Сюжет держит зрителя в постоянном напряжении, что даже позволяет назвать эту картину триллером. Становится жаль, что фильмов, подобных этому, с момента ее выхода больше не стало.

Военные

«Апокалипсис Сегодня» (1979)
«Апокалипсис Сегодня» (1979)
  • Классическое: «Апокалипсис Сегодня» (1979)
  • Авторское: «Иди и Смотри» (1985)
  • Современное: «Безродные звери» (2015)

Военные фильмы были популярны во все времена. Одни впечатляли боевыми сценами, а другие — мощной драмой. В этом жанре высказались множество великих режиссеров.

«Апокалипсис Сегодня» — самый масштабный фильм своего времени, настоящий гигант кинематографа и лучшее творение Фрэнсиса Форда Копполы, которому я посвятил обстоятельный лонгрид. Это мощное высказывание о природе войны, темных сторонах человеческой души и просто потрясающий во всех сторонах фильм.

«Иди и Смотри» (1985)
«Иди и Смотри» (1985)

«Иди и Смотри» режиссера Элема Климова, в свою очередь, ужасает зрителя до глубины души своей пугающей атмосферой страха и психоделики на войне. Глазами подростка зритель проходит страшный путь и наблюдает за зверствами и преступлениями нацистов во времена Великой Отечественной войны. Этот фильм по праву можно назвать самым реалистичным и жестоким показом войны в истории кино.

«Безродные звери» (2015)
«Безродные звери» (2015)

Подобную картину мира таким же образом показывает недавний фильм от Кэри Фукунаги «Безродные звери». Гражданскую войну в Африке показывают со стороны детей-солдат, вынужденных рано повзрослеть, чтобы участвовать в убийствах, грабежах и изнасилованиях. «Безродные звери» — один из немногих достойных фильмов сервиса Netflix, достойный просмотра каждого зрителя.

Заключение

«Лоуренс Аравийский» (1962)
«Лоуренс Аравийский» (1962)

В этой статье я попытался передать собственный опыт становления как киномана, что далось мне очень непросто: несколько лет просмотра фильмов самых разных жанров повлияли на формирование собственного вкуса, что позволяет свободно ориентироваться в кино самых разных жанров. Надеюсь, что это руководство вам помогло, даже если и немного. Спасибо за чтение!

Есть идеи для крутых статей? <a href="https://dtf.ru/flood/37891-dobro-pozhalovat-v-dtf-gang" rel="nofollow noopener" target="_blank">Присоединяйся!</a><br />
Есть идеи для крутых статей? Присоединяйся!
33 показа
28K28K открытий
11 репост
211 комментарий

Комментарий недоступен

Ответить

Список довольно попсовый, потому что название статьи то прочитай. А ещё всё вот это "закати штаны, возьми вейп и зарегистрируйся тут" просто помогает находить интересное кино, а не каждый раз запускать рандомайзер от кинопоиска.
Потому что если ты не слышал про фильм, то ты про него и не услышишь, пока не начнешь интересоваться.
PS Не смотрел - не киноман.

Ответить

Ну, рекомендовать Hausu и какой-нибудь Сатанинское танго для новичков — такое себе дело.

Ответить

Важно не только смотреть , но и понимать о чем фильм)

Ответить

чтобы разбираться в фильмах надо их смотреть

О чем я и написал :)

Ответить

егор зря накидал сплошь вильнёва да линча, это да; но вы когда критикуете, хотя бы ответный тезис посолиднее выбирайте, чем позорище про готишных коллекторов.
из кластера "неявные шестерки, которые заслуживают куда больше" сходу можно накидать десяток куда более вменяемого кино, от камерных театралок до комедий пайтоновского русла.

Ответить

Но и потом ты такой ух а тут оператор использует восьмерку, хотя она приминяется в основном в интервью. Интересно. Ооо а тут во властелине колец режиссер специально ломает устоявщееся правило операторской сьемки, чтобы сильнее показать раздвоение личности голума.

Ответить