«Дальше некуда!»: Пьер Ришар снимает порно

Но выходит, как всегда, водевиль.

Среди умеренного многообразия иностранного кино, ввозимого на территорию застойного СССР, советские граждане сильнее всего любили французские комедии. За экзотическими на первый взгляд проблемами западного мира в них прятались вечные темы мировой культуры, легко понятные каждому, и это подкупало нашего человека, ощущавшего духовное родство с маленькими людьми по ту сторону Железного занавеса. Приобщаться к европейскому кино мешала только цензура, сильно не любившая такие атрибуты буржуазности как голые сиськи и мохнатые промежности.

Как раз по этой причине «Дальше некуда!» добрался до России уже после развала СССР, хотя снят ещё в 1976. Сценарий вдохновлён растущей популярностью порно, завалившего к тому времени американский рынок и уверенно маршировавшего по Франции. Его герой, фотограф-рекламщик Франсуа Перрен, сыгранный Пьером Ришаром, мечтает снять фильм по сценарию своего пролетарского друга, но раз за разом получает отказы от киностудий, пока одна не соглашается, выдвинув незначительное условие: переделать фильм в жёсткое садомазохистское порно.

Теперь герой не может определиться, действительно ли он хочет работать режиссёром, если снимать придётся то, к чему душа не лежит. Он скрывает от друга, что сценарий теперь далёк от изначальной истории о чистой и платонической любви. Его девушка, разочарованная поступком любимого, так сильно хочет саботировать съёмки, что сама готова стать порноактрисой. А фабрикантка, спонсирующая Перрена, не подозревая о переменах сценария, требует взять на роль свою стеснительную дочь, чтобы девочка раскрепостилась. И весь этот клубок конфликтов, как и положено в классической драматургии, распутается под самый финал.

Фильм неплохо показывает, как внедрение в общественный быт прежде табуированных явлений искажает привычное восприятие вещей. Так девушка Перрена, полностью раздевшись у него на глазах, читает отрывок из «Школы жён» Мольера на пробах в порнофильм. Обыденные фрагменты реальности искажаются до степени злой насмешки над самими собой, и название картины меняется с «Зеркала души» на «Вагинальной страсть», а скромная уборщица, протиравшая в изначальном сценарии пол без единой реплики, становится центральным действующим лицом, и использует швабру по назначению, максимально далёкому от прямого.

Но Франсис Вебер, сценарист "Дальше некуда!», с порноиндустрией был знаком плохо и феномен не понял, поэтому по достоверности показанного умудрился проиграть «Капитану Оргазмо» с Треем Паркером. Порно для него непонятно и заведомо предосудительно, хотя в этом есть и плюс: при всём количестве голых тел и разговоров про клиторы, фильм умудряется не выглядеть похабно. Когда-то французы так умели.

«Дальше некуда!» закончится хорошо, и маленький человек Ришара, так любимый советскими зрителями, выйдет из всех перипетий с гордо поднятой головой. Порно окажется хуже, чем секс, а чем любовь - тем более. Но всё-таки победит, и это вынужден признать сам Вебер, понимавший конъюнктуру рынка. Потому что ещё не изготовлена та швабра, которую капиталист не засунет в себя за тысячу процентов прибыли.

7
1
1
7 комментариев