Хорошее российское кино

6 очень разных фильмов, и почему хотя бы их просто стоит смотреть

Хорошее российское кино

Мы живем в эпоху лидеров мнений. Подобный тезис вряд ли станет хоть для кого-то сколь-нибудь шокирующим. Обычные люди, своей творческой деятельностью добившиеся популярности, уже очень давно оказывают чрезвычайно сильное воздействие на мировоззрение масс. Каждый влияет на свою конкретную публику, доверяющую его личностному авторитету, а все в совокупности формируют целые парадигмы определенного мышления для аудитории в глобальном смысле.

Как итог – целые сферы нашей жизни обладают своим стойким набором ярлыков и стереотипов, растиражированным и/или привитым не какими-либо профессионалами и экспертами, а просто харизматичными персонажами, которые, естественно, далеко не обязательно обладают абсолютным знанием. Один из подобных клишированных образов хорошо знаком каждому. В вольной трактовке он звучит примерно так: "Русское кино – дерьмо".

Проблема категоричности данного высказывания заключается в том, что здесь в глазах наблюдателей происходит неуловимая и невольно-бессознательная подмена понятий. Да, совершенно невозможно отрицать нынешнее упадническое состояние киноиндустрии как института в нашей стране. Но искусство и культура отделимы от бизнеса и производства. Штампуемые и популяризирующиеся низкопробные проекты, сформировавшие столь негативный образ области в целом, ведь являются лишь ответной реакцией на имеющийся у потребителя спрос. Если изменить этот вектор интереса, возможно, вообще все способно перемениться.

Хорошее кино в России существует; в достаточном количестве. Не всегда идеальное, но однозначно хорошее – действительно качественное и достойное. Оно просто никому не известно. Приведенные ниже фильмы – всего лишь показательный пример и попытка исправить эту до боли обидную несправедливость. Всего лишь попытка заинтересовать и дать понять: есть, на что смотреть и есть, что нужно поддерживать.

Аритмия

Хорошее российское кино

Многим известная, а многим совершенно не знакомая картина, в 2017-м сумевшая в глазах большого количества зрителей потеснить общепризнанную "Нелюбовь" Андрея Звягинцева в борьбе за титул лучшего российского фильма года.

Аритмия – это история о людях и отношениях, разворачивающаяся в сложных и напряженных декорациях российской врачебной системы. Произведение, по одному лишь синопсису формирующее стойкий образ представителя классической русской "чернухи", полной отчаяния и безнадежности. А на деле же – удивительная смесь серьезной кинематографической тяжести и исключительно неожиданного света; трогательный и вместе с тем невероятно человечный фильм.

Хорошее российское кино

В своей сути это вырванный из контекста целой человеческой жизни эпизод, не имеющий фактического начала или утвердительного конца. Все, что происходит на экране – обыденный и понятный каждому быт. Два человека работают, рефлексируют и просто пытаются жить своей жизнью. Словно документальная хроника для будущего, фиксирующая действительность, но не высказывающаяся и не дающая оценок. Но точно так же, как и в реальности каждого, жизнь – не просто проносящаяся мимо река событий. Она полна переживаний, мыслей и событий. И фильм – про это.

Кино далеко не веселое или беззаботное, но до самых своих глубин пропитанное надеждой на лучшее и показывающее человечность пускай и не спасением и решением всех проблем, но хотя бы способом жить и быть счастливым.

Кино про Алексеева

Хорошее российское кино

На фоне Аритмии – несравнимо менее известный и несравнимо менее однозначный в формируемом о себе ощущении фильм. По факту – не кино в привычном понимании, а скорее публицистическое рассуждение, поднимающее определенные идеи и мысли. Одновременно и эссе на тему человеческого счастья, и неожиданный памфлет, обличающий культовую эпоху "физиков-лириков".

Для формирования такого повествования в роли главного героя предстает не какая-то конкретная историческая личность, а собирательный образ представителя культуры семидесятых годов. Сперва обычный студент, стремящийся выразить себя в творчестве. Затем – инженер на заводе, обретший семью, но не утративший творческого порыва. Предельно размыто и предельно общо. И все исключительно для того, чтобы показать другой, более человеческий, по мнению автора, взгляд на романтизированное время.

Хорошее российское кино

Как любое хорошее и в меру претенциозное произведение, "Кино про Алексеева" можно совершенно спокойно смотреть и не задумываясь ни о чем вышеописанном. Абсолютно ничто не мешает все так же получать удовольствие от процесса просмотра, даже не обращая особого внимания на поднимаемые на фоне социальные и экзистенциальные вопросы. Фильм приятен отчасти именно тем, что не бросает в лицо зрителю ультиматум "либо разбирайся, либо можешь не смотреть". Он мягок, неспешен и аккуратен, а все надстраиваемые подтексты становятся лишь приятным добавлением, создающим особый итоговый взгляд на произведение.

В общем и целом, это чрезвычайно самобытная и неторопливая картина. Сделанная на высочайшем техническом уровне и светлыми красками изображающая странно-печальную, возможно, в чем-то даже неприятную интертекстуальную историю. Не обязательно захватывающая, но все же дающая тому, кто готов в нее погрузиться, стоящую пищу для ума.

Лето

Хорошее российское кино

Незаслуженно скандальный фильм, ставший манифестом, и поводом для споров совсем против своей воли. Картина, лишившаяся режиссера в середине своего производственного цикла и еще до начала официального показа обвиненная в оскорбительном искажении истории. "Лето" со своей неоднозначной судьбой и сложным социальным контекстом могло бы стать полноправной темой отдельного рассуждения. Однако что же это все-таки за кино?

Если кто-то не смотрел, но лишь слышал где-то про этот фильм, то, скорее всего, ему известна только одна характеристика: "Кино про Цоя". И каждый, кто решает ознакомиться с картиной (или же наоборот презрительно отказаться от знакомства), руководствуясь исключительно подобной рекомендацией, уже совершает ошибку. Несмотря на официальный статус байопика и крайне впечатляющую проведенную работу по касту именно на роль культового певца, "Лето" – не про него.

Хорошее российское кино

Это не биографическая драма и не фансервис для тех, кто любит и помнит творчество группы "Кино". Это стильный и лёгкий снимок эпохи, сделанный с точки зрения одного человека в момент, когда он еще даже помыслить не может о всей той славе, что вскоре обрушится на его плечи. Это музыкальная, яркая история о людях, живущих мечтой и верящих в высшую честность всем своим естеством. Свежая и ясная повесть о людях, горящих искусством и горящих любовью в самом светлом значении этих слов.

Искренний и даже положительно наивный фильм, от которого не следует ожидать документалистики даже несмотря на во многом точное следование словам очевидцев. Местами грустный, местами до безумия радостный, и светлый от начала и до конца. Произведение-ностальгия по лучшему от времени; вполне себе сказка о реальных людях.

Гуляй, Вася!

Хорошее российское кино

Словосочетание “российская комедия” звучит ещё страшнее, чем просто “российский фильм”. Для многих увидеть эту фразу - уже достаточный повод закрыть вкладку, на которой она была встречена, перекреститься и больше никогда не вспоминать про случившийся инцидент. Потому тем важнее говорить о хороших и качественных представителях этого неприкасаемого, но все же фундаментального для художественного искусства жанра.

Нужно сказать сразу. “Гуляй, Вася!”- не бриллиант феноменально-утонченного юмора в море презренного тупого контента для быдла. Здесь присутствуют в полной мере шутки самого разного характера и вместе с тем, не без этого, качества. Действительно же значимое достоинство этого фильма кроется несколько в другом. В том полотне, куда эти шутки качественно и естественно вплетены – в его сценарии.

Хорошее российское кино

Пространство неожиданно интересной и нестандартной истории оказывается переполнено обаятельными и чрезвычайно развлекающими персонажами. Они привлекают, захватывают внимание и не отпускают его вплоть до конца картины.

Несмотря на обилие оторванных от персоналий гэгов, это скорее как раз кино про своих героев, про то, как они взаимодействуют друг с другом. А при проявляющемся полном расположении к этим людям – наблюдать за ними интересно, что бы они не делали.

Не все фильмы должны пытаться перевернуть сознание зрителя. Это не мрачная и гнетущая “жиза” и не глубокая изматывающая драма, а лёгкое и очень приятное кино “на вечер”. Но это та самая комедия, за которую не стыдно. Которую хочется вспоминать и рекомендовать другим.

Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов

Хорошее российское кино

Что такое “Как Витька Чеснок..."? Это стиль. Чистейший концентрированный стиль, отделённый от понятий субъективной красоты и элитарной эстетичности. Откровенно маргинальная, грязная история в резком и броском оформлении, отражающая абсолютный поразительный колорит современной периферийной России.

Простой провинциальный парень-работяга-гопник отправляется сдавать своего парализованного отца, бывшего зэка, в дом престарелых, чтобы поскорее получить себе его квартиру. Низкая и даже мерзкая тема. Однако оказываясь заключённой в фантастически богатое, в некоторых своих проявлениях столь же низкое в глазах высокомерного зрителя, оформление, она становится предпосылкой для до восхищения парадоксального результата. Минус на минус, словно в математике, неожиданно начинает давать плюс. И получается красиво.

Хорошее российское кино

Русский рэп сейчас является настоящим локомотивом актуальной русской культуры. Даже несмотря на понятное субъективное презрение многих, этого нельзя отрицать. И в сочетании с классической красотой русской же глубинки с ее знакомыми каждому зелёными полями и “березками” здесь он формирует просто оглушительный в своей пронзительности дизайн. Самобытный и кардинально отличающийся от всего, что можно встретить в западном кинематографе.

После просмотра кино оставляет сразу несколько мыслей в сознании зрителя. И ощущение яркого, в некотором роде свободного экспириенса. И предельно общечеловеский вопрос, на которой каждый должен для себя ответить сам. А подобное дорогого стоит.

Тряпичный союз

Хорошее российское кино

"Толкаем одно - падает другое”. Крайне сложно представить слоган, который бы мог емко и многогранно выражать сразу всю сущность полного произведения. Но "Тряпичный союз" – как раз такой случай.

Главная идея фильма заключена прямо в этой, казалось бы, абсурдной строке. Именно тема бездумного, бесцельного порыва и сокрытой в нем пробивной силы пропитывает насквозь все произведение. На первом плане здесь – молодые подростки, переполненные бьющей через край энергией молодости. Они разливают ее вокруг себя, обращая в самые различные формы. Мощь и страсть в максимально физическом проявлении, жажда творить, стремление думать. И даже не нашедшее способа выплеснуться, разрушительное, сжигающее изнутри пламя.

Все пропитано духом если не протеста, то желания делать что-то, что-либо и что-нибудь, в той или иной мере так свойственного почти каждому подростку.

Хорошее российское кино

Функционально посыл заключен в оболочку, в полной мере соответствующую его комплексной разносторонности. Настроение лёгкой и непринуждённой комедии, которое задается со вступительной сцены, по мере развития сценария все больше и больше замещается чем-то другим, значительно более серьезным. То, что начиналось с шуток и откровенных гэгов, неожиданно обращается в настоящую трагедию – в исконно драматическом понимании этого слова. И подобная многообразная увлекающая динамика, дополняясь насыщенной запоминающейся атмосферой, формирует поистине оригинальный опыт.

Кто-то после просмотра может сказать, что это глупое и раздражающее кино. И с точки зрения субъективного ощущения это может быть полностью правомерной характеристикой. Однако же стоит сознавать: представленная история глупа и раздражающа максимум лишь в той мере, в какой глупо и раздражающе само подростковое мышление на взгляд “серьёзного”, “сознательного”, “взрослого” человека. И, как намекает фильм, кавычки здесь действительно нужны. Если суметь отдаться одному лишь настроению, отвергнуть подобный сухой образ, "Тряпичный союз" сможет стать по-настоящему стоящими эмоциями.

Хорошие российские фильмы снимались, снимаются и продолжат сниматься. Представленный список – далеко не эпитафия современному отечественному кинематографу. Его даже сложно назвать в полной мере репрезентативной выборкой, поскольку хороших фильмов много, они самобытны и зачастую совершенно не похожи друг на друга.

Единственное, на что я могу надеяться – на то что эти фильмы все-таки смогут хоть у кого-то вызвать интерес к актуальному русскому кино. И, возможно, кто-то тогда пересмотрит свои абсолютно пессимистичные взгляды на настоящее и будущее русской культуры. Ведь все не так плохо.

207207
211 комментарий

Если можно, я бы ещё добавил сюда "Неадекватных людей". Довольно недооцененный фильм с интересным посылом и прекрасными актерами, которым веришь

94
Ответить

Комментарий недоступен

16
Ответить

Почему недооцененный? По-моему, его первым делом вспоминают, говоря о хороших российских фильмах. Да и в момент выхода я помню помню тоже о нем разговоров в положительном ключе было много.

14
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить
Автор

Про Неадекватных людей, в моем понимании, все же слышали довольно многие благодаря Бэдкомедиану, который всегда продвигал Каримова в целом и этот его фильм в частности. И вдобавок к этому у меня к этому кино сложилось несколько двойственное отношение, а потому я лично не смог бы его всем советовать

1
Ответить

Кстати, да. Правда, я смотрел его, наверное, ещё тогда, когда учился курсе на первом универа, почти не помню, о чём он, но помню, что он мне на удивление понравился. Надо бы пересмотреть)

Ответить

еще 20 сигарет неплохой

Ответить