Эрик Ливолд "Ранее в "Людях Икс". История создания мультсериала" (глава 18, часть 4)

18. РАЗГОВОРЫ С ТВОРЧЕСКОЙ КОМАНДОЙ!

Скотт Томас (контролирующий продюсер - сезоны 2-5)

В наши дни, старше и, возможно, мудрее (фото предоставлено Скоттом Томасом)
В наши дни, старше и, возможно, мудрее (фото предоставлено Скоттом Томасом)

Удостоенный наград продюсер-режиссёр Скотт Томас занимается планированием, разработкой и производством развлекательного материала уже более 25 лет. Томас продюсировал мультсериалы «Люди Икс», «Гаргульи: Хроники Голиафа» и «Ультра-отряд». Он написал сценарий, спродюсировал и снял полнометражный фильм «Полёт живых мертвецов», получивший множество наград и культовый статус. Он также удостоился наград за свой оригинальный полнометражный фильм «На грани безумия».

ЭРИК ЛИВОЛД: Скотт, ты говорил о работе на Хаима Сабана.

СКОТТ ТОМАС: «Люди Икс» уже какое-то время были в эфире, и однажды Хаим позвал меня к себе в кабинет и сказал: «Я хочу тебе кое-что показать». Он усадил меня и показал свой новый сериал, «Могучие Рейнджеры». Он сказал: «Я хочу, чтобы, помимо «Людей Икс», ты занимался пост-продакшеном этого сериала. Будешь получать за неделю на 50 долларов больше». Я ответил: «Скажу сразу, Хаим,» - это была моя первая ошибка - «Это ужасный сериал. Я правда не хочу им заниматься, но спасибо за предложение».

ДЖУЛИЯ ЛИВОЛД: Я помню, как их начали показывать, они шли после «Людей Икс». Богом клянусь, сначала я подумала: «Хаим пытается убить «Людей Икс», ассоциируя их с этим сериалом». Видимо, наши инстинкты нас могут иногда и подвести.

Заставка первого сезона "Могучих Рейнджеров"

ЭЛ: Ты был контролирующим продюсером «Людей Икс».

СТ: Да, меня наняли в Graz Entertainment.

ЭЛ: До тебя продюсером год был Уилл Минио.

СТ: Да, верно, и я начал работу, когда стали повторно показывать первые серии (в конце 1992-го). Помню, как я впервые пришёл монтировать серии с Уиллом и другим парнем, Терри, он был ужасным монтажёром.

ДЛ: Не помню этого имени.

СТ: Он (Терри) долго не продержался. И Бог мне свидетель, Уилл невероятно талантлив, но на монтаж видеоряда внимания ему не хватало. У Терри персонаж бежал в одну сторону, а потом в другую, и меня это очень расстроило, и я сказал: «Нельзя так делать, есть ведь такое понятие, как направление движения на экране». Мне кажется, я сначала взбесил их обоих.

ДЛ: Чем ты занимался ранее?

СТ: До «Людей Икс»? Я тогда вроде только закончил один проект в Палм-Спрингс с Гленом Ларсоном.

ЭЛ: Помню его. Плодовитый телепродюсер.

СТ: Да, он занимался «Звёздным крейсером «Галактика», «Рыцарем дорог» и так далее. В общем, Стефани (Гразиано) сказала: «Будешь работать с одним человеком из Fox, его зовут Сидни (Айвантер). Он отличный парень». И я познакомился с ним, и он правда оказался чудесным человеком. Не знаю, кто ещё, кроме него, проходил через весь процесс: сюжетные собрания, подготовка раскадровок и их редактирование, запись голосов, микширование, монтаж, всё. Я одно время был с Шэрон (Джанис, монтажёром видеоряда), с Джо (Каламари, из Marvel), и когда что-то не получалось, я во многих случаях воссоздавал из старого. Не знаю, говорила ли об этом Шэрон. Я брал кусочки и фрагменты, например, из другого проекта, и воссоздавал сюжет на их основе так, чтобы с точки зрения монтажа получалось лучше. Было здорово работать с Ларри (Хьюстоном), он в основном занимался раскадровками.

ЭЛ: Ты работал над «Людьми Икс» до самого конца, до 76 серии?

СТ: Я ушёл на последнем сезоне, чтобы заняться другим проектом. Сидни, я и Джо обычно ездили в Торонто для записи голосов. Джо был тот ещё фрукт. Мы однажды проводили отбор, бедная девушка озвучила текст, а Джо не знал, что микрофон включён, и начал ругаться: «Это было ужасно! Господи, какой кошмар!». Как её было жаль.

ЭЛ: Джо и мухи не обидит специально, но я могу легко представить себе подобное от него. Думаю, ты знаешь, что первые пробы совсем не удались. Поначалу было очень много проблем, с которыми тебе разбираться не пришлось.

СТ: Мне повезло – когда я начал с вами работать, основной актёрский состав уже собрали.

ЭЛ: Ты раньше интересовался комиксами о Людях Икс?

СТ: Нет. Помню, я работал на пост-продакшене в Marvel Productions, и Уилл показал мне интересную демо-плёнку с Людьми Икс, она длилась, кажется, 4 минуты. Ты видел когда-нибудь материал от корейцев, который мы отбраковывали? Свечки в виде пенисов, надписи «Идите на х*й» на афишах кинотеатров на заднем плане? Жаль, я плёнки не сохранил. Идёт панорамирование, а тут тебе свечка в виде пениса.

Фрагмент обложки VHS-издания "Русалочки", которую быстро поменяли из-за жалоб. Был слух, что башня была нарисована настолько херово (хе-хе) из-за того, что рисовавшего обложку художника собирались уволить, и вот таким образом он отомстил (прим. пер.)
Фрагмент обложки VHS-издания "Русалочки", которую быстро поменяли из-за жалоб. Был слух, что башня была нарисована настолько херово (хе-хе) из-за того, что рисовавшего обложку художника собирались уволить, и вот таким образом он отомстил (прим. пер.)

ЭЛ: Мы хорошо запомнили один момент, ты, наверное, тоже, когда Ларри пришлось исправлять грудь Леди Смертельный Удар. В Saban хотели заключить договор с одной филиппинской студией…

СТ: Да, я помню пробные кадры.

ЭЛ: И они всю душу вложили в неё, прекрасно анимировали эту женщину, нарисовав ей пышную грудь, и Ларри сказал: «Женщины из руководства Fox её не пропустят, мне придётся нарисовать ей футболку».

СТ: Нам постоянно об этом говорили: «Она слишком сексуальна». Для Отдела стандартов и практик с Эйвери Коберн: «Вам нужно разобраться с этим, вам нужно сделать её более одетой».

ДЛ: Споры Эйвери и Сидни были такими интересными. Помню одну сцену на Дикой Земле, в которой погиб динозавр. Эйвери: «Гибель динозавра показывать нельзя». Сидни, будучи собой: «Ты ведь в курсе, что они все вымерли, да? Они все давным-давно погибли, финита». Эйвери: «Нет, это показывать нельзя».

СТ: В Saban при виде нас доставали кресты или святую воду. Я и Сидни любили говорить, что мы давали им качественный продукт, хотели они того или нет, и обычно они этого не хотели. Ты сталкивался с тем же самым.

ЭЛ: Да. Наверное, фанатам будет интересно – были ли «Люди Икс» для тебя просто работой? Были ли у тебя любимые персонажи, любимые сюжеты? Был ли ты сам в какой-либо мере фанатом?

СТ: Не сказал бы. Мне нравились комиксы в детстве, но Люди Икс прошли мимо меня. У меня были другие комиксы, о Зелёном Фонаре и Человеке-Муравье. Но я до этого работал в Marvel Productions, на пост-продакшене, меня Гразиано устроили. Я работал над игровым кино. Но моим инструктором по анимации был Уорд Кимболл (легендарный аниматор Walt Disney Studios, один из «девяти стариков», работавших над диснеевской мультипликацией с 20-х до 80-х – прим. пер.), так что я понимал, что делать в этой среде.

ЭЛ: И у тебя были идеи, как сделать серии лучше на монтаже.

СТ: Помнится, я записывал звуковые эффекты, звуки шагов, потому что у Saban их не было. Там не хотели утруждаться над этим, как и над другими дополнительными деталями.

ЭЛ: Я помню, как мы с Ларри, Уиллом и сценаристами смотрели современные на то время экшен-мультсериалы, «Супер-Друзей» или типа того, и мы были поражены, насколько вялый у них был темп. Немного экшена, а потом персонажи полторы минуты стоят и разговаривают.

СТ: Только чтобы хронометраж растянуть.

ЭЛ: Поэтому мы решили: «Мы так делать не будем. У нас будут большие, насыщенные сценарии, в которых концовки реплик будут наслаиваться на следующее действие, без каких-либо пауз». К счастью, ты и Шэрон (Джанис), судя по всему, хорошо это понимали. Мы вошли в нужный ритм. Но поначалу были вопросы: «Вы мне дали сценарий на 40 страниц (на 22 минуты экранного времени). Что у вас происходит?». И будь у серий такой же темп, как в «Супер-Друзьях», они растягивались бы на 40 минут. Но вернёмся к Marvel. Ты был в контакте с Джо Каламари?

СТ: По большей части. Он наблюдал вместе с нами за записью актёров и время от времени приглядывал за монтажом. В случае чего отчитываться надо было перед ним.

ЭЛ: Значит, ты писал мне замечания по сценариям, Ларри – замечания по раскадровкам, а потом, когда к вам приезжали серии, ты и Сидни садились за них.

СТ: И монтировали – добавляя недостающее, подкручивая гайки. Но, думаю, моей самой сильной чертой, скорее всего, было то, что я подходил к монтажу с более кинематографической точки зрения, в отличие от того, что делали с «Супер-Друзьями» и ему подобными.

ЭЛ: Disney и Warner Bros. тогда только начали вкладывать серьёзные деньги в телевидение. Анимация, которая ранее выглядела очень бедно, стала красивее, в неё стали вовлечены более серьёзные таланты. И планка теперь стала выше.

СТ: На анимацию «Гаргулий» в Disney потратили немало денег, наверное, раза в три больше, чем было у нас. Всё благодаря «Людям Икс» и «Бэтмену». «Гаргульи» появились только благодаря успеху мультсериалов Fox.

ЭЛ: Уилл и Ларри, которых можно назвать знатоками комиксов и анимации, отметили, что в Marvel с 60-х по 1992-й много раз пытались сделать что-нибудь с персонажами на телевидении, и ни один из этих проектов по-настоящему не выстрелил.

СТ: По-моему, Джо занимался парочкой ранних проектов по Человеку-Пауку, и они были просто ужасны.

ЭЛ: И когда наступает 1993-й, у нас выходит хит №1, и внезапно студии начинают проявлять интерес к съёмкам фильмов. Маргарет даже продвигала эту идею.

ДЛ: Все комиксы о Людях Икс улетали с полок магазинов. Они отлично продавались. Их раскупали так быстро, потом засовывали в шкаф, ведь в будущем они будут стоить целое состояние!

ЭЛ: А потом этот пузырь лопнул, прямо на середине мультсериала.

СТ: Все точки продаж комиксов исчезли. Помню, я возвращался домой из Marvel и видел, что мешки для мусора были забиты комиксами, от них попросту избавлялись.

ДЛ: Но мультсериалы по-прежнему были на высоте.

СТ: Бесспорно. «Люди Икс» и «Бэтмен» были настоящими столпами утренних субботних трансляций. Ничего похожего на них тогда не было.

ЭЛ: Ты начал со второго сезона, когда мультсериал уже стал хитом, но Стэн заявлял: «Он провалится, он ужасен, он слишком сложен, дети его не поймут!»

СТ: Повезло же мне. Но я хорошо помню, как мне звонили насчёт машинок для персонажей и продакт-плейсмента. Кто же это был?

ЭЛ: Ави Арад, он игрушками занимался. Он и мне звонил: «Росомаха может звонить по Росомахо-фону?» Пижамы и занавески с персонажами в сериях.

СТ: На моих пижамах ведь вышито моё лицо.

ЭЛ: Помнишь какие-нибудь проблемные серии?

СТ: Не особо. Мы всегда получали из Кореи кадры с персонажами, на которых они выглядели как камбала, оба глаза были на одной стороне лица. Уверен, в АКОМ иногда давали рисовать анимацию маленьким детям в гаражах, потому что порой результат был просто ужасающий. Но нет, по большей части сюжеты всегда передавались как надо, а в случаях, когда кадры не были готовы вовремя, приходилось идти на хитрости. Честно говоря, сложнее всего было пытаться заставить Saban обеспечить нужное качество, музыку, всё остальное, дать нам достаточно времени. Просто бесконечная битва была.

Пример забавного косяка из третьей части "Саги о Фениксе" - для монтажёра оставили пометку, чтобы кадры были вырезаны, но и кадры, и эта пометка остались. Причём, как ни странно, в DVD-издании этого косяка нет, но он есть в версии для Disney+ (прим. пер.)
Пример забавного косяка из третьей части "Саги о Фениксе" - для монтажёра оставили пометку, чтобы кадры были вырезаны, но и кадры, и эта пометка остались. Причём, как ни странно, в DVD-издании этого косяка нет, но он есть в версии для Disney+ (прим. пер.)

ЭЛ: Она никогда не заканчивалась, потому что он нанимал людей, ставя одну задачу…

СТ: «Делайте быстрее и дешевле».

ЭЛ: «Не слушайте тех, кто говорит, что это неправильно: всё в порядке, они излишним украшательством занимаются».

СТ: Мы обращались к ним снова и снова, просили их подправить музыку или что-то ещё: «Нет, нельзя. Нет денег». Я получал служебные записки от Эрика (Роллмана, руководящего лица в Saban). То ещё было испытание.

ДЛ: Сколько времени у тебя занимала эта работа? Ты приходил и уходил из офиса в определённое время или приходилось там дежурить?

СТ: Времени уходила масса. Мы уходили на сессии монтажа или микширования звука, и это растягивалось до вечера.

ДЛ: Тебе ведь нужно было следить за каждой серией на каждом этапе.

ЭЛ: Всё это наваливалось друг на друга: людям сложно понять, что ты работаешь над 11 или 12 сериями одновременно.

СТ: Именно, на разных этапах.

ЭЛ: Нужно было совмещать работу над ними всеми, пытаясь помнить обо всех фрагментах и о том, как они влияют друг на друга. Держать всё под контролем и не повторяться.

ДЛ: Ты работал на Saban? Тебя предложила Маргарет или Сидни?

СТ: Я был у Graz и у Marvel, был на зарплате у обеих компаний, они разделили её.

ЭЛ: У Saban, Graz, Fox и Marvel была такая сложная комбинация, кто платил, за что платил, они договаривались в большой спешке. Но с другими партнёрами могли бы возникнуть другие проблемы.

СТ: Да, именно. Это был отличный опыт, и, пусть было непросто, но работать было здорово. Не очень здорово, правда, было, когда мы спешно, в последнюю секунду перезаписывали голос Шторм.

ЭЛ: А потом её перезаписали ещё раз.

СТ: Та актриса была единственной, кто был в Гильдии киноактёров США (из-за чего возникла проблема с отчислениями).

ЭЛ: Так что в Saban нашли другую, канадскую актрису, чтобы не платить американской актрисе в дальнейшем, и она записала реплики в третий раз.

ДЛ: Они уделили время на то, чтобы найти в Канаде первоклассную чернокожую актрису, чтобы она переозвучила Шторм.

СТ: Я знаю, я принимал в этом участие.

ЭЛ: Значит, ты был в курсе всех перемен в голосе Шторм.

СТ: Да, к счастью, у Шторм было не так много реплик.

ЭЛ: Это было в её стиле: она говорила коротко, величественно, как английская королева: «Мы довольны».

СТ: Именно. Очень величественно.

ЭЛ: Когда мы собирали первый состав и прослушивали первые 5 или 6 серий, я прослушал их всех, каждую кассету.

ДЛ: Аудиокассеты!

ЭЛ: Потом я понял, что можно об этом больше не переживать, и начал уделать всё своё внимание сценариям и раскадровкам. С Бобом Харрасом работать было одно удовольствие, с Джо работать было одно удовольствие: конечно, он не был сценаристом, но действовал продуманно, чётко выражал идеи и досконально подходил к работе.

СТ: Верно. Я помню, как мы все вместе однажды приехали в Нью-Йорк (в офисы Marvel Comics), и мы там прошлись по старым комиксам. Ты упоминал Моджо (24 серия). Мне над ней было интересно работать, но подобрать для персонажа нужного актёра в духе Робина Уильямса было тяжело.

ЭЛ: Серия была такой необычной, она отличалась тональностью от остальных.

СТ: Потому что она была такой комедийной.

ЭЛ: Ты работал со Стэном (Ли) на втором, третьем, четвёртом сезоне? Он внёс в них свою лепту?

СТ: Нет, к счастью, нет.

ЭЛ: Он и от нас отстал после первого сезона.

СТ: Но присвоил все заслуги себе.

ЭЛ: Разумеется. И был ещё не кто иной, как Рик Ангер, то ли в журнале «Time», то ли где-то ещё было интервью с ним об успехе субботних мультсериалов, и там написали: «Мы поговорили с исполнительным продюсером Риком Ангером о его мультсериале «Люди Икс». Я знаю Рика, и я не знаю, чем Рик занимался в нашем мультсериале. Может, сделал пару телефонных звонков.

ДЛ: Что тебе говорили, когда ты добавлял в серии звуковые эффекты?

СТ: О, «Зачем это тебе?»

ЭЛ: «Оно тебе надо?»

СТ: «На это уйдёт слишком много времени, прекрати».

ЭЛ: Но пока проект продолжался, работать над ним было приятно.

2
Начать дискуссию