Семь советов, чтобы спасти «Доктора Кто»

Семь советов, чтобы спасти «Доктора Кто»

Когда-то поэт Томас Эллиот написал:
...Вот как кончится мир
Не взрывом, но всхлипом.

Что забавно, так это то, что в одной из серий "Доктора Кто" эта строчка цитировалась. И сейчас она применима к самому сериалу, однако всхлипов дожидаться вовсе не хочется.

Так что же случилось? А случился софт-ребут, шоураннер предыдущих шести сезонов покинул свой пост, и на его место пришел Крис Чибнелл, автор прекрасного сериала Broadchurch, которому уже доводилось бывать штатным сценаристом сериала - он написал пять проходных эпизодов, в которых тем не менее были интересные задумки.

С одиннадцатым сезоном и с новым Доктором в лице очаровательной Джоди Уиттакер (первой женщиной-Доктором, что постоянно подчеркивалось в рекламной кампании) в истории "Доктора Кто" наступила новая эра - эра Чибнелла (по аналогии с эрой РТД и эрой Моффата - предыдущих шоураннеров сериала). И принесла поклонникам темные времена. К примеру, на rotten tomatoes зрительский рейтинг свежести равен 20%. К слову у предыдущего сезона он был 69%. При этом оценки телекритиков остались такими же высокими, что и были до этого. Видимо, мы с кинокритиками смотрели разные сериалы, и я бы сильно хотел посмотреть тот, что видели они, но не в этом суть.Да и оценки кинокритиков оценкам рознь. На телевидение зритель всё равно оказывается прав, и он чувствует, когда ему подсовывают подделку.

Сейчас сериал взял паузу - ближайшие эпизоды выйдут только в начале следующего года. Также поговоривают, что Уиттакер и Чибнелл хотят бежать с тонущего корабля, уйти из проекта. Пока что, это слухи, но в отношении с Уиттакер не хотелось, бы, чтобы они пришли в жизнь. Идея Доктора-женщины действительно отличная, и при другом исполнении она бы заиграла новыми красками. И пока продакшен-команда паникует (а может быть трудиться над новыми эпизодами, хотя как можно трудиться над халтурой, мне лично не понятно), хотелось бы представить семь советов специально для Криса Чибнелла (мистер Чибнелл, надеюсь вы это прочитаете), которые смогут украсить следующий сезон и грядущие итерации сериала.

<b><i>Новая команда, раньше подобные персонажи были статистами и не доживали до конца серии, а теперь они - основной каст.</i></b> 
Новая команда, раньше подобные персонажи были статистами и не доживали до конца серии, а теперь они - основной каст. 

1. Написать заявление об увольнении по собственному желанию

За семь эпизодов, которые Чибнелл успел написать, стоя у руля шоу, он успел доказать свою профнепригодность в жанре научной фантастике, свою незаинтересованность в фигуре Доктора (главного героя на секундочку) и отсутствие понимания того, как этого героя развивать, неспособность прописать интересных второстепенных персонажей, а также линию их развития (серьезно, линия Райана и велика - одна из самых жалких и смехотворных вещей, что мне доводилось видеть...так она еще и незаконченная). Стоит ли это того, чтобы на тебя лился хейт, стоит ли тужиться, когда уже в который раз не получается? Написание "Доктора Кто" - это всё-таки не "Миф о Сизифе", в любой момент можно уйти, или дождаться пока тебе покажут на выход.

<b><i>TEAM PCTARDIS )))</i></b>
TEAM PCTARDIS )))

2. Брать авторов за их талант, а не за цвет кожи или пол

В ходе подготовки этого материала я наткнулся на очень любопытную цитату Чибнелла. После нее у меня не осталось вопросов к сценаристам. В лучшем случае, в лучшем мире, они бы прописывали второстепенные диалоги для "реалити-ТВ" вроде "Дома 2", но мы, Морти, к сожалению, не в нем.

У нас появились первые цветные сценаристы (persons of color) в этом году - и еще у нас есть две женщины и три мужчины в качестве гостевых авторов.

Крис Чибнелл, Шоураннер Doctor Who

Сюда же можно добавить идею пригласить "старых" боевых писак, поварившихся в кухне сериала, как Пол Корнелл, который стал автором "Человеческой природы", одной из самых знаковых историй в портфолио Десятого Доктора, или же как Нил Гейман, который успел написать "Жену Доктора", ставшую одной из самых успешных серий уже в периоде 11-ого. На худой конец можно адаптировать сюжеты из бесконечных аудиопьес, или же из старого "Доктора", потому что 11-ый сезон - это наглядный пример творческого бессилия, о котором мы поговорим ближе к концу. В конце концов, можно даже позвать Ти Дэвиса и Моффата, и попросить написать их по stand-alone истории.

Моффат - автор большинства культовых "монстров недели" - "Blink", представивший миру жутких "Плачущих Ангелов", "The Girl in the Fireplace", повествовавшей о жизни Мадам де Помпадур, "Empty Child" с жуткой кэтч-фразой "Ты моя мамочка?" - всё это вышло из-под его пера. Рассел Ти Дэвис же способен написать жуткий триллер в замкнутом пространстве, что проделал в серии "Midnight" или же хороший хоррор в духе "Чужих", что получилось у него в "Tooth and Claw". По крайней мере, это было бы красивым жестом со стороны BBC, признаться в собственных ошибках и вернуть ньюскул к его корням.

<b><i>Быть может в Зазеркалье этот сезон "Доктора Кто" получился хорошим?</i></b>
Быть может в Зазеркалье этот сезон "Доктора Кто" получился хорошим?

3. Придумать образ Доктора специально для Джоди Уиттакер

Не поймите меня неправильно, Джоди Уиттакер - отличная актриса, что доказала еще в Broadchurch, за авторством того же Чибнелла. Проблема только в том, что в её образе Доктора нет никакой отличительной черты, отделявшей бы её от остальных. Манеры она копирует от Десятого и Одиннадцатого, её диалог - из выброшенных в помойку первых драфтов Ти Дэвиса, причем у неё нет текста, с которым можно было бы работать.

То она говорит, что обожает заговоры, то спустя двадцать минут говорит, что не любит их. То она всячески проявляет милосердие, то говорит, что милосердным будет, если существа, которым они противостоят, мучительно умрут от голода в прочно изолированной комнате. Её эмоциональная палитра сводится к трем вещам - удивлению, улыбке и иногда смурной серьезности.

У меня есть только одно предположение, почему её мысли и её эмоциональный фон так резко меняются, связанное с циклами, но я не хочу его озвучивать, иначе покажется, что тут критикуется не плохой сценарий, а пишется манифест сексизма.

Забавно, что одной из самых сильных сторон Моффата, как автора, было его умение создавать женские образы. Можно вспомнить, как зрителю представляли Эми Понд - она была одета в полицейский костюм, и даже приковала Доктора к батарее, зритель думал, что Эми работала в полиции, но в ходе эпизода оказывалось, что она кисограмма, и зарабатывает себе на жизнь тем, что переодевается в тематические костюмы и ходит на вечеринки целовать людей.

В первом эпизоде Чибнелла тоже появляется девочка в полицейском костюме, и... она работает в полиции. Сериал, который всегда пытался обманывать ожидания, перестал это делать. Кстати, в ходе поиска информации для этой статьи, ваш покорный слуга наткнулся на любопытную колонку, в которой утверждалось, что Чибнелл не умеет писать женских героев. Как отметил её автор, единственная осмысленная сюжетная линия, которая у него получилась, связана с двумя мужскими персонажами: Грэмом и Райаном, которые переживают потерю близкого им человека и пытаются построит родственные отношения.

Что еще не так с исполнением Джоди своей роли, хотя тут отчасти можно списать вину на каст? Всё исполнители роли Доктора до этого, по крайней мере в ньюскуле, отыгрывали или имели (тут уж как назвать) очень старые глаза, которые абсолютно не коррелировали с их внешностью. Чем, например, был хорош ран Мэтта Смита - несмотря на свою молодость, он играл глубоко старого человека, пытающегося замолодиться, оттого шла и его социальная неловкость. При взгляде на Джоди Уиттакер, нельзя понять, кого же она всё-таки играет. Можно предположить, что даже она сама не имеет малейшего понятия, как распоряжаться персонажем и что он должен делать.

<b><i>Kerblam! - единственный приличный эпизод из нового сезона, имеющий за собой относительно свежую концепцию.</i></b>
Kerblam! - единственный приличный эпизод из нового сезона, имеющий за собой относительно свежую концепцию.

4. Экспериментировать с форматом

В связи с "Доктором Кто" многим зрителям может вспомниться еще один процедуал, в котором каждая серия была посвящена какому-либо фантастическому явлению или сюжету. Это "Секретные Материалы". Долгое время как раз эксперименты с форматом, постмодернистская натура этого шоу помогало оставаться ему свежим и не надоедающим. Это и серия, стилизованная под "реалити-шоу", и под старое черно-белое кино, и эпизоды-самопародии.

В истории "Доктора Кто" тоже были эксперименты с форматом - например, шутливая The Long Game, сатирически изображающая телевидение, уже упомянутые Midnight, или Blink, которые многими считаются лучшими эпизодами за все существование шоу. Что особенно примечательно в Blink, так это то, что в нем Доктор выступал второстепенным персонажем. Спасателю самому потребовался спасатель. Создателям определенно стоит покопать в этом направлении. В отличие от The X-Files, Doctor Who не скован в рамках одной планеты или одного времени.

<i><b>Король Яков, еще один злой белый мужчина-мизонист. Однако комедийный талант Алана Каммингса - лучик света в темном царстве нового сезона.</b></i>
Король Яков, еще один злой белый мужчина-мизонист. Однако комедийный талант Алана Каммингса - лучик света в темном царстве нового сезона.

5. Вернуть сюжетные арки

Одной из самых интригующих частей предыдущих сезонов были сюжетные арки, ружья развешивались на стенах и в финальной двухсерийной истории разом выстреливали. При этом "Доктор Кто" всегда был достаточно вертикальным сериалом, только иногда прерываясь на разрешения глобальных сюжетных проблем, при этом оставляя сквозную сюжетную линию, вроде "Плохого Волка" или "Торчвуда".

Чибнелл, как часть своего замысла, решил избавиться от горизонтальности совсем, дабы сериал мог заработать новую аудиторию, но при этом он совершенно забыл позаботиться о старой, ценящей тот формат. В результате у него получился совершенно пустой местячковый финал сезона, который не показывает даже процента того, на что способна хорошая драматургия в "Докторе Кто".

Отсутствие большой, увесистой эпичной истории можно было бы списать на трудности с бюджетом. Шоураннеры решили выпустить меньше эпизодов, чтобы затратить на них больше денег, но проблема в том, что дальше этой обособленной местячкового фанфикшена события не уходят. Доктор за весь сезон так и не сталкивается с противником, который мог бы посоревноваться с ней в хитрости, интеллекте и безжалостности.

Чибнелл объяснял, что этот сезон является переходным, экспозиционным, проблема только в том, что в нем нет никакой экспозиции. Зритель не понимает ни кто такой Доктор в его новом обличие, ни кем являются его компаньоны. 11-ый сезон можно просто забыть, он получился просто довеском.

<b><i>Кадр из финального эпизода. Большой драматичной арки, меняющей представления о персонажах, ждать не стоит.</i></b>
Кадр из финального эпизода. Большой драматичной арки, меняющей представления о персонажах, ждать не стоит.

6. Определиться с возрастной группой и аудиторией, для которой делается сериал

Когда Стивена Моффата спросили, почему он не ввел женщину-Доктора раньше, то он ответил, что "Доктор Кто" - не является сериалом для прогрессивных либералов, он также предназначен для просмотра и тем людям, что голосовали за Brexit. Моффат исключительно понимал того героя, для которого он все эти годы писал шоу. И этого понимания недостает Чибнеллу и ко.

В одном из своих интервью он объясняет, как видит свою аудиторию, на примере детей 3-4 лет, которые начали расти, когда в сериал пришел Питер Капальди, и вот они уже достаточно взрослые, чтобы начать самостоятельно смотреть новый сезон с новым Доктором в качестве отправной точки.

Раньше существовало удобное возрастное ранжирование. Вселенная "Доктора Кто" состояла не только из самого сериала, но из его спин-оффов:"Приключения Сары Джейн" был сериалом специально для детей, "Торчвуд" был направлен на взрослую аудиторию из-за секса, насилия, ругательств и тяжелых тем (и кстати, для него Чибнелл написал несколько солидных серий), а "Доктор Кто" был чем-то посередине.

В другом интервью, он говорит, что его Доктор - самый человечный светлый пацифист, пышущий энтузиазмом и энергией, very human, как говорит он сам. Только вот быть человеком, значит ошибаться, злиться и испытывать всю палитру эмоций. А тему пацифизма, как и отказ Доктора от оружия, достаточно сильно исследовал Дэвис в своем периоде работы над сериалом. Самые главные моменты "Доктора Кто" были почти всегда связаны с трагичными событиями, да и сам новый Доктор был сформирован двумя трагичными обстоятельствами - ужасной Войной Времени и тем, что ему пришлось сделать, чтобы её закончить.

Легкий тон, выбранный Чибнеллом не соответствует образу персонажа, которого он пишет. Более того, Чибнелл даже и не трудился над тем, чтобы увязать одиннадцатый сезон со всеми остальными, считайте, что ничего того, что случалось с 9-ым, 10-ым, 11-ым, 12-ым Докторами никогда и не происходило. Отсутствие тяжелого прошлого, отсутствие человечности, нормальных ставок - вот что делает 13-ого Доктора таким невыносимым, но "доступным для стариков или детей".

В одной из серий 4-ого сезона Доктору пришлось уничтожить Помпеи, а вместе с ними двадцать тысяч человек, чтобы предотвратить конец света. В 11-ом сезоне, она сильно переживает из-за того, что им нельзя сходить с автобуса, чтобы он был переполненным, и Роза Паркс начала бы свою революцию... В своих лучших сериях "Доктор Кто" был достаточно мрачным, в своих худших сериях он был самоироничным и глупым. У Чибнелла не получилось ни то, ни другое.

Ярость Повелителя Времени. Одна из самых впечатляющих сцен за историю Ньюскула, доходчиво объясняющая кто такой Доктор, на что ему приходится идти, чтобы сдерживать себя, и что случается, когда он теряет контроль над собой.
<b><i>Карикатура на Дональда Трампа в серии про защиту окружающей среды, где главными противниками являются мутировавшие пауки. В "Докторе Кто" уже была одна серия, посвященная арахнидам, в отличие от этой она была интересной.</i></b>
Карикатура на Дональда Трампа в серии про защиту окружающей среды, где главными противниками являются мутировавшие пауки. В "Докторе Кто" уже была одна серия, посвященная арахнидам, в отличие от этой она была интересной.

7. Сделать сериал стилистически изящней

Наверное, у каждого из нас возникало ощущение, когда мы смотрели какое-нибудь кино или сериал и ощущали это не как какое-то художественное произведение, а как пропаганду, насильно засованную в глотки зрителей. В новом "Докторе Кто" есть несколько подобных серий, например "Роза", рассказывающая о борьбе с расизмом в 50-е годы двадцатого века, или "Арахниды в Британии", повествующая о загрязнении окружающей среды и сатирически высмеивающая Дональда Трампа (к ему это вообще?). Проблема же заключается в том, что вся эта критика (социальных укладов и т.д.) выполнена черезчур прямолинейно. Зрителя не наталкивают на мысль, зрителю говорят прямым языком какой же он "нехороший человек".

Если раньше создатели, чтобы высказаться, использовали образы и метафоры, то сейчас они рубят отбойным молотком политической корректности.

В пример из "раньше было лучше" можно привести серию "Пробка", в которой Доктор и его спутница Марта попадают на пять миллиардов в будущее на планету Новая Земля, где целый Город встал в вечную пробку, а её обитатели задыхаются от газов и бензиновых испарений. Кроме того, человечество в будущем подсело на новый вид наркотиков, и не замечает происходящего вокруг. Итак, какие проблемы поднимает эта серия - загрязнение окружающей среды, социальное неравенство (пробка расположена в нижней части города, в то время как верхней на неё плевать, по крайней мере на протяжении части серии создается подобное впечатление), остановка человеческого прогресса в результате тяги к получению легкого удовольствия, а также вкрапления социальной сатиры на бюрократию.

Чем еще можно было бы украсить сериал? Ну сделать из героев именно персонажей, а не статистов. Одна из компаньонов Доктора, девочка Яз исполняет функцию мебели, и кажется лишней в этой истории, хотя потенциал для раскрытия её образа есть. Сценаристы просто не могут его увидеть. Яз - полицейская, её родители из Пакистана, и она мусульманка. Еще одна крамола сценария крайнего сезона - вместо того чтобы показать как персонаж пришел к вере, им важнее заявить о том, что он верующий.

Конфликт Яз мог бы быть куда интересней, если бы нам показали, что она не сильно держит связь с прошлым и не очень-то любит свои корни, чтобы после этого отправить её в прошлое, чтобы она встретила свою бабушку с дедушкой (да, такой сюжет в этом сезоне имеется, только в совершенно другом контексте), и в результате наблюдения за ними, или даже общения, она бы сделала для себя определенные выводы и прошла бы через кризис веры... "Ну конечно, мы же крутые сценаристы БиБиСи, да зачем нам это, мы месяцами ломаем голову над этими сюжетами, мы жизнью рискуем, а тут какой-то додик из "Страны Novichkov" приходит и за пятнадцать минут докручивает его до вменяемого состояния...Пхах"

<b><i>Уилфред Мотт и Десятый Доктор - их химия для меня была лучшей частью последнего эпизода Рассела Ти Дэвиса.</i></b>
Уилфред Мотт и Десятый Доктор - их химия для меня была лучшей частью последнего эпизода Рассела Ти Дэвиса.

#Опционально Связать этого Доктора с его другими воплощениями

Что под этим подразумевается? А то, что в следующем сезоне создателям стоит вернуть хотя бы на эпизод кого-то из предыдущих компаньонов Доктора, или с кем-то из них окончательно попрощаться. Лично мне представляется сцена у постельной койки с Уилфредом Моттом. Человек, по сути, остался с разбитым сердцем и чувством вины, и Доктор могла бы сделать так, чтобы наконец-то облегчить его страдания, а заодно познакомить/представить/показать что в итоге случается со всеми спутниками в конце... Но это уже из области фанфикшена.

Вывод

Что же в итоге? Несмотря на то, что смена Доктора на его женское воплощение в разы повысило рейтинги шоу, они также быстро успели упасть. Сейчас в первую очередь создателям прежде всего стоит позаботиться о драматургии, интересном конфликте, исследовании любопытных парадоксов и теории, которое бы закручивалось в лихое и драматичное приключение вместо того, чтобы гоняться за современной политической повесткой, которой через несколько лет наверняка не станет, потому что до "больших боссов" начинает доходить, что эта расстрельная тактика не приносит столько доходов, сколько ожидалось.

Скорее всего, Крис Чибнелл действительно любит "Доктора Кто" - в нескольких статьях, которые я прочел перед подготовкой этого текста, были ссылки на его участия в молодежных ток-шоу, посвященных франшизе, а также, еще в отрочестве, его работы несколько раз попадали в официальный журнал сериала Dr. Who Magazine. Что ж, раз он его любит, то ему стоит скорее научиться его писать.

<b><i>Гугл просто не смог выдать подходящую картинку по описанию: "Thirtenth Doctor Sad". Довольствуйтесь этим. </i></b>
Гугл просто не смог выдать подходящую картинку по описанию: "Thirtenth Doctor Sad". Довольствуйтесь этим. 
7676
56 комментариев

Рассел Дэвис и Моффат отлично дополняли друг друга. Особенно последний, который выдавал порой нестандартные сюжеты, которые отличались от основного пути сериала. А еще лично для меня самый жуткий эпизод не про ангелов или вашту нераду, а когда Донна поленилась ехать на экскурсию и Доктор один разбирался со всей жестью и переселением)

14
Ответить

А еще серия про Донну и ментального паразита!

8
Ответить

Как же я скучаю по Теннанту

15
Ответить

Все время защищал 11 сезон, еще до того, как он вышел (мой любимый сериал ever). В итоге посмотрел только 2 серии нового сезона...

11
Ответить

Меня сначала хватило на четыре, но потом я понял - чтобы написать, как есть, то есть объективное ревью, нужно посмотреть всё.

1
Ответить

Эх, только недавно досмотрел. Понял, что у боли есть лицо, пошел пересматривать эру РТД и у меня окончательно сгорело. Всем приятного прочтения.

10
Ответить

У меня тоже самое, только я смотрел сразу же. Начал пересматривать с 9-го чтобы заглушить боль, но она только усилилась, потому что раньше было значительно лучше даже в абсолютно проходных сериях.

2
Ответить