Азерот на большом экране. Как создавали экранизацию Warcraft
Долгий путь ключевой франшизы Blizzard к сердцу массового зрителя, прервавшийся на самом интересном месте. Трудности адаптации, детали съёмок и личные впечатления.
Дорогу осилит идущий
Как и подобает любому эпическому фэнтези, Warcraft долго и упорно шёл к своей экранизации. Благодаря технологиям франшиза Blizzard хорошо так сократила время ожидания для фанатов, но даже десять лет в современном мире кажутся вечностью.
Девятого мая 2006-го года Blizzard на своём сайте официально объявила о сотрудничестве с Legendary Pictures. Цель – заново рассказать о первой войне орков и людей из оригинального Warcraft 1994-го года. На этот раз в виде полнометражного фильма.
Причём экранизация главной франшизы Blizzard могла стать далеко не первой из не сильно широкого портфолио компании. Оказывается, до сделки с Legendary студийные боссы долгое время бились в двери голливудских воротил. По словам исполнительного директора Метелицы тех лет, Пола Сэмса, они предлагали киношникам все свои франшизы. Но только успех Wortld of Warcraft заставил Голливуд обратить внимание на разработчиков.
Тогда Blizzard не просто была сильна, это скорей была одна из сильнейших западных студий, каждый проект которой становился хитом. Как в финансовом плане, так и в плане фанатской любви.
World of Warcraft унёс компанию на такую вершину, что до неё так ни одна студия до сих пор и не дотянулась. Культурный феномен – упоминания, прямые отсылки и целый серии, посвящённые ему. Да Господи, я лично стоял в длиннющей очереди за новым аддоном. Никогда больше мой родной город не видел такого ажиотажа из-за компьютерной игры.
Такой успех и признание, не случайность, а закономерность. Метелица славилась (когда-то) маниакальной дотошностью к своим продуктам. Если они не соответствовали высоким стандартам компании, то улетали в мусорку. Фильм по Warcraft – не исключение.
Вот уже на BlizzCon 2007 сюжетная основа фильма резко изменилась. В студии посчитали, что война между орками и людьми больно уж отдаёт Властелином Колец, и решили прыгнуть поближе к событиям World of Warcraft. Теперь события грядущей ленты должны были охватить год до старта истории WoW.
Бюджет – 100 миллионов долларов. Хрон – часа два, два с половиной. Действующие лица – Болвар Фордрагон, Тралл и Кэрн Кровавое Копыто. Год выхода – 2009. И никакого Артаса.
Оставалось найти режиссёра. Тогда Legendary участвовала в производстве 300 и Бэтмен: Начало, и в Blizzard надеялись привлечь кого-то калибра Зака Снайдера и Кристофера Нолана. Я бы, конечно, с удовольствием посмотрел на реализацию вселенной Метелицы от любого из этих режиссёров.
Но откликнулся только старина Уве Болл. Возможно, в шутку, но Blizzard на всякий случай послали его куда подальше.
Так проект повис в воздухе, пока им не заинтересовался Сэм Рейми. Официально его назначили режиссёром проекта в 2009-ом году. И он должен был приступить к съёмкам сразу после окончания работы над четвёртым Человеком-Пауком с Тоби Магуайром. Вот судьба-злодейка.
В планах автора Зловещих Мертвецов было рассказать собственную историю в сеттинге, опять же, WoW. И, почему-то, ему было очень важно внести в сюжет любовную линию. Судя по финальной версии фильма, что-то от версии Рейми осталось в картине.
Как выяснилось на ComicCon 2012, Рейми, всё же, покинул проект. Скорее всего он сделал выбор в пользу режиссёрского кресла фильма Оз: Велиикий и Ужасный.
Да придёт Спаситель
Свято место пусто не бывает. Крупнобюджетный проект Legendary решает доверить относительно молодому режиссёру, за плечами которого только две среднебюджетные картины. Причём, как по мне, довольно крепкие. Речь о Дункане Джонсе и его Луне 2112 и Исходном коде. Помимо прочего, Джонс ещё и сын Дэвида Боуи.
Джонс начал с того, что пошёл к Blizzard и сказал им, что сценарий-то совсем не очень. Крис Метцен, креативный директор Метелицы и вообще живая легенда компании, сделавший Warcraft тем самым Warcraft'ом, согласился с ним. И режиссёр начал переписывать историю.
Проект опять вернулся к началу. Джонс хотел рассказать историю первой игры. Простор для воображения там воистину большой. Вся история Warcraft 1 скрывалась в брифингах. Понятное дело, что на некоторые события оригинала пролили свет сиквелы и WoW, но Джонс и сам оказался игроком в MMO от Blizzard, так что старался не сильно насиловать канон. Его ключевое решение, которое на ура восприняли родители франшизы, сделать фильм и про орков, и про людей, а не только про их противостояние.
Часто авторы произведений вносят нечто личное в свои творения. Пусть и по чужим франшизам. Джонс – не исключение. Почти перед тем, как взяться за экранизацию Warcraft, он женился. И в тот же день вместе с теперь уже супругой узнал, что у неё рак груди.
Отсюда и не большая, но важная линия Дуротана и Драки, которая в начале фильма ждёт ребёнка. Жена Джонса справилась с болезнью, и чуток после релиза фильма родила первенца.
Но без потерь всё равно не обошлось. Сам Джонс говорит, что его фильм начался с рака, им и закончился. В январе 2016-го года умер Дэвид Боуи, его отец. И, по словам режиссёра, он очень хотел увидеть третий фильм своего сына. Джонс показал ему черновую версию картины.
Новое начало
Вернёмся к более позитивным вещам. Весь 2013-ый год шёл кастинг. Судя по корреляции бюджет/графика, отдавалось предпочтение не особо известным актёрам. В основном, сериальным. На роли орков старались искать исполнителей, который уже имели опыт игры в мокап-костюмах.
На главную роль Андуина Лотара, героя (будущего) Альянса, претендовали четыре человека. Пол Дано, ныне покойный Антон Ельчин, Трэвис Фиммел и Энсон Маунт.
Как по мне, мистер Рагнар Лодброк идеально вписывается во вселенную Warcraft. Единственное, Фиммел продолжал играть Рагнара. Но мы и не против.
Среди команды фильма, помимо Джонса, было ещё два человека (ну на ключевых ролях), которые часами просиживали за партиями в WoW. Это Билл Вестенхофер, отвечающий за VFX и Роберт Казински, игравший Оргрима Молота Рока. Последний таскался на Blizzcon'ы и визжал от восторга при виде всего, связанного с Warcraft.
Ну а Вестенхофер получил аж два Оскара за спецэффекты (Золотой Компас и Жизнь Пи) и, видимо, решил сделать самых графонистых персонажей в истории кино вместе с Industrial Light & Magic. Нет, серьёзно, вы видели этих орков? Это какой-то запредельный уровень, которого никто так и не достиг, по моему скромному мнению.
И, видимо, работа ILM над Warcraft их окончательно и добила, иначе не понятно, как они так классно третий глаз Доктору Стрэнджу рисовали. А ведь здесь они создавали целого грифона.
Причём его перья – на самом деле шерсть. Сначала ребята сделали его шерстяным. А потом из каждой шерстинки... э-э-э... выпустили ещё кучу шерсти. Так получились перья, короче.
Возможно, всему виной программа Haircraft (да, да), которую ILM специально сделали для фильма. С помощью неё создавались шерсть и волосы орков. Так было проще отрисовать шерстяные перья, чем делать ещё одну программу специально для этого.
С перьями, кстати, намучились и костюмеры. Всему виной плащ Медива. Над ним корпели пять недель. Каждое перо пришивали вручную. Зачем? Заразились перфекционизмом Blizzard.
Всего для фильма было сшито 650 костюмов силами 70 человек. Причём эскизы рисовали художники Метелицы. Концепт-арты фильма, тоже их рук дело. Поэтому Штормград тут почти идентичен таковому из World of Warcraft. Единственное, команда Blizzard стремилась в этот раз к более реалистичному стилю.
Сами же съёмки заняли четыре месяца и прошли в Ванкувере. А вот пост-продакшн длился долгих двадцать месяцев. И фильм должен был выйти в декабре 2015-го года.
Но тут Дисней решил поставить свои, простите меня, мерзкие Звёздные Войны. Боже. Так что если вы ищете ещё одну причину отсутствия у Warcraft хотя бы сиквела, то смело вините Дисней, который застолбил за собой денежный праздничный период.
И, судя по титрам, весь фильм хорошо так проспонсировал Китай. Оно и не удивительно, франшиза там, мягко говоря, популярна, и фильм в Поднебесной собрал очень хорошо. Кстати, Гул'дана играет как раз актёр из Гонконга Даниэль Ву.
Спасибо, мистер Джонс
В общем, до кинотеатров Warcraft добрался в июне 2016-го. Почти ровно десять лет прошло с анонса. Разумеется, я не мог на него не пойти, и мои честно отданные сколько-то там рублей вошли в общую кассу фильма.
И если бы я сидел в кинотеатре один, то я бы точно расплакался уже на стартовых логотипах. Хотя, постойте-ка. Я же был один.
Начальная музыка, начальная сцена. Боже. Что десять лет назад, что сейчас – просто мурашки по коже. Я прям представляю, как продолжение адаптации ролика из Warcraft III мы бы увидели во втором фильме, а его конец – в третьем. Я был бы так счастлив. Так сча-а-астлив.
Самое главное, что мурашки так и не покидали меня все два часа в кино. Да, чуть сбивали настрой пенопластовые декорации, чересчур неестественные костюмы, но в общем и целом я был в полном восторге. Ну разве что голем совсем уж убогий. Причём Джонс права на его дизайн купил у какого-то челика из Восточной Европы. Зачем?
Моя любимая сцена – проходка Лотара после убийства Чернорука. У меня всё время какая-то непонятная любовь возникает к персонажам, которые чтут понятие чести. И тут я не про Лотара, а про орков. Человек победил в честном бою, он заслужил их уважение. Ну и, опять же, ещё и дополнение к образу орков, которые обычно представлены простыми злодеями.
Сейчас, конечно, мне кажется, что битву между Лотаром и Черноруком можно было сделать длиннее, ну да ладно. Зато спустя десять лет мне куда сильнее в глаза бросается странная любовная линия между Гароной и Лотаром. Что это нахрен такое вообще? Ладно ещё часть вырезали.
Ну и линия с сыном Лотара тоже смотрится притянутой за уши. Зато фансервис так же радует. Полиморф!
Охотник!
Мурлок!
Стальгорн!
Штормград!
Грудь Высшей эльфийки!
И, самое главное, Warcraft – это RTS!
Сам фильм фанаты встретили хорошо, а вот критики серьёзно прошлись по нему. Бытует мнение, что без знакомства с лором Warcraft'а его тяжело смотреть. Забавно, что на всяких Reddit куча сообщений от фанатов, что их жёны/девушки/половинки были в восторге от просмотра. Собственно, мой опыт тоже это подтвердил. Может они просто не хотят ранить наши чувства?
Любовь фанатов и их половинок не помогла собрать Warcraft внушительную сумму. 439,1 миллиона долларов при бюджете 160. Причём большая часть – международные сборы. Говорят, что до окупаемости фильм должен был принести 450 миллионов.
В итоге, производство сиквела так и не было запущено. Хотя в 2020-ом Legendary вдруг ожили, в работе якобы новый фильм. Неизвестно, ребут ли это, или продолжение. Но с тех пор никаких слухов об этом нет. Хотя ещё при работе над сценарием первой картины Крис Метцен и Дункан Джонс держали в уме трилогию.