Гаспар Ноэ — путь к «Экстазу»

О новом фильме и прошлых работах эпатажного французского режиссера.

В своих картинах французский режиссер Гаспара Ноэ всегда ступал по тонкому льду дозволенности. Он никогда не гнушался дешевых ходов, которые делали его произведения нарочито дискомфортными и отталкивающими. Если для порождения негативных эмоций необходимо пнуть щеночка — Ноэ с нездоровым удовольствием расчленял его крупным планом в десятиминутной сцене, напрочь лишенной монтажных склеек. Совсем как его коллега Ларс фон Триер.

Однако за аморальной непристойностью кроется желание разбудить интерес к страдающему и болезненному миру, который описывает режиссер. Вязкая и тягучая атмосфера жестокости и разврата, словно сковывает движения героев и не дает им раскрыться, а зрителя пленяет ощущением беспомощности и нерасторопности. Фильмы Ноэ практически полностью лишены смысловой нагрузки и уповают исключительно на жуткие образы и порожденные ими эмоции. Режиссер сознательно очаровывает внешней красотой своих работ, чтобы нанести удар в момент наибольшей уязвимости.

Гаспар Ноэ — путь к «Экстазу»

«Один против всех», первое произведение Ноэ, вышедшее в 1998-ом году, было чересчур своевольным и падким на банальные сюжетные ходы. Оно опиралось на чудовищные вещи вроде избиения беременных женщин, инцеста и жестоких убийств детей, все ради рождения простейших негативных эмоций. Картина представляла собой бессвязный набор отталкивающих и провокационных сцен, между которыми не затерялось ни одной по-настоящему важной мысли.

За последующие четыре года Ноэ набрался мастерства и окончательно осознал, как лучше перенести свой скандальный стиль на экран. Благодаря этому «Необратимость», вторая работа француза, во всем обошла его дебют. Хотя в ее основе лежала простая история об изнасиловании девушки, она разворачивалась в обратном хронологическом порядке — первым делом Ноэ демонстрировал кровавую расправу над обидчиком, затем погоню за ним и лишь к середине фильма раскрывал причину конфликта, которая имела лишь косвенное отношение к изнасилованию.

Несмотря на столь необычное решение, именно «Необратимость» получилась самой понятной картиной француза. Фирменный дискомфорт присутствует лишь в начале, когда накал страстей максимален, затем манера съемки меняется, благодаря чему происходящее шаг за шагом обретает более четкие и статичные очертания. «Необратимость» подкупает тем, что в ней Ноэ использует выразительные средства для подачи истории в нужном ключе, а также смещает акценты с кульминационной расправы на гармонию семейных отношений, тем самым ломая привычную структуру повествования.

Гаспар Ноэ — путь к «Экстазу»

«Вход в пустоту» 2009-го года оказался совсем иным. В отличие от предшественника он уповал на визуальные образы и атмосферу, а не на историю. Картина рассказывала о молодом наркоторговце Оскаре, застреленном полицией в туалете токийского ночного клуба. В самом начале, после неожиданной кончины, душа покидает его тело и отправляется в спиритическое путешествие сквозь прошлое, настоящее и будущее, чтобы запечатлеть причины и последствия смерти.

Если первый акт фильма показан глазами еще живого героя, то во время наркотического сна о детстве камера прячется за его спиной, а события, до которых Оскар не дожил, и вовсе показаны с непривычного ракурса сверху, будто олицетворяющего душу молодого парня, парящую над знакомыми местами. Посредством столь разной и изобретательной подачи Ноэ удалось передать ирреальность событий, походящих то ли на красочный наркотический трип, то ли на лихорадочный кошмар, из которого невозможно вырваться.

Гаспар Ноэ — путь к «Экстазу»

После долгого перерыва, в 2015-ом году, вышла четвертая картина Ноэ — «Любовь», — в которой он почти полностью отрекся от устоявшихся кинематографических форм. Фильм следовал за молодым американским режиссером, живущим во Франции, чьи отношения с неуравновешенной девушкой, полные страсти, секса и скандалов, уверенно двигались к местечковой трагедии. При этом основной акцент был сделан на длительных сексуальных сценах, по сути, являющихся основой действа.

«Я хочу создавать фильмы из крови, спермы и слез. Это — суть жизни», — говорит главный герой. Именно такова его «Любовь» — коллекция зачастую бессмысленных и разрозненных мыслей о жизни и отношениях, полная откровенной порнографии и громких ссор. Но несмотря на общий сумбур и отсутствие цельности, это очень личная для Ноэ картина, поскольку в ней он открыто говорит о своем отношении к любви, от первого случайного взгляда до рождения детей.

Гаспар Ноэ — путь к «Экстазу»

События «Экстаза», последней на сегодняшний день картины Ноэ, напоминают плохой молодежный хоррор. Героями выступают танцоры одной из известных французских трупп, которые решили отпраздновать начало американского тура в жутковатом общественном центре, расположившемся среди заснеженных гор. Раньше в нем они жили и репетировали, а теперь будут умирать.

В прошлом году экраны уже посещал артхаусный хоррор о танцорах — «Суспирия» Луки Гуаданьино. Так же как и в картине о берлинских ведьмах, наиболее яркой сценой в работе Ноэ является выступление труппы, однако он использует его не в качестве кульминации, а как своеобразную увертюру. Камера в работах француза всегда являлась частью действа — в «Необратимости» она практически участвовала в избиении насильника, а во «Входе в пустоту» и вовсе заменяла главного героя. В «Экстазе» же она танцует, пристально следя за чужими движениями.

После репетиции молодежь томно переминается в сторонке, обсуждая, кто первым напьется до беспамятства и с кем проведет ночь. Времени на знакомство с героями практически нет, однако они довольно разноплановы и каждый выделяется внешне на фоне яркой массы. Происходящее никуда не торопится до тех самых пор, пока не выясняется, что в сангрии, которой отведали все, кроме пары непьющих ребят, содержится внушительная порция ЛСД. Неожиданный прилив возмущения вкупе с затуманенными мозгами выливается в стихийную расправу над первыми подозреваемыми.

Впоследствии креативная молодежь, и без того не отличавшаяся целомудренностью действий и желаний, разгоняется до запредельной скорости. Былая неприязнь превращается в ненависть, злость — в насилие, конфликты — в игры со смертью. Ноэ всячески пытается не утонуть в посредственности типичных молодежных боди-хорроров. Кто-то из героев пытается убить соседа по комнате, кто-то — реализовать свои дикие эротические фантазии, а кто-то и вовсе целиком отдается на откуп эйфории и в прострации уносится в безумные пляски. Весь фильм — лишь полу-бессмысленная, но при этом невероятно атмосферная нарезка секса и насилия.

Кроваво-темная гамма, которая была главным героем «Любви», «Входа в пустоту» и «Необратимости», в «Экстазе» достигла апогея. Словно жуткое облако кошмара, она опутывает героев, не давая им убежать от опасности или защититься. Своим развитием картина походит на танец — наркотики, секс и искусство, три главные темы в фильмах Ноэ, переплетаются с музыкой и смертью в гипнотизирующее воплощение экстаза.

Гаспар Ноэ — путь к «Экстазу»

На первый взгляд картина напоминает пропаганду вреда наркотиков, однако, зная Ноэ, он наверняка пытался сделать акцент на иной теме. Его фильмам свойственно изображение смерти не в качестве ультимативного конца существования, а скорее как уникальный опыт, который, рано или поздно, случится в жизни каждого. «Необратимость» и «Вход в пустоту» буквально начинаются с убийств, которые вопреки привычной логике становятся отправной точкой, а не финалом. Ноэ празднует жизнь посредством смерти, наслаждаясь каждой секундой обоих.

Наркотики позволяют героям «Экстаза» отбросить то, что мешало им жить на полную катушку. Для кого-то расширение сознания, секс и гипнотические танцы станут первыми в жизни, а кто-то уже достаточно поднаторел в этих областях. Но всех персонажей окутывает наркотический трип, который направляет их коллективную энергию в неожиданное русло, позволяет насладится запретными пороками и перейти на новый метафизический уровень существования. Правда, доживут до конца это эксперимента далеко не все, но, кажется, Ноэ это нисколько не беспокоит.

Гаспар Ноэ — путь к «Экстазу»

Отдельного внимания заслуживает очередное сотрудничество Ноэ с оператором Бенуа Деби, который снимал почти все фильмы француза. В «Необратимости» он обратился к суровому реализму, который передавался за счет импульсивных движений камеры; «Вход в пустоту» отличался богатым видеорядом и неординарными операторскими решениями; а в «Любви» камера неловко вторгалась в личную жизнь героев, в потытках сблизиться с ними.

В «Экстазе», как только наркотики завладевают залом, видеоряд становится совершенно непредсказуемым и не поддающимся логике. Фирменные кувырки, переходы с ног на голову, позаимствованные из вальсов пируэты и пролеты над головами героев — Деби превращает кошмарные события фильма в элегантное и гипнотизирующее зрелище. А освещение и тщательно подобранные цвета создают жуткие фантасмагорические образы даже в совершенно непримечательных декорациях.

***

К сожалению, из «Экстаза» не вышло ни апофеоза карьеры Ноэ, ни хоть сколько-нибудь оригинального высказывания. Если «Необратимость» продемонстрировала недюжинный сценарный талант режиссера, где он умело жонглировал деталями истории ради расстановки акцентов, то «Вход в пустоту» задал высочайшую планку по части технической составляющей. «Экстаз» же пытается почерпнуть из предыдущих работ различные достоинства, но из-за отсутствия внятного сюжета полагаться приходится лишь на атмосферу, которая получилась липкой и противной. Тем не менее картина движется в неказистом направлении и слишком быстро заканчивается — погружение в «Экстаз» обрывается настолько резко, что главные герои так и остаются горсткой безымянных подростков.

PS. Если понравился текст - ищите нас в VK и Telegram.

33 показа
3.9K3.9K открытий
12 комментариев

Экстаз как хаотичная мощная стихия, живущая в сердцах ребят-танцоров. Они в танце выражают страсть и импульсивные желания, которые по ходу вечера (а некоторым там сносит крышу) трансформируются в негативную форму - агрессию и ненависть, а затем и панику. Интересный такой дуализм. Фильму удалось передать атмосферу, в которой вечер сначала опьяняет и притягивает, там хочется оказаться, а затем отрезвляет и отвращает, хочется от участия отказаться, но мне как зрителю было интересно наблюдать этот трэш до конца.

Ответить

Бесконечно далек от хайпа Climax и в то же время четко уверен, что Love не стоит, блядь, своих свечь. Ну просто потому, что это максимальный арт-хаус. Да, киноманы или фрики заценят олдовую атмосферу порно-сеанса из "Таксиста", но она даже и вполовину такой же душной не будет, скорее наоборот - максимально эстетичной и лощенной.

Свой прикол, конечно, есть, но когда на большом экране начинает происходить все больше клипмейкерства, откровенно провокационного и зачастую бессмысленного по своей сути, то как-то некомфортно становится. Ну красиво, да. Местами очень красиво, не вопрос. Но как-то посыл теряется, будто талантливый автор после "Необратимости" зазнался и на экране первым делом решил форсить свое мастерство, а не сколь осязаемую идею. И если в Love понт был не таким явным и там скорее маргинальное высказывание, то вот Climax меня неприятно удивил. Тот же Корбет в Vox Lux гораздо больше сказал, не в последнюю очередь благодаря таланту Наташи, но энивей и по форме лучше вышло и темпом не подкачало.

Ответить

Одна из лучших картин прошлого года. Гаспар, как обычно, создал интересную и увлекательную картину, а самое главное очень правдивую.

Ответить

А сиськи там есть?

Ответить

Мужик - долбанутый просто, а фильмы - очень своеобразны, хотя плохими их уж точно не назовёшь.

Ответить