Интервью с Виталием Шушко — режиссёром короткометражки из альманаха Love, Death & Robots

«Я предчувствую, что нас ждёт большой ренессанс отечественной анимации».

Совсем недавно на Netflix вышла антология короткометражек Love, Death & Robots — один из фильмов в ней, Blindspot, сделан российской командой художников и аниматоров. Мы пообщались с режиссёром Blindspot Виталием Шушко о сотрудничестве с Netflix, работе над фильмом и судьбе отечественной анимации.

Виталий — художник из Санкт-Петербурга. Вместе с Еленой Волк в 2016 году они сделали короткометражку X-Story — благодаря этому фильму их и позвали в Love, Death & Robots.

В 2011-м Шушко приглашали работать в Dreamworks — он отказался, потому что участвовал в создании моушн-комикса «JAM» с командой друзей. Возможность поработать с голливудскими продюсерами снова представилась в 2016 году — но уже в качестве режиссёра Blindspot, а не штатного работника.

Интервью с Виталием Шушко — режиссёром короткометражки из альманаха Love, Death & Robots

Расскажи, пожалуйста, где ты учился анимировать? Закончил какое-то профильное училище? Или, может, дома?

Я даже не могу себя назвать непосредственно аниматором — я скорее к анимации причастен. Немного обучался этому в школе Саши Дорогова — он известный аниматор, работал над последними тремя выпусками «Ну, погоди!» в конце 80-х, а потом работал на Disney лет 20, принимал участие в создании «Короля льва», «Мулан» и других хитов.

В конце нулевых он вернулся на родину, стал вести курсы. Я около полугода у него занимался, там обзавёлся различными знакомствами. Это помогло мне сформировать идею о том, что надо дальше делать мультфильмы. А так, в целом, можно сказать, я художник. Художник, режиссёр анимации.

Интервью с Виталием Шушко — режиссёром короткометражки из альманаха Love, Death & Robots

А как ты набирал команду? Из кого она состояла?

Перед тем, как начать работать над Blindspot, мы сделали свой авторский фильм, который я придумал — называется X-Story. Мы над ним работали два года, сделали его, и это стало нашим портфолио. После этого, когда нам дали уже непосредственно заказ на Blindspot, мы сделали аниматик, рассчитали, что нам нужно, и уже начали просто по фрилансу обращаться к людям.

Основной костяк — около пяти человек, остальные фрилансеры. Фрилансеров было много: в целом, на нас поработало около 40 человек.

В основном, на аутсорсе делали 3D-модели. Вдобавок, в нашем мультфильме совмещение 2D и 3D — над двумерной частью работала своя группа художников, которая занималась клинапом, то есть чистила черновую анимацию, прорисовывала, заливала и так далее. Над трёхмерной — своя.

Были у нас моделлеры, были аниматоры по 3D-анимации, были аниматоры по 2D-анимации — в общем, всё, что необходимо для полноценного законченного продукта.

Интервью с Виталием Шушко — режиссёром короткометражки из альманаха Love, Death & Robots

Ты говорил, что огромный вклад в картину внесла Елена Волк, но в качестве режиссера указан только ты. За какие художественные решения отвечала Елена, а какие — твоя заслуга?

Лена — режиссёр анимации. Она работала с аниматорами, направляла их, а я уже как режиссёр принимал, что они сделали. Говорил «здесь слишком эмоции передержаны», «здесь всё не так» — в общем, регулировал так, как я это вижу. Режиссёрское видение привносил.

Расскажи, как ты познакомился с Габриэлем Пеннакиоли, пригласившим тебя в Love, Death & Robots?

Габриэль — легендарный аниматор, он работал на Dreamworks с начала нулевых. Участвовал в создании «Шрека», «Кунг-фу Панды», «Как приручить дракона».

До этого мы через различные арт-приложения и блоги начали переписываться, комментировать друг-друга. Как-то познакомились, стали переписываться. Ему чисто профессионально очень нравилось моё творчество.

И так просто совпало, что когда он уволился из Dreamworks, его пригласили быть ведущим режиссёром всех фильмов Love, Death & Robots. Он следил, чтобы сериал был подчинён общей цели, чтобы все серии были сделаны в одном ключе. В этот момент как раз вышел наш авторский мультфильм X-Story.

Он посмотрел его, ему безумно понравилось. И он меня позвал: «есть вот такой проект, не хочешь поучаствовать?». Долго меня уговаривать не пришлось.

Интервью с Виталием Шушко — режиссёром короткометражки из альманаха Love, Death & Robots

Тим Миллер говорил, что большинству команд предлагали готовые сценарии на выбор, но ты писал текст сам. Как так получилось? Не понравились предложенные варианты или было принципиально делать своё?

Для меня это было новостью — мне предложили самому придумать историю. Видимо, у них уже был сформированный костяк историй и были нужны сценарии со стороны.

Это был полёт фантазии, творчества — мечта любого аниматора. Мне сказали: «Придумай и запитчи свои идеи». Я придумал пять идей, прислал им, они выбрали одну. Сказали, что Blindspot будет неплохо в нашем сборнике смотреться — у них не было погонь. Так и началась работа.

Интервью с Виталием Шушко — режиссёром короткометражки из альманаха Love, Death & Robots

Заработала ли команда что-нибудь на этом? Насколько вообще сотрудничество с Netflix было финансово выгодным?

Я не могу и не хочу называть называть цифры — я и Лена зарабатывали, как топовые лиды. Остальные получали сдельную оплату — думаю, что люди зарабатывали больше, чем обычно получают на рынке. Ну и проект был очень привлекательный для всех.

Можно сказать, что неплохо заработали. Мы поднакопили денег, чтобы в дальнейшем делать собственные авторские проекты — в общем, поработали далеко не «в ноль».

В интервью ты рассказывал, что вам часто присылали правки и даже попросили убрать одну шутку, связанную с женской грудью из-за скандала «Me Too». Много ли готового контента приходилось вырезать? И вообще, согласен ли ты с тем, что шутка была неуместной?

Я бы не сказал, чтобы прям много. Некоторые правки были радикальными, но они всё равно хорошо сказались на истории. Мы многому научились, поработав с голливудскими старожилами, мастерами искусства.

Насчёт шутки: если честно, в моём сценарии её не было. Она появилась в переработанном сценарии для американской аудитории, придуманном американским сценаристом. Штатным сценаристом студии Blur.

Интервью с Виталием Шушко — режиссёром короткометражки из альманаха Love, Death & Robots

Мне Тим Миллер сказал: «Ты, конечно, молодец, и мы с тобой замечательно общаемся по-английски, но ты не американец, поэтому некоторые шутки мы подточим под американскую публику». Они добавили фразу про «sugar tits» — я с ней особо не спорил. Наш персонаж, вроде, пошляк, поэтому я его воспринимал как кого-то, кто мог такое сказать.

Ну и если это написали сами американцы, то чего нам спорить. Но потом началось движение «Me too», и мы отказались от шутки — мне было как-то всё равно.

Но в основном текст был моим, его просто подредактировали и подправили. Некоторые фразы звучали слишком топорно — их оживили.

Интервью с Виталием Шушко — режиссёром короткометражки из альманаха Love, Death & Robots

В фильмах в Love, Death & Robots много обнажёнки и насилия. Была ли какая-то установка, чтобы показать в кадре как можно больше взрослого контента? Или так вышло неосознанно, потому что командам развязали руки?

Да, была установка: мы делаем это не для детей. В нашем фильме, в основном, был упор на насилие, потому что роботы убивают живых людей.

В моём изначальном сценарии практически не было крови, мне кажется. В Blindspot есть момент, когда герои взрывают вагон — в изначальном варианте не было перестрелки, они делали это втихаря.

Мне сказали: «слишком пресно, нам нужна кровь, нам нужно насилие». Это и была одна из ключевых переработок в сюжете — охранники пробудились, началась безумная битва. Это было нам предложено добавить в обязательном порядке. У нас же была только битва с роботом — финальным боссом. Только детали летели, никакой крови не было.

Интервью с Виталием Шушко — режиссёром короткометражки из альманаха Love, Death & Robots

Вдохновлялся ли ты какими-нибудь видеоиграми при разработке своего фильма? Мне, например, главный герой (Rookie) напомнил Mega Man’а — я подумал, что не случайно.

Возможно. Я очень люблю всё это — я вырос на играх. Я специально не смотрел никакие дизайны персонажей, чтобы случайно ничего не украсть — всё-таки это серьёзный проект для больших студий.

Но, конечно, во мне это сильно сидит. Я всегда это изучал, смотрел на дизайны игровых персонажей. Я и хотел, чтобы роботы в Blindspot отдавали чем-то анимешным, чем-то игровым. Чем-то искусственным.

Я вообще геймер ещё тот. С детства прошёл всё на «Денди», Sega, Nintendo, Playstation 1-2-3-4. Я приставочник был всегда. Все говорят, что первый мой мультфильм, X-story, напоминает больше игру, а не мультфильм — ДНК видеоигр во мне течёт.

Интервью с Виталием Шушко — режиссёром короткометражки из альманаха Love, Death & Robots

Миллер говорил, что со временем короткометражки могут превратиться во что-то большее. Хотел бы ты ещё поработать во вселенной Blindspot? Поступали ли какие-то предложения?

Я не знаю. Если нам позвонят и скажут, что будет второй сезон и надо делать Blindspot 2 — тогда да. Но в целом нам хочется чего-то нового: два года работать с одним материалом устанет любой человек, как бы это ни вдохновляло.

Нам бы хотелось что-то новое делать, посмотрим. Сам, я конечно, во вселенной Blindspot ничего делать не смогу — все права принадлежат Netflix, они это оплатили. Мы только можем сказать «вот, смотрите, это мы делали».

Интервью с Виталием Шушко — режиссёром короткометражки из альманаха Love, Death & Robots

Ты рассказывал, что многие части сценария, связанные с проблемами трансгуманизма, пришлось отбросить, сконцентрировавшись на экшене. Ты пытался побороться за своё видение или сразу понял, что опытные наставники лучше знают, что советовать?

Я сначала не понимал, почему они вносят правки — потом осознал, что у меня нет видения цельного продукта, в смысле всего сериала. Миллер и прочие, конечно, прекрасно понимали, где нужна более сложная история, а где все эти заумные штучки ни к чему.

У меня были какие-то идеи, но я даже не успел их вписать в сценарий так, чтобы это было гармонично. Не знаю, как я мог это внести так, чтобы это было визуально и сюжетно вплетено.

Мне кажется, достаточно того, что главные герои — роботы, они погибают, и что от них остаются цифровые оболочки. Если кому-то интересно, можно порассуждать на эти темы, но наш мультфильм в итоге не задаёт какие-то сложные вопросы.

Интервью с Виталием Шушко — режиссёром короткометражки из альманаха Love, Death & Robots

Насколько после всех правок и командной работы мультфильм вообще ощущается твоим?

Ну, визуально он точно мой. Всё остальное... Вообще, мне не очень приятно говорить, что он мой — столько людей в него вложили свои силы и творчество. Это наш фильм.

В каком, на твой взгляд, состоянии сейчас находится российская анимация? Много у нас специалистов, готовых работать на одном уровне с западными?

Ну, я знаю многих компетентных людей. У меня есть ощущение, что сейчас начнётся мощный подъём — возможно, он уже начался. Я жду, что российская анимация скоро будет на очень высоком уровне.

С нами работали, в основном, русские ребята, все профессионалы своего дела. Я предчувствую, что нас ждёт большой ренессанс отечественной анимации — это уже можно наблюдать, на самом деле.

Интервью с Виталием Шушко — режиссёром короткометражки из альманаха Love, Death & Robots
235235
72 комментария

«Я предчувствую, что нас ждёт большой ренессанс отечественной анимации».а потом интернет закрыли в россии

8
Ответить

Я удалил цепочку комментов под этим постом. Тема материала — не политика.

57
Ответить

Алсо, одна из наиболее унылых серий во всем сезоне.

20
Ответить

согласен, единственная серия которую я не смог досмотреть до конца.

3
Ответить

А как по мне самая унылая- The Witness(3 серия) про временную петлю, где с первых секунд все понятно. Грфика и визаул неплохие, но содержание пустое.

5
Ответить