Очень странные дела 5: искусство терпеть

Пятый сезон Stranger Things должен был стать большим финальным аккордом. И… возможно, ещё станет? Три эпизода под Новый год оставляют шанс на чудо, но после первых серий я уже не спешу верить в грандиозное фаер шоу. Скорее готовлюсь к бенгальским огням.

Дафферы подогревали ожидания: «Будет мрачно», «Будет жёстко», «Готовьтесь к потерям». Ну окей, я приготовился и стал ждать великий финал. А что мы получим, Игру престолов?)

Детки выросли, но Станиславский сказал бы нет

Начну с самого болезненного. Кто-то же должен это сказать вслух.

Дети повзрослели, а их актёрские навыки нет. Когда ребята были мелкими: неуверенными, местами нелепыми, искренними, кринжовыми — всё смотрелось органично. Камера ловила их естественную реакцию, и сериал держался именно на этой живости.

Но время прошло, а вот навыки играть именно ПЕРСОНАЖА, характер в раскрытии (а не ребёнка) не выросли. И если раньше это было мило, то теперь лично мне портит всё погружение. Лица те же, но ощущается как дорогостоящий фанфик или спин-оф.

Финн Вулфхард (Майк)

Очень странные дела 5: искусство терпеть

Некогда очаровательный шпиндель, который был душой компании. Теперь человек, который два сезона ходил с лицом, будто он на нейролептиках и хочет какать, но лень. Поэтому терпит.

В пятом сезоне мимика вроде бы вернулась… но дальше опять в ту же степь. Сцена, где его мать лежит в реанимации — момент огромной эмоциональной ставки. По сюжету она вообще должна была погибнуть. Но Финн смотрит так, будто ему забыли сказать, что камера уже пишет дубль. Ни боли, ни отчаяния, ни даже банальной влаги в глазах. Кто-нибудь, набрызгайте ему уже ментоловой смеси на веки, пусть хотя бы с красными глазами сидит. Лютейшая халтура вызывает у меня очередной всплеск раздражения.

Тяжело переживать трагедию персонажа, если самому актёру и его персонажу насрать. Это выбивает из погружения очень сильно.

Остальные

Не буду прицельно «стрелять» по всему касту, там у каждого свои сильные и слабые стороны. Если бы сериал снимался сейчас, никого из них бы уже не взяли: уровень игры, мягко говоря, не соответствует масштабу финального сезона. Однако заменить каст уже невозможно, отсюда и неловкая ситуация: актёры выросли, а актёрские навыки остались на уровне 12-летних.

Очень странные дела 5: искусство терпеть

Химия между Хоппер и Оди закончилась после третьего сезона

Я уж молчу про скандал, где Дэвид Харбор, видимо, сделал комплимент классной заднице Милли Бобби Браун. Не очень-то я верю, что тот прям домогался в худшем смысле этого слова. Но деньги решают многое и скандал быстро прикрыли, чтобы не потерять баснословные суммы на финальном сезоне. В общем, это я к слову о химии. Повзрослевшая Одди больше не ощущается дочуркой. Я вижу лишь, как Харбор воспринимает её как девушку, с которой ему было бы классно потенциально провести совместным расколбас с бутылочкой шампанского.

Вообще, что творится с дуэтом Хоппера и Одиннадцатой — это отдельная боль. Видно, что шоураннеры пытаются и дальше выезжать на сюжетной арке с отцовскими чувствами и потерей дочери. Но после третьего сезона эта арка зашла в тупик.

Химии больше нет

То ли актёры устали, то ли дерьмовый сценарий и все расслабились, приняв неизбежное (и крупные чеки), то ли персонажи исчерпали свои эмоциональные и болевые точки — но смотреть местами почти невыносимо.

Там, где раньше сцены взаимодействия шайки лучших друзей были сердцем сериала, теперь — пустота. Ощущение, что каждый стоит в своём углу площадки и ждёт, когда режиссёр скажет «снято».

Это печально, потому что именно химию между детьми сериал когда-то продавал как эмоциональное ядро (сердце и душу, если проще).

Очень странные дела 5: искусство терпеть

Американский юмор в худшем проявлении

Дафферы грозились тёмным, грубым, трагическим сезоном. Да, я понимаю, как работает маркетинг, и всё же...

Проходит серия, потом вторая, Хокинс ещё не тонет в хаосе, но демогоргоны уже периодически вылезают в наш мир прямо к вам в дом. Казалось бы, градус апокалипсиса выкручиваем на максимум и бац — очередная шутка, которая звучит так, будто её забыли выбросить из черновика детского сериала.

Да, здесь можно применить тезис «ваши проблемы — это ваши ожидания». Но не всё ли восприятие кино, сериалов и искусства —вкусовщина?

Проблема не в самом юморе. Проблема в неуместности, в том, что тональность скачет как школьник на батуте, которому мама разрешила пить колу без ограничений. Только в этот раз я не ощущаю органичного переплетения в этом миксе из смеx#ёчков с экшн сценами и драмой.

Мы обсуждаем существование параллельного мира, массовую гибель людей, судьбу человечества, и то и дело получаем раздражающего персонажа, типа Робин. Той прелестной Робин в прелестной униформе и шапочке AHOY, что на этот раз превратилось в конвейер кринжового американского юмора. Сценаристы будто бы чересчур увлеклись и спихнули на её назойливого и суетливого персонажа 65% всех гэгов.

Когда драму нужно усиливать — её режут. Когда нужно дать выдохнуть — добавляют пафос. Ой, нет, стойте. Нет никакого пафоса. Ведь половина хронометража заполняет их планирование в клубе бойскаутов и проговаривание сюжета на пальцах. Ведь все мы слышали этот инсайт, что нетфликс упрощает сценарии и снимает для поколения тик-тока с их врождённым СДВГ?

Пятый сезон яркий пример сценарного тупика

Первые три сезона были крутым не только потому, что у подростков была искренняя химия и не только потому, что он идеально передавал вайб 80-х. Главное — Stranger Things в лучших своих сезонах был настоящим мистическим триллером в духе Стивена Кинга. Он умел пугать и очаровывать самой идеей, что маленький тихий городок может провалиться в кошмар, и именно это делало первые сезоны не просто ностальгией по эпохе, а настоящим телевизионным событием.

Но в финале, где все как бы повзрослели, где ставки выше — это выглядит странно.

Об этом чуть подробнее

Одна из самых сильных сторон первых сезонов была в том, что Stranger Things показывал настоящую детскую дружбу: дети собирались, строили планы, спорили, придумывали решения, как будто играют в D&D в реальном мире. Это было естественно, дети есть дети.

Но теперь детям по двадцать. А диалоги остались как будто им всё ещё двенадцать. Диссонанс не входит в чат. Входят скорее утомление и скука.

20-летние люди с глубоко травмированным опытом сидят и проводят бесконечные пятиминутки перед вылазкой в изнанку (потусторонний, зеркальный мир), обсуждая всё тем же детскими интонациями план, надёжный как швейцарские часы

Станиславский бы сказал: «Я не верю» (или... это сказал я?..)

Сценарий будто забывает, что герои выросли. И от этого весь их командный «брейнсторм» выглядит карикатурно, словно шоу боится признать, что оно больше не про подростков.

Почему первые три сезона топ

Потому что первые три сезона были про детей, чья дружба была сильнее страхов. Про верность. Про первую влюблённость. Про внезапно нависшие проблемы, с которыми не способны справиться даже взрослые.

Но в какой-то момент позже... Лично для меня уже в четвертом сезоне где-то щёлкнул пальцами Танос.

  • Актёры, не способные убедительно сыграть повзрослевшие версии своих характеров
  • Юмор, который перестал быть частью ДНК сериала и стал просто гэгами ради гэгов, словно сценаристы увлеклись
  • Драматические ставки заявлены, но не ощущаются (хорошо, здесь ждём финала)
  • Взрослея, персонажи не стали интереснее, скорее наоборот

И главное: сериал пытается быть одновременно блокбастером, мыльной драмой, ностальгической сказкой и серьёзным хоррором, но в результате — не попадает никуда.

Мама, я плачу

Первые четыре серии пятого сезона Stranger Things — это не провал. Но это точно не тот финал ушедшей эпохи, которого я ждал.

Сериал, в котором повзрослели и постарели актёры, кажется, не сумел повзрослеть идейно или концептуально, как вам угодно. Развивая всё те же паттерны и протоптанные сюжетные арки, только в сторону сюжетного тупика и творческой импотенции.

Лично я надеюсь, что вторая часть сезона соберёт все эти разрозненные элементы, драму, хоррор, ностальгию в одну внятную форму. В цельное произведение. Где не будет несмешных назойливых шутеек-перебивок. Где персонаж женщины, получая ранение от монстра в живот — умирает, а не лежит в реанимации спустя два часа уже очнувшимся, и даже изъясняющимся ручкой на бумаге.

Итоги подводить пока рано, но

В бесконечных попытках похлеще закрутить сюжет и одновременно с этим на пальцах объяснить мир изнанки и происхождение Векны - сериал просто зашёл куда-то не туда. В жвачку. Я не ощущаю никакой идентичности с первыми сезонами. Магия тихого Хоукинса накрылась медным тазом.

Сейчас это больше похоже на затянутое прощание с сериалом, который когда-то умел быть чарующим, а сейчас пытается вспомнить, как именно он это делал. Хорошая мина при плохой игре или повторение судьбы Game of Thrones?..

P.S. Псс, работяги, если вы ждали знак, чтобы поучаствовать в розыгрыше — вот он 😎 ARC Raiders, Dispatch, Silksong на кону. Победителя определю по dtf pass и подарю гифт в стиме.

Итоги розыгрыша ровно через неделю в субботу в 20:30 по Мск.

Проверите удачу?

17
11
10
5
2
2
94 комментария