Сэр Ридли Скотт и его удивительная кинокарьера

Творческая биография и секреты работы режиссёра «Чужого» и «Бегущего по лезвию».

Сэр Ридли Скотт и его удивительная кинокарьера

Ридли Скотт — яркий пример того, что успеха можно добиться в любом возрасте. Свой первый полнометражный фильм режиссёр снял в 40 лет, при этом на сегодняшний день в его портфолио есть 26 кинолент, среди которых несколько культовых проектов и оскароносная картина.

Скотт не придерживается какого-либо чёткого направления в творчестве: он готов взяться за любой жанр, главное, чтобы история была интересная. Поэтому в его фильмографии есть хоррор об инопланетянах, нуарная антиутопия об андроидах, авантюрная история о двух подругах, фэнтези о единорогах и эпический фильм о Римской империи.

Несмотря на то, что истории очень разные, во всех них можно заметить общие черты, характерные именно для Ридли Скотта. Особенности работы режиссёра спрятаны и за кадром: он постоянно использует несколько приёмов, которые помогают ему снимать качественное кино быстро и со сравнительно небольшими бюджетами. Мастерство создания кино он постигал исключительно на практике.

Семья Скоттов: старший брат Фрэнсис, мама Элизабет, отец Фрэнсис Перси, младший брат Тони и Ридли (слева направо)<br />
Семья Скоттов: старший брат Фрэнсис, мама Элизабет, отец Фрэнсис Перси, младший брат Тони и Ридли (слева направо)

Ридли Скотт родился в 1937 году на северо-востоке Англии в городе Саут-Шилдс, но детство он провёл в переездах. Дело в том, что отец режиссёра Фрэнсис Перси Скотт служил в инженерных войсках и, по долгу службы, перед и во время Второй мировой войны перемещался по всей территории Европы. Семья успела пожить в нескольких регионах Англии, Уэльсе и Германии.

За семейным бытом следила мама режиссёра Элизабет. Её сильный характер впоследствие повлиял на то, что в большинстве фильмов Ридли Скотта присутствуют волевые женские персонажи.

Отец был очень добрым и мягким человеком. Мама выполняла роль и матриарха, и патриарха. Она управляла курятником железной рукой. У неё было по-настоящему большое, доброе сердце, и в то же время решительность и стойкость.

Тони Скотт
, режиссёр, брат Ридли Скотта

После окончания войны Скотты вернулись на северо-восток Англии и обосновались в городе Тиссайд. Там Ридли поступил в среднюю школу. Он был очень скромным, застенчивым ребёнком и не проявлял большого интереса к учёбе: типичными оценками для него были тройки и двойки.

Единственный предмет, который интересовал Ридли — рисование. Он занимался им не только в школе, но и в свободное время дома. В итоге, учитель рисования поспособствовал поступлению Скотта в местный колледж искусств West Hartlepool College of Art.

Искусство было моей отдушиной. Родители считали меня странноватым, потому что мои ровесники ходили на танцы, а я постоянно рисовал.

Ридли Скотт
, режиссёр

В колледже Ридли Скотт осваивал специализацию дизайнера. После успешного завершения обучения он переехал в Лондон, где продолжил постигать профессию в престижном Королевском колледже искусств.

В столице Скотт серьёзно заинтересовался кинематографом, регулярно ходил в кино и открыл для себя творчество Ингмара Бергмана и Акиры Куросавы. Тогда же у него появилась идея создать короткометражный фильм «Парень и велосипед».

Сценарий к своей первой киноленте молодой человек написал сам. Фильм рассказывал о парне, который ездит по городу на велосипеде и размышляет о жизни. Чтобы претворить идею в жизнь, режиссёр взял в аренду единственную камеру, которая была в Королевском колледже. Выдали её всего на полтора месяца, поэтому работать приходилось быстро.

Актёров в «Парень и велосипед» Ридли Скотт нашёл легко и просто: на главную роль взял младшего брата Тони, а на второстепенную — отца. Сам режиссёр говорил, что «испортил летние каникулы своему брату», потому что ему приходилось ежедневно вставать в пять утра и тратить весь день на съёмки.

Тони Скотт в фильме «Парень и велосипед» <br />
Тони Скотт в фильме «Парень и велосипед»

Позже, во время обучения в Королевском колледже, Ридли Скотт провёл год в Америке — поездку в Штаты ему обеспечила стипендия Schweppes. По словам режиссёра, за 12 месяцев он объездил США вдоль и поперек на автобусе компании «Greyhound Lines», отлил рядом с вдребезги пьяным Джоном Уэйном и выслеживал документалистов Ричарда Ликока и Д.А. Пеннебейкера, чтобы заставить их снять фильм вместе.

По возвращению в Англию Ридли Скотт получил свою первую реальную работу: студента взяли художником-постановщиком в эпизод о большом снегопаде в документальное телешоу «Сегодня вечером» (Tonight) на «Би-би-си».

После окончания университета Ридли продолжил сотрудничать с телеканалом как художник-постановщик. В его послужном списке эпизоды сериала о полицейских «Автомобили Z» и фантастического шоу «Неизвестное». Он также мог бы разрабатывать декорации ко второму сезону «Доктора Кто», но помешала нестыковка расписаний.

Кадр из сериала «Автомобили Z»
Кадр из сериала «Автомобили Z»

В 1965 году Ридли Скотт снова смог поработать режиссёром: в «Би-би-си» ему предложили снять эпизоды для шоу «Адам Адамант жив!» (Adam Adamant Lives!), сериала «Информатор» (The Informer) и спин-оффа «Автомобилей Z» «Нежно, нежно». В первых проектах проблемой Скотта была работа с актёрами: так как у него не было профессионального образования, он не знал, как правильно давать указания и советы.

Помог исполнитель главной роли в сериале «Информатор» Иэн Хендри. Актёр, увидев в каком трудном положении находится режиссёр, подошёл к нему и сказал: «Вы слишком тихий. Слишком много оправдываетесь. Будьте напористым: любое решение лучше никакого». После этого разговора Ридли Скотт поменял тактику работы и понял, что с актёрам нужно сотрудничать и помогать им входить в образ советами и напутствиями.

Иэн Хендри в сериале «Информатор»  (The Informer)<br />
Иэн Хендри в сериале «Информатор» (The Informer)

Работа режиссёра на «Би-би-си» Скотта не особо прельщала: он получал на телевидении зарплату около 1100 фунтов в год. Гораздо большие деньги ему приносила другая работа — съёмка рекламных роликов. За неё он получал около 13 тысяч.

Поэтому, спустя три года, Скотт решил оставить телевидение и создал собственную компанию по производству рекламы Ridley Scott Associates (RSA Films). Компаньоном в дело режиссёр взял младшего брата Тони. RSA Films быстро стала одной из самым популярных в Великобритании: Ридли Скотт режиссировал рекламные ролики для Guiness, хлеба Hovis и серию видео для парфюма Chanel №5.

Реклама хлеба Hovis, срежиссированная Ридли Скоттом

В 70-е Скотт снимал по 150 рекламных роликов в год, однако его не покидала мечта создать собственный полнометражный фильм. Он начинал работать над несколькими сценариями: фильма для группы Bee Gees, криминальной ленты «Ронни в Рио» (Ronnie in Rio) и исторической картины о пороховом заговоре 1605 года. Однако ни один из этих проектов так и не был завершён.

Но режиссёр не отчаивался и продолжал искать интересную историю. И в конце концов нашёл её. Ему в руки попал сценарий фильма «Дуэлянты» по повести Джозефа Конрада «Дуэль». История о двух офицерах наполеоновской эпохи, чья вражда постоянно заставляет их сражаться, понравилась Скотту настолько, что он за собственные деньги купил сценарий у его автора Джералда Воэн-Хьюза.

После этого режиссёр начал искать финансирование для фильма. Для этого Скотт поехал в США. Там, пройдя через кучу отказов, он всё-таки нашёл продюсера, который согласился помочь неопытному режиссёру. Им стал Дэвид Паттнэм.

Продюсер отнёс сценарий в Paramount, где Скотту согласились дать 800 тысяч долларов. Студия ставила единственное условие: в фильме нужно снять Кита Кэрредина и Харви Кейтеля. Скотт согласился и начал работу над своим первым полным метром. На тот момент ему было 40 лет.

Сэр Ридли Скотт и его удивительная кинокарьера

Снимать «Дуэлянты» Скотт поехал во Францию. Погода там была неприятная: часто шли дожди, всё вокруг было грязным. Однако режиссёра этот факт не расстроил, а лишь порадовал. Ридли Скотт любит, когда в фильме присутствуют натуральные природные элементы, в частности грязь, туман и дождь. Именно они, по его мнению, делают фильм реалистичным и «полным».

Завершённый фильм Скотт повёз в США, чтобы показать Paramount. Однако оказалось, что про «Дуэлянтов» там вообще забыли. А когда боссы студии посмотрели проект, они поразились тому, насколько история интересно снята.

В итоге, первая режиссёрская работа Скотта принесла ему приз за «Лучший дебют» на Каннском кинофестивале и стала своего рода билетом в большое кино.

Ещё один типичный для Ридли Скотта приём: освещение, которое просачивается извне, например, через окна
Ещё один типичный для Ридли Скотта приём: освещение, которое просачивается извне, например, через окна

После «Дуэлянтов» Ридли Скотт хотел продолжить работать с адаптациями литературы и историческими проектами. В его планах было снять фильм «Тристан и Изольда».

Однако от съёмок он отказался, по двум причинам. Первая — сценарист фильма покинул проект, а искать нового не хотелось. Вторая — Скотт посмотрел «Звёздные войны» и понял, что во времена популярности научно-фантастических фильмов, которые привлекают внимание за счёт спецэффектов, работать с историческим кино бессмысленно и неперспективно. По счастливой случайности, компания Fox предложила постановщику поработать над съёмками фильма «Чужой».

«Чужой» буквально свалился на меня с неба. Кажется, его отвергли шесть режиссёров. Не знаю, почему. Это их неудача, что они не заметили в сценарии те элементы, которые привлекли меня.

Ридли Скотт
, режиссёр

«Чужой» для Ридли Скотта был не просто возможностью поработать с научной фантастикой, его привлекла и сама история: простая, но пугающая и наполненная энергией и драйвом.

Начать съёмки без проблем не получилось. На реализацию задуманного Скотту нужны были деньги. Большие деньги. Студия выделяла на проект 4,5 миллиона долларов, а постановщику хотелось 9,5 миллионов. В итоге, в процессе переговоров удалось сойтись на сумме 8,5 миллионов.

Сэр Ридли Скотт и его удивительная кинокарьера

Ощутимая часть из них была потрачена на декорации. Вообще, Ридли Скотт всегда много внимания уделяет визуальному оформлению фильма — видимо, сказывается образование дизайнера. К работе над «Чужим» он привлек трёх человек: Ганса Гигера, для создания инопланетян; Жана Жиро («Мёбиус»), для разработки костюмов и Рона Кобба, для дизайна корабля «Ностромо».

Секрет успеха фильмов Ридли Скотта в том, что он старается быть вовлечённым во все рабочие процессы. В частности, режиссёр любит сам работать в качестве оператора: берёт в руки камеру и проверяет, как картинка смотрится через объектив.

В «Чужом» благодаря этому приёму Скотт регулировал высоту потолков в корабле. Он заставил сделать их ниже, чтобы усилить пугающий эффект, заставить зрителей испытывать клаустрофобию.

Сэр Ридли Скотт и его удивительная кинокарьера

«Чужой» — первый фильм Ридли Скотта, в котором появляется сильный женский персонаж. Капитан корабля Эллен Рипли в первой версии сценария была мужчиной по имени Роби. Впрочем, идея сменить пол главному герою фильма принадлежала не Скотту, а продюсеру Дэвиду Гайлеру.

Режиссёру предложение очень понравилось, он ухватился за идею и в течение нескольких недель добивался одобрения со стороны студии Fox.

Сэр Ридли Скотт и его удивительная кинокарьера

«Чужой» стал хитом в прокате, собрав больше ста миллионов долларов при бюджете в 11 миллионов. После такого успеха Ридли Скотт решил продолжить работать в научной фантастике.

Первый проект, в который он записался — адаптация романа Фрэнка Герберта «Дюна». Однако от съёмок пришлось отказаться: Скотт понял, что работа продвигается очень медленно, и потребуется несколько лет для завершения фильма. У режиссёра на это не было ни времени, ни сил: умер от рака его старший брат Фрэнк.

После этого Ридли на время вернулся к работе в рекламе, но всё-таки долго без кино сидеть не смог. В начале 80-х он взялся за ещё один научно-фантастический фильм — экранизацию книги Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?». В киноадаптации она стала называться «Бегущий по лезвию».

Снимать кино — фатальное занятие. После того, как ты сделал фильм, тебе не захочется заниматься чем-либо другим.

Ридли Скотт
, режиссёр

В «Бегущем по лезвию» Скотт вновь проявил свою страсть к дизайну и искусству. Особенно это проявилось в оформлении города. Он был вдохновлён несколькими местами: Гонконгом, зданием фабрики Wilton International, которое находилось в городе детства Ридли Скотта Тиссайде, фильмом Фрица Ланга «Метрополис» и работами итальянского архитектора Антонио Сант-Элиа.

К слову, самого города в фильме могло и не быть: в первоначальной версии сценария были только сцены в помещениях. Ридли Скотта это не устраивало, поэтому он настоял на переработке сюжета и включении в него сцен городской жизни.

Сэр Ридли Скотт и его удивительная кинокарьера

Скотт также решил придумать новое название для андроидов: режиссёр не хотел, чтобы зрители относились к таким персонажам предвзято.

Он сообщил о своей задумке сценаристу Дэвиду Пиплзу, который в свою очередь обсудил идею с дочерью, которая работала микробиологом. Она посоветовала обратить внимание на термин «репликация» (то есть клеточное деление по средством самокопирования). Кто придумал само слово «репликанты» точно не понятно: Пиплс говорил, что это был Скотт, а сам режиссёр отдавал лавры сценаристу.

Сэр Ридли Скотт и его удивительная кинокарьера

Особенность творческого почерка Ридли Скотта, которая очень хорошо заметна в «Бегущем по лезвию» — игра света и тумана. Режиссёр часто использует освещение, которое исходит откуда-то извне, просачивается снаружи. Этот приём позволяет создать эффект глубины.

Скотт неоднократно называл «Бегущего по лезвию» самым любимым и личным фильмом. Однако так было не всегда. Первая версия ленты, которая вышла на экраны в 1982 году, ему не нравилась: смонтировать фильм так, как хотелось режиссёру, не получалось из-за недостатка финансирования и разногласий с продюсерами.

Боссы студии считали ту версию, которую предлагал Скотт, коммерчески провальной, а потому не разрешили режиссёру заниматься финальным монтажом. В итоге, в прокат фильм попал с закадровым голосом и счастливым финалом. А затем с треском провалился: его не оценили ни зрители, ни критики.

Сейчас же у «Бегущего по лезвию» культовый статус. Определённую роль в изменении общественного мнения сыграло то, что Ридли Скотт переиздал фильм с другим монтажом. Причём сделал он это дважды: первая «режиссёрская версия» вышла в 1992 году, вторая — «финальная версия» — в 2007-м.

Выпускать режиссёрские версии — привычная для Скотта практика. Практически каждый его фильм имеет альтернативный конец или несколько версий монтажа.

Сэр Ридли Скотт и его удивительная кинокарьера

После провала «Бегущего по лезвию» Ридли Скотт вернулся к занятию, которое ему удавалось лучше всего — к рекламе. В это время он создал свой самый яркий и успешный ролик — рекламу компьютера Apple. Сюжет видео строился на основе романа «1984» Джорджа Оруэлла. На экранах его показали как раз в 1984 году на «Супербоуле» в США.

Рекламу, которую Ридли Скотт сделал для Apple, неоднократно называли лучшей в истории

Без киносъёмок Скотт долго не выдержал и вернулся к работе режиссёра в 1984 году. На этот раз — чтобы снять сказочное фэнтези «Легенда». Сам режиссёр говорил, что после двух мрачных фильмов хотел сделать что-то светлое и доброе. Получилось не совсем так: один из персонажей фильма, Дьявол, выглядел достаточно жутко.

Сэр Ридли Скотт и его удивительная кинокарьера

Сама история создания картины началась с того, что Скотт сказал сценаристу Уильяму Юртсбергу, что хочет снять фильм с единорогами. Это было принципиально важным моментом — видимо, в памяти режиссёра были съёмки «Бегущего по лезвию» и урезанная в первоначальной версии сцена сна с этим волшебным существом.

Юрстберг придумал историю о принцессе, влюбленной в простолюдина. Она сбегала из замка, чтобы встретится с любимым и пообщаться с единорогами. Скотту понравилось, и Юртсберг приступил к написанию сценария.

После неудачного опыта работы в Голливуде «Легенду» Скотт решил снимать у себя на родине, в студии Pinewood. Главным в новом проекте режиссёр хотел сделать именно окружающий мир: показать всю его красоту и волшебство. В качестве вдохновения он использовал творчество иллюстратора сказок Артура Рэкема и картины художника Брайана Фрауда, который рисовал фей и гоблинов.

Весь волшебный мир «Легенды» вместе со сценарием Ридли Скотт нарисовал в виде скетчей-раскодровок. История заняла 411 страниц. Рисовать примерный внешний вид фильма перед съёмками — ещё один метод работы Ридли Скотта. Режиссёру с образованием дизайнера при помощи рисунков проще донести свою мысль до съёмочной группы и добиться той картинки, которая существует у него в голове.

«Легенду» ждала неудача на этапе постпроизводства. Финальный 113-минутный монтаж не понравился тестовой группе и продюсерам, из-за чего фильм сильно урезали и сделали две версии. Для американского проката — длиной 89 минут и с музыкой электронной группы Tangerine Dream. А для европейского — 94 минуты с оригинальным саундтреком Джерри Голдсмита.

В итоге, урезанные версии тоже никому не понравились: в прокате фильм собрал мало, и критики обругали режиссёра. Основной претензией было то, что Скотт слишком много внимания уделял картинке, а вот про сюжет забыл.

В 2002 году Ридли Скотт выпустил режиссёрскую версию «Легенды», которая нравится многим фанатам фэнтези
В 2002 году Ридли Скотт выпустил режиссёрскую версию «Легенды», которая нравится многим фанатам фэнтези

Следующие три фильма Ридли Скотта, видимо, уставшего от выдуманных миров, были про современность: триллер «Тот, кто меня бережёт», боевик «Чёрный дождь» и криминальная комедия «Тельма и Луиза». Именно последняя картина вернула Скотта в число успешных режиссёров и принесла ему первую профессиональную номинацию на «Оскар».

Работать над «Тельмой и Луизой» Ридли Скотт начал как продюсер.

Я создал 2500 рекламных роликов в Англии и других странах Европы. Я мог позволить себе оплатить создание фильма.

Ридли Скотт
, режиссёр

Скотт долго пытался найти режиссёра, обращался к четырём кандидатам, но интереса никто из них не проявлял. В итоге, он сам взялся за съёмки. К тому же история ему очень нравилась: две женщины, которые решают сбежать от своих мужчин хотя бы на пару дней, в итоге становятся преступницами. Ридли Скотт увидел в сценарии потенциал для крутого фильма, который был бы интересен всем. Режиссёр лишь немного исправил сценарий Кэлли Хоури, добавив элемент комедии.

Сэр Ридли Скотт и его удивительная кинокарьера

Комедии так популярны, потому что они обращаются ко всей аудитории. Это фильм о женщинах, но нам нужно, чтобы его смотрели и мужчины.

Ридли Скотт
, режиссёр

Менять сценарий в фильмах Ридли Скотта могут и актёры. Режиссёр всегда прислушивается к их мнению и готов пойти на компромисс, если идея интересная.

В «Тельме и Луизе», например, много сцен изменились благодаря Сьюзан Сарандон: сцена, где Луиза складывает свою обувь в пластиковые пакеты; сцена, где Луиза смотрит на то, как спит Тельма; эпизод в отеле с Луизой и Джимми, и другие.

Сэр Ридли Скотт и его удивительная кинокарьера

После успеха «Тельмы и Луизы» Ридли Скотт решил продюсировать все свои фильмы самостоятельно. Начал он с истории о Христофоре Колумбе «1492: Завоевание Рая». Фильм, к несчастью, успешным не стал: он собрал в прокате чуть больше семи миллионов долларов при бюджете в 47 миллионов.

В 1995 году Ридли Скотт создал собственную продюсерскую компанию Scott Free Productions. Своим компаньоном он снова сделал младшего брата Тони. Тот, к слову, тоже связал жизнь с кинематографом, стал режиссёром и снял несколько известных фильмов.

В семье Ридли Скотта пять режиссёров: его брат Тони Скотт, сыновья Люк и Джейк и дочь Джордан.

Первые фильмы, выпущенные под брендом Scott Free Productions — «Белый шквал» и «Солдат Джейн». Оба имеют неплохие оценки критиков и провальные сборы.

Прекратить череду неудач Ридли Скотту удалось благодаря «Гладиатору». Фильм о Римской империи с гладиаторскими боями и сильной драматической историей режиссёр согласился снимать ещё до прочтения сценария. Взяться за проект его убедила серия картин художника Жана-Леона Жерома.

Выбирая сценарий для работы, я прислушиваюсь к себе. Интуиция — моё всё. Но научится слушать свой внутренний голос можно только с опытом.

Ридли Скотт
, режиссёр

В этот раз интуиция Скотта действительно не подвела: «Гладиатор» имел оглушительный успех в прокате и выиграл «Оскар» как лучший фильм. Во время работы над этим проектом Скотт познакомился с Расселом Кроу: актёр и режиссёр в последствие работали вместе пять раз.

Сэр Ридли Скотт и его удивительная кинокарьера

Также в «Гладиаторе» Ридли Скотт использовал много компьютерной графики, в том числе революционной. CGI помогла создать массовку и часть декораций, а также в некоторых сценах её пришлось использовать, чтобы дорисовывать лицо актёра Оливера Рида: он умер во время съёмок фильма.

Сцены с Оливером Ридом, в которых лицо актёра воссоздано при помощи CGI

После «Гладиатора» Ридли Скотт снял фильм «Ганнибал», а затем «Чёрный ястреб» — военную драму про сражение в Могадишо в 1993 году. Эта картина принесла режиссёру третью профессиональную номинацию на «Оскар».

В «Чёрном ястребе» Скотт максимально использовал природные элементы: грязь, пыль и дым. Они помогли создать эффект документальности и полноты картинки.

Сэр Ридли Скотт и его удивительная кинокарьера

В 2003 году успешная работа в кинематографе и рекламе позволили Ридли Скотту стать рыцарем. Титул режиссёр получил из рук Королевы Елизаветы II. В этом же году он выпустил фильм «Великолепная афера».

Сэр Ридли Скотт и его удивительная кинокарьера

Следующим проектом Ридли Скотта стало «Царство небесное» — эпическая история о рыцарях-крестоносцах. Важные эпизоды этого фильма включают в себя массовые сцены битв. Чтобы сделать их запоминающимися, Скотт использовал особую расстановку массовки.

Режиссёр размещал людей не только по границам, но и в глубь кадра: благодаря этому создаётся эффект плотности и многоуровневого действия. Пробелы в кадре восполнялись за счёт дублированной при помощи CGI массовки. Эти же приёмы режиссёр использовал для создания батальных сцен в «Робин Гуде».

Сцена из фильма «Царство небесное»

Следом Ридли Скотт снял одну из семи историй для альманаха «Невидимые дети» и лёгкую комедию «Хороший год». Оба проекта сильно отличаются от предыдущих работ режиссёра. Но для него это вполне нормально: он считает, что страсть к искусству может жить лишь в постоянно меняющихся условиях.

Ещё одна особенность работы Скотта в том, что он старается снимать свои фильмы в реальных локациях, а не в павильонах студии. Это заметно, например, по криминальной драме «Гангстер», для съёмок которой использовались 50 разных локаций в Гарлеме.

Сэр Ридли Скотт и его удивительная кинокарьера

В 2012 году Ридли Скотт вернулся к научной фантастике и к франшизе «Чужой». Режиссёр взялся за приквел к оригинальной истории — «Прометей».

Он был вовлечён в процесс целиком, помогал править сценарий и давал советы по визуальному оформлению. Сценарист фильма Деймон Линделоф, например, говорил, что Скотт отличный компаньон и работать с ним в команде — незабываемый опыт.

Сэр Ридли Скотт и его удивительная кинокарьера

В «Прометее» Ридли Скотт впервые поработал с Майклом Фассбендером, который сразу стал новым любимчиком режиссёра. На сегодняшний день они работали вместе трижды: в «Прометее», «Чужой: Завет» и «Советнике».

По словам Скотта, у Фассбендера есть все те качества, которые ему нравились в Расселе Кроу, в частности интеллект и способность эмоционально проживать сцену.

Кроу и Фассбендер очень разные люди, но оба очень умные. Чтобы работать с ними, нужно либо готовиться дома, либо иметь свою точку зрения.

Ридли Скотт
, режиссёр

Вообще, работать с Ридли Скоттом любят многие актёры: возможно, причина этого в том, что режиссёр старается сделать работу как можно быстрее и проще. Например, для съёмок диалогов Скотт использует приём «v-образной» съёмки, которому он научился во время работы на телевидении. Суть приёма в том, что на площадке размещаются две камеры: одна снимает одного актёра, вторая — другого. Таким образом процесс съёмки диалога сокращается в два раза, и актёрам не надо повторять реплики снова и снова.

Сцена диалога из фильма «Советник»

Многочисленные камеры Ридли Скотт использует не только для съёмок диалогов. Несколько записывающих устройств позволяют ему снять любую сцену с разных ракурсов и в нескольких планах за один-два дубля. Благодаря этому приёму Скотт умудряется снимать блокбастеры быстро и с небольшим бюджетом. Например, один из последних популярных проектов — «Марсианин» — режиссёр снял всего за 75 дней. С одной рабочей камерой этот процесс продлился бы минимум 110 дней.

Сэр Ридли Скотт и его удивительная кинокарьера

Последний полнометражный фильм Ридли Скотта — «Все деньги мира», история о значимости денег, любви к родным и близким и жизненных ценностях. Но главное, что показал этот фильм — мастерскую способность Скотта работать в сжатые сроки.

Осенью 2017 года «Все деньги мира» находился в стадии постпроизводства. Тогда же в Голливуде вспыхнул скандал с сексуальными домогательствами. Под обвинения в харассменте попали многие, в том числе и Кевин Спейси, исполнивший важную роль в фильме. Выпускать картину со Спейси в прокат Скотт не хотел: ничего кроме провала это не предвещало. Тогда режиссёр решил пойти на беспрецедентный шаг и переснять все сцены с актёром. На замену он взял Кристофера Пламмера.

Пересъёмка заняла всего девять дней, в течение которых Пламмер отыграл 22 страницы сценария. Фильм перемонтировали и выпустили в прокат, правда собрал он немного (всего 56 миллионов долларов при бюджете в 50). Зато Ридли Скотт получил одобрение публики, а Кристофер Пламмер за свою экспресс-работу — номинацию на «Оскар».

Последняя на данный момент работа Ридли Скотта — реклама авиакомпании TurkishAirlines, которую показали на «Супербоуле» в 2019 году. Это не просто короткий ролик, а полноценный шестиминутный фильм под названием «Путешествие».

Прекращать работать и уходить на пенсию режиссёр пока не планирует. В прошлом году ему исполнился 81 год, тем не менее он активно обсуждает в прессе свои будущие режиссёрские работы.

Так, Скотт планирует сделать сиквел «Гладиатора» и научно-фантастический сериал «Воспитанные волками» для телесети TNT. В последнем проекте утверждена часть актёрского состава, в частности, в нём сыграют звёзды сериала «Викинги»: Трэвис Фиммел и Ниам Алгар. А ведь, согласно некоторой информации, после этого постановщик поработает над сериалом про Мерлина для Disney. Ну и вселенную «Чужого» он вряд ли забросит. Пусть Ридли Скотт и начал свою карьеру достаточно поздно, мы ещё точно о нём услышим.

124124
51 комментарий

Спасибо. Великий режиссёр. Только местный эксперты сейчас объяснят, что он бездарь и снял продолжение чужого не так, как им хотелось((((

31
Ответить

Был великим. Сейчас он утопил всё свое величие в библейских отсылках, несвязном сценарии (практически в каждом его фильме за последние 10 лет) и невнятной операторской работе.
Большинство его последних фильмов неимоверно посредственные. Так что он легенда, но уже давно не тот выдающийся режиссер каким был раньше.

21
Ответить

Одно другого не отменяет. Претензии к продолжению Чужого касаются сценария, а не режиссерской работы. Жаль, что Легенду не оценили в свое время. Крутой фильм.

3
Ответить

Просто нужно вовремя уходить, раньше он делал хорошие фильмы, но сейчас он уже неспособен снять нормальный фильм. Прометей и Чужой - просто ужасны, ляпов огромное количество, И вроде придираться не хочется но все равно само по себе получается. Ну нельзя так фантам в душу... с...

4
Ответить

ну там и правда есть к чему придраться, в целом, как и в 99% других фильмов)

Ответить

«Сэр Ридли Скотт и его удивительное падение на самое дно» так будет правильно

15
Ответить