«Паразиты» — тараканьи бега

Победитель Каннского кинофестиваля 2019-го года.

«Паразиты» — тараканьи бега

Тесные улочки Сеула, напоминающего суетной муравейник, то взбираются на крутые холмы, то кубарем катятся к их подножью. Один из проулков, расположившийся поодаль от выхолощенных многоэтажек, резко ныряет вниз и под покровом переплетающихся проводов петляет мимо облупившихся фасадов, дешевых малолитражек и пьяных обывателей, которые подыскивают место для справления нужды, пока не упирается в крохотную щель, прильнувшую к самой земле.

Несмотря на запах сырости с примесью нечистот, это вовсе не канализационный сток, а окно квартиры. Ее занимает колоритное семейство, в котором ни у кого нет постоянной работы. Поэтому по утрам домочадцы носятся по жилищу в поисках соседского интернета, а днем строят грандиозные планы на будущее и охотно цепляются за любую подработку — например, перевоплощаются в галдящий восьмирукий конвейер по сворачиванию упаковки для пиццы.

«Паразиты» — тараканьи бега

Жизнь главных героев пролегает за чертой тотальной бедности, и речь не столько о неоплаченных счетах за телефон, сколько о невозможности полноценно поесть. По словам главы семейства, виной всему безработица — невидимый зверь, что бродит по Корее и лишает людей достойного будущего. Но даже столь незавидное положение — не повод для отчаяния.

Герои полны надежд на то, что когда-нибудь жизнь образуется сама собой, и в определенном смысле так оно и происходит. Семейство получает шанс в полном составе обзавестись работой, так как местной богеме требуется репетитор английского языка. Претендует на эту должность старший сын героев, который несколько раз безуспешно поступал в колледж и не может связать и двух слов по-английски.

На первый взгляд провальная затея оборачивается грандиозным успехом и открывает лазейку для «переезда» четы мелких аферистов из затхлого подвала в дом, построенный именитым архитектором. В результате первая половина фильма лучится завидным оптимизмом, который сопровождают легкий юмор и высочайшая динамика.

Прежде всего, Пон Джун-хо известен широкому зрителю как режиссер антиутопии «Сквозь снег» и драмы об огромном поросенке «Окча». И хотя в обеих картинах узнается почерк постановщика, выраженный в особой человечности и симпатии к простым людям, они выбиваются из его остального творчества. Все дело в размахе и внушительном бюджете, с которым не так то просто справиться, особенно человеку творческому.

Наиболее вальяжно Пон Джун-хо чувствует себя в камерных условиях. Именно в них родились культовый детектив «Воспоминания об убийстве», который по значимости можно сравнить с «Семь» Дэвида Финчера, и менее известный триллер «Мать». Помимо колоритной атмосферы и внешнего лоска, обе картины содержат в себе нетривиальные размышления на тему «преступления и наказания».

Особняком в творчестве Пон Джун-хо стоит «Вторжение динозавра» — это его первая высокобюджетная работа, которая повествует о нападении монстра на Сеул. Даже в рамках столь незамысловатого жанра режиссер сумел сохранить собственное лицо — для этого он сместил акцент с неведомой силы, устраивающей кровопролитие, на простую семью, которая выступает невольным участником событий. Ровно то же происходит и с главными героями «Паразитов».

«Паразиты» — тараканьи бега

На первый взгляд, члены бедной семьи являются заложниками гнетущей экономической ситуации — дело вовсе не в них, а в отсутствии работы как таковой. И фильм всячески напирает на это. В действительности, уровень безработицы в Южной Корее находится на приемлемом уровне в 4,5%, который соизмерим с российскими показателями. Да и сам Пон Джун-хо вскользь указывает на истинного виновника проблем — самих героев.

Так, глава семейства не выдерживает никакой критики — ленивый и слегка бестолковый он больше походит на огромного ребенка, нежели на зрелого мужчину. Его жена, которая когда-то была профессиональной спортсменкой, не сумела извлечь из этого никакой материальной выгоды, а вроде бы смышленые и талантливые дети даже после нескольких попыток не поступили в университеты.

Фильм осторожно и как бы невзначай намекает на то, что каждый сам виноват в собственных невзгодах. И усиливает эту мысль тот факт, что хотя положение героев меняется в лучшую сторону именно благодаря их завораживающей афере, они быстро теряют контроль над ситуацией, устремляющейся в неожиданном и попахивающем кровью направлении.

«Паразиты» — тараканьи бега

Ничуть не лучше и жертвы главных героев — откровенно глуповатые и поверхностные богачи, которых с легкостью обводят вокруг пальца. С одной стороны, в контексте «Паразитов» они выступают статистами, которые, несмотря на обаяние и колорит, осознанно лишены глубины и нужны лишь для того, чтобы главные герои получили повод к действию. С другой — прямолинейность и односложность их образов идет вразрез с главной темой фильма.

Основная проблематика «Паразитов» упирается в социальное расслоение и незримое противостояние бедных с богатыми. Но если семья, с трудом сводящая концы с концами, полна противоречий — таких как пассивность и суеверность, — которые придают ей правдоподобности, то баловни судьбы так и не вырываются за рамки карикатурного зла. Они глупы и пренебрежительны ровно настолько, насколько того требует история.

«Паразиты» — тараканьи бега

Оператор картины Хон Ген-пхе, помимо сотрудничества с Пон Джун-хо, известен работой над прошлогодним «Пылающим» и одним из лучших хорроров последних лет — «Воплем». Благодаря его изобретательности, «Паразиты» доверху наполнены любопытными визуальными решениями — камера неустанно принимает неожиданные ракурсы и живописно изворачивается. Эта подвижность придает тесным интерьерам глубины и превращает Сеул из малька в заиленном болотце в огромного спрута, небрежно раскинувшего щупальца по округе.

«Паразиты» — вовсе не тяжеловесная фестивальная драма о тяготах бедной корейской семьи, это абсурдистская комедия с неожиданным финалом в духе братьев Коэн. С той разницей, что в фильме Пон Джун-хо имеется не очень глубокий, но ярко выраженный и в меру убедительный социальный подтекст. Это поразительная квинтэссенция авторского и развлекательного кино, конкурировать с которой в этом году может лишь новая работа Квентина Тарантино.

PS. Если понравился текст — ищите нас в VK и Telegram.

22 показа
5.7K5.7K открытий
58 комментариев

Потрясающие кино! После выхода из кинотеатра, ещё очень долгое время не мог отойти от эмоций.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

это ты их на утро без макияжа не видел...

Ответить

На такие фильмы надо ходить в кино. Ходил на один из первых сеансов в Питере - в Аврору (с оригинальным корейским саундом и русскими сабами) и офигел от того, что пришёл полный зал. Весь фильм сидел с дурацкой ухмылкой, т.к. фильм полон сатиры, никакой пошлятины, исключительно добротный юмор. Очень понравилось!

Ответить

Я ходил в Москве, но зал был полон. И по сравнению с премьерой Мстителей это была качественно другая публика. Просто два разных мира. Бухое село, которое в голос комментирует происходящее на экране, как будто сидит дома на диване на Мстителях, и абсолютно адекватная и приличная публика на Паразитах. Причем и там, и там в основном молодежь.

Ответить