Сегодня все твои мечты осуществятся: как «Обитель зла» стала главной игровой киносерией — и в чём были её проблемы

От непринятого сценария Джорджа Ромеро к самой известной работе в карьере Пола У. С. Андерсона.

Сегодня все твои мечты осуществятся: как «Обитель зла» стала главной игровой киносерией — и в чём были её проблемы

История франшизы Resident Evil длится уже больше четверти века. А её экранизация, у нас известная как «Обитель зла», стартовала в 2002-м — и разрослась в самую долгоиграющую киносерию по мотивам видеоигр. Хотя особым качеством ни оригинальный фильм, ни его сиквелы похвастаться не могут, это не мешает зрителям получать от них удовольствие — даже Джеймс Кэмерон признался в любви к первой «Обители».

В конце января в российский прокат выходит «Охотник на монстров» — экранизация другой известной серии Capcom от Пола У. С. Андерсона с Миллой Йовович в главной роли. По такому случаю рассказываем, как проходила работа над второй игровой экранизацией за авторством режиссёра. Тем более, что и её переосмысление уже не за горами.

Сегодня все твои мечты осуществятся: как «Обитель зла» стала главной игровой киносерией — и в чём были её проблемы

Resident Evil и первые попытки экранизации

Прежде, чем переходить к созданию фильма, стоит поговорить и об игровом вдохновителе «Обители зла». История серии Resident Evil началась в 1993 году в Capcom. Геймдизайнер Токуро Фудзивара поручил Синдзи Миками создать хоррор на основе механик предыдущей игры Фудзивары, Sweet Home для Famicom. На Западе она не выходила, так что была не особо известна и популярна.

Я был большим поколонником Sweet Home и уважал [Фудзивару], так что был очень рад поработать над этим проектом. Но меня немного волновало, насколько хорошо будет продаваться хоррор. Думаю, эта обеспокоенность повлияла на разработку Resident Evil.

Синдзи Миками, ведущий разработчик Resident Evil
Синдзи Миками
Синдзи Миками

Sweet Home, в свою очередь, была основана на одноимённом японском фильме. В игре пятеро кинолюбителей-документалистов проникают в заброшенное поместье, чтобы найти и восстановить фрески бывшего хозяина особняка, который пропал здесь ранее. Каждый персонаж в игре обладает уникальными навыками и может использовать предметы, недоступные другим. Главная задача игры — выбраться из особняка. В этом героям мешают местные злые духи.

Менеджмент инвентаря в сурвайвал-хоррорах очень похож на механику из Sweet Home. Я отчётливо помню, как мне сказали: «Поиграй в Sweet Home», когда я присоединился к команде.

Ясухиро Анпо, разработчик Resident Evil

Игра Миками должна была выйти на закате первой PlayStation, и, в отличие от Sweet Home, в ней использовалась трёхмерная графика. Хотя поначалу игру планировали выпустить на SNES, и над ней даже работал Кодзи Ода, разработчик Strider и Super Ghouls’N’Ghosts.

Внутренним названием проекта было буквально «Хоррор». На SNES у нас было мало памяти [для такой игры]. Если бы мы всё-таки завершили разработку, это была бы совсем другая игра, а её действие происходило бы не в особняке, а в месте, похожем на ад.

Кодзи Ода, разработчик Resident Evil

Позже Ода отметился работой над Resident Evil 0 и Mega Man 11.

Кодзи Ода
Кодзи Ода

Никто в Capcom не рассчитывал на то, что Resident Evil окажется особенно успешной — это был скорее побочный проект, к которому подключали сотрудников, сидевших без дела. К концу трёхлетней разработки над игрой работало около 80 человек.

Поначалу Миками хотел сделать игру от первого лица, но его переубедила Alone In The Dark от Infogrames. Оттуда же он позаимствовал идею пререндеренных задников. Другим источником вдохновения послужили классические хорроры, в частности «Техасская резня бензопилой» и фильмы легендарного Джорджа Ромеро вроде «Рассвета мертвецов».

Первая часть Resident Evil вышла в марте 1996-го, а полтора года спустя вышла и Director’s Cut, в которой изменили расположение полезных предметов и врагов в поместье и обновили некоторые модели. Игру ждал ошеломительный успех — оригинал продался тиражом в 3 миллиона копий, а Director’s Cut — ещё почти в 2.5 миллиона.

Resident Evil стала самой продаваемой игрой в нескольких странах, а чуть позже, в 1997-м, и самой продаваемой игрой PlayStation на тот момент. Что интересно, в Японии игры серии до сих пор выходят под заголовком Biohazard — дело в том, что на Западе такая торговая марка на момент выхода первой Resident Evil уже была зарегистрирована, так что за пределами родины название пришлось сменить.

Сегодня все твои мечты осуществятся: как «Обитель зла» стала главной игровой киносерией — и в чём были её проблемы

В том же году немецкая кинокомпания Constantin Film приобрела права на экранизацию Resident Evil. Режиссёром назначили Джорджа Слуцера, а сценарий к будущему фильму написал Алан МакЭлрой. За плечами последнего к тому моменту было несколько не самых успешных фильмов вроде «Хэллоуина 4», из которых выбиваются разве что экранизация «Спауна» и работа над несколькими эпизодами мультсериала о персонаже. Детали сценария МакЭлроя попали в PlayStation Magazine в 1998 году. В общих чертах он следовал событиям оригинальной игры.

Действие начиналось в лесу рядом с Раккун-сити, где странные животные атаковали местных. В лес направили отряд спецназа, с которым расправились неизвестные существа — тогда происходящим заинтересовалось правительство. Разобраться в произошедшем посылают Альберта Вескера, в будущем одного из главных антагонистов игровой серии. В тот момент он находится в лечебнице, но почему — в сценарии не раскрывается.

Команда «Альфа» под руководством Вескера состоит из Криса Редфилда, Джилл Валентайн, Барри Бёртона и Брэда Викерса, который согласился на участие только для того, чтобы найти свою девушку, которая была в пропавшем спецотряде.

Отряд «Альфа» из ремейка Resident Evil
Отряд «Альфа» из ремейка Resident Evil

В процессе побега от зомби команда попадает в особняк, в котором они должны найти учёного и выбраться с ним наружу. В итоге в живых из отряда остаются лишь Джилл и Крис, а Вескер превращается в Тирана, который нападает на них в финале. Из заметных сцен выделяется нападение гигантского паука на героев, остановка в сломанном лифте в окружении зомбированных шершней и прохождение через коридор, заваленный трупами. Что интересно, ни Umbrella, ни S.T.A.R.S. в сценарии не упоминаются.

По неизвестным причинам кандидатуру МакЭлроя в Constantin Film отклонили, после чего к работе над фильмом подключился сам Джордж Ромеро. В 1998 году он снимал для Capcom рекламный ролик Resident Evil 2 для японского телевидения, после чего Sony Pictures пригласила его поработать над экранизацией серии в качестве сценариста и режиссёра.

Ромеро написал свой вариант сценария за шесть недель — он концентрировался на Редфилде и Валентайн, а действие происходило в особняке Спенсера из первой игры. Ромеро следовал первоисточнику, и даже включил в драфт акул-мутантов, гигантских змей и других так полюбившимся игрокам чудовищ.

Такая верность оригиналу впечатляет, но сам Ромеро никогда не играл в Resident Evil — за него это сделал ассистент, который затем отправил режиссёру запись прохождения. Несмотря на статус создателя зомби-хорроров в кино, Ромеро не смог удовлетворить нужды продюсеров — его сценарий также не приняли.

Им просто не понравился сценарий. Они купили права на игру, но не думаю, что они её понимали. Исполнительный [продюсер], с которым я работал, был молодым парнем, который действительно был в восторге от игры. Но директор компании, кажется, даже не знал, что такое видеоигра. В смысле, он работал над «Подводной лодкой» (известный немецкий военный фильм — прим. DTF), ему нужно было что-то такое же престижное, высокое. Я сказал, что это не про [Resident Evil]. Я написал пять или шесть драфтов, после чего он просто ответил мне: «Забудь». И всё!

Джордж Ромеро, режиссёр

По словам Ромеро, в его фильме должно было быть много экшена. А атмосфера должна была быть мрачнее игровой, ближе к фильмам режиссёра.

Я старался придерживаться первоисточника и работал с дизайнером игры. Он открыл нам секреты второй части, которая тогда ещё не вышла. Так появились некоторые существа и отдельные детали сценария.

Джордж Ромеро, режиссёр
Помимо уже упомянутых персонажей из игры и сценария МакЭлроя, в фильме Ромеро должна была появиться доктор Ребекка Чемберс, которую, по слухам, сыграла бы Сара Мишель Геллар
Помимо уже упомянутых персонажей из игры и сценария МакЭлроя, в фильме Ромеро должна была появиться доктор Ребекка Чемберс, которую, по слухам, сыграла бы Сара Мишель Геллар

Сегодня сценарий Ромеро есть в открытом доступе, и можно самостоятельно оценить его качество. Роберт Кульцер, руководитель производства, рассказывал, что одной из причин увольнения Ромеро в 1999-м послужила жестокость сценария — пришлось бы выпускать его с рейтингом NC-17. Сам режиссёр утверждал, что и в Capcom, и в Constantin Film его сценарий пришёлся всем по душе, а инициатором отказа послужил руководитель немецкой кинокомпании, Бернд Айхингер.

Ромеро хотел выпустить минимум две версии фильма — более жестокую «режиссёрскую» и менее жестокую для тех стран, которые откажут в прокате его оригинального видения. Впрочем, по словам источников IGN PSX, он пытался снять очередной «Рассвет мертвецов» и совсем не прочувствовал дух игры.

«Рассвет мертвецов» (1978)
«Рассвет мертвецов» (1978)

Сценарий МакЭлроя тоже отличался жестокостью, хотя он, по словам Кульцера, был отклонён потому, что к моменту его завершения уже вышла Resident Evil 2, и продюсеры посчитали, что экранизация первой части уже не привлечёт должного внимания. Кстати, в то же время МакЭлрой занимался сценарием к экранизации другой игры — Doom. Но его также отклонили, и над фильмом 2004 года работал уже другой сценарист.

По слухам, после Ромеро к проекту привлекли Эндрю Кевина Уокера, известного по сценарию для фильма «Семь» Дэвида Финчера. Его версия также была основана на первой игре серии, была очень мрачной и жестокой и включала в себя появление оригинального монстра не из игры. Но, как и предыдущие драфты «Обители», история Уокера не пришласт продюсерам по душе. В то время Уокер работал над сценариями ко многим так и не вышедшим картинам, подробности о которых довольно туманны.

Над ещё одним вариантом сценария работали режиссёр «Городских легенд» Джэми Блэнкс и Кевин Уильямсон, который отметился хоррором «Крик». Он стал первым человеком на проекте, который решил отойти от первоисточника. Действие фильма должно было разворачиваться в недалёком будущем, когда люди научились побеждать любые болезни. Но в какой-то момент появилась злая корпорация, которая решила создать неизлечимый вирус, а затем вымогать у людей последние деньги в обмен на вакцину. Больше о сценарии Блэнкса и Уильямсона ничего не известно.

Сара Мишель Геллар — не единственная известная актриса, которая могла появиться в фильмах по отменённым сценариям. По слухам, на роль Джилл Вайлентайн рассматривали Кирстен Данст, Дженнифер Лав Хьюитт и Наташу Хенстридж
Сара Мишель Геллар — не единственная известная актриса, которая могла появиться в фильмах по отменённым сценариям. По слухам, на роль Джилл Вайлентайн рассматривали Кирстен Данст, Дженнифер Лав Хьюитт и Наташу Хенстридж

Последним человеком у руля проекта в качестве и режиссёра, и сценариста стал Пол У. С. Андерсон — который, по собственному признанию, однажды заперся в квартире на четыре недели, чтобы пройти Resident Evil.

История одного фаната

Пол Андерсон родился 4 марта 1965 года в семье потомственных шахтёров в британском Ньюкасле и уже в 9 лет увлёкся съёмками на камеру Super 8. После окончания подготовительной школы Ньюлэнд, а затем и Королевской Гимназии, он стал самым молодым студентом университета Уорвика.

Пол У. С. Андерсон
Пол У. С. Андерсон

Андерсон получил степень бакалавра, а затем и магистра по киноведению и литературе. Первым его шагом в кинематографе стал сериал El C.I.D. с Альфредом Молиной, который начал выходить в 1990 году. При работе над ним Андерсон подружился с продюсером Джереми Болтом, который учился на философа в Бристольском университете.

В 1992-м они основали собственную продюсерскую компанию Impact Pictures и стали искать средства на свой первый фильм. Примерно в то время Андерсон и добавил в имя инициалы У. С. (Уильям Скотт), чтобы его не путали с известным режиссёром Полом Томасом Андерсоном.

На поиски финансирования ушло три года, и в 1994-м на экраны вышел «Шоппинг» — драма о противостоянии банд подростков-бунтарей, полностью снятая в Великобритании. Это первый полнометражный фильм, в котором сыграл Джуд Лоу, а компанию ему составила его будущая жена Сэди Фрост.

Из-за чрезмерной жестокости выход фильма запретили в некоторых кинотеатрах Великобритании, да и в США вышла лишь его обрезанная версия на DVD. Фильм окупился и, по мнению режиссёра, финансовый успех «Шоппинга» проложил дорогу некоторым будущим легендам кинематографа.

Без «Шоппинга» не было бы «Неглубокой могилы», «На игле» и других фильмов, ориентированных на более молодую аудиторию. Один журналист, который в то время ополчился на «Шоппинг», десять лет спустя вновь написал о фильме, о его месте в истории британского кино и о том, как он положил начало новой волне британского молодёжного кинематографа. Он хвалил его внешний вид, его стиль и то, как он стал отправной точкой карьеры Джуда Лоу и как он ценен для кинематографа.

Пол У. С. Андерсон, режиссёр и продюсер «Обителей зла»
Сэди Фрост и Джуд Лоу, «Шоппинг» (1994). Что интересно, при подборе актёра на главную роль Андерсон выбирал между Лоу и тогда ещё также неизвестным Юэном МакГрегором, будущей звездой «На игле»
Сэди Фрост и Джуд Лоу, «Шоппинг» (1994). Что интересно, при подборе актёра на главную роль Андерсон выбирал между Лоу и тогда ещё также неизвестным Юэном МакГрегором, будущей звездой «На игле»

По словам режиссёра, пусть его и раздражало, что на вывесках Лестер-сквер (место скопления театров и кинотеатров в Лондоне) красуются лишь американские фильмы, он никогда не видел себя чисто британским режиссёром. Андерсон вырос на европейском и американском кино, в него он и хотел пробиться.

На фестивале Sundance молодого режиссёра заметили американские продюсеры. Они надеялись, что Андерсон сможет повторить финансовый успех и снова приумножить сборами бюджет фильма.

Я всегда видел своё будущее либо в Европе, либо в Америке. Мечта сбылась довольно быстро. Мой первый фильм показали на «Сандэнсе» и он получил отличную реакцию американских зрителей. А также американских продюсеров, которые увидели, что мне удалось сделать с двумя миллионами долларов. А они всегда ищут нового молодого режиссёра, который сможет превратить один доллар в десять.

Пол У. С. Андерсон, режиссёр и продюсер «Обителей зла»

Мечты постановщика осуществились довольно быстро — в 1995 году он поработал над первой в своей карьере экранизацией видеоигры. В «Смертельной битве» даже засветился Кристофер Ламберт, звезда «Горца», который исполнил роль Райдена.

Кстати, Джонни Кейджа в фильме мог сыграть сам Жан-Клод Ван Дамм, но отказался от роли ради участия в экранизации другой видеоигры — Street Fighter. А в роли Райдена создатели видели Шона Коннери, но тот как раз серьёзно увлёкся гольфом и не был заинтересован в съёмках.

Крис Касамасса в роли Скорпиона в «Смертельной битве» (1995)
Крис Касамасса в роли Скорпиона в «Смертельной битве» (1995)

Ещё в Лондоне Андерсон играл в первые части Mortal Kombat в аркадных залах — так он проводил свободное время между встречами с кинопродюсерами в попытках пробиться в «большую» индустрию. Так что он сразу заинтересовался возможностью поработать над экранизацией игры.

К тому же, Андерсон был большим фанатом гонконгских боевиков и восточных единоборств. Поэтому он был рад поработать с Робином Шу — знатоком боевых искусств и гонконгским каскадёром, который исполнил в «Смертельной битве» роль Лю Кана.

В нашем фильме мы впервые использовали систему тросов в духе гонконгского кино. Пару лет спустя «Матрица» вывела это на совершенно новый уровень. Но мне кажется, что битвы из Mortal Kombat до сих пор смотрятся хорошо благодаря тому, что были свежей идеей в своё время.

Пол У. С. Андерсон, Режиссёр и продюсер «Обителей зла»

Андерсон тогда ещё плохо разбирался в спецэффектах, поэтому каждый день ходил в книжный магазин и покупал все книги по этой тематике — про эффекты, матте-пэйнтинг и CGI. По словам режиссёра, он нахватался из этих книг такого количества профессионального жаргона, что казалось, будто Андерсон знает о спецэффектах больше всех в Голливуде.

В то время на идею фильма по игре смотрели с опаской из-за совсем недавних провалов вроде фильма про Марио и «Двойного дракона». Даже сам Эд Бун, разработчик и идейный вдохновитель Mortal Kombat, который занимается играми серии до сих пор, поначалу не воспринимал идею экранизации всерьёз.

Я думал: «Сейчас они будут обсуждать [экранизацию], но её никогда не случится». А потом мне начали звонить с расспросами: «Что вы думаете об этом актёре в роли того персонажа? А о том в роли этого?». Я помню, как меня спросили: «А что вы думаете о Дэнни Гловере в роли Райдена?»

Эд Бун, ведущий разработчик Mortal Kombat

Кстати, изначально в фильме должна была появиться Кэмерон Диаз в роли Сони Блэйд. Продюсеры приметили её на съемках «Маски», но Диаз нуждалась в тренировках для такой роли, потому что ранее не имела дела с боевыми искусствами. Как раз перед съёмками она сломала запястье на одной из таких тренировок, так что не могла участвовать в фильме — в итоге роль досталась Бриджитт Уилсон.

Бриджитт Уилсон в роли Сони Блейд
Бриджитт Уилсон в роли Сони Блейд

«Смертельная битва» до сих пор остается одной из самых успешных игровых киноадаптаций. При бюджете всего в 20 миллионов долларов фильм заработал в шесть раз больше. У него было несколько сиквелов, которые были менее успешны, и в их создании Андерсон участия не принимал. Режиссёр не причастен и к недавнему мультфильму по мотивам игры, и к новой экранизации, которая должна выйти в 2021 году.

Пол У.С. Андерсон на афтограф-сессии по случаю выхода «Смертельной битвы»
Пол У.С. Андерсон на афтограф-сессии по случаю выхода «Смертельной битвы»

После «Смертельной битвы» у Андерсона появилась возможность поработать со сценаристом «Бегущего по лезвию» Дэвидом Пиплзом. Сценарий будущего «Солдата» на тот момент пылился в столе Пиплза уже 15 лет, но Курт Расселл, которого взяли на главную роль, решил привести себя в форму перед съемками, так что пришлось их отложить.

В это время режиссёру отправляли множество других драфтов, в том числе второй «Смертельной битвы», но Андерсон занялся другим своим культовым проектом — научно-фантастическим хоррором «Сквозь горизонт» по сценарию Филипа Айснера.

«Сквозь горизонт» (1997)
«Сквозь горизонт» (1997)

Когда черновик попал к Андерсону, он не смог оторваться от него при чтении. По словам Айснера, его задачей было перенести классический «дом с приведениями» в научно-фантастический сеттинг. Но его работа не очень подходила студиям — Айснер очень уж легко расправлялся с персонажами.

В студии говорили: «Этот персонаж — наш Брюс Уиллис! Вы не можете убить Брюса Уиллиса», и я отвечал: «Я только что это сделал».

Филип Айснер, сценарист «Сквозь горизонт»

Для Андерсона ключевым элементом фильма стала команда главных героев в духе фильмов о Чужих — он считал, что у каждого персонажа есть свой уникальный и глубокий характер.

Уникальности героям прибавил и актёрский состав — одну из ролей исполнил сам Лоуренс Фишберн. Хоррор выделился и ещё одной интересной деталью: для создания готических интерьеров корабля технические специалисты воссоздали на компьютере Собор Парижской Богоматери и встраивали его элементы в звездолёт. Не зря Айснер среди источников вдохновения особенно выделял вселенную Warhammer 40,000.

Несмотря на самобытный подход к фильму ужасов, фильм Андерсона показался продюсерам ещё более кровожадным, чем сценарий Айснера — многие особо жестокие сцены пришлось вырезать, а вместе с ними пропали и некоторые повествовательные элементы.

«Сквозь горизонт» (1997)
«Сквозь горизонт» (1997)

Кстати, после анонса режиссёрской версии «Лиги справедливости» Зака Снайдера Андерсон выразил надежду, что и ему когда-нибудь позволят возродить свое полное видение хоррора.

То тут, то там, например, на VHS, мелькают обрывки [полной версии]. Но, думаю, большая часть вырезанного утеряна, и единственный способ представить зрителям оригинальный «Сквозь горизонт», который я показывал продюсерам и который их так напугал — это отснять новый материал. Мы живём в мире «снайдер-ката»!

Серьёзно, Paramount, всё что мне нужно — это немного денег, и мы всё отснимем с Джоэли Ричардсон, Джейсоном Айзексом и Лоуренсом Фишберном. Немного [компьютерного] омоложения, и у нас снова всё получится!

Пол У. С. Андерсон, режиссёр и продюсер «Обителей зла»

«Обитель зла» мистера Андерсона

После неудачного «Солдата» с Куртом Расселом режиссёр вернулся в свои апартаменты в Венис-Бич и на протяжении следующих шести месяцев писал сценарии и играл в видеоигры — в том числе в Resident Evil. Андерсон увидел кинематографический потенциал в культовом хорроре и связался со своим другом, продюсером Джереми Болтом, чтобы купить права на экранизацию.

Он позвонил мне поздно ночью и сказал: «Я без перерыва играю [в Resident Evil]. Я будто сам превращаюсь в зомби. Это потрясающе, мы можем сделать [из этого фильм]!»

Джереми Болт, продюсер

В этот момент Constantin Film уже работала с Джорджем Ромеро, но Андерсон всё равно начал продумывать собственный сценарий — драфт получил название Undead.

Изначально режиссёр планировал написать «кальку» с оригинальной игры, с теми же локациями и магистральным сюжетом. Но не успел он закончить свой сценарий, как немецкая кинокомпания разорвала связи с Ромеро. До Андерсона доходили слухи, что сотрудничество с именитым режиссёром заходит в тупик, так что задним числом он писал Undead с рассчётом на то, чтобы позже превратить его в настоящую экранизацию Resident Evil.

Constantin и Андерсон уже давно пытались поработать вместе — например, он должен был режиссировать экранизацию романа Альфреда Бестера «Моя цель — звёзды».

Берндт Айхингер сказал: «Давайте посмотрим, что написал Пол».

Джереми Болт, продюсер

Constantin Film завладела половиной Impact Films, компании Андерсона и Болта, и режиссёр приступил к созданию «Обители зла». Вместо дословной экранизации первоисточника из драфта Undead Андерсон решил создать приквел ко всем основным событиям Resident Evil.

Фильм должен был стать частью игровой вселенной и не противоречить ей. Андерсон хотел дать фанатам серии не просто киноверсию игры, но новое приключение в знакомом мире. В то же время режиссёр хотел по-настоящему напугать зрителей — хоррор-составляющая фильма была вдохновлена «Чужим» Ридли Скотта.

Мы подошли к созданию фильма, как если бы он был отдельной игрой Resident Evil, для «прохождения» которой вам нужно сходить в кинотеатр.

Пол У. С. Андерсон, режиссёр и продюсер «Обителей зла»

Во время работы над фильмом Андерсон заметил сходства между Resident Evil и «Алисой в стране чудес». В фильм попало множество отсылок к произведению Кэролла, начиная с главной героини по имени Элис и заканчивая ИИ «Муравейника» под названием «Красная Королева». В «Обители» должен был появиться и ИИ «Белая Королева», который наблюдал за «Муравейником» из штаб-квартиры Umbrella, но позже его убрали из сценария. «Белая Королева» также помогала Мэтту и Элис сбежать от учёных Umbrella, которые захватывали их в одном из вариантов концовки.

По мнению Андерсона и продюсеров, игровые экранизации часто плохо работали на играющую аудиторию. Так что путь главной героини «Обители» должен был как бы имитировать поведение игрока — Элис просыпается в неизвестной обстановке, а затем постепенно понимает, что от её действий много зависит.

Потеря памяти Элис позволила показать её путь от беззащитной девушки в начале фильма до профессионального солдата в конце — подобно геймеру, который достигает мастерства к концу игры. В то же время Джереми Болт утверждал, что для того, чтобы получить удовольствие от фильма, не обязательно проходить игру. А по мнению режиссера, фанаты могли посчитать, что им совсем необязательно идти в кино, если бы фильм был прямолинейной адаптацией игры.

По сюжету девушка по имени Элис просыпается посреди особняка и ничего о себе не помнит. Вместе с агентами корпорации Umbrella она, её жених и ещё один парень (которые тоже потеряли память) спускаются в «Муравейник» — специальную лабораторию под Раккун-Сити, в которой произошёл неизвестный инцидент.

Единственный игровой персонаж в фильме — доктор Уильям Биркин, роль которого исполнил Джейсон Айзекс в небольшом камео. Но главную героиню Андерсон писал с оглядкой на образы Клэр Редфилд и Джилл Валентайн. «Красная Королева» же, по задумке режиссёра, выполняет в фильме те же функции, что и записки в играх серии.

В играх много информации содержится в текстовом виде в дневниках, записках и компьютерах. Такая подача не подходит фильму.

Пол У. С. Андерсон, режиссёр и продюсер «Обителей зла»
Доктор Уильям Биркин в исполнении Джейсона Айзекса в «Обители зла»
Доктор Уильям Биркин в исполнении Джейсона Айзекса в «Обители зла»

К тому же, в то время к фильмам с женщинами-протагонистами относились с недоверием, а Андерсону они, напротив, нравились. Он посчитал свой подход уместным, особенно на фоне предыдущих вариантов экранизации, в которых главными героями были мужчины.

Как ни странно, кастинг не вызвал особых проблем — Андерсон изначально видел Миллу Йовович в роли Элис. Актриса была большой фанаткой Resident Evil — она играла в хоррор со своим младшим братом Марко. Хотя главную роль предлагали и Гвинет Пэлтроу.

Я сидела с ним [за игрой] по 5-6 часов в день. В первые полтора часа я понимала, что происходит, а затем задавала вопросы в духе «Ты открывал эту дверь?», «Посмотри, что в этой коробке», «Спустить по лестнице, вернись обратно, теперь прыгни, толкни».

Я была в восторге и подумала: «Эта игра может стать отличным фильмом, а я могу стать хорошей [главной героиней], кем бы она ни была».

Милла Йовович

Йовович и сама убеждала Андерсона в том, что подходит для роли — у неё уже был опыт работы над экшенами, ведь ранее она снялась в культовом «Пятом элементе» Люка Бессона.

Полгода она тренировалась по четыре с половиной часа каждый день, так что научилась драться — этот опыт пригодился ей на съёмочной площадке «Обители зла». Впрочем, сцену с ударом по морде заражённого пса в прыжке она отрабатывала 3 месяца. Много времени ушло и на то, чтобы научиться обращаться с оружием — актёров тренировал бывший «морской котик» Джеймс Батлер.

Фанаткой Resident Evil оказалась и Мишель Родригес, которая исполнила роль члена отряда Umbrella Рэйн Окампо. 22-летняя актриса сравнивала игру с фильмами Хичкока. Кстати, Андерсон настоял, чтобы каждый актёр «Обители» прошёл оригинальную Resident Evil. Но, как и в случае с Джорджем Ромеро, некоторые ограничились просмотром видеозаписи прохождения других людей.

Когда я впервые встретилась с агентом, я сказала ей: «Если кто-то будет делать фильм по Resident Evil, я хочу участвовать в этом, даже если буду играть продавца хот-догов».

Мишель Родригес, актриса, исполнительница роли Рэйн Окампо

Кстати, в ходе постоянных правок сценария Родригес часто доставались самые зрелищные экшн-сцены — из-за этого Йовович чуть не покинула фильм.

По мнению Пола У. С. Андерсона, сложно найти красивую актрису, которая одинаково хорошо справляется как с драматическими моментами, так и с экшн-сценами. Возможно, Йовович справлялась даже слишком хорошо — к концу съёмок она случайно оставила синяки нескольким членам съёмочной группы и самому режиссёру.

Съёмки «Обители зла» начались 5 марта 2001 года. По словам Роберта Кульцера, бюджет фильма рассчитывали отдельно с учётом съёмок в разных странах, и в итоге решили работать в Берлине. Например, на съёмки в столице Великобритании ушло бы 47 миллионов долларов — в полтора раза больше итоговой стоимости фильма. А в Берлине было много неизвестных массовой аудитории локаций, которые будто созданы для фильма, что также повлияло на выбор.

В итоге фильм по большей части снимали в недостроенных станциях берлинского метро. А художник-постановщик Ричард Бригланд для дизайна «Муравейника» даже посещал противоатомные бункеры в Великобритании и Европе.

Берлинское метро
Берлинское метро

Одной из проблем при создании фильма стал дизайн живых мертвецов — по мнению Джереми Болта, Майкл Джексон подложил свинью всем зомби-хоррорам, ведь куча людей в соответствующем гриме в кадре моментально вызывали у зрителей ассоциации со знаменитым «Триллером». Разобраться с этим должна была Полин Фаулер, известная по работе над «Тенью вампира».

Мы с Полом хотели добиться гораздо более реалистичного облика [чем в «Триллере»], так что среди наших референсов были морги, посмертные фотографии, полицейские отчёты. Затем мы перешли к медицинской стороне вопроса, изучали проявления разных вирусов, в том числе и герпеса, старались найти свой подход.

Полин Фаулер
«Триллер» Майкла Джексона
«Триллер» Майкла Джексона

Команда Фаулер разрослась до 30 человек и создала 55 желатиновых гримов зомби. На проработку живых мертвецов ушло около полугода, и Андерсон хотел не просто вывалить их на зрителя, но использовать в самых подходящих моментах, чтобы его напугать. Кстати, в роли зомби появились и неожиданные личности — например, Джереми Болт и его жена. Болту для «роли» пришлось побриться налысо.

Лучше мы спрячем их и будем поддразнивать зрителя, чтобы момент, когда вы наконец увидите их, был действительно ужасающим. Фильмы Ромеро через какое-то время начинают смешить из-за большого количества зомби, снующих из стороны в сторону. Мы же хотели создать ситуации, в которых зомби будут по-настоящему пугать зрителя, а не веселить.

Пол У. С. Андерсон, режиссёр и продюсер «Обителей зла»

К тому же, Андерсон не хотел делать фильм таким же кровавым, какими были игры Resident Evil, с брызгами крови и расчленёнкой. По его словам, ещё при работе над «Горизонтом событий» он понял, что кровь в кадре и страх от увиденного не обязательно зависят друг от друга. Кровавые сцены могут напугать зрителя, но их засилие в какой-то момент начнёт вызывать лишь раздражение. К тому же, такие сцены усложняют продвижение фильма в кинотеатрах из-за высокого возрастного рейтинга.

Фаулер поддерживала подход Андерсона, но без преувеличенно жестоких образов в фильме не обошлось — команда смогла проявить фантазию при работе над зомби-псами. Чтобы подготовить одного добермана к съёмкам, два человека наносили на него грим в течение часа. Отдельной задачей стало и создание знаменитого лизуна — для него Файлер пришлось применить комбинацию нескольких методов, как практических, так и графических.

Сегодня все твои мечты осуществятся: как «Обитель зла» стала главной игровой киносерией — и в чём были её проблемы

На экране в разное время появляются отдельно сконструированные голова, конечности и тело монстра. Кроме того, была менее детализированная модель чудовища для сцен, в которых показывали его тело целиком. На площадке лизуна ласково прозвали Клинтом.

У нас была творческая свобода при создании лизуна. В игре монстр размером с человека, но мы хотели создать УберЛизуна, и мы хотели, чтобы у него была содранная кожа, так что мы сделали его ещё более хищным существом [нежели в игре].

Полин Фаулер

Так что, несмотря на нежелание Андерсона переборщить с кровавыми сценами, фильм всё-таки получил возрастной рейтинг R, хоть и студия надеялась на PG-13. Более того, некоторые сцены пришлось вырезать, так как с ними фильму грозил NC-17. Андерсон хотел позже выпустить режиссёрскую версию, но этого так и не случилось.

Сегодня все твои мечты осуществятся: как «Обитель зла» стала главной игровой киносерией — и в чём были её проблемы

Модель лизуна — не единственный практический «эффект» в фильме. Для знаменитой сцены гибели солдат Umbrella от лазеров в запертой комнате собрали полноразмерную модель актёра Колина Сэлмона и порезали её на кусочки. Затем, во время съёмок на фоне зелёного экрана, команда перерезала тросики, на которых держалась модель, чтобы она рассыпалась в кадре.

Отдельное внимание Андерсон также уделил саундтреку фильма. Режиссёр хотел, чтобы музыкальное сопровождение напоминало о фильмах Джона Карпентера, в частности о «Нападении на 13-й участок» и «Тумане». «Ранний Карпентер, но в XXI веке» — вот как постановщик описывал желаемую музыку.

Он обратился к Мэрилину Мэнсону и Марко Белтрами, который уже отметился саундтреком к «Мутантам» 1997 года и оригинальному «Крику». Композиторы старались создать не столько мелодичную музыку, сколько атмосферный эмбиент. По словам Мэнсона, саундтрек «Обители» получился более «электронным», чем его предыдущие работы.

Создавать музыку для фильма — это очень интересный процесс. В любом случае, я стараюсь мыслить визуально, когда придумываю её.

Мэрилин Мэнсон

Сам Мэнсон при написании саундтрека представлял себе Алису из произведений Льюиса Кэрролла, которая попала в этот ужасный мир биологической катастрофы. В итоге Андерсон назвал саундтрек «Обители зла» любимым среди всех своих фильмов.

Съёмки фильма завершились 19 мая 2001 года и запомнились небольшим курьёзом — как раз в этот день у одного из членов съемочной группы был день рождения. Несмотря на предостережения Андерсона, участники съёмок все-таки решили выпить — в итоге все опьянели аккурат перед съёмками финальной сцены.

Сначала фильм должен был выйти с заголовком Ground Zero, которое намекало на муравейник, откуда началась эпидемия Т-вируса. Но после событий 11 сентября подзаголовок убрали. А в декабре 2001 года Sony, которая занималась продвижением фильма в Северной Америке, дала фанатам возможность поучаствовать в рекламе фильма и организовала конкурс на лучший дизайн постера.

Победитель получал нераскрытую публике сумму денег и копию картины, а придуманный постер использовался далее в промо-кампании. Этим победителем стал Ник де Баррес, 23-летний начинающий актёр, который ранее работал дизайнером в игровых журналах.

«Обитель зла» сложно назвать образцовым зомби-хоррором, но при бюджете в 30 миллионов долларов (ещё 20 миллионов потратили на рекламную кампанию) фильм собрал в мировом прокате почти 100 миллионов.

Критики остались не в восторге от картины и обвиняли её в типичных ошибках игровых экранизаций. Например, знаменитый американский кинокритик Роджер Эберт писал, что «Обитель зла» — это один из тех фильмов 21 века о зомби, где «огромные предметы из металла издают пугающие звуки от одного взгляда на них», а диалоги считал безэмоциональным набором команд. Игроки же были чуть более благосклонны, хоть им и не понравилось, что фильм далёк от игр.

У Андерсона получился камерный хоррор категории В, который неплохо смотрится и сегодня. А сюжет даже может удивить небольшим твистом и заделом на сиквел. В любом случае такой финансовый успех и концовка намекали, что продолжение не за горами.

На съёмках Андерсон и Йовович сблизились. До этого у актрисы уже были романтические отношения с режиссёром — их брак с Люком Бессоном продлился два года, а начался как раз в год выхода «Пятого элемента»
На съёмках Андерсон и Йовович сблизились. До этого у актрисы уже были романтические отношения с режиссёром — их брак с Люком Бессоном продлился два года, а начался как раз в год выхода «Пятого элемента»

Апокалипсис в стиле Миллера

Сценарий для сиквела Андерсон начал писать ещё при создании первой «Обители зла». Правда, в этот раз он не мог пристально следить за работой над фильмом, так как был занят «Чужим против Хищника».

Но постановщик не мог просто так оставить свою франшизу — свеж был в памяти провал второй «Смертельной битвы», в создании которой Андерсон не принимал участия. Так что Пол занял должность сценариста и продюсера второй части, а Эрик Мёбиус ещё до выхода первого фильма обмолвился о своём появлении в сиквеле.

Этот фильм перенесёт нас в Раккун-Сити. Я буду играть Немезиса во втором фильме. Каждый день я буду носить костюм весом 30-40 фунтов (13-18 кг — прим. DTF) по 3-4 часа.

Эрик Мёбиус, актёр, исполнитель роли Мэтта в «Обители зла»
Эрик Мебиус в роли Мэтта в «Обители зла»
Эрик Мебиус в роли Мэтта в «Обители зла»

Вес костюма оказался даже больше — около 60 фунтов, а роль Немезиса в итоге исполнил каскадёр Мэттью Тэйлор. Правда, уже через 15 минут в костюме становилось слишком жарко. Хотя он изначально создавался под тело Тэйлора, и никто другой даже не смог бы его надеть.

Съёмки стартовали в августе 2003 года. «Апокалипсис» стал режиссёрским дебютом Александра Уитта, который до этого работал на побочных должностях при создании «Гладиатора», «Идентификации Борна» и «Чёрного ястреба».

Сам Уитт признавался, что особо не играл ни в Resident Evil, ни в видеоигры в целом — по его словам, они слишком сложные, и он никогда не проходил их до конца. Когда постановщие присоединился к команде фильма, сценарий уже был готов. Сложно сказать, почему выбор пал на Уитта — с первоисточником он был не знаком и даже не знал на момент съёмок, сколько игр насчитывает серия. Да и зомби-хорроры особо не любил, а из существующих предпочитал не столько классику вроде фильмов Джорджа Ромеро, сколько сравнительно недавние работы.

Основой для сюжета «Апокалипсиса» стала Resident Evil 3, где впервые появился Немезис. Правда, его происхождение в кино не имеет с игрой почти ничего общего — никакого Мэтта в ней вообще нет. В сиквеле появились и главные герои игры — Джилл Валентайн в исполнении Сиенны Гиллори и Карлос Оливейра, которого сыграл Одед Фер. Но фильм всё же развивает сюжет первой части, а не первоисточника. В «Апокалипсисе» мы видим Элис, которая уже привыкла к борьбе с зомби в Раккун-Сити.

[У нас] столько идей вокруг концепции Т-вируса и его природы. Например, это мог быть крем для лица и в то же время он мог сделать тебя живым мертвецом. Так что это значит для мира? Что это значит для человечества? Могли ли Т-вирус использовать во благо?

Милла Йовович

Как и в первом фильме, актёрский состав «Апокалипсиса» звёздностью не отличился. Хотя изначально в фильме должна была появиться Клэр Редфилд, но актриса Джина Филлипс отказалась от роли, как и Эмили Бергл, после чего персонажа убрали из сценария.

По словам Пола У. С. Андерсона, в роли ЭлДжея должен был появиться сам Снуп Дог, но переговоры далеко не продвинулись. Сиенну Гиллори же взяли в фильм под впечатлением от её игры в фильме «Елена Троянская». Сегодня главной по величине звездой фильма можно назвать Джареда Харриса («Чернобыль», «Безумцы»), который сыграл доктора Эшфорда, но до сегодняшней славы тогда ему было ещё далеко.

Сиенна Гиллори и Александр Уитт на съёмках «Обители зла: Апокалипсис». Роль Джилл, кстати, предлагали и Наташе Хенстридж, но та вновь отказалась из-за накладок в расписании
Сиенна Гиллори и Александр Уитт на съёмках «Обители зла: Апокалипсис». Роль Джилл, кстати, предлагали и Наташе Хенстридж, но та вновь отказалась из-за накладок в расписании

В фильме должен был появиться и доктор Биркин, чья линия развивалась бы и в следующих фильмах. Но Джейсон Айзекс отказался участвовать в продолжении «Обители зла», и «на замену» Биркину пришёл доктор Айзекс. Его сыграл Иэн Глен, который позже стал известен по роли Джораха Мормонта в «Игре престолов».

При съёмках Уитт вдохновлялся работами Ридли Скотта, как и Андерсон, и голландского режиссера Яна де Бонта. А количество локаций для съёмок значительно увеличилось по сравнению с первым фильмом — «Апокалипсис» снимали в 47 разных местах в Торонто и около него.

Штаб-квартира Umbrella из концовки фильма — на самом деле выставочный центр в Торонто
Штаб-квартира Umbrella из концовки фильма — на самом деле выставочный центр в Торонто

Визуальная часть в фильмах [Ридли Скотта] всегда сделана на высшем уровне, у него можно многому научиться. Например, как использовать кадр. А Ян, в определённом смысле, мастер экшен-сцен, и его творчество помогало мне при их создании.

Александр Уитт, режиссёр фильма «Обитель зла: Апокалипсис»

Для некоторых из таких сцен в сиквеле Милла Йовович посещала тренировки капоэйры — бразильского боевого искусства на основе танца — и филиппинского боя на палках. Актриса хотела выполнять как можно больше трюков самостоятельно, как и на съёмках первой части.

А Одиду Феру подобные тренировки были не особо нужны — он служил в израильской армии и знал, как обращаться с оружием. Сиенна Гиллори, кстати, для подготовки к роли Джилл Валентайн купила PlayStation и Resident Evil 3, чтобы лучше понять особенности движений героини.

Случались и необычные проблемы, с которыми тренировки не помогали. Например, Элис носит оружие на спине, и Йовович было сложно полностью вынимать его из кобуры из-за его длины. Поэтому монтажёры сделали так, что в одном кадре она только берётся за оружие — и уже в следующем держит его в руках. В «Апокалипсисе» также впервые появилось ставшее традицией вступление, в котором Йовович вкратце пересказывает историю Элис и важные для фильма события. Такого «рекапа» не было только в третьей части франшизы.

Первый трейлер «Апокалипсиса» появился в сети в ноябре 2003 года. По первоначальной задумке, у фильма должен был быть другой подзаголовок — Nemesis, но после провального Star Trek: Nemesis в 2002 году его изменили.

«Апокалипсис» прохладно приняли и игроки, и критики. Даже сам Пол У. С. Андерсон был недоволен работой Уитта. Как и первая «Обитель», сиквел попал в список худших фильмов по мнению уже упомянутого Роджера Эберта. Фильм получился довольно сумбурным из-за нагромождения персонажей и не избавился от проблем оригинала. Хотя это не помешало ему заработать приличную кассу — при бюджете в 45 миллионов долларов он собрал по миру более 129 миллионов.

Андерсон задумался о триквеле сразу же после выхода «Апокалипсиса», когда фильм занял первую строчку бокс-офиса США в первый уикенд проката. В этот раз он решил принять непосредственное участие в работе над фильмом — третья «Обитель» должна была стать самой кровавой из всех.

Я думаю, что эта франшиза крепко стоит на ногах, и очень хочу увидеть третью часть.

Пол У. С. Андерсон, режиссёр и продюсер «Обителей зла»

Поначалу Милла Йовович не хотела участвовать в триквеле, но её мнение изменилось после прочтения сценария. В фильме впервые появилась Клэр Редфилд, которую сыграла Эли Лартер — создателей «Обители» впечатлила её игра в первых «Пунктах назначения». Ходили слухи, что в фильме появится и Леон Кеннеди в исполнении Дженсена Эклза, но они не подтвердились. Да и вообще слухов было много — от появления Криса Редфилда до Синди Леннокс из Resident Evil Outbreak. А Сиенна Гиллори оказалась занята на съёмках «Эрагона», так что Джилл Валентайн в фильм не попала.

У самого сценария нет конкретного источника вдохновения среди игр. Фильм свёл вместе Клэр Редфилд и Карлоса Оливейру, которые в Resident Evil не встречались, а местный постапокалипсис напоминает скорее «Дорогу ярости» Джорджа Миллера, чем предыдущие «Обители зла» — те же пейзажи и люди, готовые на все, чтобы выжить.

Это одна из самых сложных задач: оставаться верным игровому первоисточнику и в то же время ломать устоявшиеся каноны.

Пол У. С. Андерсон, режиссёр и продюсер «Обителей зла»

Фильм даже открывается сценой, в которой Милла Йовович попадает в засаду обезумевшей женщины с тремя сыновьями, которые заманивают путников криками о помощи и отдают на съедение заражённым псам. Да и сама Элис в фильме внешне напоминает Безумного Макса. По сюжету она путешествует по пустошам в поисках выживших и натыкается на группу под руководством Клэр и Карлоса.

«Обитель зла: Вымирание»
«Обитель зла: Вымирание»

Да и сам Андерсон признавался, что многое позаимствовал из первых «Максов».

Сегодня есть огромное количество людей, которые не понимают, насколько круто наблюдать за бронированными грузовиками, которые продираются сквозь пустыню.

Пол У. С. Андерсон, режиссёр и продюсер «Обителей зла»

Думаю, это действительно свежий подход к фильмам такого рода, будто «Безумный Макс» встретился с «Птицами» [Хичкока], и я подумала, что [Пол] отлично его написал и это будет хорошее приключение.

Эли Лартер, актриса, исполнительница роли Клэр Редфилд

Съёмки начались в мае 2006 года и заняли всего несколько месяцев. Режиссёром в этот раз стал Рассел Малкэхи, известный по первым двум «Горцам», «Тени» и «Рикошету», так как Андерсон был занят на съёмках «Смертельной гонки».

Для моего поколения киноделов «Горец» был значимым произведением. Рассел был пионером очень своеобразного стиля, быстрого монтажа и большого количества работы с камерой. У него намётан глаз и он видит много возможностей для съёмки. Его работа точно повлияла на меня как на режиссёра, так что поэтому я был очень рад поработать с ним над этим фильмом.

Пол У. С. Андерсон, режиссёр и продюсер «Обителей зла»

По словам Роберта Кульцера, на первую встречу Малкэхи пришёл с книгой, в которой был расписан чуть ли не каждый кадр фильма с подробным наброском. Режиссёр считал, что отличие триквела от первых двух «Обителей» пойдёт ему на пользу. По мнению Малкэхи, фильм ужасов не обязательно должен разворачиваться в замкнутых помещениях или тёмной ночью под дождем, как первые фильмы. Съёмки картины проходили в Мехикали, где была обширная пустынная местность.

Мы хотели вынести события фильма в пустыню, показать все эти завораживающие пейзажи и построить Лас-Вегас, погребённый под песком.

Пол У. С. Андерсон, режиссёр и продюсер «Обителей зла»

Над декорациями к фильму работал Эухенио Кабальеро, который до этого трудился над «Лабиринтом Фавна».

Для меня работа над хоррором при свете дня была совершенно новой задачей. Это даёт огромный простор для дизайна, потому что ты можешь играть с текстурами и цветами, которые нечасто попадаются в фильмах такого жанра.

Эухенио Кабальеро, художник-постановщик

Местный климат вносил коррективы в производство — температура в Мехикали могла достигать 56 градусов, а из-за ветра приходилось удерживать декорации с помощью дополнительных конструкций.

Главная декорация фильма — это верхушка Вегаса, усыпанная песком. Площадку размером 12 на 26 метров после съёмок дополнительно обрабатывали компьютерной графикой, чтобы она смотрелась ещё эффектнее. Не меньше усилий потребовали и другие локации — например, для создания бункера Umbrella Эухенио консультировался с постановщиками первых двух фильмов.

Лас-Вегас в «Обители зла: Вымирание»
Лас-Вегас в «Обители зла: Вымирание»

Работа в таких непростых условиях сплотила съёмочную группу — чтобы отдохнуть, они вместе устраивали барбекю у бассейна.

Это были тяжёлые съемки, но мы все так сильно верили в то, что делаем. Думаю, что настроение вне съёмок повлияло на нашу [актёрскую] игру.

Милла Йовович

Сначала фильм должен был выйти с подзаголовком «Жизнь после смерти», но затем получил подзаголовок «Вымирание», а «Жизнью после смерти» стала уже четвёртая часть. Первый трейлер показывали в качестве сопровождения «Призрачного гонщика» с Николасом Кейджем. А 31 июля 2007 года, уже после выхода официальной новеллизации, картина вышла в прокат.

Казалось, всё указывало на успех третьей «Обители» — режиссёр культовых фильмов, художник-постановщик оскароносной картины, как никогда большие амбиции создателей. Но и «Вымирание» не заслужило восторгов критиков или простых зрителей, и стало, кажется, худшей «Обителью» из трёх. Всему виной предсказуемый сюжет, неспособный удивить никого, кто хоть раз смотрел зомби-хоррор, и проблемы первых двух фильмов, от которых забыли избавиться.

Предварительных показов для критиков у третьей части не было — создателей фильма насторожили разгромные отзывы предыдущих «Обителей». И хотя плоские персонажи и неинтересный сюжет не помешали фильму стать вторым самым высокооцененным в серии на том же Metacritic и вновь завоевать первую строчку бокс-офиса, до безоговорочного триумфа ему было далеко.

Матрица от мира хорроров

Ещё при съемках первой «Обители зла» Пол У. С. Андерсона хотел создать эдакую «„Матрицу“ от мира хорроров». В четвёртой части франшизы он был близок к этому, как никогда.

После «Вымирания» создатели «Обители» не были уверены, что истории нужно продолжение. Андерсон и Болт на вопросы о четвёртой части отвечали уклончиво. По словам режиссёра, он бы не стал делать новую часть «для галочки».

Я только начал обсуждать это с Sony. Не уверен, что что-то из этого получится, но вероятность всегда есть.

Пол У. С. Андерсон, режиссёр и продюсер «Обителей зла»

Но уже в конце 2008 года режиссёр сообщил о работе над сценарием. По слухам, главной героиней могла стать Клэр Редфилд, которую показали в «Вымирании», а Андерсон говорил о том, что хочет, чтобы кинофраншиза постоянно развивалась, как это делала и игровая серия.

Я чувствовал, что мы должны совершить концептуальный скачок, как от первого «Терминатора» к «Судному дню». Сделать четвёртый фильм больше и лучше предыдущей трилогии.

Пол У. С. Андерсон, режиссёр и продюсер «Обителей зла»

Сам режиссёр тоже не стоял на месте — они с Миллой Йовович женились в 2009 году, так что по поводу возвращения Элис в новом фильме вопросов не возникало.

«Жизнь после смерти» вновь поднимала ставки для франшизы — Альберт Вескер, который уже появлялся на несколько минут в «Вымирании», в четвёртом фильме стал полноценным антагонистом, но им дело не ограничилось.

В фильме вернулась Клэр Редфилд, ради роли которой Эли Лартер пропустила съёмки нескольких серий «Героев», а также впервые появился Крис Редфилд в исполнении Вентворта Миллера. Сначала роль предложили Джонни Месснеру и Шону Робертсу, но Миллер дал согласие быстрее, а Робертс заменил Джейсона О’Мару и сыграл Альберта Вескера.

В «Обители» оказалось подозрительно много параллелей с самой знаменитой ролью Миллера из сериала «Побег». И там, и там он сбегает из тюрьмы, а его первая реплика — «Я знаю, как выбраться отсюда»
В «Обители» оказалось подозрительно много параллелей с самой знаменитой ролью Миллера из сериала «Побег». И там, и там он сбегает из тюрьмы, а его первая реплика — «Я знаю, как выбраться отсюда»

Интересно, что Миллер, когда рассказывал о подготовке к роли, упоминал о видеоиграх лишь в контексте нарезки важных для его персонажа моментов, а сам он никогда не был заядлым геймером. В основном же он готовился с помощью блогов и фанатских сайтов. Миллер даже не видел предыдущие «Обители» до того, как получил роль.

Сценарий в очередной раз стал солянкой из знаковых элементов франшизы с оригинальными нововведениями. В основу легла Resident Evil 5, хотя её экранизации больше подошли бы песчаные пейзажи «Вымирания». Из игры в фильм попал не только Крис Редфилд, но и подчиняющие скарабеи и Палачи — зомби-гиганты с топорами-молотами.

По словам Андерсона, продюсеры из Capcom контролировали процесс написания сценария и ничто не попадало в него без их одобрения. Хотя он начал писать историю ещё до выхода игры — по сюжету, Элис отправляется на Аляску, чтобы найти группу Клэр.

Каждая моя поездка в Японию к Capcom — будто визит в корпорацию Umbrella. Ты задаёшь им вопросы, а они дают расплывчатые ответы.

Пол У. С. Андерсон, режиссёр и продюсер «Обителей зла»
Палач из «Жизни после смерти»
Палач из «Жизни после смерти»

Фильм вывел франшизу и на новый технологический уровень — под впечатлением от «Аватара» Андерсон решил снимать «Жизнь после смерти» в 3D и тем самым увеличил её бюджет. Ещё сильнее увеличила его Милла Йовович, когда во время производства случайно подстрелила камеру стоимостью в 100 тысяч долларов. Съёмки длились с сентября по декабрь 2009 года.

Все слышали о фильмах, в которых 3D просто не работает. Это кино сразу создавалось под 3D, и эта технология отлично сочитается с «Обителью зла».

Эли Лартер, актриса, исполнительница роли Клэр Редфилд

Андерсон вновь вернулся к режиссуре, и это заметно — в фильме больше эффектных экшен-сцен, чем в двух предыдущих. Взять хотя бы вступление, в котором Элис со своими клонами врывается в штаб-квартиру Umbrella, или знаменитый бой Криса и Клэр с Вескером в конце фильма. Эта сцена, хоть и напрямую взята из игры, всё равно смотрится очень эффектно и в духе фильмов Вачовски.

Сюжетно «Жизнь после смерти» не сильно выделяется среди других фильмов франшизы, но смотрится гораздо бодрее благодаря акценту на экшене — с героями постоянно что-то происходит, и из-за этого персонажи не успевают надоесть. Их характеры довольно архетипичны, но хорошо подходят ситуации.

«Жизнь после смерти» тоже не стала общепризнанным шедевром. Сюжет всё ещё был предсказуем и не очень интересен, но эффектный экшен выделил четвёртую часть среди других фильмов франшизы. А ещё она стала одним из самых прибыльных канадских фильмов — при бюджете в 60 миллионов долларов «Жизнь после смерти» принесла почти 300 миллионов.

Возмездие и последняя глава

После четвёртой части создателям «Обители зла» стало ясно, что серии пора на покой. Даже Джереми Болт высказывался о том, что конец уже на горизонте, а сам он был бы не прочь увидеть спин-офф о каком-нибудь другом персонаже или приквел к первой «Обители».

Для того, чтобы продвинуть «Возмездие» (такой заголовок получил пятый фильм) продюсерам Capcom, Андерсону пришлось на три дня полететь в Осаку. В этот раз он все ещё черпал вдохновение из Resident Evil 5, но в фильме должны были появиться и герои из других частей. К счастью, продюсеры из японской студии были очень довольно актёрским составом, в особенности Ли Бинбин в роли Ады Вонг. Кстати, на английский её дублировала та же актриса, что озвучила персонажа в играх серии.

Ада Вонг в пятой «Обители зла»
Ада Вонг в пятой «Обители зла»

По словам Одида Фера, который вернулся к роли Карлоса Оливейры, все понимали, что «Обитель зла» — это серия попкорновых боевиков, которым не требуется глубокая драма или проработка персонажей. А Андерсон был открыт к любым, даже самым безумным идеям команды. Хотя словам Фера тогда уже было сложно довериться — судя по его интервью порталу Collider, на «Возмездии» он уже совсем запутался, в каких фильмах франшизы снимался ранее.

Думаю, на всех сильно повлияло «Начало». И «Западный мир» — это очень важный фильм для Пола. Он постоянно о нём говорит. А ещё «Чужие», «Бегущий по лезвию» — он берет что-то из всех этих фильмов.

Джереми Болт, продюсер

К слову о Карлосе и безумных идеях: режиссёр нашёл способ вернуть полюбившихся персонажей, которые не пережили предыдущие фильмы. В пятом фильме он впервые ввёл в сюжет тему клонирования, так что Карлосом дело не ограничилось — вернулась и Рэйн Окампо, персонаж Мишель Родригес, да ещё и в нескольких версиях сразу.

Когда я впервые встретилась с Полом за ужином по поводу сценария, я ничего не знала о сюжете нового фильма. Я даже не думала об идее клонирования, и представить такого не могла! Это такой хороший способ вернуть столько персонажей, сколько захочешь!

Мишель Родригес, актриса, исполнительница роли Рэйн Окампо
Злая версия Рэйн Окампо использует на себе сыворотку Лас-Плагас — ещё один элемент из Resident Evil 5
Злая версия Рэйн Окампо использует на себе сыворотку Лас-Плагас — ещё один элемент из Resident Evil 5

К старым персонажам присоединились уже упомянутая Ада Вонг, Леон Кеннеди в исполнении Йоханна Урба, а также Барри Бёртон, которого сыграл Кевин Дюрант. О судьбе Криса и Клэр Редфилд, которые появлялись в предыдущих фильмах, в «Возмездии» ничего не говорится. По словам Андерсона, из-за необычных волос было очень сложно найти актёра, который подошёл бы на роль Леона.

При создании экшена в этот раз вдохновлялись азиатским кинематографом — японской и тайской классикой, а также гонконгскими боевиками. К тому же, в создании фильма участвовал Ник Пауэлл, который работал над подобным кино в качестве боевого хореографа.

«Возмездие» стало самой необычной «Обителью» в идейном смысле. Вместо вторичных постапокалиптических пустошей и бункеров местом действия стала секретная база Umbrella, каждый из секторов которой представляет собой тестовые камеры для Т-вируса в виде участка какого-нибудь известного города. Например, для съёмок эпизода в Москве перекрывали Красную площадь и даже одну из станций метро. И в этой же локации на героев нападают разумные советские солдаты-зомби, так что невольно на ум приходит дилогия «Операция „Мёртвый снег“».

Побег с Красной площади на Rolls Royce из «Возмездия»
Побег с Красной площади на Rolls Royce из «Возмездия»

Новый фильм снова делал ставку на экшен, и в этот раз эффектные трюки причинили съёмочной группе серьёзные неудобства — в результате съёмок одного из них 16 человек попали в больницу.

В первом тизере «Возмездия» в качестве закадрового голоса вымышленного рекламного ролика Umbrella выступил Патрик Стюарт

Рекламная кампания фильма отметилась одним необычным мероприятием — 10 августа 2012 года орда «зомби» с брошюрами фильма наводнила торговый квартал района Сибуя в Токио.

Сегодня все твои мечты осуществятся: как «Обитель зла» стала главной игровой киносерией — и в чём были её проблемы

Критики вновь отметили утилитарные диалоги, туповатый сюжет с упором на экшен — и поставили фильму низкие оценки. При бюджете больше, чем у предыдущей части, фильм собрал значительно меньше, но всё равно окупился несколько раз.

Всё когда-то заканчивается. Вопрос только в том, решишь ли ты положить этому конец или так за тебя решит аудитория.

Роберт Кульцер, продюсер Constantin Film

В 2012 году Пол Андерсон заявил, что «Последняя глава» точно завершит историю Элис. А чуть позже от Миллы Йовович стало известно, что новый фильм не выйдет до 2015 года.

В перерыве между «Обителями» Андерсон успел отснять «Помпеи» с Китом Харрингтоном, но спустя пару дней после завершения съёмок признался, что работа над «Последней главной» ещё толком не началась. Только в 2014-м он сообщил, что скоро приступит к сценарию, а в фильме вновь появится Ада Вонг. В августе того же года съёмки пришлось отложить из-за беременности Миллы Йовович.

Производство картины началось в сентябре 2015 года в Австралии. В этот раз Андерсон не стал снимать фильм в 3D, «Последняя глава» обрабатывалась для формата уже после съёмок. Что интересно, почти весь фильм снят с использованием ручной камеры.

На съёмках «Последней главы»
На съёмках «Последней главы»

Ли Бинбин к роли Ады Вонг не вернулась из-за участия в съёмках другого фильма, но зато вновь появились Клэр Редфилд и доктор Айзекс.

Не сказать, что в «Последней главе» экшен-сцены и трюки сильно эффектнее, чем в предыдущих фильмах, но они точно обошлись гораздо дороже — во время съёмок каскадёрша Оливия Джексон попала в аварию на мотоцикле, после которой ей пришлось ампутировать руку. За этим случаем последовали судебные иски и обвинения в сторону Андерсона — в итоге трагедия отразилась на репутации фильма.

С «Последней главой» франшиза будто сделала шаг назад — урбанистические пейзажи из «Возмездия» и «Жизни после смерти» уступили место знакомым по третьей части постапокалиптическим пустошам, да и доктор Айзекс в качестве главного антагониста вернулся оттуда же. Впрочем, по словам Андерсона, он планировал развязку этой истории ещё во времена съёмок первой части.

Правда о Элис, правда о Красной Королеве, истинная цель корпорации Umbrella, все эти вещи я знал на протяжении пятнадцати лет и никому о них не рассказывал, даже Милле.

Пол У. С. Андерсон, режиссёр и продюсер «Обителей зла»

Из-за быстрого монтажа при просмотре фильма бывает сложно уследить за причинно-следственной связью событий. Создаётся ощущение, будто изначально сценарий представлял собой набор условно впечатляющих сцен и идей, которые удачно смотрелись бы в каком-нибудь клипе, но из-за полнометражного формата пришлось заполнять пространство между ними странными эпизодами, которые только добавили картине логических дыр.

Фильм стал самой успешной «Обителью зла» — он собрал больше остальных частей в прокате при бюджете меньше, чем у предыдущих двух частей, и получил самые высокие в серии оценки от критиков.

Возможно, так получилось потому, что людям хотелось побыстрее проводить серию на покой, нежели из-за возросшего качества — несмотря на оценки, в обзорах вновь ругали дубовых персонажей и отсутствие логики в происходящем на экране. К тому же, экшен-сцены «Последней главы» сильно уступают предыдущим частям, кроме разве что финальной битвы с Айзексом, которую также отмечали многие критики и зрители.

«Охотник на монстров» уже вышел в нескольких странах, а его оценки оставляют желать лучшего — критики ругают затянутый сюжет (хотя фильм идёт чуть больше полутора часов) и общую безыдейность. Не говоря уже о скандале, из-за которого фильм сняли с проката в Китае. Но работы Андерсона и раньше принимали довольно прохладно в профессиональной среде, и всё равно им удавалось найти свою аудиторию.

Судьба грядущих экранизаций Resident Evil неизвестна: вскоре мы должны увидеть как полнометражную экранизацию, так и целых два сериала от Netflix. Но это точно будут совершенно другие работы, не похожие на «ту самую» «Обитель зла».

Ни один из фильмов серии нельзя назвать идеальным, но благодаря эффектным экшен-сценам и атмосфере «Обитель» — это до сих пор одна из самых известных и в какой-то степени даже любимых игровых экранизаций. Возможно, с перезапуском серия ещё сможет нас удивить.

77 показов
23K23K открытий
33 репоста
105 комментариев

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

второй лучше

Ответить

Более менее сносные первые две части (возможно, только первая), но дальше франшиза превратилась в совершенно безликое, посредственное и унылое конвейерное говно, уж простите!

Ответить

Недавно устраивал марафон по Обителям. Первая - топчик. Вторая просто невероятно ужасная, будто снимали девятилетние дети. Возмездие настолько плоха, что даже хороша, в своей невероятной кринжевости может даже удовольствие принести. В последней неплохо драки поставлены, на удивление неплохо, всё остальное как всегда.

Ответить

Как и игровая серия. Сначала видел фильмы и не понимал бомбежа по ним, а потом зыркнул игровую серию, так там тоже после 3 части скат в какую-то клоунаду 

Ответить

да, потом какой-то Эребор пошел. Автолевелинг и перекачка ГГ.

Ответить