Гениальность Зака Снайдера. Часть 1

Эссе вдохновлено критическими видео MovieScience, Ануара и других блогеров. Вы узнаете, зачем нужен слоу-моу и в чем Снайдер лучше Алана Мура.

Гениальность Зака Снайдера. Часть 1

Фильмы можно условно разделить на два типа. Один фильм рассказывает историю, и делает это так, что ты не замечаешь ничего вокруг. Даже монтаж и операторскую работу. Следуя за историей с героями, задаваясь теми же вопросами, на время, ты превращаешься с ними в одно целое. Веришь всему происходящему, и ничто не может тебя отвлечь.

Есть второй фильм. Он рассказывает историю, но так, что заметнее некуда. С героями ты вместе, но инаковость бросается в глаза – не реальный человек, а «голый», архетипичный образ, типаж. Смотришь фильм разинув рот, а рука рассказчика кулаком вышибает из кино. Со всей силой напоминая об экране, рамке кадра.

Чем больше фильм соответсвует первому типу, тем меньше значения в нем играют монтаж, цвет, движение камеры, уступающие произносимому тексту. Тем больше шансов понравится зрителю.

Условный "Темный рыцарь" относится этому типу.

К чему ближе фильмы Снайдера, вы могли догадаться.

Гениальность Зака Снайдера. Часть 1

Он не пытается сделать свой фильм реалистичным. Он не хочет, чтобы зритель воспринимал происходящее, как настоящую жизнь. Но это не значит, что Снайдер - неумелый рассказчик.

В первую очередь, что видит зритель, это цветовой, текстурныый гротеск и slow-motion. Почему Снайдер выбирает именно такие приемы?

Он просто говорит другим языком, непривычным для многих людей. Зак Снайдер известен экранизациями комиксов. И в отличие от Нолана, Филиппса (режиссер Джокера) и Кевина Файги, он старается сохранить комиксовую эстетику. Снайдер уважителен не только к фабуле первоисточника. Под комиксы он подстраивает свою визуальную манеру. Все это делают руку автора более заметной, что недопустимо, по мнению многих зрителей.

И цветовым оформлением дело не заканчивается.

Суть в раскадровке.

Гениальность Зака Снайдера. Часть 1

Если сравнить кадры из его фильмов с комиксовым исходником, то будет заметно их покадровое сходство. Кадровое деление в комиксе служит Снайдеру раскадровкой, на основе которой он делает фильм. Но у нее есть своя особенность. Кадры в комиксах имеют разный размер. В зависимости от важности, автор меняет его, делая один больше других. Снайдер не просто копирует раскадровку, но и переносит этот приём в сферу кино.

Казалось бы, можно сделать это посредством помощи крупных/общих планов. Но Снайдер поступает иначе - изменение крупности может лишить зрителя ориентации в пространстве, что недопустимо для экшен-сцен. Поэтому, вместо крупности, он выбирает slow-motion и зум.

Зум акцентирует внимание на деталях экшена, сохраняя понимание, что происходит. Этот прием был успешно применен в фильме "300 спартанцев", и сильно отличался от тогдашнего подхода к экшену.

Намного интереснее, даже с точки зрения теории кино, вторая функция слоу-моу. Замедлением, Снайдер не только акцентирует внимание на какой то вещи, оказывая зрителю услугу во время экшена.

Важно, что он создаёт тот же эффект, что и в комиксах. Наш взгляд проводит так же больше времени на кадрах с замедлением, как и на увеличенных кадрах в комиксах. Можно сказать, что замедление = самый большой кадр на странице комикса. Снайдер переносит ощущения от чтения комиксов в кино.

Гениальность Зака Снайдера. Часть 1
Гениальность Зака Снайдера. Часть 1

Собственно, одна из причин применения слоу моу в том, что какой-то информации нужно уделить больше внимания, сделать акцент.

В ролике Movie Science упоминается пример из фильма "Запрещенный прием", где Снайдер показывает замедленные кадры с зажигалкой, падающим на ботинок пеплом, картой лечебницы и т.д. По мнение авторитетного блогера, это является примером неправильного использования slow-motion. Страсти к эффектным частностям, уничтожающим целостность.

Возможно, кто то слышал о понятии "ритм фильма". Создание ритма есть управление информацией через длительность кадра и его содержание. Длительность должна быть такой, чтобы передать необходимую информацию – 2 секунды больше, ритм замедленный. Меньше, информации недостаточно, и ритм сломан.

Вспомним «Запрещенный прием». Для героини очень важна зажигалка. Только с ее помощью она может совершить побег из лечебницы. Зритель должен знать, что с зажигалкой происходит. Но она очень маленькая, а ее использование в кадре составляет секунды - раз-два и обратно в карман.

Зритель просто не успеет воспринять необходимую информацию, поэтому необходимо замедление в кадрах с зажигалкой и пеплом от потухшей сигары (это знак, что антагонист скоро потянется в карман за огоньком). Если бы Снайдер не применил в этой сцене slow-motion, зритель бы потерял нужную информацию, а значит, потерял бы ритм.

Мало кто понимает это, но замедления важны для цельности истории "Хранителей".

Для начала, вспомним, о чем же графическая новелла Алана Мура. Конечно, в ней подымается множество тем. Но есть главная мысль. И слоу-моу - кинематографический способ ее передать.

Люди обманывают себя, надеясь на спасение героев. Герои обманывают себя, надевая костюм во спасение собственных душ от травм. Да и спасение мира возможно только через обман. Чего уж там, вся супергероика есть обман. На лаконичном языке Комедианта - одна большая шутка.

Гениальность Зака Снайдера. Часть 1

А теперь вспомним Шелковую нить и Ночную Сову (далее , Сова и Лори). Эти персонажи давно бросили супергеройское дело, но явно скучают по костюмам. Без него, Сова превращается в застенчивого конформиста, а Лори сдавлена всевидящим возлюбленным (Доктор Манхэттен) и вредной матерью. По-просту говоря, оба хотят драйва и приключений, разбавляющих рутину и ужасы повседневности.

Свои навыки убийц они проявляют в драке с уличной бандой. Но она не решена в слоу-моу, что кажется необычным для Снайдера. Замедление применено в других сценах с Лори и Совой, например, спасении людей из горящего дома, или спасении Роршаха из тюрьмы. Почему именно так?

Драка в переулке носила мотив осаждённости: применение боевых навыков было суровой необходимостью, а не осознанными желанием вернуться к старым добрым временам. В этой сцене еще не до конца осознали, как сильно хотят вернуться в костюмы. Применение навыков было необходимостью, а не желанием стать Хранителями.

Лишь в сцене перевоплощения, Снайдер использует замедление. Сова выглядит непривычно круто, а Лори сражает героической сексапильностью (к слову, у Совы без костюма вообще не стоит).

Разница в подаче героев до и после перевоплощения очевидна. Слоу-моу показывает героев такими, какими они хотят быть. Зрителю дают понять, зачем многие Хранители вообще надевают маски. В них они просто выглядят круче.

В док-во этого стоит привести не только сцены Совы и Лори. Можно вспомнить сцены с "подвигами" Комедианта, или нуарными проходами Роршаха, дополняющими образ ночного карателя, противопоставляющего себя грязному городу.

Конечно же, замедление применяется и в сценах с Доктором Манхэттэном. И здесь они играют обратную роль. Как мы поняли, слоу-моу создает образ ложного героизма, необходимый персонажам. В случае Дока, этот прием тоже раскрывает его образ, но значит совсем другое.

В сцене Марсианских флешбеков, где Манхэттен вспоминает прошлое, показано его становление, разрыв с любимой женщиной и участь живой машины смерти. В них достаточно "Библейских взлетов" в слоу-моу, как их называет Movie science. Они представляют Манхэттена в героическом могуществе, как и других Хранителей.

Но заканчивается эта последовательность пафосных кадров, усиленных хоровым песнопением... тихим крупным планом Доктора. Никакого замедления. Он говорит, что устал от непонятного мира людей. Чтобы усилить акцент на важной реплике, Снайдер избавляется от слоу-моу. Показывает Доктора вне героического облика, навязанного судьбой и человечеством.

Как бы смешно это не звучало, но Док - единственный герой, чувствующий себя отчужденным в мире слоу-моу.

А теперь, можно объединить эти две темы. Снайдер смонтировал драку Совы и Лори с гопниками параллельно интервью Манхэттэна. Это пример стремления к экшену, ослабляющему драматической потенциал, как считает Movie Science.

Ну, во-первых – такой же монтаж был применен в оригинальном графическом романе. Поэтому, если он неудачен, это вина не Снайдера, а первоисточника.

Но во-вторых – ход удачен. Снайдер сопоставляет героев, подвергшихся нападению. Они вынуждены применять силы ради выживания. Встречая недоумение и возмущение журналистов, став жертвой заговора, Манхэттэн применил силу телепортации, чтобы избавиться от них. Дэн и Лори же применили свои боевые навыки.

Когда я говорил о композиции, то имел в виду это: Положение Манхэттэна рифмуется с положением Совы и Лори. Оба избавились от противников, оба применили силы. Хранители окружены тишиной, образовавшейся на месте противников. Это одна из первых сцен, которая напомнит персонажам об их героической сущности.

Гениальность Зака Снайдера. Часть 1
Гениальность Зака Снайдера. Часть 1

Могу признать только то, что задумка реализована слегка неуклюже. Ведь смонтированы чересчур разные сцены по темпоритму. Но посыл в том, что целью Снайдера было не добавить экшена скучному интервью с Доктором, а сопоставить две сюжетные линии, ради целостности истории.

Но стоит чуть подробнее раскрыть тему костюмов, отойдя от темы слоу-моу. В дневнике Холлиса Мейсона (который не попал в экранизацию), об истинном происхождении костюмов сказано прямо. Да, превращаясь в Ночную Сову, он правда желал побороть преступность. Но именно жажда приключений, остатки детского ребячества заставили его придумать свой дурацкий образ.

"Дурацкий" - ключевое слово. Важно, что Снайдер намеренно сделал костюмы героев неуклюжими. Латекс, который носит Лори, кажется нелепым фансервисом,

Нет, я не оправдываю неправильные решения. Если ,читая оригинал, вы нашли костюмы героев по-настоящему стильными и не гротескными, то у вас крайне специфичный вкус. Одно из достоинств романа Алана Мура было в том, что клише супергероики здесь имели другой контекст. Это можно сказать и о костюмах, в более условном сеттинге не вызывавших бы вопросов. Снайдер попытался сохранить черту оригинала.

К слову, костюм Озимандии вовсе отсылает к печально известным Бэт-соскам.

Гениальность Зака Снайдера. Часть 1

Думаю, теперь стоит поговорить о Снайдере, как рассказчике. Разговор об изменениях фабулы Хранителей отсылает к видео Ануара, и многих других блогеров. Их мнение заключалось в том, что сатира оригинального романа заменена преклонением перед супергероями. Т.е., Снайдер любит то, что Алан Мур высмеивал.

Что он изменил в оригинальных Хранителях, и почему это лучше, чем у Алана Мура?

  • Изменен образ Роршаха
  • Изменен план Озимандии

Как Снайдер подкорректировал Роршаха?

Некоторые ставят Снайдеру в вину адаптацию Роршаха, более «однозначную» версию, чем оригинальный образ. Мол, только благодаря Снайдеру Роршах превратился в кумира подростков и масс. Он убил его неоднозначность.

Да, в фильме Снайдера Роршах стал более однозначным и героичным. И это правильно.Почему?

Муру необходимо убить супергеройский миф в кульминации: благие принципы Роршаха сталкиваются с благими последствиями Озимандии. Но как органично вплести героя с черно-белым видением мира в сеттинг, пестрящий всеми цветами радуги? Это тяжелая задача.

Алан Мур ее провалил. Если вы внимательно читали роман, то вспомните: к моменту встречи с Озимандией, Роршах не кажется рыцарем в сияющих доспехах, каким должен быть, согласно задаче. Мур сделал все, чтобы родить образ крайне сомнительного человека – гомофоба, мизантропа и поклонника Трумэна, президента, ответственного за Хиросиму и Нагасаки (интересно, что человек, оправдывающий Хиросиму, не может смириться с победой Озимандии). Интересен его монолог, произнесённый на сеансе психолога. Роршах говорил об относительности морали:

Гениальность Зака Снайдера. Часть 1

Тогда я переродился, получил свободу придавать нравственно убогому миру любую форму.

Честно говоря, эта фраза неплохо бы подошла Озимандии. Но Алан Мур вложил ее в уста Роршаха. Человека, отрицавшего моральные компромиссы, учившего Озимандию честности...

Снайдер правильно поступил, опустив многие факты биографии Роршаха, его взглядов, сократив общение с психологом. Только лишняя условность делает сторонника черно-белой морали в таком сеттинге нелицемерным, как в случае оригинала. Только так можно столкнуть черно-белые кляксы Роршаха и пестрые картины Поллока.

Как Снайдер изменил план Озимандии?

В варианте Мура, Озимандия симулирует нападение огромного пришельца на Нью-Йорк, заставляя мир обходиться перед инопланетной угрозой. Роль Доктора Манхэттена заключалась в том, что благодаря сотрудничеству с ним, Озимандия усовершенствовал технологию телепортации. Без нее, он бы не перенес монстра со своего острова в Нью-Йорк.

В фильме, Озимандия свалил разрушения на самого Доктора. Это не только лишает зрителя чувства крайнего абсурда, выбивающегося из общего тона. Решение Снайдера более глубокого раскрывает тему обмана, заложенного в оригинале. На этот раз, не через замедление, а через фабулу.

Как и другие персонажи, Док имеет отношение к теме обмана - он сделал его жизнь невыносимой. Напомню, что под ним подразумевается разница между внешним могуществом и внутренним страданием, свойственном Хранителям. Как это проявляется у Манхэттена, мы разбирали выше.

Интересно, что главный знаток обмана в этой истории носит титул "Умнейший человек на Земле". Озимандия, когда его план раскрылся, применил в битве с Манхэттеном сверхспособность - включил телевизор, продемонстрировав результат своего заговора.

Как мы уже поняли, супергероика - это Шутка. И все персонажи, так или иначе, получали от нее выгоду. Люди спаслись от ядерной войны, а Хранители лечили травмы. И как я говорил, лишь один персонаж страдал от нее - единственный настоящий супергероя, наделенный истинными сверхспособностями. Доктор Манхэттен. Хоть в конце он и смирился с этим, но делать на Земле ему было нечего. Озимандия выгнал его, доведя шутку до самого панчлайна.

Если вдуматься, то фильм Снайдера говорит : "Если бы настоящий супергерой и был, он бы не задержался в нашем мире, где носители масок - часть одной большой Шутки".

Подводя итог

Гениальность Зака Снайдера. Часть 1

Зачем я все это написал? Я не думаю, что после прочтения этой статьи, интернет сразу же поменяет свое мнение, и Снайдер будет признан гением. Я лишь хочу донести , что фильмы Снайдера - больше, чем просто визуализация, а сложность их восприятия кроется в стремлении воссоздать эстетику комикса : это относится и к цветовой палитре, раскадровке и повествованию через слоу-моу.

Говоря об этом, стоит затронуть важную тему. Многие до сих пор считают комиксы чем то несерьезным, а лучшим их киновоплощением считаются "Темный рыцарь" и недавний "Джокер". Фильмы, сняты в эстетике криминального триллера и фильмов 70-х, но не кинокомикса. Снайдер - единственный крупный режиссер, пытающийся его (кинокомикс) воспроизвести, и достоин уважения , как минимум, за это.

Гениальность Зака Снайдера. Часть 1

В следующей части я разберу Библейские отсылки на примере "Человека из стали", где также затрону тему противостояния вселенной DC и КВМ. Возможно, я напишу эссе в защиту "Sucker punch", и разберу феномен "Темного рыцаря" и "Джокера".

Спасибо за внимание.

99 показов
10K10K открытий
219 комментариев

Ну автор подтвердил лишний раз ,что Снайдер - гениальный клипмейкер.
Но про рассказчика - это такое. 
Да, в фильме Снайдера Роршах стал более однозначным и героичным. И это правильно.Почему?Муру необходимо убить супергеройский миф в кульминации: благие принципы Роршаха сталкиваются с благими последствиями Озимандии.  Это тяжелая задача. Алан Мур ее провалил.Снайдер правильно поступил, опустив многие факты биографии Роршаха, его взглядов, сократив общение с психологом. Ну, короче, Снайдер срал на изначальный посыл Мура о лицемерности и ебанутости героев, когда превратил Роршаха в подростка-максималиста, а других героев он возвеличил обратно, смотря на них снизу вверх, опять же, плевав на видение Мура. 
Именно на это многие фанаты комикса и сказали свое фи. Фактически, он исказил первоисточник. Хранители в этом плане очень интересный пример, когда оригинал перенесли почти покадрово, но при этом содержание, благодаря куче отступлений и иногда очень мелких отличий стало другим.
Только лишняя условность делает сторонника черно-белой морали в таком сеттинге нелицемерным, как в случае оригинала.А тебе не приходило в голову ,что, хм, Мур и хотел сделать его лицемером и именно за его взгляд, комиксу дали столько наград ? 

Короче TL;TR
Снайдер все сделал правильно, даже когда клал на оригинальный посыл Мура, а Мур был неправ.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

 Хранители в этом плане очень интересный пример, когда оригинал перенесли почти покадрово, но при этом содержание, благодаря куче отступлений и иногда очень мелких отличий стало другим.

Как о чем-то плохом. По итогу все равно вышло все так же ахуенно, просто со смещенными акцентами. 

Ответить

Я написал, что проблема не в лицемерии. А в несоответствии характеру. Если человек, который шел на компромиссы, говорил об относительности морали, вдруг стал принципиальным, то это плохо прописанный герой. Задумка то не плохая, но речь об исполнении. Нельзя так сразу менять характер персонажа, когда этому не было предпосылок.

А про клипмейкерство - в оригинальном утверждении подразумевалось, что за визуальной эффектностью нет повествования. Я объяснил, как слоу-моу работает на повествование. Вот, в чем разница

Ответить

Ладно, я сейчас запилю кулстори, которая случилась со мной
Как-то давно, года три назад я написал в какой-то группе, что снайдер - бездарь и может онли в отсылки к библии и визуал, а все остальное идет как в порно, то есть вторично
После этого мне в личку написал чувак с сообщением со скрина
И потом писал мне раз в месяц аж два с половиной года с разных аккаунтов сообщения примерно одинакового содержания. Почему с разных? я заносил в чс его акки. Но каждый раз было одно и то же имя и разные аватарки, с одним и тем же лицом
Снайдера это не касается, но осадочек остался 

Ответить

Да это известный в свое время сумасшедший в вк был. Сидел во всех группах, хоть сколько связанных с гик культурой. 

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить