Что такое колорскрипт и зачем он нужен?

900 колорскриптов было создано для мультфильма “Клаус”. Что это такое, чем они отличаются от раскадровок и почему их можно рисовать «корявыми» — рассказываем вместе с колорскриптером из Америки Мишей Оплевым.

<a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fchannel%2FUCEwQy4HHR2PwC83kh8k5Jsw&postId=648150" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Роберт Кондо</a>, «История игрушек 3».
Роберт Кондо, «История игрушек 3».

Колорскрипт (от color script) или цветной сценарий — это ключевые кадры анимации, которые изображают самые важные и яркие эмоциональные точки мультика. Они иллюстрируют, как настроение прогрессирует на протяжении всего фильма, и показывают направление истории.

Каждая студия с грамотным подходом к производству на этапе препродакшена обязательно создает колорскрипт. Он помогает увидеть проект с высоты птичьего полета и оценить целостность истории. Но самое главное — экономит бюджет.

Миша Оплев

Как работает колорскрипт?

Цвет — главный инструмент любого визуального произведения. Комбинации оттенков в анимации помогают рассказывать историю, вызывая у зрителя разные эмоции. Например, желтый часто ассоциируется с теплотой и счастьем, а синий — с тоской. Если даже в анимации совсем не будет диалогов, выразительной ее сделает цвет. Поэтому любой продакшен включает в себя создание колорскрипта.

Сцена на свалке из «Истории игрушек 3» окрашена в оттенки желтого и серого. Эти цвета обостряют чувства тревожности и опасности, которые ощущают персонажи.
Сцена на свалке из «Истории игрушек 3» окрашена в оттенки желтого и серого. Эти цвета обостряют чувства тревожности и опасности, которые ощущают персонажи.

В крупных студиях с большим бюджетом для этой задачи выделяют отдельных специалистов — колорскрипт-художников, колорскриптеров. Обычно они вступают в дело после создания сценария и сториборда (сториборд, раскадровка — последовательность кадров, которые в конечном счете станут фильмом). Иногда студия просит создать колорскрипт еще до сториборда, чтобы прощупать атмосферу и протестировать будущий мир.

Один из кейфреймов от <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.artstation.com%2Fsamsamstudio&postId=648150" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Сэмюэла Смита</a> к мультику «Клаус». Подобные иллюстрации были нарисованы до колорскриптов, чтобы заранее посмотреть на локации.
Один из кейфреймов от Сэмюэла Смита к мультику «Клаус». Подобные иллюстрации были нарисованы до колорскриптов, чтобы заранее посмотреть на локации.

Создание колорскрипта напоминает процесс работы со сторибордами. И те, и другие иллюстрируют историю на этапе препродакшена. И колорскрипт, и раскадровку не стремятся сделать аккуратными, красивыми и детальными — это не нужно. В процессе производства все может поменяться, и переделывать «отполированные» работы будет слишком дорого для проекта.

Ниже несколько вариантов колорскрипта для первой «Суперсемейки». Его переделывали несколько раз, добавляя нужные кадры и вырезая лишние.

Первый вариант:

Этот колорскрипт был создан в 2000 году. 
Этот колорскрипт был создан в 2000 году. 

Второй вариант:

Этот — в 2002-2003 годах. 
Этот — в 2002-2003 годах. 

Финальная версия:

2004 год. 
2004 год. 

Серийный подход и простота исполнения роднят колорскрипт с раскадровкой, но на этом сходство заканчивается. Эти изображения выполняют совершенно разные задачи.

Раскадровки необходимы для развития сюжета, они подробно, кадр за кадром, раскрывают его. Колорскрипты же — это набор ключевых кадров. Их будет столько, сколько эмоциональных скачков в истории: три, пять… 900. Именно столько цветных кадров нарисовали Сэмюэл Смит и Даниэль Мерчан Руис для «Клауса».

Часть колорскриптов к "Клаусу". 
Часть колорскриптов к "Клаусу". 

То, что иногда нужно совсем немного ключевых кадров, не значит, что этим этапом можно пренебречь. Если делать покадровую работу вслепую, без плана по цвету и свету, можно прийти к нерабочему результату. Придется все переделывать и тратить на это бюджетные средства.

Посмотрите, как гармонируют кадры в колорскрипте к мультфильму «В поисках Немо». От сцены к сцене цвета меняются вместе с настроением истории. Яркие розовые тона во время веселых гонок среди медуз сменяются холодным синим цветом, когда Марлин и Дори теряют сознание. Во время рассказа рыбки-отца о поисках Немо светлые голубые тона, характерные для начала мультика, постепенно сменяются глубокими мрачными цветами, сопровождающими страшные истории об акулах, взрыве и монстрах на глубине. К концу рассказа зритель видит теплый закат — история подходит к концу, Марлин почти у цели, все неприятности остались позади. Если убрать часть кадров, история будет неполной, а эмоциональная цепочка потеряется.

Колорскрипт «В поисках Немо» Ральфа Эгглстона.
Колорскрипт «В поисках Немо» Ральфа Эгглстона.

Хуже всего из-за отсутствия колорскриптов приходится 3D-проектам, так как в них задействованы еще и художники по освещению. Что чаще всего происходит в продакшене без колорскриптов? Команда отдельно прорабатывает каждый шот, в итоге получается “франкенштейн” из несвязанных между собой кадров. После художники создают пейнтоверы по 3D-рендерам. Затем по этим пейнтоверам тридэшники снова переделывают свет, и так повторяется несколько раз. Всего этого легко можно избежать, если сразу нарисовать всего один кадр, который понравится всем.

Миша Оплев

Как художнику подойти к созданию колорскрипта?

Задача колорскриптера не в том, чтобы создавать красивые картинки, а в том, чтобы грамотно рассказывать историю с точки зрения цвета. Чтобы нащупать эмоциональные скачки, первым делом колорскриптер должен внимательно изучить сценарий или сториборд и понять, какую эмоцию зритель должен испытать в конкретном моменте.

Колорскрипт «Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек». Спланирована каждая минута: от серых депрессивных цветов, отражающих настроение города и главного героя в начале, до яркого взрыва радужных цветов в конце.

Очень важно уловить идею сценариста и сторибордиста, чтобы выкрутить ее на 500%. Иногда попадаются промежуточные фреймы, которые не несут в себе сильного напряжения, но их тоже нужно взять в колоскрипт. Тут главное задать себе вопрос: какую эмоцию должен вызвать у меня этот фрейм или к чему он меня готовит? 80% работы колорскриптера — это анализ материала, и только 20% остается на рисование. Нужно полностью визуализировать в голове цвет, свет и эмоции.

Миша Оплев

Как работают в кадре свет и цвет?

Для начала немного теории. Весь цвет, который мы видим на экране, зависит от постановки света в кадре. В анимации, как и в кино, очень важно правильно определить интенсивность, цвет и направление источников света.

Интенсивность. Крупный источник дает более рассеянный свет и мягкие тени. Небольшой источник света дает резкие тени и более напряженное настроение.

Температура. Освещение задает настроение: холодный рассеянный свет присущ грустным сценам, тогда как теплые цвета больше подходят для дружелюбной и открытой атмосферы.

Направление света. Персонаж, освещенный спереди, выглядит более открыто и дружелюбно. Персонажи с освещением сзади или снизу могут выглядеть устрашающе.

В «Головоломке» в сцене, когда Радость и Грусть делятся воспоминаниями о жизни Райли, основной источник света — Радость. Ее свет объединяет персонажей и показывает, насколько сильно эти эмоции связаны между собой.

Автор колорскрипта "Головоломки" — Ральф Эгглстон. 
Автор колорскрипта "Головоломки" — Ральф Эгглстон. 

«Суперсемейка 2». Как свет и цвет иллюстрируют эмоции персонажей

Вот две сцены из мультика. В первой Вайолет подходит к Тони и понимает, что он не помнит ее. Действие проходит в длинном коридоре, вокруг персонажей — бледно-зеленые шкафчики, их освещает тусклый и холодный свет ламп. Такое окружение и освещение придают кадру безжизненность, а зритель чувствует неудобство и беспокойство. Примерно то же чувствует Вайолет.

Вся сцена выполнена в холодных, темных цветах и тонах.
Вся сцена выполнена в холодных, темных цветах и тонах.

Другая сцена встречи Вайолет и Тони происходит на лестнице у большого светлого окна. Настроение сцены совсем другое. Основной источник света — теплый и мягкий. Использованные цвета приятны глазу, и зритель испытывает более теплые чувства, соответствующие происходящему.

Здесь все, в противовес кадру выше, нежное, теплое и светлое.
Здесь все, в противовес кадру выше, нежное, теплое и светлое.

«Тайна Коко». Как с помощью света и цвета рассказывают о героях

(Осторожно, спойлеры)

Освещение помогает охарактеризовать не только общее настроение сцены, но и дать оценку конкретным персонажам. В начале «Тайны Коко» Эрнесто де ла Круз — положительный персонаж. Поэтому его помещают в атмосферу преимущественно теплых тонов.

В эпизоде, где зритель понимает, что на самом деле де ла Круз злодей, атмосфера резко меняется. Мягкий свет вокруг становится более направленным и мрачным. Свет отражается от бассейна и падет снизу. Он приобретает яркий зеленый оттенок, который используют в страшилках про привидений.

Слева главный герой только познакомился с де ла Крузом: в сцене преобладают теплые и мягкие тона. Справа все совсем наоборот.
Слева главный герой только познакомился с де ла Крузом: в сцене преобладают теплые и мягкие тона. Справа все совсем наоборот.

Мы делаем колорскрипты к каждому проекту, так как они позволяют составить визуальную карту всего фильма прежде, чем мы погрузимся в работу над ним. Так мы понимаем ход изменения истории и можем составить эмоциональный график картины от высшей эмоциональной точки к низшей. Благодаря колорскриптам мы знаем, что заострить, потому что они являются ключевым моментом повествования.

Даниэль Файнберг, директор по освещению в студии Pixar Animation

Разбираем примеры из «Валли» и «Отеля Трансильвании»

У Pixar язык цвета проще всего увидеть в «Валли»: в первые 30 минут в ленте вообще нет диалогов, поэтому художникам пришлось особенно постараться.

В мире «Валли» на Земле не осталось ничего, кроме мусора и пылевых бурь. Абсолютно все окрашено в желтые и коричневые цвета. Сам Валли почти сливается с окружением. Чтобы отделить его от фона, художники расположили источники света сзади: так вокруг робота появляются обрамляющие лучи света.

Благодаря грамотно поставленному свету Валли не сливается с фоном.
Благодаря грамотно поставленному свету Валли не сливается с фоном.

Когда растение появляется в кадре, это становится самым эмоциональным и запоминающимся моментом. Никто не видел на Земле жизни около 700 лет, отсутствие зеленого с самого начала анимации усиливает это впечатление.

Введение нового цвета помогло усилить настроение. 
Введение нового цвета помогло усилить настроение. 

Еще один пример из «Отеля Трансильвания 2». Тут арт-директор Майк Курински четко разделил цветовые палитры мира людей и монстров.

Человеческий мир более естественен и менее насыщен. Джонни, персонаж из мира людей, выглядит скучным и заурядным по сравнению с харизматичными монстрами. Поэтому дом родителей Джонни окрашен в желтовато-коричневый, розовато-лиловый и кремовый цвета. Они сильно контрастируют с остальной атмосферой мультфильма.

По сравнению с буйством красок в отеле мир людей кажется пресным и неинтересным.
По сравнению с буйством красок в отеле мир людей кажется пресным и неинтересным.

С точки зрения цвета в этом проекте самой сложной стала сцена, когда Дракула учил своего внука летать. Она сочетает теплоту отношений между дедом и внуком и беспокойство монстров, которые пришли посмотреть на полет. Обе эти эмоции сами по себе яркие, и в данном случае подбирать свою палитру для каждой было бы неверным решением: они слишком сильно контрастируют между собой. Майкл Курински нашел решение в огромной луне, объединяющей всю сцену. С одной стороны персонажи движутся на фоне светлого лунного диска, что создает ощущение спокойствия и защищенности, с другой — холодный свет луны усиливает напряжение от испуга монстров.

Та самая сцена из мультфильма.

Подобные разборы сцен с комментариями арт-директоров и художников легко найти на просторах интернета: от дорогих пиксаровских артбуков до бесплатных видео на ютубе. Все это полезно изучать любому специалисту, ищущему себя в анимации.

В артбуке «The Art of Pixar» подробно показаны колорскрипты ко всем мультфильмам студии за последние 25 лет.

Что важно для колорскрипт-художника?

У каждого колорскриптера должна быть богатая визуальная библиотека. Чтобы правильно подбирать цвет и свет, нужно смотреть много мультиков и фильмов. Изучайте мастерство гаферов, специалистов по свету в кино. Это поможет лучше понимать, как в кадре строят освещение, и пригодится в 3D.

Колорскриптер должен знать, как работает сценарное дело и сторибординг, ведь по сути он занимается не рисованием картинок, а сторителлингом. Изучайте сценарии и истории создания фильмов. Кстати, поэтому раскадровщикам легче стать колорскрипт-художниками, чем иллюстраторам. Они не ориентируются на детали, а сосредотачиваются на истории целиком.

Не будет лишним почитать о психологии цвета, чтобы страшная сцена не сияла веселыми красками. Можно и просто психологию, чтобы правильно задать вопросы неразговорчивым клиентам. Поскольку цвет неразрывно связан с освещением, подпишитесь на хороших фотографов. Изучая их снимки, можно увидеть, как работает свет и какие оттенки из этого получаются. При этом работы своих коллег лучше оставить на потом.

Своим ученикам я советую заглядывать на Artstation в последнюю очередь, так как есть большая опасность просто начать копировать цвета. Когда вы смотрите на фотографию, кино и жизнь других, вы воспринимаете информацию через камеру, а не через глаза другого художника. Я часто вижу портфолио ребят, рисующих по полтора-два года, и сразу могу сказать, какими художником они вдохновились. Они не слушают свой голос.

Миша Оплев

Колорскриптинг в России

Сегодня в западных студиях профессия королорскриптера очень востребованная. Есть несколько художников, активно продвигающих это направление: Сэмюэл Смит, Нэйтан Фоукс, Роберт Кондо. К сожалению, в России крупные российские студии пренебрегают колорскриптами, потому что считают эту часть продакшена не очень важной. Поэтому почти все проекты выходят с задержками и большими затратами. Но российские инди-студии развивают колорскриптинг и имеют огромный потенциал.

Мне кажется, что русский кинематограф и анимация в крупных студиях изживают себя, но на смену им приходит эра инди-продакшена. Если у тебя есть идея, тебе уже не нужно искать спонсоров и поддержку крупных игроков, достаточно найти свою аудиторию. Я верю, что в течение 10-15 лет у нас появится новый Pixar или Disney «made by Russian». У нас много идей и талантов, им нужно просто дать время на развитие и связи — и известность придет. Все стриминговые компании жадно ищут интересные истории.

Миша Оплев

В России действительно есть много крутых команд. Например, в 2016 году вышла короткометражка X-story. Ее создавали всего несколько человек вне рамок какой-либо студии. Режиссер Виталий Шушко сотрудничал с Konami и Disneу, участвовал в создании антологии Love, Death & Robots для Netflix. В своем блоге он делился концептами анимации. Другой пример — сериал «Киберслав». Его созданием занимается российская инди-студия для онлайн-кинотеатра "КиноПоиск HD". Концептов в сети немного, но кое-что можно посмотреть на страничке студии на Facebook. Это их первый проект, а рейтинг ожидания сериала уже 98%.

Фрагмент "Киберслава".

Для короткометражки No more Clashmas Миша Оплев рисовал колорскрипты. Ему нужно было передать эмоции бревна, что довольно сложно: у деревяшки даже мимики нет. Но художнику удалось сделать это с помощью цвета и направления света.

В начале бревно окружено холодными темными оттенками и подсвечено снизу зловещим фиолетовым цветом — мы понимаем, что дерево злится и вот-вот совершит нечто плохое. В развязке оно стоит на холме на фоне теплого рассвета: ситуация разрешилась, на площади снова царит праздничное настроение.

No more CLASHMAS?!

Лекция художника и колорскриптера Нэйтана Фоукса о свете и цвете

Если вам интересна эта тема, приходите на "Иллюстратон" от Smirnov School — бесплатную двухдневную онлайн-трансляцию, на которой можно поработать над навыками и выиграть призы. Она состоится 27 и 28 февраля. Художник и колорскриптер Нэйтан Фоукс выступит в первый день с лекцией о свете и цвете в дизайне, переводчиком будет тот самый Миша Оплев. Если вы хотите их послушать, зарегистрируйтесь вот тут.

Текст написала Юлия Хлебко, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

9292
2 комментария

Хороший текст, спасибо!

Кому интересно, есть уроки от PIXAR, в том числе по колорскрипту (а так же рендеринг, камеры, vfx итд) их можно найти тут:

https://www.khanacademy.org/computing/pixar

2
Ответить

Спасибо за ваше внимание! И за ссылку — будет полезно всем, кто интересуется темой) 

1
Ответить