«Святая Мод» — сакральная одержимость

Хоррор, в котором смешались кровь, религия и психические расстройства.

«Святая Мод» — сакральная одержимость

Во всяком прибрежном селении, хотя бы один бок которого лижет море, жизнь течет особым образом. Будто бескрайний горизонт, не захламленный однотипными постройками, круглосуточный гвалт чаек и подвижные волны заземляют каждого, кому посчастливилось родиться на задворках посейдонова царства. Но любые, даже не проверенные временем правила имеют яркие исключения.

Мод живет в живописном британском захолустье — вдоль ухоженного пляжа раскинулся променад с порочными барами, соседний мыс усеян почти королевскими постройками и пышной зеленью, а между сутулыми домами сквозит свежий ветер. Но Мод замечает лишь воронки серого неба, смердящие плесенью и мочой подворотни, в которые не суется солнечный свет, и вечную, почти болезненную сырость.

Можно подумать, скромная девушка прозябает в забытом колодце, но на деле она мало чем отличается от окружающих — ютится в небольшой квартирке, бережно следит за личным алтарем и работает частной сиделкой. Раньше Мод была частью большого коллектива и ухаживала за постояльцами местного госпиталя, но теперь в Его компании провожает смертельно больных страдальцев в последний путь.

«Святая Мод» — сакральная одержимость

Новая подопечная главной героини — авангардная танцовщица и хореограф Аманда, которую прогрессирующий рак выдворил не только со сцены, но и из кресла постановщицы. Дабы не мучить напоследок свои разум и взор, она отреклась от былой славы, лондонских друзей и богемных вечеринок и перебралась в одинокий особняк, на который Мод годами поглядывала с любопытством.

Несмотря на то, что Аманда пребывает в относительном затворничестве, она так и не отреклась от вредных привычек. Сигареты откладывает в сторону лишь в ванной, таблетки запивает алкоголем, платит за секс молодой девушке и даже не задумывается о спасении собственной души. И Мод видит в этом проблему, ведь на финальной стадии рака, когда плоть уже не спасти, самое время взяться за оздоровление души, чтобы предстать перед Ним в чистейшем из обличий.

В своем режиссерском дебюте Роуз Гласс исследует не столько порочность и чистоту человеческих душ, сколько рассуждает о том, что религия не видит в этих понятиях разницы. Грехопадение, самобичевание и святость веками шли об руку. Этот тернистый путь прошла и главная героиня. От родителей ей досталось имя Кэйти, но после смерти пациента, к которой привела ее неосторожность, она обратилась к Богу и нарекла себя Мод.

Тем не менее духовному перерождению предшествовали темные времена — несчастный случай потряс девушку до такой степени, что она попыталась наложить на себя руки. Но случилось чудо — к Мод явился Господь и спас ее. И не из праздного любопытства или жалости, а ради высокой цели, о которой не сказал прямо. Если первое время Мод сомневалась в значимости своего спасения, то, увидев сломленную и страдающую Аманду, лишь понимающе вздохнула.

«Вы полагали, что, преклонив десяток раз колена, вы искупите вашу преступную беспечность. [Но] эти редкие обращения к небу не могут удовлетворить ненасытную любовь [Бога]. Ему хочется видеть вас постоянно, таково выражение его любви к вам, и, по правде говоря, единственное ее выражение».

— роман «Чума», Альбер Камю

Главная героиня, ведомая добрым сердцем и волей Божьей, решает помочь умирающей подопечной отречься от земной суеты с ее изматывающими пороками и бессмысленной спешкой, которая все плотнее закрывает крышку гроба над головой. И, вероятно, благие намерения обернулись бы счастливым спасением заблудшей души, если бы «Святая Мод» не была хоррором.

«Святая Мод» — сакральная одержимость

При ближайшем рассмотрении поступки Мод сложно назвать гуманными. Болезнь вытягивает из жизни Аманды последние краски, самовольно задергивает шторы на окнах разума и души, тем самым создавая подходящую обстановку для неминуемого забвения и воцарения Дьявола. Но Мод с ее одержимостью религиозным очищением не просто отсекает ослабевающие потоки света, а пытается поглотить их источники.

Роуз Гласс, самостоятельно написавшая сценарий, постоянно взывает к двойственности героев и противопоставляет одно другому. Аманду можно отнести как к мученикам, заслуживающим спасения, так и к средоточию порока, коему самое место в адском пламени. Подвох в том, что уверенная в собственной святости Мод, не менее противоречива.

После чудесного «спасения» она периодически чувствует Бога в собственном теле, но со стороны это напоминает смесь оргазма и болезненного припадка. Одновременно порочная и приземленная благодать роднит Аманду и Мод, лишая их образы очевидного окраса. Весь фильм представляет собой противостояние интерпретаций, самая настойчивая из которых станет частью признанной истории.

«Святая Мод» — сакральная одержимость

«Святая Мод» стоит особняком от большинства современных хорроров. Дело даже не в том, как картина заигрывает с содержанием, подменяя одни смыслы другими, а в том, что она почти не пытается напугать. Большую часть времени фильм подпитывает напряжение кадрами интересной формы и ориентации, за которыми постоянно копошится тревожный гул.

Это оборачивается будоражащим, но не пугающим финалом. Страх приходит позже, вслед за осознанием поступков, что совершила набожная Мод, и пламенного ужаса, которым они были пропитаны. Хотя в писаниях святость всегда соседствовала с безумием, тот факт, что главная героиня оказывается обычной помешанной, пугает куда сильнее, чем неотвратимость Божьей кары и происки Дьявола.

Хотя «Святая Мод» выводит на первый план противостояние религии и психических расстройств, за ними кроется куда более жуткая мысль. Неважно сколь грешной и безумной была чья-либо жизнь, если крупным институтам — будь то церковь или иная власть — будет выгодно, они вознесут любые проступки до благих деяний и облачат посрамленные останки в одежды святого мученика.

PS. Если понравился текст — ищите нас в VK и Telegram. Либо заглядывайте к нам на сайт, там материалы выходят раньше.

4040