«Слово „злодей“ ничего для меня не значит»: творческий путь Алана Рикмана

От трусливых безумцев и безжалостных террористов до меланхоличных роботов и настоящих героев.

«Слово „злодей“ ничего для меня не значит»: творческий путь Алана Рикмана

Алан Рикман — наверное, один из самых необычных актёров последних 50 лет. В его карьере было множество абсолютно разных, противоположных ролей, как в театре, так и в кино. Он успел поработать в качестве режиссёра и актёра озвучки, стал символом храбрости и настоящей любви для целого поколения зрителей. За всю свою жизнь он почти ни разу не ошибся в выборе фильма — все картины, в которых он снимался, сегодня, за редким исключением, культовые.

В рамках «Лонгридов на заказ» рассказываем о карьере и главных ролях легендарного британского актёра, которому в этом году исполнилось бы 75 лет.

Первые шаги

Алан Рикман родился 21 февраля 1946 года в Лондоне в семье домохозяйки-валлийки Маргарет Дорин Роуз и ирландского рабочего и художника Бернарда Уильяма Рикмана — впоследствии Алан называл себя «чистокровным кельтом». Родители любили друг друга, несмотря на то, что исповедовали совсем разные религии: Маргарет была методисткой, а Бернард — католиком. Когда Алану было 8 лет, его отец скончался от рака лёгких, так что матери пришлось в одиночку растить четверых детей — Алана, Дэвида, Майкла и Шейлу.

Она могла заниматься чем угодно. Она работала в самых разных местах и в то же время училась ещё многому другому. Она постоянно переизобретала саму себя.

Алан Рикман

Вскоре семья была вынуждена переехать в Актон, где Алан поступил в начальную школу. На протяжении обучения мальчик проявлял интерес к каллиграфии и рисованию. В Латимерской старшей школе, куда он попал благодаря гранту, он впервые сыграл на сцене, а после её окончания начал обучение в Колледже искусств Челси, где встретил свою будущую жену Риму Хортон.

Рикман отучился в Челси три года, после чего в 1968-м поступил в Королевский колледж искусств, где проучился до 1970-го. За это время он успел поработать над дизайном и наполнением Ark — внутреннего журнала учебного заведения, а именно над 45 и 46 выпусками. После окончания колледжа Алан с друзьями даже основал собственную студию графического дизайна Graphiti в Сохо.

Статья Алана Рикмана в 45 выпуске Ark
Статья Алана Рикмана в 45 выпуске Ark

Фирма была довольно успешна, хотя, по воспоминаниям актёра, приносила не самый впечатляющий доход. Но после выпуска, когда Рикману было 24 года, он решил осуществить свою давнюю мечту и послал письмо в RADA — королевскую академию драматического искусства, лучшую драматическую школу Британии. Тем более, что ещё во время работы в Graphiti Рикман выступал в любительском театре. Кстати, старший брат Алана, Дэвид, всё-таки стал графическим дизайнером.

Я бы всё равно занимался этим, пусть и с любительскими труппами, это всегда было для меня самым важным. Наша дизайнерская группа была очень успешной, так что никто и не думал о том, чтобы идти дальше. Мы будто достигли всего. Мы немного зарабатывали, но у нас были выставки и мы хорошо делали нашу работу. Так что я подумал: «Вот и всё». Знаете ли, пришло время заняться другим делом.

Алан Рикман

В первое время Рикману не давали громких ролей, но в то же время он отметился как костюмер знаменитых драматических актёров Ральфа Ричардсона и Найджела Хоторна, и даже заслужил высшую награду RADA — медаль Бэнкрофта.

Он проработал в Академии четыре года, в течение которых вплотную работал над её репертуаром, после чего присоединился к Королевской шекспировской труппе. В её составе Рикман играл как незначительные и странные роли вроде поющей «She’s Pooped Without Her Porridge» белки из рождественской пантомимы, так и более серьёзные в таких постановках, как Ubu Rex и «Человек есть человек». В 1976 году тридцатилетний Алан Рикман сыграл на сцене Шерлока Холмса, а в кино дебютировал в 1978-м, когда исполнил роль Тибальда в адаптации «Ромео и Джульетты» от Би-би-си.

Алан Рикман в образе Тибальда
Алан Рикман в образе Тибальда

Алан, казалось, был не только в состоянии поразить любого зрителя, но и оказывал гипнотический эффект на людей, с которыми играл на одной сцене.

Кристофер Хэмптон, режиссёр, писатель

В 1982 году Рикман снялся в паре других проектов — «Барчестерских хрониках», где он исполнил роль Обадайи Слоупа, и «Людях Смайли». А в 1987-м в составе шекспировской труппы исполнил роль виконта де Вальмона в постановке Говарда Дэвиса по мотивам адаптации «Опасных связей» за авторством Кристофера Хэмптона.

Алан Рикман в роли виконта, с его протяжным голосом, полным истомы, и с бесстрастным лицом хитро и непостижимо скользит сквозь действие, как кот к сливкам.

Николас де Йонг, писатель

В составе труппы Рикман сыграл ещё много примечательных ролей, но уже в 1988 году приобрёл настоящую известность и зарекомендовал себя как образцовый антагонист на большом экране.

Прирождённый безумец

Одна из самых знаковых ролей Алана Рикмана в кино — немецкий террорист Ганс Грубер из «Крепкого орешка». Вместе с командой головорезов он оккупирует небоскрёб Nakatomi Plaza в Лос-Анджелесе, но с самого начала выделяется среди остальных преступников более аристократичными манерами и хладнокровием.

Интересно, что изначально Рикман не хотел играть в боевике, но агенты убедили его, что нельзя упускать такое предложение, которое поступило всего через два дня после его приезда в Лос-Анджелес. Хотя сценарий актёра впечатлил: ему показалось очень правильным, что темнокожие актёры не играют в нём негодяев, как было принято в те годы.

Я ничего не знал о Лос-Анджелесе, я ничего не знал о кинобизнесе… Я никогда раньше не снимался в кино, но я и стоил очень недорого.

Алан Рикман

После бродвейских постановок Рикману было очень непривычно сниматься в Голливуде — в первый же день он на десятом или одиннадцатом дубле порвал сухожилие в колене. В итоге Алан даже поспособствовал проработке сценария: знаменитая сцена в конце фильма, где Ганс Грубер притворяется заложником, появилась именно благодаря Рикману. Хотя изначально продюсер Джоэл Сильвер был против неё и даже чуть не выгнал актёра, когда тот оставил на его столе записку с предложением.

Я просто подумал: если я ношу простой костюм без всей этой боевой экипировки, то, возможно, должна быть сцена, где я прикидываюсь заложником с американским акцентом?

Алан Рикман

Тем более Рикман считал, что зрителю будет интересно, если Грубер и МакКлейн будут уважать друг друга или даже смешить. В то же время они были полными противоположностями внешне — Уиллис был гораздо больше похож на террориста в кровавой безрукавке, чем Рикман в элегантном костюме.

«Слово „злодей“ ничего для меня не значит»: творческий путь Алана Рикмана

Хотя Рикман и не хотел сниматься в боевике, он неосознанно внёс вклад и в эту составляющую фильма — в финале, когда Ганс Грубер падает в окно небоскрёба, Рикман решил выполнить этот трюк самостоятельно. По задумке, участники съёмочной группы должны были отпустить тросы, которые удерживали его на высоте 12 метров, на счёт три. Но координатор трюков Чарли Пицерни подговорил их сделать это сразу же, так что эмоции на лице Ганса в фильме — настоящий шок Алана Рикмана от падения.

Мне нравится ощущать небольшую опасность, а театр, конечно, смертельно опасен. В позднем начале карьеры хорошо то, что ты думаешь: «Ну, что такого уж плохого может случиться?»

Алан Рикман

С оружием же у Рикмана не заладилось с самого начала — по его словам, при внимательном просмотре можно заметить, что он моргает при стрельбе, а кастинг-директор фильма Джеки Бёрч рассказывала, как ей приходилось объяснять ему во время съёмок, как нужно держать оружие в руках.

Для меня стало открытием то, как же страшно стрелять из автомата.

Алан Рикман

Террорист в лице Рикмана вызывает одновременно и страх, и интерес — Грубер непредсказуем, но в то же время расчётлив. Не зря он до сих пор удерживает позиции в разнообразных списках лучших кинозлодеев всех времён.

Всего через три года после выхода «Крепкого орешка» Рикман сыграл ещё одного культового злодея — шерифа Ноттингема из фильма «Робин Гуд: Принц воров» с Кевином Костнером. Как ни странно, он в одиночку практически спас фильм от провала. Ходили слухи, что Кевин Костнер, который исполнил главную роль, даже лично проследил за тем, чтобы некоторые сцены с Рикманом вырезали из фильма, так как он «переиграл» самого Робина Гуда — зрителям из фокус-групп больше запомнился Алан Рикман, чем главный герой.

Алан Рикман в роли шерифа Ноттингемского, «Робин Гуд: Принц воров» (1991)
Алан Рикман в роли шерифа Ноттингемского, «Робин Гуд: Принц воров» (1991)

Но дело не только в актёрской игре. На церемонии BAFTA Алан Рикман признался, что втайне от создателей фильма попросил своих друзей Руби Уокса и Питера Барнса подправить «ужасный», по его словам, сценарий. Кстати, с Барнсом он встретился, когда тот обедал в закусочной Pizza Express.

Я спросил у него: «Может, взглянешь на этот сценарий, потому что он просто ужасен, а мне нужно несколько хороших реплик?» И он пробежался по всему сценарию с пиццей в руках.

Алан Рикман

Что интересно, Алан Рикман всегда очень любил детей. Перед съёмками сцены с маленькой девочкой Рикман разговаривал с ней, веселил её и корчил рожицы, чтобы ей не было страшно — дошло до того, что она незаметно хихикала во время записи.

Съёмки были очень тяжёлыми, и Алан всегда был бесконечно, удивительно изобретателен и отзывчив. Помпезность шерифа — это всё он: Алан придумал несколько своих реплик, и это была его идея раздвинуть ноги Марианне в одной из финальных сцен, так что она выглядела скорее комично, чем страшно. Он — моя любимая часть фильма, что тут ещё сказать.

Кевин Рейнольдс

Рикман внёс вклад и во внешний вид шерифа — он захотел сделать его как можно более «чёрным», избавиться от всех цветов в костюме. Сначала Алан хотел играть без парика, но ради своей задумки надел пышные тёмные волосы. Как и Ганс Грубер, шериф Ноттингемский попал в списки лучших антагонистов кинематографа.

В 1996 году Рикман вновь сыграл безумца — он исполнил главную роль в телефильме HBO «Распутин» от режиссёра Ули Эделя. Эту роль можно назвать одной из лучших в карьере актёра: он передал всё сумасшествие и неоднозначность персонажа так, что при просмотре невольно вздрагиваешь от его речей с нарочито русским акцентом. Распутин в исполнении Рикмана пьёт, буянит, дискредитирует царскую семью и в то же время становится неотъемлемой её частью, когда убеждает царицу в необходимости его «услуг».

Алан Рикман в роли Григория Распутина, «Распутин» (1996)
Алан Рикман в роли Григория Распутина, «Распутин» (1996)

Я просто не делю людей на хороших и плохих. Чтобы быть актёром, не нужно судить персонажей, которых вы играете. Для меня даже странно характеризовать персонажа всего одним словом. Не нужно считать себя хорошим или плохим, вы должны видеть своего персонажа как человека с определёнными потребностями. И быть этим человеком.

Алан Рикман

Алану Рикману довелось сыграть и у легендарного Тима Бёртона — в фильме «Суини Тодд: демон-парикмахер с Флит-стрит» он исполнил роль зловещего судьи Терпина. Персонаж Рикмана получился трусливым и безнравственным человеком, который внушает страх всем нижестоящим, но сам боится потерять нечестно нажитую власть. Кстати, это была первая картина Рикмана, в которой ему нужно было петь.

Думаю, одно из главных чудес этого фильма в том, что при просмотре ты забываешь, что это мюзикл, потому что речь и пение сливаются друг с другом.

Алан Рикман
Алан Рикман в роли судьи Терпина, «Суини Тодд: демон-парикмахер с Флит-стрит» (2007)
Алан Рикман в роли судьи Терпина, «Суини Тодд: демон-парикмахер с Флит-стрит» (2007)

Ангел-хранитель

Ещё один легендарный фильм в карьере Рикмана — «Догма» Кевина Смита, в которой он исполнил роль Метатрона, Гласа Божьего. Фильм стал частью View Askewniverse — условной «киновселенной» Смита. Режиссёр хотел снять этот фильм ещё раньше, но решил отложить задумку до того, как спецэффекты позволят её воплотить, а он сам наберётся опыта.

В «Догме» Смит пытается разобраться в том, что такое вера и религия, показывает взгляды разных людей и существ на этот вопрос. Сам Рикман после того, как ему предложили эту роль, спросил всего две вещи: будут ли создатели во всём придерживаться сценария и будут ли крылья настоящими.

«Слово „злодей“ ничего для меня не значит»: творческий путь Алана Рикмана

Алану досталась роль Метатрона — ангела, который говорит от лица самого Бога, так как голос самого божества лишает смертных рассудка. Несмотря на то, что актёр здесь появляется во второстепенной роли, его персонаж — немного циничный, но сочувствующий людям — запоминается. Что забавно, во время съёмок в Мексике Рикман так пристрастился к игре на маракасах, что целыми днями злил ей съёмочную группу.

Спасибо, что одолжил такому писаке, как я, своё мастерство и авторитет, Алан. Ты был для меня не столько Снейпом, сколько повзрослевшим Гарри Поттером: настоящим волшебником, который мог творить магию, используя лишь слова.

Кевин Смит

А в 2001-м, через два года после «Догмы», Алан Рикман впервые появился в образе самого культового персонажа в своей карьере — профессора Северуса Снейпа. На протяжении восьми фильмов персонаж вводил в заблуждение зрителей и читателей, а Рикман был единственным человеком, помимо самой Джоан Роулинг, который всегда знал о своём герое больше других актёров. Изначально он вообще не хотел играть Снейпа — профессор казался ему поверхностным и стереотипичным персонажем, так что писательнице пришлось переубедить Рикмана.

Знания, которые мне дала Джо Роулинг — которые я пообещал никогда не раскрывать — показали мне, что я должен играть одновременно двух героев в одном персонаже, пока сюжет не сведёт их воедино. Так что я всегда знал, что в нём есть эта неоднозначность.

Алан Рикман

Кстати, после этой беседы Рикман ни разу не видел Роулинг на съёмочной площадке, а его «тайна» иногда порождала интересные ситуации. Иногда режиссёр говорил Алану, что нужно делать в сцене, а он отвечал: «Нет, я не могу этого сделать, я знаю, что должно произойти, а вы — нет»

Алан Рикман в роли Северуса Снейпа на съёмках фильма «Гарри Поттер и кубок огня»
Алан Рикман в роли Северуса Снейпа на съёмках фильма «Гарри Поттер и кубок огня»

Хотя после того, как франшизу передали Дэвиду Йейтсу, Рикман был не очень доволен своей ролью — об этом стало известно из письма под заголовком «Внутри Северуса Снейпа», которое нашли в архивах актёра.

Такое впечатление, что Дэвид Йейтс решил, будто всё, [что касается Снейпа], по большому счёту неважно. А точнее — не привлекает подростковую аудиторию.

Алан Рикман

Все актёры на съёмочной площадке очень любили Рикмана, а он с большим уважением относился к троице главных героев и следил за их карьерами.

Работа с ним в таком молодом возрасте была для меня невероятно важной, и я буду следовать урокам, которые он мне преподал, до конца своей жизни и карьеры.

Дэниел Редклифф
«Слово „злодей“ ничего для меня не значит»: творческий путь Алана Рикмана

Настоящая любовь по Алану Рикману

Хотя массовому зрителю Рикман известен в первую очередь по ролям Ганса Грубера и Северуса Снейпа, далеко не самых приятных персонажей, особое место в его карьере занимают герои историй о любви. Уже в 1990-м году он сыграл одну из главных ролей в картине «Верно, безумно, глубоко».

Фильм рассказывает о девушке, которая тяжело переживает потерю любимого, пока тот не является к ней в виде призрака. Завязка чем-то напоминает «Привидение» с Патриком Суэйзи, но «Верно, безумно, глубоко» целиком построен на химии влюблённой пары: роль призрака Джейми исполнил Алан Рикман, а компанию ему составила Джульет Стивенсон.

Джульет Стивенсон и Алан Рикман, «Верно, безумно, глубоко»
Джульет Стивенсон и Алан Рикман, «Верно, безумно, глубоко»

Для этой роли Рикман даже научился играть на виолончели. Правда, в фильм попала лишь его правая играющая рука, в то время как левая принадлежала профессиональному музыканту.

Рикман и Стивенсон уже работали вместе в театре, и Алан с уважением относился к коллеге. По его словам, сцена из самого начала «Верно, безумно, глубоко», в которой Нина, персонаж Стивенсон, опускается на пол и рыдает от горя — лучшая во всём фильме, так как показывает зрителю самые настоящие эмоции главной героини, заставляет поверить в эту историю.

А в 1995 году вышла экранизация романа Джейн Остин «Разум и чувство», в котором рассказываются истории влюблённости сестёр Элианор и Марианны Дэшвуд. Алан Рикман исполнил в фильме роль полковника Брэндона, который в последний момент спасает Марианну от несчастья в забытье и становится для неё опорой, так как способен на её импульсивную, детскую любовь ответить взрослым и не менее сильным чувством.

Алан Рикман в роли полковника Брэндона, «Разум и чувства» (2003)
Алан Рикман в роли полковника Брэндона, «Разум и чувства» (2003)

Ещё одним важным фильмом в карьере Рикмана и массовом кинематографе в целом стала «Реальная любовь» Ричарда Кёртиса — чуть ли не классическая романтическая комедия и третий совместный фильм Алана Рикмана и Эммы Томпсон.

В сборнике новелл о любви Алан сыграл директора дизайн-агенства Гарри, который поддаётся на намёки своей новой секретарши, что обнаруживает его жена, когда замечает его за покупкой дорогого ожерелья, а сама получает от него на Рождество диск с альбомом любимой певицы.

Мне показалось чудом, что Алан согласился играть в нашем фильме, и, разумеется, он исполнил роль великолепно, гораздо лучше, чем она была написана. Он сделал буквально каждое слово многогранным и интересным.

Ричард Кёртис
Алан Рикман и Эмма Томпсон в «Реальной любви»
Алан Рикман и Эмма Томпсон в «Реальной любви»

Алан Рикман в космосе

Одна из отличительных черт Алана Рикмана, которая так полюбилась зрителям — его уникальный голос, который в 2008 году даже оказался идеальным по результатам исследования лингвиста Эндрю Линна из Шеффилдского университета. Дело в том, что с детства у Алана был дефект нижней челюсти, из-за которого ему приходилось прикладывать усилия для чёткого выговаривания слов. Эта особенность сохранилась за ним до конца жизни.

Среди всех персонажей, которых он озвучил, сильнее всего запоминается, пожалуй, грустный робот Марвин из «Автостопом по галактике». Эта роль стала одной из немногих в карьере Рикмана, что связаны с космосом. Реплики Марвина можно было разбирать на цитаты ещё в книге, но голос Алана сделал из него ещё более необычного персонажа. Что забавно, оба актёра, которые воплотили на экране Марвина, играли профессоров в «Поттериане» — Северуса Снейпа и Филиуса Флитвика.

Марвин, «Автостопом по галактике» (2005)
Марвин, «Автостопом по галактике» (2005)

Другая культовая «космическая» роль в карьере актёра — это сэр Александр Дэйн, или доктор Лазарус, в фильме «В поисках галактики». В этой полнометражной пародии на классический «Стартрек» Рикман сыграл одного из второсортных сериальных актёров, которого больше коллег утомила рутинная работа на потеху сумасшедшим фанатам. Персонаж Рикмана выделяется среди других своим постоянным развитием и душевными терзаниями.

Алан Рикман в роли Александра Дэйна, «В поисках галактики»
Алан Рикман в роли Александра Дэйна, «В поисках галактики»

«В поисках галактики» стал культовым благодаря очень сильному актёрскому составу (помимо Рикмана, в нём снялись Сигурни Уивер, Сэм Рокуэлл и Тони Шалуб) и необычному подходу к заезженной сюжетной концепции. В 2014 году в Голливуде впервые заговорили о его сиквеле, но два года спустя Рикман умер, поэтому фильм так и не увидел свет.

Это был замечательный сценарий, но появилась загвоздка, когда Алан Рикман покинул нас. Нам было очень грустно, потому что сценарий концентрировался на отношениях Лазаруса и Таггарта (капитана корабля, роль которого исполнил Тим Аллен — прим. DTF). Он был целиком завязан на их истории.

Тим Аллен

В 2016 году Алан Рикман скончался от рака поджелудочной железы. За свою почти сорокалетнюю карьеру он внёс вклад в несколько очень популярных франшиз, поставил собственные картины и успел запомниться как массовому зрителю, так и любителям авторского кино. Да что там — он известен и заядлым посетителям KFC, и фанатам мультфильмов для взрослой аудитории: в шестом сезоне «Царя горы» он озвучил короля Филиппа.

«Гарри Поттер» был не последней «волшебной» историей в карьере актёра — в дилогии про Алису с Мией Васиковской в главной роли он озвучил мудрую гусеницу Абсолема. Рикману посвятили «Алису в Зазеркалье», так как он не дожил до премьеры фильма.

А ещё Рикман внёс свой вклад в политику — одним из его проектов стала театральная постановка по мотивам дневников вашингтонской антивоенной активистки Рэйчел Корри, которая погибла, когда пыталась остановить израильский бульдозер во время сноса палестинских домов.

В 2022 году в печать выйдут дневники Алана Рикмана, которые актёр вёл на протяжении всей своей карьеры — возможно, оттуда мы узнаём о нём ещё больше. Пока же остаётся лишь наслаждаться его работами, в каждую из которых он вложил частицу самого себя.

520520
23 комментария

Комментарий недоступен

21
Ответить

Комментарий недоступен

54
Ответить
27
Ответить

Один из лучших антигероев нашего времени.

5
Ответить
25
Ответить

Жаль, что он так рано нас покинул - было бы очень любопытно понаблюдать в том числе и за развитием его режиссерской карьеры.

21
Ответить

Потрясающий человек. Больше всего мне запомнился Шекспир в его озвучке... Поразительно, как ему удавалось "играть" одним только голосом. Актёрское мастерство вообще не обсуждается. Очень печально, что он так рано ушёл...

15
Ответить