Чего такой серьёзный: «Джокер» и другие кинокомиксы, которые участвовали в престижных кинофестивалях

И даже побеждали.

7 сентября 76-й Венецианский кинофестиваль, и его главный приз, «Золотого льва», неожиданно для всех взял «Джокер» Тодда Филлипса — кино вроде бы максимально далёкое от того, что мы привыкли называть «фестивальным». К тому же, основанное (хоть и очень опосредованно) на комиксах — которые, как мы знаем, некоторые до сих пор считают «низким» искусством.

Победа «Джокера», безусловно, — очень важное для поп-культуры событие, ещё раз подчёркивающее то, насколько стремительно в наше время стирается разница между авторским и массовым, якобы «низким» и «высоким», зрительским и фестивальным. Яркое свидетельство глобального сдвига в мышлении, который мы могли наблюдать последние годы.

Чего такой серьёзный: «Джокер» и другие кинокомиксы, которые участвовали в престижных кинофестивалях

Но этот случай, несмотря на особую шумиху, не первый пример того, как фильмы, основанные на комиксах, пробивались на красные дорожки ведущих фестивалей. «Джокер» — даже не первый кинокомикс в Венеции и не первый кинокомикс, выигравший престижный кинофестиваль.

В честь этого события мы решили вспомнить другие примеры из истории, когда фильмы, основанные на комиксах, участвовали и даже побеждали на крупнейших мировых кинофестивалях. Заодно сможете добавить новые названия в сразу два бэклога: и комиксный, и кинематографический.

«Логан»

«Джокер» — не первый фильм, так или иначе связанный с супергеройскими вселенными, чья премьера прошла на ведущем европейском фестивале. В 2017 году «Логан» Джеймса Мэнголда ездил на Берлинале, правда, показывали его во внеконкурсной программе (то есть, на главный приз, «Золотого медведя», он не претендовал).

Чего такой серьёзный: «Джокер» и другие кинокомиксы, которые участвовали в престижных кинофестивалях

По сути, для мировой кинообщественности «Логан» и стал той отправной точкой, после которой все заговорили о супергероике как о жанре, способном говорить на серьёзные темы (до этого, конечно, был «Тёмный рыцарь», но он во всех обсуждениях всегда стоит особняком).

Вдохновлённый комиксом «Старик Логан» фильм Мэнголда — мрачный, хмурый и депрессивный — не зря своей формой напоминает неовестерн. Режиссёр выстраивает прямое сравнение супергероики с классическим американским жанром: ведь вестерны в период классического Голливуде были, в общем-то, тем же, чем сейчас являются кинокомиксы Marvel и DC. Растиражированными жанровыми фильмами, количество которых в какой-то момент начало сильно перевешивать качество.

В итоге жанр зашёл в тупик, и на смену попсовым устаревшим вестернам пришли новые, умные «ревизионистские вестерны» — например, «Дикая банда» Сэма Пекинпа или, отчасти, «Шейн», чья финальная фраза «В долине больше нет бандитов» цитируется в «Логане» напрямую.

«Шейн»
«Шейн»

Слегка опередивший время «Шейн» показывал метафорическую смерть старого вестерного героя, готового без всякой рефлексии отстреливать бандитов пачками. «Логан» делает то же самое для супергероики — это первый по-настоящему ревизионистский супергеройский кинокомикс, не высмеивающий жанровые клише (как это делает, например, «Дедпул»), а осмысляющий их и пытающийся найти для жанра новый путь.

Причём, в отличие от «Тёмного рыцаря», он не строит историю вне комиксного контекста, а работает с уже существующей киновселенной, отчего контраст, конечно, ощущается куда ярче.

Чего такой серьёзный: «Джокер» и другие кинокомиксы, которые участвовали в престижных кинофестивалях

«Логан», быть может, не идеальное кино, но без него, думается, не было бы и никакого «Джокера». Это отличный фильм, вполне заслуженно нашедший свой путь и на фестивали, и на оскаровскую номинацию за «Лучший адаптированный сценарий» — первую для подобных фильмов, но, судя по «Джокеру», не последнюю.

«Проклятый путь»

Впрочем, понятие «кинокомикса» необязательно ограничивается супергероикой, о чём люди, кажется, частенько забывают. В 2002 году, например, в основном конкурсе Венецианского фестиваля состоялась премьера «Проклятого пути» — гангстерского нуара от Сэма Мендеса, режиссёра «Красоты по-американски» и «Скайфолла», с Томом Хэнксом в главной роли. Фильм основан на одноимённой серии комиксов Макса Коллинза и Ричарда Рейнера, выпущенного импринтом DC Comics Paradox Press.

Чего такой серьёзный: «Джокер» и другие кинокомиксы, которые участвовали в престижных кинофестивалях

Комиксы Коллинза и Рейнера рассказывают о трёх поколениях семьи О’Салливан, а их действие разворачивается в период с 30-х годов и эпохи Великой депрессии до Вьетнамской войны.

Фильм Мендеса основан только на первом романе — в нём Майкл О’Салливан-старший, жестокий гангстер и примерный семьянин, вместе с маленьким Майклом-младшим вынужден вступить на путь кровавой вендетты против своего босса, чей сын из зависти убил всю остальную семью О’Салливан.

Чего такой серьёзный: «Джокер» и другие кинокомиксы, которые участвовали в престижных кинофестивалях

«Проклятый путь» на первый взгляд не кажется тем фильмом, про который можно сразу сказать: «Да, это снято по комиксу». Мрачная история мести с таким же успехом могла быть адаптацией классического гангстерского романа или сценарием условного Мартина Скорсезе.

Но графическая основа здесь всё же критически важна: «Проклятый путь» — кино, где важнее визуальный язык, чем вербальный, снятое с невероятным стилем и вниманием к композиции.

Чего такой серьёзный: «Джокер» и другие кинокомиксы, которые участвовали в престижных кинофестивалях

Собственно, режиссёр Сэм Мендес и выбрал этот материал основой, потому что после разговорной «Красоты по-американски» хотел снять кино максимально не зависящее от диалогов, говорящее со зрителем на языке изображения.

И в этом смысле «Проклятый путь» — идеальный кинокомикс, фильм, перенимающий из оригинала не только сюжетную линию, но и способ подачи материала. Кино, предпочитающее показывать, а не рассказывать — качество, которого многим адаптациям книг как раз сильно не достаёт.

«Город грехов»

Но есть фильмы, воспринимающие понятие «кинокомикса» ещё буквальнее. В 2005 году вышел «Город грехов» Роберта Родригеса — теперь уже культовое кино, основанное на одноимённой серии комиксов великого Фрэнка Миллера, также участвовавшего в экранизации и даже срежиссировавшего несколько сцен.

Но немногие помнят (или знают), что премьера кровавого и абсурдно-жестокого криминального нуара прошла на Каннском кинофестивале, где «Город грехов» участвовал в конкурсе наравне с, например, «Сломанными цветами» Джима Джармуша и «Мандерлей» Ларса фон Триера. Интересный, наверное, был контраст.

Оригинальные комиксы выпускались издательством Dark Horse с 1991 по 2000 год
Оригинальные комиксы выпускались издательством Dark Horse с 1991 по 2000 год

В отличие от абсолютного большинства кинокомиксов, «Город грехов» не пытается перевести оригинальный текст в материальный кинематографический мир. Напротив — он как бы максимально «комиксизирует» реальность, помещает живых актёров в совершенно условное пространство. «Город грехов» — это, буквально, оживший комикс.

Причём такого необычного и инновационного эффекта Родригес добился без особых финансовых вложений. Весь фильм он снимал на собственной студии (по сути, в сарае) на фоне хромакея — это позволило создать фильму сюрреалистично-комиксовое окружение и сильно облегчило работу с цветом, который в чёрно-белом «Городе грехов» существует лишь яркими всполохами крови и на важных сюжетных деталях.

Вот так фильм выглядел до спецэффектов

Основных наград в Каннах Родригес, конечно, не получил, но за его изобретательное визуальное решение ему выделили специальный приз, «Технический Гран-при». Так что да, строго говоря, «Город грехов» — это фестивальное кино с наградой Каннского кинофестиваля.

«Оправданная жестокость»

2005-й вообще стал удивительным годом для кинокомиксов на Каннском кинофестивале — вместе с «Городом грехов» в основном конкурсе участвовала ещё и «Оправданная жестокость» Дэвида Кроненберга. Фильм, основанный на графическом романе A History of Violence Джона Вагнера, создателя Судьи Дредда (у него, кстати, удивительная история).

В отличие от своего коллеги Родригеса, Кроненберг не задавался целью переносить визуальный стиль графического романа на экран — впрочем, с написанным будто бы неуверенной рукой, небрежными штрихами A History of Violence сделать это было совсем непросто. Кроненберга интересует лишь история — жестокая, проникновенная и крайне убедительная иллюстрация поговорки о том, что «насилие порождает насилие».

History of Violence, как и «Проклятый путь», выпущен Paradox Press, импринтом DC Comics. 
History of Violence, как и «Проклятый путь», выпущен Paradox Press, импринтом DC Comics. 

Главный герой «Оправданной жестокости», тихий семьянин из маленького города по имени Том Сталл, совершает вроде бы героический поступок — защищает свою закусочную и её посетителей от двух бандитов, в процессе убивая обоих. Его снимают для ТВ, о нём крутят передачи по всей Америке — но Том этому совсем не рад.

Вскоре выясняется, почему: в городок приезжают большие люди из большого города, заявляющие, что Том на самом деле — бывший наёмный убийца по имени Джоуи Кьюсак, и до сих пор много кто жаждет ему отомстить.

Чего такой серьёзный: «Джокер» и другие кинокомиксы, которые участвовали в престижных кинофестивалях

Банальную историю о «человеке, который оказывается не тем, кем кажется», Кроненберг превращает в глубокое исследование самого явления насилия и его абсолютной необратимости — как бумеранг оно возвращается к тем, кто вроде бы давно оставил его позади.

Даже сцены героизма и той самой как бы «оправданной» жестокости режиссёр показывает отталкивающе, омерзительно детально (собственно, не зря Кроненберга знают как мастера боди-хоррора), не оставляя и сомнения в том, что любое, абсолютное любое насилие есть зло и не должно существовать в принципе.

Чего такой серьёзный: «Джокер» и другие кинокомиксы, которые участвовали в престижных кинофестивалях

А его герой, прекрасно сыгранный Вигго Мортенсеном, — совсем не типичный мститель из боевика. Он несчастный человек, которого гнетёт и гложет его прошлое, — статус хладнокровного убийцы, способного, не моргнув, вдолбить человеку нос в череп.

Дэвид Кроненберг почти не изменил сюжетную линию оригинала в целом, но заметно подкорректировал в деталях. Центральный антагонист, например, у него из близкого друга главного героя превратился в родного брата — очевидно, чтобы обострить конфликт ещё сильнее. И это работает: фильм Кроненберга многие эксперты считают произведением на голову выше его графической основы.

Чего такой серьёзный: «Джокер» и другие кинокомиксы, которые участвовали в престижных кинофестивалях

«Олдбой»

Культовый «Олдбой» Пак Чхан-ука основан на одноимённой манге Гарона Цутии и художника Нобуаки Минэгиси, и это ещё один случай, когда адаптация во многом превосходит оригинал.

Оригинальная манга выходила с 1996 по 1998 год в журнале Weekly Manga Action
Оригинальная манга выходила с 1996 по 1998 год в журнале Weekly Manga Action

Фильм на порядок мрачнее, жёстче и перверсивнее своего первоисточника — в манге Цутии, допустим, никого не убивают ровно до самого финала, а в сюжетном повороте отсутствует та самая деталь, делающая его безумно извращённым.

И даже в маленьких деталях Чхан-ук стремится сделать историю страшнее — так, вместо десяти лет его главного героя держат взаперти все пятнадцать.

Чего такой серьёзный: «Джокер» и другие кинокомиксы, которые участвовали в престижных кинофестивалях

Забавно, что единственная сцена, которая может намекнуть на графическое происхождение сюжета (и которую легко представить на странице комикса) — знаменитая однодублевая драка в коридоре, поставленная с видом сбоку — идея самого Пак Чхан-ука. В оригинале ничего подобного нет.

Премьера «Олдбоя» состоялась на Каннском кинофестивале в 2004-м, в год, когда главой жюри был Квентин Тарантино. Ему, как огромному любителю жанрового кино, фильм Пак Чхан-ука безумно понравился, и он очень ратовал за то, чтобы дать ему «Золотую пальмовую ветвь».

Но по итогам голосования «Олдбою» не хватило совсем чуть-чуть — ему досталось Гран-при жюри, вторая по важности награда. А ветвь ушла документальному фильму «Фаренгейт 9/11» Майкла Мура.

«Жизнь Адель»

Наконец, единственный (до «Джокера», разумеется) случай, когда фильм, основанный на комиксах, получил главную награду ведущего фестиваля. В 2013-м «Золотую пальмовую ветвь» Канн взяла «Жизнь Адель» — эротическая мелодрама Абделатифа Кешиша про молодую девушку, влюбившуюся в синеволосую незнакомку.

Чего такой серьёзный: «Джокер» и другие кинокомиксы, которые участвовали в престижных кинофестивалях

Решение жюри тогда вызвало огромную радость многих критиков и зрителей, но в то же время было очень неожиданным — не столько, конечно, из-за комиксной основы фильма, сколько из-за того, что привнёс в фильм сам Кешиш. А именно — откровенные и некомфортно длинные сцены секса между Адель и Эммой, которые, как многие подозревали, были несимулированными.

И против которых протестовала даже автор оригинального графического романа «Синий — самый тёплый цвет» Жюли Маро, боясь, что это отвлечёт зрителя от чувственной стороны истории.

Режиссёр, разумеется, слухи опроверг, хотя в следующем его проекте, незаконченной пока трилогии «Мектуб, моя любовь», несимулированные сцены секса действительно присутствуют
Режиссёр, разумеется, слухи опроверг, хотя в следующем его проекте, незаконченной пока трилогии «Мектуб, моя любовь», несимулированные сцены секса действительно присутствуют

Мало кто думал, что такому смелому фильму дадут награду в год, когда жюри руководил Стивен Спилберг, совсем немолодой и, казалось бы, консервативный в своих методах режиссёр. Оказалось, не такой уж и консервативный.

Но даже вне этих откровенных сцен (или, может, вопреки им), «Жизнь Адель» — сверхудачная экранизация, с присущей Кешишу чувственностью и неторопливостью (фильм идёт три часа) раскрывающая зрителю сложный мир главной героини.

Обидно только, что в фильм не вошло очень интересное визуальное решение из оригинального комикса: он целиком выполнен в чёрно-белом, и в цвете там только ярко-синие волосы Эммы. Да, почти как в «Городе грехов».

Чего такой серьёзный: «Джокер» и другие кинокомиксы, которые участвовали в престижных кинофестивалях
11 показ
13K13K открытий
32 комментария

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Одна из самых красивых трёхмерных картин, и в целом напоминает Индиану Джонса.

Ответить

Со мной, похоже, что то не то, но я прочитал не "Приключения Тин Тина", а "Приключения Татарина".

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Все таки главный момент, связанный с Джокером это то, что он основан на очень популярном персонаже и взял Льва. Та же Адель это довольно нишевый роман, и история к которой не заподозришь комиксный первоисточник.

Ответить