«Боль и слава» — искусство стареть

«8 с половиной» Педро Альмодовара

«Боль и слава» — искусство стареть

Будучи молодым, Педро Альмодовар обожал провоцировать — сочетание откровенной порнографии и картинной «мыльности» в его произведениях вершили культурную и сексуальную революцию в испанском кино. Взирая на зрителей честными и широко открытыми глазами, он рассказывал о невероятных героях, чьи бурные судьбы не могли существовать вне экрана. Режиссер охотно дополнял свои работы элементами из дешевых сериалов, безвкусных пародий на подлинные драмы и нарочитого глянца.

В руках испанца эта аляповатая мешанина превращалась в яркие фильмы, и все благодаря тому, что он ненавязчиво разбавлял вымысел историями из собственной жизни. В ранних работах Альмодовара подкупала открытость, с которой он говорил на любые темы — будь то отношения с матерью или женщинами в целом, — при этом никогда не опускаясь до сухой автобиографичности. Иными словами, искренность — неотъемлемая черта его стиля.

В последний раз юный эксцентрик и провокатор показался на публике в трагикомедии «Все о моей матери», а на смену ему пришел «взрослый» Альмодовар. Он обладает уникальным шармом и довольно щадящим порогом вхождения, но также ему свойственны рефлексия, меланхолия и приземленность новоиспеченных героев. К сегодняшнему дню режиссер трижды размышлял о воспитательной силе искусства и его влиянии на человеческие взаимоотношения, каждый раз с пронзительной искренностью и едва слышным надрывом в голосе, а «Боль и слава» — это и вовсе хриплый зов о помощи страдающего старика.

«Боль и слава» — искусство стареть

Главный герой картины — режиссер Сальвадор Мальо, незавуалированное воплощение самого Альмодовара, — не видит в себе особого таланта. Успех пришел к нему тридцать лет назад с выходом спорной картины «Вкус», и для самого Мальо это событие оказалось не столь приятным. Катарсис от завершения сложных съемок быстро сменила болезненная ссора с главной звездой фильма Альберто Креспо.

Дальнейшее творчество Сальвадора стало заложником первого триумфа, а от таланта осталась лишь кипа автобиографических рассказов. Но вдруг его спокойную рефлексию нарушает нежданное событие — «Вкус» планируют включить в фильмотеку испанской классики. В результате режиссера, живущего памятью о матери и родительском доме, настигают давно забытые демоны.

Старость увенчала Сальвадора не только забвением в искусстве, но и целой вереницей неизлечимых болезней и тяжелых операций. Десятки лекарств, равно как и сиделки, у которых так стыдно просить помощи, лишь помогают пережить новый день. Временным решением проблемы по «счастливой» случайности оказывается тот самый Альберто — звезда кино и героиновый наркоман со стажем.

«Китайский дракон» заглушает физическую боль Сальвадора и переносит его из невыносимого настоящего в беззаботное детство, когда пещера с побеленными стенами казалась домом, а ночевка на железнодорожной станции — приключением. Возможность встретиться с умершей матерью, пусть и в грезах, становится основной причиной пристрастия к наркотикам. Для страдающего старика, погрязшего в героиновом забытьи, реальная жизнь теряет всякое значение.

Прошлое в фильме не менее разрушительно чем наркотики, ведь оно вырабатывает привыкание, затягивая в пучины приятных, но давно ушедших ощущений. Внутри режиссера Мальо еще теплится талант, проявляющийся в его неопубликованных рассказах, а жизнь, полная заботливых друзей, не заслуживает быть принесенной в жертву бесконечной рефлексии.

Это приводит к тому, что Сальвадор впервые принимает предложенную помощь. Наркотики привели его на грань самоубийства и полного забвения, но посреди обломков собственной судьбы он отыскал важный жизненный урок — боль и слава сопутствуют каждому успешному творцу, который превращает душевные и физические терзания в мгновения триумфа. Так Мальо и сам Альмодовар различают в старости жизнь, а не предвестие смерти, и, стало быть, находят причины для дальнейшего творчества.

«Боль и слава» — искусство стареть

Судьба Сальвадора лишь на первый взгляд мрачна — на основе меланхоличных размышлений о собственной участи «Боль и слава» выстраивает весьма обнадеживающую историю. Картина вязнет в воспоминаниях длиною в жизнь, но в конечном счете Альмодовар не забывает о будущем. Это один из немногих фильмов о старости, который не топчется на месте, а с любопытством движется в будущее.

Кардинальное отличие Альмодовара от его героя кроется в том, что Сальвадор, выплескивая пережитые мучения и страсти на страницы сценариев и рассказов, не облекает их в постановки. Все потому, что публика обязательно свяжет признания и откровения автора с его жизнью, а он не желает предавать огласке собственную боль. Альмодовар же охотно демонстрирует откровенные эпизоды, нисколько не опасаясь, что кто-то приравняет их к реальности.

В «Боли и славе» режиссер прямо и искренне говорит о своей матери, проведенном в бедности детстве, навязанной религии и «прожитом» искусстве. В одной из сцен он буквально просит прощения у семьи за то, что не был тем сыном, которого они заслужили. Мастер смешения реальной жизни и вымысла наконец-то снял честную автобиографию, которая не просто завершает его 40-летнюю историю творчества, а позволяет взглянуть на нее с совершенного иного ракурса.

«Боль и слава» — искусство стареть

Антонио Бандерас, чья карьера прошла под пристальным надзором Педро Альмодовара, был выбран самой судьбой для воплощения образа режиссера в кино. В результате он показал сколь слабым, беззащитным и правдивым может быть статный красавец, за что заслуженно получил пальмовую ветвь в Каннах за лучшую и, возможно, главную роль своей жизни.

Даже печальные и давящие фильмы Альмодовара насыщены яркими цветами, присущими скорее «мыльным операм», нежели серьезному кинематографу. И несмотря на тяжелое начало, «Боль и слава» также полна красок. За годы режиссер овладел ими настолько, что они все меньше походят на китч и больше — на утонченные мазки опытного художника.

К примеру, воспоминания о детстве главного героя проходят в суровой, но не обременяющей ребенка бедности, по вине которой скромной семье приходилось ютиться в подземной пещере. Но Альмодовар окрашивает эти годы в яркую побелку, превращая невзрачный дом в чистое и светлое место, в котором даже едва заметная ложь выступает яркими пятнами. Так же незначительные впечатления из детства врезаются в незамутненную память.

***

«Боль и слава» умело притворяется гнетущей драмой о прошлом, дабы в итоге обернуться искренним и жизнеутверждающим произведением о настоящем. Заботливый старик Педро Альмодовар по-отечески окутывает теплотой и верой в будущее главного героя, так похожего на него самого. Это картина о том, как боль и слава создают творца, который без остатка дарит миру себя — неидеального, страдающего и прекрасного.

PS. Если понравился текст — ищите нас в VK и Telegram.

4242
25 комментариев

Очень приятный фильм, столь же симпатичный, сколь и необязательный. Все-таки "Восемь с половиной" Феллини снимал, еще не будучи старичком, и получилось у него гораздо энергичней. А "Боль и слава" скорее такая благообразная стариковская картина. Если сравнивать с тем же Феллини, то это скорее ближе к "Интервью"

3
Ответить

Необязательный, как зайти к старику Альмодовару на чаек, пока он бухтит про то, как в детстве все было проще, трава казалась зеленей, а члены - больше. И как вспоминает родителей и друзей, старую любовь и тот забавный случай, который рассказывают на каждом семейном собрании.

Ответить

слава и боль - стареть исскуство

1
Ответить

Стареть и слава - искусство боль

2
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Очень красивый, но абсолютно чуждый мне фильм. Такой себе аля "неделя из жизни не самого интересного старика". Куча арок, множество сцен которые никуда не ведут, ничего (и никого) толком не раскрывают а присутствуют в фильме просто, что бы быть. Жаль, что в первые 10 минут Сальвадор (Антонио Бандерас) не обратился лично ко мне и не сказал фразу: "Молодой человек, это не для вас снято! Приходите через 30 лет". Ощущение, будто я снова, как в свои 17, посмотрел "Трудности перевода" Софии Копполы и ни черта не понял.

P.S. почему у каждого режиссера-гея должен быть фильм про маму? (не с претензией, правда интересно)

Ответить

Стариком себя ощущаю только в плохую погоду, но смотрел все фильмы Альмодовара (от самого первого хотелось лоб от стол расшибить) и "Боль и слава" для меня открылся скорее не как гайдом по старперству, а как жирной чертой под всем творчеством режиссера. Никогда его особо не любил; "Все о моей матери" - далекий от моего вкуса фильм; единственное, что действительно всегда поражало у Альмодовара - это режиссерские приемы. Но после "Боли и славы" как-то перевернул эту последнюю страницу и подумал, что хороший был мужик, честный, снимал о себе, о маме, о бойфрендах и ничего не стеснялся. Даже когда было больно. Альмодовар сам себе и остальным упаковал свою режиссерскую карьеру в подарочную упаковку и этот фильм - бантик на ней.

1
Ответить