Позыпол Дюну Вильнева

Позыпол Дюну Вильнева

Хороший блокбастер, умноживший недостатки книги вдвое.

Доброго времени суток, на волне восхищения от экранизации Дюны хочу поделиться свои скромным, ни на что не претендующим мнением. Ранее я писал небольшую вводную статью в книжную вселенную, рекомендую ознакомиться.

Как можно догадаться по заголовку, я хочу выразить отличное от большинства мнение касательно картины Вильнева, я не ставлю себе задачей ее ругать, и если по этому вступлению создатся такое мнение - оно ошибочно, картины заслуживает похвалы, видна кропотливая работа с материалом, а также энтузиазм и желание познакомить зрителя с библией научной фантастики. Если вы читаете эту статью в будущем, где вышла режиссерская версия с парой дополнительных часов хронометража - речь здесь исключительно о театральной, о том что было показано на большом экране. Я также не хочу сводить статью к "книга лучше", я согласен что оценивать фильм нужно в отрыве от произведения, но объективно - не проводить абсолютно никаких параллелей не представляется возможным. Конечная цель статьи показать, что киношной вселенной еще есть куда расти, и разобрать недостатки экранизации на примере, как ни странно, недостатков книги (потому что как и все в нашей жизни она далека от совершенства). Конечная цель этого лонга - пробудить у читателя желание к самому полному опыту погружения в Дюну, который фильм, к моему личному огорчению, не может передать в своей полноте. Если вы остались в восторге от экранизации, я искренне этому рад, потому что популяризация Дюны хороша в любых проявлениях, и, возможно, это сулит нам дальнейшее расширение вселенной в виде сериалов, видеоигр и графических романов.

Ну и да, без микроспойлеров тут не обойтись.

Критика первой книги цикла

Позыпол Дюну Вильнева

В своей вводной статье я лишь мельком писал чем Дюна не угодила массовому читателю, и это касалось в большей степени ее продолжений. Здесь же я остановлюсь на моментах которые смутили читателей в самой первой Дюне, их я попрошу держать в голове.

  • Нарочитый контраст Атрейдесов и Харконеннов. Атрейдесы - кристально добрые, Харконенны - абсолютное зло. Подобная структура в литературе стара как мир, из читателя невидимым силком тянут симпатии в пользу Атрейдесов, демократичных и мудрых правителей, и вызывают омерзение Харконенны - бесчестные, отвратительные и мерзкие. Это не то что бы плохо, но это явное клише, основательная работа над которым была проделана в следующих книгах.
  • Мало проработанный доктор Юэ. Данный момент относительно спорный, на мой субъективный взгляд, для предателя данный персонаж был достаточно раскрыт, также подробно описываются его душевные терзания и привязанность к Полу, которую он будет вынужден предать в угоду Харконеннам, ибо те держат в заложниках его супругу.
  • Дисбаланс сил Фрименов и Сардаукаров. Книга не раз делает акцент на том, что армия сардаукаров по силе равна всем остальным вместе взятым домам известной вселенной, и как оказывается в дальнейшем, фримены способны дать им мощный отпор, и превосходят их в бою. Зачем Харконенны, боясь армии Шаддама IV держат в узде фрименов (другой вопрос - как они это делают?), ведь заручившись их поддержкой можно иметь в рукаве сильнейшую армию. (С моей точки зрения имеет место ответ в духе "они не знали о военном потенциале фрименов", но эта аргументация при детальном рассмотрении не выдержит критики).
  • Невнятное ответвление в виде небольшой сюжетной арки, касающейся дома Фенринг - Марго Фенринг по указу Бине Гессерит соблазняет Фейд Рауту Харконенна, чтобы сохранить гены потенциального квизац хадерача, и что, собственно, с ее ребенком было дальше? Развернутого ответа читатель не получит в основном цикле романов, сюжетную заплатку пришлось делать Брайну Герберту, и там рассчитывать на откровение не придется.

Список можно продолжать, но я перечислил основные и часто встречающиеся вопросы к книге, в частности я разделяю вопрос к главе с участием Марго Фенринг, поскольку читая эту главу создавалось ложное ощущение, что она написана с заделом на дальнейшее развитие.

Унесенные песками

Позыпол Дюну Вильнева

Если обобщить и не вдаваться в подробности, то Дюна - это мир интриг, заговоров, планов внутри планов. Это исламская романтика переплетающаяся в тесный узел с буддизмом, суровые бескрайние пустыни, не оставляющие шанса к выживанию для случайных путников, которым не посчастливилось оказаться в центре песчаной бури. Это острая борьба за право владеть меланжом, употребив который ты рискуешь обрести дар предзнания, который раздавит тебя и подчинит себе. Это история, длящаяся на протяжении тысячелетий и затрагивающая множество судеб. В конечном счете, Дюна - это некий вызов фатализму, исследующий как далеко может пойти человек, знающий ходы вселенной наперед.

Язык кино отличается от языка литературы, и передать все аспекты оригинала, естественно, не представляется возможным, но и на язык кино распространяются определенные законы. Тут Дюна Вильнева и встречается с трудностями, главная из которых - скоротечность повествования, основные события книги скорее не показываются, а пересказываются, и история целиком и полностью концентриурется на Поле Атрейдесе, оставляя позади других, не менее важных персонажей. На мой субъективный взгляд, больше и мучительнее всего пострадал Дункан Айдахо - один из главных героев всей серии книг, и ключевая фигура для всей цепочки романов.

Книгу критикуют за излишнюю крайность в характере мстительных и озлобленных харконеннов, фильм же старательно обходит их стороной и ограничивается лишь редкими сценами где барон Владимир Харконнен злобно предвкушает крах Атрейдесов. Самое, на мой личный взгляд, неприятное изменение, коснувшиееся Харконеннов, это объединение Фейд Рауты (племянника Владимира) и Твари Раббана в одного персонажа в ущерб первому, все еще теплится надежда что во второй части Фейд все таки будет введен в сюжет, однако наиболее подходящий для этого момент точно утерян (роль Раббана же была расширена, но едва ли несет смысловую нагрузку тяжелее шестерки барона).

Другой попавший под ножницы персонаж - Петер де Врие, ментат Владимира Харконенна, изюминка Петера в том, что он один из немногих (возможно, даже единственный) кто позволяет себе некоторые вольности в общении с бароном, он делает колкие замечания, за которые любой другой персонаж был бы подвергнут мучительной смерти, при этом он осознает, что барон намеревается его рано или поздно убить. Однако, он уверен в своей ценности для него, а также считает, что способен рассчитать когда барон все таки решится на этот шаг. Петер - персонаж-проводник, через него мы чуть ближе знакомимся с образом барона и извлекаем информацию о его методах правления. К моему личному огорчению фильм эту возможность тоже упустил.

В результате "пересказывания" основного сюжета многие важные для понимания принципов работы вселенной вещи канули в лету, к таким относятся и водные дисциплины. Фильм посвятил им всего 2 сцены, одна из которых гэг про плевки (справедливости ради, смешной), но как отдельная тема водная дисциплина в принципе не обсуждалась и не показывалась, что странно, ибо многие называют Дюну "Экологической фантастикой", помимо сложных социально-политических и религиозных тем, первый роман довольно активно исследует экологию, вот что Герберт писал в предисловии:

Людям, чьи труды из области идей переходят в область реального, - экологам пустынь, где бы они ни жили, в какое бы время не работали, - посвящается эта попытка предвидения - с благодарностью и восхищением.

Фрэнк Герберт

Можно очень долго проводить параллеи с романом, и многие укажут на то, что это некорректно, но я всего навсего хочу сказать, что многое было упущено из виду, и это скорее констатация факта нежели претензия. Герои еще не успели прибыть на Арракис, как власть над ним у них отбирают, и в какую-то дипломатию между Атрейдесами и фрименами верится по ту сторону экрана уж слишком с натяжкой. Безусловно, Лето заслужил уважение Лайета Кайнса (которого тут сделали черной женщиной, но зачем?), но едва ли этого будет достаточно чтобы проникнуться доверием со стороны фрименов.

Двигатель сюжета - главная недоработка этого фильма, он работает так мощно, что каркас за ним не поспевает, события скоротечны, зритель не успевает привыкнуть к враждебной окружающей среде, как его бросают в самое пекло политических интриг и тут же этот двигатель глохнет - многие говорят, что в фильм уместилась лишь половина книги, это не так, в фильм уместили все 3/4, только их упростили настолько, что даже зритель незнакомый с книгой ощущает, как будто ему рассказали лишь половину истории.

И тут мы возвращаемся к тому, что я просил держать в уме - всю критику которую получил первый роман, вместо работы над ошибками книги, фильм наступил абсолютно на те же грабли, повторил абсолютно те же ошибки, но в большем масштабе, ситуацию спасло визионерство Вильнева - в местах, которые сошли со страниц книги режиссер следует им достаточно точно, фильм не страдает от мискаста, хореографы наделили боевые искусства своим уникальным почерком - то, как в бою двигается Пол, и то, как дерется Джамис - два разных боевых стиля. Орнитоптеры, шай-хулуд, песчаные бури, ты думаешь что вот-вот настанет момент и Дюна раскроется вовсю...Но этого не происходит, тебя подразнили фантиком, но не дали конфету.

Задел на будущее

Позыпол Дюну Вильнева

При всем при этом, в таланте Вильнева не приходится сомневаться, его стиль как нельзя лучше подходит для подобного рода фильмов. И опять же - могли иметь место студийные ножницы, но то что имеется по факту - далеко не предел того, что можно сотворить на экране.

Отчасти, присутствуют проблемы избранного формата - как ни крути, но Дюна будет себя чувствовать в разы лучше в виде сериала, такой ход дал бы возможность расправить сеттингу плечи, а темпу повествования - пространство для разворота. Я более чем уверен, что деление книг на несколько частей фильмов будет и далее.

Несмотря ни на что, я испытываю нешуточный интерес в отношении экранизации "Мессии Дюны", романа где ставки будут повышены, а персонажи и Арракис должны будут предстать перед зрителем в несколько ином свете. Самое интригующее заключается в том, что предсказать успех сиквела невозможно от слова совсем, и дело даже не в полноте повествования, а в исходном материале, который многие нашли неудовлетворительным. Но с уверенностью можно судить пока лишь об одном - полноценный "Дюна экспириенс" можно получить только в книгах.

106106
206 комментариев

Комментарий недоступен

41
Ответить

Это юбилей альтернативных мнений/

37
Ответить

Комментарий недоступен

29
Ответить

как ни крути, но Дюна будет себя чувствовать в разы лучше в виде сериалаэто вроде бы уже давно должно было стать очевидным, что любой эпический книжный сериал должен стать сериалом телевизионным. Но нет, пытаются зачем-то, снимают куцые эти обрезки

26
Ответить

Властелин колец был отличной экранизацией, но никак не не куцей нарезкой. Что книги, что фильмы по своему великолепны

51
Ответить

Нет не должен, с чего бы?
Сериальная "Дюна" есть и она выглядит уныло. Их снимают совершенно по-другому. У этой книги такой сюжет, где многое для экрана убирается спокойно, материала как раз на один-два фильма

11
Ответить

Кстати, существующий сериал крутой.

5
Ответить