Гравитация денег: обзор сериала «Озарк»

21 июля на Netflix вышел первый сезон «Озарка» — мрачной криминальной драмы, построенной вокруг актёра и режиссёра Джейсона Бейтмана. Главный редактор DTF посмотрел все десять эпизодов и рассказывает, почему сериал заслуживает больше внимания, чем получает.

Гравитация денег: обзор сериала «Озарк»

Если открыть страницу «Озарка» на Metacritic, можно заметить диссонанс: обычным зрителям он нравится больше, чем критикам. Суть этого расхождения становится очевидной, если почитать рецензии. Почти все обозреватели ошибочно пытаются поместить «Озарк» в прокрустово ложе, которое оставил после себя Breaking Bad, и неизменно оказываются разочарованными.

И это не удивительно. Ведь «Озарк», несмотря на общие черты, совсем не Breaking Bad, а к концу сезона и вовсе оказывается его полной противоположностью.

Если шоу Винса Гиллигана — это притча о моральном разложении одного человека, то новинка Netflix — возможно, самое странное семейное кино на свете

Главный герой, брокер Марти Бёрд, тоже совсем не Уолтер Уайт. Он дьявольски умён и просчитывает свои действия на несколько шагов вперёд, но, в отличие от метамфетаминового короля, почти никогда не врёт.

Из-за этой его черты «Озарк» смотрится свежо. Редко увидишь криминальную драму, где главный герой сразу нейтрализует все недосказанности и взваливает на плечи родных груз истины — просто потому, что так безопаснее.

Гравитация денег: обзор сериала «Озарк»

Сериал начинается с того, что коллегу, с которым Марти отмывал деньги для второго по величине наркокартеля в Мексике, ловят на воровстве. Мафия не прощает ошибок, поэтому решает устранить вообще всех участников финансовой схемы.

В последний момент Марти удаётся выкрутиться, продав картелю безумную схему по отмыванию денег, которая предусматривает переезд семейства Бёрдов в Озарк — этакую американскую Венецию, где почти все местные жители передвигаются на катерах, а общая длина береговой линии на небольшой территории превышает протяжённость всей береговой линии Калифорнии.

Думая, что лишь оттягивает время до своей смерти, Марти берёт в охапку свою неверную жену и детей, чтобы переехать из Чикаго в речную глушь, заодно прихватив с собой восемь миллионов долларов наличных мафии, которые ему предстоит легализовать.

Гравитация денег: обзор сериала «Озарк»

Несмотря на то, что «Озарк» — совсем не о деньгах, они работают в нём как главный двигатель сюжета. В первом же эпизоде зрителям объясняют, что горы наличности, в которых можно купаться подобно Скруджу Макдаку, это не счастье, как может показаться поначалу, а проклятье.

Если у тебя на столе лежит сумка с миллионом долларов, это не значит, что ты ей обладаешь. Большие деньги опасны и надолго задерживаются только в руках достойных

На этом простом принципе и строится вся криминальная драма «Озарка». Марти Бёрд вместе с семьёй приезжает в тихий район и нарушает местную экосистему с помощью восьми миллионов долларов, в той или иной мере наступив на горло практически всем бизнесменам в округе. И после этого деньги начинают притягивать людей как лампа мотыльков и столь же беспощадно их убивать.

Гравитация денег: обзор сериала «Озарк»

В первых эпизодах «Озарк» действительно может показаться клоном Breaking Bad — тут и конфликт с неглупой женой-блондинкой (её блестяще играет Лора Линни из «Шоу Трумана»), и превращение худенького бухгалтера в мужчину, и лаконичная открывающая заставка, и саундтрек с акцентом на барабаны, и внезапные многоходовки на несколько эпизодов, и брутальные, ошеломляющие смерти ключевых героев.

Но чем ближе финал, тем отчётливее становится понятно, что «Озарк» — это история о важности семьи. Даже у второстепенных героев судьбы так или иначе рушатся или налаживаются именно из-за семейных связей.

Гравитация денег: обзор сериала «Озарк»

Главное открытие «Озарка» — это Джейсон Бейтман в новом для себя амплуа, драматическом. Нельзя сказать, что он блестяще играет, нет. Ему досталась роль интеллигентного уравновешенного человека, который предпочитает панике рассудительность. Кого-то такой персонаж может даже оттолкнуть, но он идеально подходит для истории в жанре «умный человек за работой».

Основные достижения Бейтмана, впрочем, остались за кадром — он сам снял несколько эпизодов сериала, и, как режиссёр, он внезапно сыграл на поле Дэвида Финчера. «Озарк» — дьявольски красивый, стилистически цельный, мощный и при этом сдержанный сериал. Трудно было ожидать, что нечто подобное сможет снять звезда «Задержки в развитии» и постановщик нескольких слабеньких инди-фильмов.

Возможно, талант Бейтмана облагородил именно Netflix. Онлайн-кинотеатр явно не экономил на «Озарке» денег, потому что он смотрится как десятичасовая «Исчезнувшая». Тут и мрачная синеватая палитра, и безупречное использование света, и красивейшие съёмки с воздуха, и почти полное отсутствие зелёных экранов и других обманок — каждый кадр совершенен.

Гравитация денег: обзор сериала «Озарк»

С Netflix у «Озарка» появился не только бескомпромиссный для жанра бюджет, но и пара других интересных особенностей. Например, сценарий первого сезона как будто писался не для десяти серий, а для одного цельного десятичасового фильма.

Это значит, что если вы посмотрите «Озарк» за одну ночь, вы не заметите свойственных для телевидения ухищрений и пустых филлеров. Здесь ни один элемент, ни один герой не появляется из воздуха, а сюжетные цепочки начинают выстраиваться ещё за несколько серий до того, как им нужно выстрелить.

В дополнение к этому сценаристы «Озарка» потрясающе издеваются над штампами жанра. Например, главные герои хотят спрятать подброшенный им труп, нажив себе кучу потенциальных проблем, а потом передумывают и вызывают полицию, поняв, что так будет проще.

Марти Бёрд зачастую поступает так, как поступил бы обыкновенный зритель. Это герой, который не делает идиотских поступков для того, чтобы накалить драму: у него её в жизни и так хватает

Совсем без глупостей в «Озарке», конечно, не обошлось. Например, в начале сезона Марти второпях оставляет детей сторожить вещи, не сказав, что в чемоданах лежат восемь миллионов долларов. Но этот и другие моменты, связанные с хранением денег, только подчёркивают их концепцию в сериале.

Гравитация денег: обзор сериала «Озарк»

Судя по описанию на Netflix, у сценаристов «Озарка» есть чёткий план на пять сезонов — именно столько лет Марти предстоит отмывать деньги. И первый «год» показывает, что авторы не намерены тянуть кота за хвост и в любой момент готовы убить даже самых важных персонажей, чтобы полностью изменить характер сюжета.

При этом мрачность и брутальность «Озарка» не мешает ему оставлять после себя самые светлые чувства. Он напоминает о том, что деньги деньгами, но главной валютой для людей всё-таки остаётся хорошее отношение. В этом, пожалуй, главная уникальная черта этого сериала: в нём вырывают ногти с корнем и стреляют из дробовика в лицо, но посыл у него при этом как у диснеевского фильма для всей семьи, и это прекрасно.

12K12K открытий
10 комментариев

Посмотрел где-то 80% сериала и просто недоумеваю с критиков сериала.
Во-первых, как уже сказано вскользь в статье - здесь нет ощущения, что ты умнее героя, порой я восторгался действиями главного персонажа именно с точки зрения решительности, мудрости решения (а не режиссерской работой, которая что-то оставила за кадром) - это круто! У тебя не возникает ощущения, что блин, ну а почему не сделать так-то? И это касается также всего окружения, при этом противники, жена, дети - все ведут себя не как придурки, потому что каждый делает в сериале обдуманные, взвешенные, ПРАВИЛЬНЫЕ вещи. И если уж сравнивать с breaking bad, который из-за этого мне не понравился (слишком быстрая эволюция из преподавателя до "решалы") - тут этого нет, тут тебе не показывают эволюцию героя, тут тебе раскрывают героя здесь и сейчас. Игра всех актеров на высоте!
Во-вторых, в этом сериале тебе показывают ситуацию такой, какая она есть. Здесь нельзя сказать, что главный герой хороший, а плохие герои - badass. Нет сопереживания героям только потому, что они все в криминале. Ты как бы смотришь со стороны на весь сюжет, тебе не хочется, чтобы сериал закончился хорошо для хорошего парня, мне не хочется, чтобы актер Бейтмана решил все свои проблемы и жил спокойно и счастливо, мне дико интересно как он себя поведет, я не знаю, чем закончится сериал, но есть ощущение, что герой раскроется в конце сезона с нехорошей стороны и от этого кайфово. Потому что нет хороших преступников, они все панки!
В-третьих, сама тема психологического давления раскрыта на 5 баллов, включаешь сериал и нет желания параллельно копаться в телефоне, его надо запоем смотреть, важна каждая фраза, его не растягивают, но это не значит, что там много экшена, просто дикое психологическое давление.
Режиссура, актерская игра, сеттинг - все супер!

Ответить

И еще хочу добавить, что мне кажется, что роль у Бейтмана совсем-таки не простая, то, что актер не играет драму - это же не значит, что роль простая - просто у персонажа нет дикого спектра эмоций, это не истеричка. И вот в этом вся сложность, мне кажется, чтобы реально не переиграть. Однако напряжение, страх, злость - все это присутствует, ну не бьется человек в конвульсиях, так это не делает роль сложнее?

Ответить

Соглашусь практически во всем, посмотрел весь сериал за 2 раза по 5 серий. Оторваться невозможно.
Буквально с первой серии обратил внимание на схожесть с Тяжкими, но разница все таки существенная. Во-первых, главный герой хотя и занимается грязными делами, но не торговец наркотой и не мокрушник. Во-вторых, как уже было сказано, семья главного героя не бросает его, а старается выпутаться вместе.
Все персонажи ведут себя адекватно, даже в некоторых местах поступают более обдумано, чем от них ожидаешь.
Из минусов, я всё таки досконально не понял механизм отмывания денег, но это, наверное, так задумано))) или просто я недостаточно внимательно смотрел.
В общем всем советую, а сам с нетерпением жду нового сезона.

Ответить

"противники, жена, дети - все ведут себя не как придурки, потому что каждый делает в сериале обдуманные, взвешенные, ПРАВИЛЬНЫЕ вещи."
От поведения жены и детей перманентный фейспалм. Особенно, когда доходишь до серии с флешбеком, которую вы, судя по всему, еще не посмотрели, и наблюдаешь, как ГГ трусится над своей супругой, как ей дорожит. После этого она благословит его отмывать деньги наркокортеля а когда он, работая 24/7, "отдалится от нее", пойдет кувыркаться с престарелым чмошником-лойером, попутно записывая это на камеру.
После этого флешбека образ женушки становится еще более омерзительным.

Ответить

Персонажи в шоу настолько пресные и предсказуемые, что сопереживать им совершенно невозможно, а от того впечатление от сериала не лучшее. Проценты на томатах и метакритике очень правильные получились - посмотреть можно, но я вообще не могу представить человека который полюбит этот сериал.

Ответить

Дропнул на четвёртом эпизоде - пресно, вяло, неизобретательно

Ответить

Бейтман очень избирательный. Обратите внимания на все его последние проекты,они твердо стоят по критики.Он не гений актерского мастерства,но настоящий профессионал своего дела,я на него обратил внимание после "Подарка".

Ответить