Гравитация денег: обзор сериала «Озарк»

21 июля на Netflix вышел первый сезон «Озарка» — мрачной криминальной драмы, построенной вокруг актёра и режиссёра Джейсона Бейтмана. Главный редактор DTF посмотрел все десять эпизодов и рассказывает, почему сериал заслуживает больше внимания, чем получает.

В закладки

Если открыть страницу «Озарка» на Metacritic, можно заметить диссонанс: обычным зрителям он нравится больше, чем критикам. Суть этого расхождения становится очевидной, если почитать рецензии. Почти все обозреватели ошибочно пытаются поместить «Озарк» в прокрустово ложе, которое оставил после себя Breaking Bad, и неизменно оказываются разочарованными.

И это не удивительно. Ведь «Озарк», несмотря на общие черты, совсем не Breaking Bad, а к концу сезона и вовсе оказывается его полной противоположностью.

Если шоу Винса Гиллигана — это притча о моральном разложении одного человека, то новинка Netflix — возможно, самое странное семейное кино на свете

Главный герой, брокер Марти Бёрд, тоже совсем не Уолтер Уайт. Он дьявольски умён и просчитывает свои действия на несколько шагов вперёд, но, в отличие от метамфетаминового короля, почти никогда не врёт.

Из-за этой его черты «Озарк» смотрится свежо. Редко увидишь криминальную драму, где главный герой сразу нейтрализует все недосказанности и взваливает на плечи родных груз истины — просто потому, что так безопаснее.

Сериал начинается с того, что коллегу, с которым Марти отмывал деньги для второго по величине наркокартеля в Мексике, ловят на воровстве. Мафия не прощает ошибок, поэтому решает устранить вообще всех участников финансовой схемы.

В последний момент Марти удаётся выкрутиться, продав картелю безумную схему по отмыванию денег, которая предусматривает переезд семейства Бёрдов в Озарк — этакую американскую Венецию, где почти все местные жители передвигаются на катерах, а общая длина береговой линии на небольшой территории превышает протяжённость всей береговой линии Калифорнии.

Думая, что лишь оттягивает время до своей смерти, Марти берёт в охапку свою неверную жену и детей, чтобы переехать из Чикаго в речную глушь, заодно прихватив с собой восемь миллионов долларов наличных мафии, которые ему предстоит легализовать.

Несмотря на то, что «Озарк» — совсем не о деньгах, они работают в нём как главный двигатель сюжета. В первом же эпизоде зрителям объясняют, что горы наличности, в которых можно купаться подобно Скруджу Макдаку, это не счастье, как может показаться поначалу, а проклятье.

Если у тебя на столе лежит сумка с миллионом долларов, это не значит, что ты ей обладаешь. Большие деньги опасны и надолго задерживаются только в руках достойных

На этом простом принципе и строится вся криминальная драма «Озарка». Марти Бёрд вместе с семьёй приезжает в тихий район и нарушает местную экосистему с помощью восьми миллионов долларов, в той или иной мере наступив на горло практически всем бизнесменам в округе. И после этого деньги начинают притягивать людей как лампа мотыльков и столь же беспощадно их убивать.

В первых эпизодах «Озарк» действительно может показаться клоном Breaking Bad — тут и конфликт с неглупой женой-блондинкой (её блестяще играет Лора Линни из «Шоу Трумана»), и превращение худенького бухгалтера в мужчину, и лаконичная открывающая заставка, и саундтрек с акцентом на барабаны, и внезапные многоходовки на несколько эпизодов, и брутальные, ошеломляющие смерти ключевых героев.

Но чем ближе финал, тем отчётливее становится понятно, что «Озарк» — это история о важности семьи. Даже у второстепенных героев судьбы так или иначе рушатся или налаживаются именно из-за семейных связей.

Главное открытие «Озарка» — это Джейсон Бейтман в новом для себя амплуа, драматическом. Нельзя сказать, что он блестяще играет, нет. Ему досталась роль интеллигентного уравновешенного человека, который предпочитает панике рассудительность. Кого-то такой персонаж может даже оттолкнуть, но он идеально подходит для истории в жанре «умный человек за работой».

Основные достижения Бейтмана, впрочем, остались за кадром — он сам снял несколько эпизодов сериала, и, как режиссёр, он внезапно сыграл на поле Дэвида Финчера. «Озарк» — дьявольски красивый, стилистически цельный, мощный и при этом сдержанный сериал. Трудно было ожидать, что нечто подобное сможет снять звезда «Задержки в развитии» и постановщик нескольких слабеньких инди-фильмов.

Возможно, талант Бейтмана облагородил именно Netflix. Онлайн-кинотеатр явно не экономил на «Озарке» денег, потому что он смотрится как десятичасовая «Исчезнувшая». Тут и мрачная синеватая палитра, и безупречное использование света, и красивейшие съёмки с воздуха, и почти полное отсутствие зелёных экранов и других обманок — каждый кадр совершенен.

С Netflix у «Озарка» появился не только бескомпромиссный для жанра бюджет, но и пара других интересных особенностей. Например, сценарий первого сезона как будто писался не для десяти серий, а для одного цельного десятичасового фильма.

Это значит, что если вы посмотрите «Озарк» за одну ночь, вы не заметите свойственных для телевидения ухищрений и пустых филлеров. Здесь ни один элемент, ни один герой не появляется из воздуха, а сюжетные цепочки начинают выстраиваться ещё за несколько серий до того, как им нужно выстрелить.

В дополнение к этому сценаристы «Озарка» потрясающе издеваются над штампами жанра. Например, главные герои хотят спрятать подброшенный им труп, нажив себе кучу потенциальных проблем, а потом передумывают и вызывают полицию, поняв, что так будет проще.

Марти Бёрд зачастую поступает так, как поступил бы обыкновенный зритель. Это герой, который не делает идиотских поступков для того, чтобы накалить драму: у него её в жизни и так хватает

Совсем без глупостей в «Озарке», конечно, не обошлось. Например, в начале сезона Марти второпях оставляет детей сторожить вещи, не сказав, что в чемоданах лежат восемь миллионов долларов. Но этот и другие моменты, связанные с хранением денег, только подчёркивают их концепцию в сериале.

Судя по описанию на Netflix, у сценаристов «Озарка» есть чёткий план на пять сезонов — именно столько лет Марти предстоит отмывать деньги. И первый «год» показывает, что авторы не намерены тянуть кота за хвост и в любой момент готовы убить даже самых важных персонажей, чтобы полностью изменить характер сюжета.

При этом мрачность и брутальность «Озарка» не мешает ему оставлять после себя самые светлые чувства. Он напоминает о том, что деньги деньгами, но главной валютой для людей всё-таки остаётся хорошее отношение. В этом, пожалуй, главная уникальная черта этого сериала: в нём вырывают ногти с корнем и стреляют из дробовика в лицо, но посыл у него при этом как у диснеевского фильма для всей семьи, и это прекрасно.

Главный редактор DTF, одновременно сонибой, фанат Xbox, Switch-энтузиаст и ПК-боярин
{ "author_name": "Вадим Елистратов", "author_type": "editor", "tags": ["\u0441\u0435\u0440\u0438\u0430\u043b\u044b","\u043e\u0437\u0430\u0440\u043a","\u043e\u0431\u0437\u043e\u0440\u044b","long"], "comments": 10, "likes": 41, "favorites": 9, "is_advertisement": false, "subsite_label": "cinema", "id": 8872, "is_wide": false, "is_ugc": false, "date": "Thu, 03 Aug 2017 12:47:00 +0300", "is_special": false }
0
10 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
6

Посмотрел где-то 80% сериала и просто недоумеваю с критиков сериала.
Во-первых, как уже сказано вскользь в статье - здесь нет ощущения, что ты умнее героя, порой я восторгался действиями главного персонажа именно с точки зрения решительности, мудрости решения (а не режиссерской работой, которая что-то оставила за кадром) - это круто! У тебя не возникает ощущения, что блин, ну а почему не сделать так-то? И это касается также всего окружения, при этом противники, жена, дети - все ведут себя не как придурки, потому что каждый делает в сериале обдуманные, взвешенные, ПРАВИЛЬНЫЕ вещи. И если уж сравнивать с breaking bad, который из-за этого мне не понравился (слишком быстрая эволюция из преподавателя до "решалы") - тут этого нет, тут тебе не показывают эволюцию героя, тут тебе раскрывают героя здесь и сейчас. Игра всех актеров на высоте!
Во-вторых, в этом сериале тебе показывают ситуацию такой, какая она есть. Здесь нельзя сказать, что главный герой хороший, а плохие герои - badass. Нет сопереживания героям только потому, что они все в криминале. Ты как бы смотришь со стороны на весь сюжет, тебе не хочется, чтобы сериал закончился хорошо для хорошего парня, мне не хочется, чтобы актер Бейтмана решил все свои проблемы и жил спокойно и счастливо, мне дико интересно как он себя поведет, я не знаю, чем закончится сериал, но есть ощущение, что герой раскроется в конце сезона с нехорошей стороны и от этого кайфово. Потому что нет хороших преступников, они все панки!
В-третьих, сама тема психологического давления раскрыта на 5 баллов, включаешь сериал и нет желания параллельно копаться в телефоне, его надо запоем смотреть, важна каждая фраза, его не растягивают, но это не значит, что там много экшена, просто дикое психологическое давление.
Режиссура, актерская игра, сеттинг - все супер!

Ответить
4

И еще хочу добавить, что мне кажется, что роль у Бейтмана совсем-таки не простая, то, что актер не играет драму - это же не значит, что роль простая - просто у персонажа нет дикого спектра эмоций, это не истеричка. И вот в этом вся сложность, мне кажется, чтобы реально не переиграть. Однако напряжение, страх, злость - все это присутствует, ну не бьется человек в конвульсиях, так это не делает роль сложнее?

Ответить
0

Соглашусь практически во всем, посмотрел весь сериал за 2 раза по 5 серий. Оторваться невозможно.
Буквально с первой серии обратил внимание на схожесть с Тяжкими, но разница все таки существенная. Во-первых, главный герой хотя и занимается грязными делами, но не торговец наркотой и не мокрушник. Во-вторых, как уже было сказано, семья главного героя не бросает его, а старается выпутаться вместе.
Все персонажи ведут себя адекватно, даже в некоторых местах поступают более обдумано, чем от них ожидаешь.
Из минусов, я всё таки досконально не понял механизм отмывания денег, но это, наверное, так задумано))) или просто я недостаточно внимательно смотрел.
В общем всем советую, а сам с нетерпением жду нового сезона.

Ответить
0

"противники, жена, дети - все ведут себя не как придурки, потому что каждый делает в сериале обдуманные, взвешенные, ПРАВИЛЬНЫЕ вещи."
От поведения жены и детей перманентный фейспалм. Особенно, когда доходишь до серии с флешбеком, которую вы, судя по всему, еще не посмотрели, и наблюдаешь, как ГГ трусится над своей супругой, как ей дорожит. После этого она благословит его отмывать деньги наркокортеля а когда он, работая 24/7, "отдалится от нее", пойдет кувыркаться с престарелым чмошником-лойером, попутно записывая это на камеру.
После этого флешбека образ женушки становится еще более омерзительным.

Ответить
4

Персонажи в шоу настолько пресные и предсказуемые, что сопереживать им совершенно невозможно, а от того впечатление от сериала не лучшее. Проценты на томатах и метакритике очень правильные получились - посмотреть можно, но я вообще не могу представить человека который полюбит этот сериал.

Ответить
4

Дропнул на четвёртом эпизоде - пресно, вяло, неизобретательно

Ответить
2

Бейтман очень избирательный. Обратите внимания на все его последние проекты,они твердо стоят по критики.Он не гений актерского мастерства,но настоящий профессионал своего дела,я на него обратил внимание после "Подарка".

Ответить
1

Я до рецензии не знал, что Бейтман еще и режиссер. Я до сих пор немножко охреневаю с этого факта. Для актера с достаточно смазливой внешностью, чтобы стать звездой в Голливуде, но недостаточно для того, чтобы стать А-классом, это просто какой-то нереальный уровень постановки.

Ответить
0

Я в Венеции не был, но не думаю, что она хоть чем-то напоминает место действия сериала... Ну, может, только, что вода есть в обоих местах

Ответить
0

Смотрится залпом. Интересно чем закончится.

Ответить

Прямой эфир

{ "jsPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/js/all.min.js?v=05.02.2020", "cssPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/styles/all.min.css?v=05.02.2020", "fontsPath": "https://fonts.googleapis.com/css?family=Roboto+Mono:400,700,700i&subset=cyrillic" }