Имперский Сенат: часть третья «Банки, деньги, киберспорт»

Бесплатный бизнес тренинг о том, как делать не надо. Оплачено меценатом переводом по почте.

Имперский Сенат: часть третья «Банки, деньги, киберспорт»

Привет, читатель. Это третья часть третьей статьи из серии работ, посвящённых самым значимым (на взгляд автора) компаниям, которые имеют отношение к киберспорту в СНГ. Перед прочтением рекомендую ознакомиться с предыдущей частью. Представленный материал не является экспертной оценкой затронутых аспектов. Но субъективное мнение автора будет основано на максимально достоверной информации, взятой из открытых источников. Абзацы, выделенные маркером, не имеют прямого отношения к основной тематике статьи. Приятного чтения.

«ПАО Почта Банк»

Ещё один пример финансовой деятельности ФКС России. В рамках сотрудничества между ФКС России и Почта Банком, предполагается реализация двух основных направлений.

Первое направление

Это выпуск банком новой линейки банковских карт для геймеров. ФКС России выступает в качестве главного медиа дистрибьютора. В банковском секторе, данный продукт уже давно используется. Любой уважающий себя банк, хотя бы к какому-нибудь своему продукту давно добавил слово «игровой». Что касается именно киберспорта, то тут за явным отрывом прогремел Тинькофф Банк. Как говорится — сын маминой подруги среди российских банков.

Имперский Сенат: часть третья «Банки, деньги, киберспорт»

В описании преимуществ, которые карта даёт своим будущим владельцам, содержится занимательная информация:

Карта геймера от Почта Банка дает ряд уникальных преимуществ ее владельцу: участие в программе лояльности «Киберспортсмен ФКС России» — доступ к партнёрским акциям, скидки до 25% на покупку компьютеров и игровой атрибутики, розыгрыши, эксклюзивные турниры, доступ к закрытому эксклюзивному контенту на портале для киберспортсменов Cyberlab.gg. Карта для геймеров от Почта Банка будет выпускаться с 14 лет.

Из данного описания можно сделать вывод о том, что диалог между ФКС России и Почта Банком налажен плохо. Информация публикуется не согласованно. В сообщении говорится о возможности приобрести компьютеры со скидкой до 25%, но ни один из представленных партнёров программы не продает компьютеры.

В сообщении также говорится о том, что карта позволит вам принять участие в программе «Киберспортсмен ФКС России», но умалчивается, что сделать вы это сможете только с 18 лет. На презентационной страничке сайта банка вообще содержится информация о бесплатной возможности участия в этой программе. Видимо, это тот самый случай, когда ФКС России использует своё право на расширение круга лиц, которые наделяются статусом участника программы. Либо нужно поработать над информированием своих партнёров.

Что касается самого продукта, то ставка сделана исключительно на «уникальный дизайн». Да, возможно, что какой-то части аудитории киберспорта будет важно иметь уникальный дизайн. Возможно, что даже большей части аудитории это будет важно. Но, где, простите, обещанный уникальный дизайн?

Глядя на эти изображения, даже нет уверенности в том, имеются ли у банка лицензионные права на них.

А какие ожидания были связаны с объявленным конкурсом на дизайн игровой карты (ссылка на конкурс)? Увидеть потенциальное количество будущих приобретений продукта? Более 588 загруженных работ устраивает банк (на момент публикации статьи)? Причём каждый участник мог загрузить неограниченное количество работ. Или всерьёз ожидали увидеть там что-то лучше, чем два слоя с тремя элементами в Photoshop? Хотя и такого «добра» из представленных работ немного. Самые «достойные» заслуживают внимания читателя.

Помоги Почта Банку выбрать дизайн карты
1
2
3
4
5 (выбор автора текста)
6

В случае с данным продуктом, нужно было ориентироваться на уже имеющийся на рынке аналог. Там и уникальность в виде никнейма на карте есть, и более важные характеристики продукта в виде особых условий обслуживания или партнёрских соглашений. Ну и самое важное для банка — это конкурентоспособность. Где объяснения того, чем ваш продукт лучше уже имеющихся? Специальный тариф для геймера, вот что действительно будет важно всей аудитории киберспорта.

Второе направление

Это портал cyberlab.gg, где киберспортсмены начинают свой путь от любителя к профессионалу. Здесь они смогут прокачать свои навыки под руководством звёздных наставников, выбрать для себя лучшее оборудование и сервисы и, конечно, готовиться к выступлению на турнирах ФКС России.

Проще говоря — приватный клуб для держателей геймерской карты. В этом направление ФКС России выступает уже в качестве исполнителя или посредника, привлекающего исполнителей для реализации проекта. Основная работа заключается в наполнении портала информационно-развлекательным (обучающим) материалом. Приватные клубы — это ещё более старый продукт, который в современных условиях, а также с учётом специфики индустрии киберспорта, требует очень деликатного обращения.

Чтобы оценить работу ФКС России по этому направлению, рассмотрим поподробнее портал cyberlab.gg. Оценивать будем при помощи банального наблюдения. Уверяю вас, в этом случае более экспертный анализ не потребуется. Все данные представлены на момент публикации статьи.

Открытая часть содержит семь разделов: «Заказать карту», «Новости», «Мастер-классы», «FAQ», «Тренирвоки», «Сорвенования» и «Офлайн».

Раздел «Мастер-классы» на портале <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fcyberlab.gg%2Fmaster-classes&postId=30163" rel="nofollow noopener" target="_blank">cyberlab.gg</a>
Раздел «Мастер-классы» на портале cyberlab.gg
  • Раздел «Заказать карту» отправит вас на презентационную страничку сайта банка, где вы сможете посмотреть четыре слайда о продукте, а на пятой странице принять решение по его приобретению;
  • разделы «Мастер-классы», «Тренирвоки» и «Офлайн» содержат в себе лишь заглушку со словами «скоро здесь будет много полезной информации, возвращайся позже»;
  • раздел «Новости» состоит из 21 публикации, часть которых, устаревший на несколько недель копипаст новостей индустрии, часть содержит информацию об активностях ФКС России, а ещё две новости об активностях самого портала;
  • раздел «FAQ» состоит из 10 публикаций, в котором уместилось всё. Новости, интервью, инструкции по участию в турнирах ФКС России, активность самого ресурса. Самый информативный раздел портала, только вот не самый структурированный;
  • раздел «Соревнования» состоит из одного лишь интервью. Какая в этом взаимосвязь? Ответ на это способен дать только редактор сайта.

Но не всё так плохо. В этом полнейшем хаосе и отсутствии логики есть несколько эксклюзивных материалов, три из которых — это видеоработы (ссылка), которые оказались размещены на ресурсе ESforce Holding. Оценку качества работ лучше опустим от греха по дальше, как говорится.

Весь эксклюзивный материал на портале — это проявление посреднической функции ФКС России. Факт делегирования обязанностей, порождает вопрос. На каких основаниях происходит использования медиа ресурсов ESforce Holding ?

Закрытая часть портала будет доступна только для держателей игровых карт банка. Запуск закрытой части произошёл 15 октября 2018 года (исходя из анонса сотрудничества), но произошёл он, видимо, тоже закрыто. По состоянию на 1 ноября 2018 года, анонсов о запуске закрытой части не было. О том, что из себя будет представлять этот раздел, сообщалось ранее:

Новый игровой сезон — новая возможность попасть в большой киберспорт!

Только представь: опытные наставники, эксклюзивный чат со звёздами киберспорта, где ты можешь задать любые вопросы и проконсультироваться, возможность увидеть своих кумиров, онлайн-тренировки, мастер-классы — всё на портале Cyberlab уже с октября!

Чтобы получить доступ к этим опциям, необходимо быть зарегистрированным пользователем нашего сайта и держателем геймерской карты «Почта Банк».

Anishared, MintGod, 4ce, sleepsomewhile, Eiritel, Mila, Lum1sit, Mortalles, GodHunt, Adekvat, Smile, LighTofHeaveN, Enkanis, Inmate и NS готовыпривеститебявкиберспорт! Не упусти шанс!

В сообщении содержится информация по поводу регистрации на сайте. Логично, что она должна быть общедоступной, иначе, как держатели карт должны попадать в приватную часть портала? На момент публикации этой статьи, возможность регистрации на сайте cyberlab.gg отсутствовала. Вывод из этого можно сделать один — закрытого раздела пока нет. В случае с этим анонсом также стоит упомянуть об использовании публичных лиц, которые находятся на контракте со студией RuHub (ESforce Holding). Вопрос остался без изменений.

Беглый анализ портала даёт право полагать, что сотрудничество между Почта Банком и ФКС России мягко говоря с «шероховатостями». Причём вызваны эти «шероховатости» из-за деятельности вторых. В выводе будут рассмотрены детали сотрудничества и дана авторская оценка по некоторым из них.

Анализ сотрудничества

Оба направления предполагают под собой спонсорские обязательства со стороны Почта Банка. Первое крупное публичное появление в качестве спонсора пройдёт на предстоящем Открытом Кубке России по компьютерному спорту, финальная часть которого состоится 15, 16 декабря 2018 года. В рамках данного турнира Почта Банк вручит специальный денежный приз наиболее ценному игроку финальной стадии турнира (most valuable player) по Dota 2. Победитель будет выбран из 4 присутствующих команд.

Пока что, данный вид интеграции Почта Банка выглядит наиболее потенциально успешным. Для киберспорта ещё в новинку столь масштабное признание индивидуальных заслуг командных игроков. Удачный опыт такой интеграции продемонстрировала компания Mercedes. Осталось сделать не хуже, чем немецкий автоконцерн, но, конечно, в масштабах турнира ФКС России.

О всех вышеперечисленных соглашениях было объявлено 23 августа 2018 года. В сообщении указывалось о начале стратегического партнерства между Почта Банком и ФКС России, которое подразумевает запуск совместной долгосрочной программы, направленной на развитие компьютерного спорта в России.

Кстати, поддерживаемый Почта Банком турнир примечателен тем, что проводиться он будет вместо Кубка России по компьютерному спорту. Ключевая разница заключается в правовом статусе соревнований. Только вдумайтесь в название и описание нового турнира. Открытый Кубок России по компьютерному спорту — это международный турнир. Это означает, что в нём могут принимать участие киберспортсмены со всего мира. Ещё раз подчеркну — это не этап Кубка Мира, проводимый на территории России.

Проведение изначально запланированного и внесенного в единый календарный план... спортивных мероприятий Кубка России, было отменено по неизвестным причинам. У ФКС России есть на это юридические основания. Теперь, вместо соревнований, которые дают право на участие в международных турнирах, у нас будет коммерческое мероприятие.

Самое забавное, что на этом турнире могут быть выданы спортивные разряды (и, скорее всего, будут выданы). Получается, что иностранные спортсмены могут просто отобрать разряды у российских. Именно отобрать, потому что получить они их не могут. Вот такое вот начало совместной долгосрочной программы по развитию компьютерного спорта в России. (P.S. подробнее о взаимосвязи внутренних и международных соревнований будет в четвёртой части).

Но вернёмся к соглашению. Из дежурных заявления обоих сторон заключённой сделки, стоит выделить лишь одну фразу вице-президента, директора по развитию розничного бизнеса Почта Банка Григория Бабаджаняна.

К концу 2019 года банк планирует привлечь порядка 100 тыс. новых клиентов — геймеров и киберспортсменов.

Остается надеяться, что речь в данном случае идёт об общем привлечение новых клиентов. Потому как возможность привлечь в России за год 100 тыс. новых клиентов из числа геймеров и киберспортсменов, мягко говоря вызывает сомнения. Может быть я ошибаюсь, ведь не владею результатами анализа банка нового для них рынка. Но, зато я могу оперировать другими сведениями.

Имидж

Имиджевая сторона данной сделки вызывает вопросы и огромный скепсис в отношении успеха по достижению поставленных KPI. Сами подумайте, что первое приходит в голову при слове «почта»? В лучшем случае — это забрать посылку с AliExpress. В худшем случае — это пенсия, вредные старики, плохая атмосфера, плохой сервис, отдельный пункт плохого сервиса – очередь. Как всё это связано с киберспортом?

А теперь подумайте, что вам первое приходит в голову при слове «киберспорт»? Может быть третий спортивный разряд? Эксклюзивный турнир по игре, название которой многие из вас уже забыли? Или может у вас появляется желание сделать взнос в общественную организацию?

У меня, например, ассоциации с многомилионными призовыми фондами турниров по Dota 2. С негласным прародителем массового киберспорта — Counter-Strike (игра не является видом спорта в России). С закрытой экосистемой турниров от издателей игр, которые независимо и успешно развивают киберспорт по всему миру. Как всё это связано с ФКС России?

Ну и отдельно стоит отметить то, какое отношение к ФКС России со стороны устоявшегося профессионального киберспорта.

На сцене чемпион кубка России по киберспорту 2017 — Владимир Noone Миненко.

Не спешите кидать камни. После этого были извинения. Да и так понятно, что это простая оговорка. Вова не самый плохой человек. Сказал он это потому, что в команде царило соответствующее отношение к этому турниру. Игрокам высокого уровня абсолютно наплевать на развитие компьютерного спорта, по крайней мере во время активной стадии карьеры. Факт того, что их заставляют играть бесполезные для них матчи, да ещё и на сцене — является сильным раздражителем.

Подытожить сказанное нам поможет точная наука. Если при заключении сотрудничества между ФКС России и Почта Банком использовался так называемый метод «от противного», то я с большим удовольствием посмотрю на их доказательство отрицания о собственной состоятельности в киберспорте. Или может тут был использован более простой математический приём. Минус на минус даёт плюс. Два минуса имеем, ожидаемого эффекта пока нет.

P.S. Желание банка идти в ногу со временем и охватывать новые рынки сбыта похвально. Но для начала нужно создать себе соответствующий имидж, который будет близок ЦА новому для банка каналу сбыта. Речь идёт об интернет-банкинге, мобильном банке, взаимосвязи с электронными деньгами и прочих онлайн продуктах, сервисах и услугах. Для этого нужно: а) иметь максимально широкий и удобный спектр продуктов, сервиса и услуг по данным направлениям; б) входить хотя бы в топ-5 российских банков по общему количеству пользователей, пользующихся данными продуктами, сервисом и услугами. Также в таком рейтинге необходимо делать отдельную выборку по возрасту пользователей сопоставимому с возрастом ЦА киберспорта.

Из того, что есть в свободном доступе сети интернет, я нашёл примерно необходимые сведения только за 2016 год.

На обоих графиках рейтинга банков, Почта Банк отсутствует. Причина уважительная. Он был создан в 2016 на основе другого молодого банка, созданного в 2012 году — Лето Банк. Но и предшественника в том топе нет, да и не могло быть, учитывая его молодость.

На мой взгляд, самый идеальный рейтинг топ банков, который позволил бы делать прогнозы относительно успеха банковского продукта в индустрии киберспорта — это показатель траты клиентами банка денежных средств на приобретение товаров и услуг из сферы игровой индустрии и киберспорта. Такой рейтинг необходимо заказывать у специализированных агентств, либо справляться силами собственного аналитического отдела. В обоих случаях речь идёт о солидных затратах, а полученный результат может не устраивать ожидаемых ключевых показателей. Всё это сопряжено с рисками потери ресурсов, а рисковать банки не любят.

Целевая Аудитория

Если банк решил зайти на киберспортивный рынок, то почему в качестве своего партнёра он выбрал ФКС России? Со временем этот вопрос становится только актуальнее, ведь в рамках их сотрудничества Федерация прибегает к услугам сторонних организаций (неизвестно на каких основаниях). На мой взгляд, варианта, почему соглашения были достигнуты, всего два.

  1. ФКС России, пользуясь своим привилегированным положением (государственная аккредитация), предложили цену ниже, чем другие участники рынка. Тут можно было бы добавить ещё и привилегию «тесного» сотрудничества c ESforce Holding, но нам условия их соглашений неизвестны. Будем полагать, что холдинг просто разделяет цели и деятельность ФКС России, следовательно, помогает на безвозмездной основе;
  2. ФКС России предложили более осязаемую аудиторию. Да, медиа ресурсы Федерации по всем показателям проигрывают тем же ресурсам ESforce Holding. Но, на мой взгляд, у ФКС России больше реальная вовлечённость аудитории, так как имеется больше юридических оснований для этого. Тоже самое можно сказать и о возрасте аудитории. Банки любят, когда знают всё о том, с кем они имеют дело.

В принципе, можно полагать, что оба этих фактора имели свою роль во время переговоров. Возможно, что вовремя сделки присутствовал и личностный фактор. Президент ФКС России уже не молод, а банк ориентирован на более старшее поколение.

В целом, банк пришёл в киберспорт именно за молодой аудиторией, а ФКС России способна эту аудиторию предоставить, вроде бы способна. Остается только вопрос количества и качества, но, если сделка совершена, то, видимо, Почта Банк устроили все цифры.

P.S. Если вы поклонник киберспорта и при этом по какой-то причине смотрите телевизор, то хоть раз должны были видеть рекламу Почта Банка. Главной звездой рекламных роликов этого банка является актёр Сергей Гармаш. Ему 60 лет. Его пригласили, потому что он близок к целевой аудитории банка и вызывает у них доверие.

Честно, я бы глянул рекламу Почта Банка, в которой Сергей Гармаш зовёт геймеров в банк открывать карту. Ни один самый крутой креативщик в мире не сделает из этого рентабельную историю. Шансов ноль. Даже если Гармаш будет говорить примерно следующее:

«Твои гранд олды получают здесь пенсию, твои олды ходят сюда чтобы оплачивать коммуналку, а что ты? Ньюфаг или олд — сделай свой выбор, открой геймерскую карту в уникальном дизайне и получи такие-то преимущества»

Простите те, кто далёк от киберспортивных трендов и игрового сленга. В этом сообщении делается упор на преемственности поколений, что обусловлено всесторонней зависимостью существенной части ЦА киберспорта от своих родителей. Также используется «спусковой крючок» (Triggered) в форме выбора, где один из вариантов заведомо предпочтительнее, что обусловлено трендами киберспортивного сообщества популярной дисциплины Dota 2. Выбор предпочтительного ответа происходит параллельно тому, как озвучиваются преимущества предлагаемого продукта. Это значительно повышает шансы того, что клиент последует своему выбору. Данный пример и мнение по нему субъективны и не являются экспертной оценкой.

Медиа

Выше, данный аспект уже был частично затронут. Для рекламы новой линейки своего продукта банк выбрал медиа партнёра в лице ФКС России. Организация далека от лидерства в сфере по ключевым показателям своих ресурсов. Более того, Федерация сама вынуждена прибегать к услугам по продвижению своей деятельности в массы, то есть — не имеет своих инструментов, либо они очень плохо развиты.

Единственная видимая перспектива данного соглашения в том, что ФКС России может выполнять посреднические функции между банком и крупными медиа площадками. Правда в этом случае снова возникает уже ранее озвученный вопрос. Зачем оплачивать услуги посредника?

Имперский Сенат: часть третья «Банки, деньги, киберспорт»

P.S. В идеале, Почта Банк не должен во всём полагаться на ФКС России. Гораздо грамотнее было бы с их помощью лишь обозначить себя для ЦА киберспорта. Приз лучшему игроку финальной части соревнований — это хороший пример такой интеграции. А вот запуск клубной программы вышел провальным, так как подобная интеграция требует очень тонкой настройки, о чём я уже упоминал ранее.

ФКС России оказались не готовы к этому проекту. Банк не получил ожидаемого результата, а как плюс к этому теперь рискует своей репутацией в глазах киберспортивного сообщества. Причём некоторым достаточно самого факта сотрудничества с ФКС России, даже без использования продукта. Логика простая. Раз они находятся не на передовой индустрии, значит с ними работают не передовые ребята в своей области. На сленге это означает «зашквар».

Также, стоило обратить внимание на опыт интеграции других банков, в частности Тинькофф Банка. Они наглядно показали, что в индустрии можно работать с медийными персонами. И да, для киберспорта данный вид сотрудничества тоже в новинку, как и масштабное признание индивидуальных действий. Соответственно, при грамотном использовании этой опции, можно получить эффект в разы превосходящий ожидания.

Не стоит забывать и о специфике сообщества киберспорта. Нужно уметь разговаривать на языке аудитории и стараться вести диалог на их территории. Вирусное видео, мемы, работа с лидерами мнений, интеграция во внутриигровое пространство. Всё это необходимо использовать. Грамотно использовать.

Развитие компьютерного спорта

Его нет! Это абсолютно коммерческая история со стороны обоих участников соглашения. На это можно возразить, что ФКС распределяет полученную прибыль на уставные цели, а основная из них — это развитие компьютерного спорта. Правда ваша, но если взглянуть на запущенные в рамках сотрудничества проекты, то можно с уверенностью сказать что — спонсорские деньги не могут (как минимум в срок) обеспечить заявленный функционал. Из чего можно сделать вывод о том, что расходуются они не по назначению. О каком распределении денег на иную деятельность тогда может идти речь?

Ну а факт замены официально зарегистрированного турнира в качестве спортивного соревнования, на полностью коммерческое мероприятие — это просто нонсенс.

Вывод

Сразу стоит сказать, что это часть статьи про финансовую деятельность ФКС России. Упомянутая в тексте профильная деятельность спортивной федерации, более детально будет рассмотрена в четвёртой части.

Что касается вывода по соглашению между Почта Банком и ФКС России, то трудно оценивать коммерческое сотрудничество, если не знаешь цифр соглашения. При таких условиях просто невозможно прогнозировать или давать однозначный ответ об успешности той или иной деятельности. Если исходить только из поверхностных оценочных суждений, то с уверенностью можно сделать два вывода:

  1. ФКС России показала себя как очень слабого партнёра. Помимо полной несостоятельности в запуске тематического портала, где вся ответственность лежит на плечах Федерации. Слабо верится и в её способность обеспечить Банк необходимым ему клиентопотоком.
  2. Почта Банк зашёл на рынок без должного анализа индустрии, поддавшись веянию экономических ветров. Также сказывается отсутствие экспертной оценки от внутренних специалистов рынка, которая помогла бы задать правильный курс. В связи этим совсем скоро банк понесёт (или уже понёс) первые убытки.

После всего вышенаписанного, в голове не укладывается только одно. Как будучи одной из самых старых организаций в российском киберспорте, можно так плохо «играть в бизнес»? Почему в 2018 году до сих пор находятся организации, которые строят свою бизнес модель на раздутых фактах о рынке, мнимом профессионализме и возвышенной до небес уникальности? Почему находятся те, кто верит этому, причём на очень солидном уровне?

Родители киберспорта — это интернет, энтузиазм и бизнес (богатый родственник). В рамках здоровой предпринимательской сферы и высоких моральных принципов — их детище давно бьёт рекорды различных рейтинговых агентств. В рамках одной из самых старых киберспортивных организаций мира — получился ПТУ-шник за школьной партой. Вроде и самый умный, а на деле знания ограничиваются выученной программой за 5-ый класс.

Список всех частей статьи

1010
1 комментарий
Комментарий удалён модератором

Спасибо за комментарий. Ник у вас забавный, кстати. Правда я не совсем понял, что вы хотел своим сообщением сказать. Что касается воды, то это объясняется выбранным стилем повествования. Если не читать выделенный маркером текст, то текст становится вполне компактным. Что касается предположений, то не совсем понял о чём идёт речь. Да и к чему пример с Riot был приведён, тоже не совсем понятно. Не вижу взаимосвязи с текстом, простите.

Я взял конкретные примеры, показал как они работают и обратил внимание на то, что это всё давно пройденный этап для рынка. Что есть примеры того, как можно делать то же самое, но лучше. Просто выявил очевидные промахи и проблемы. Надеюсь, что подробнее раскрыл этот аспект для вас.

1
Ответить