Спортивные симуляторы меняются

Развеиваем миф о жанре на примере FIFA.

Спортивные симуляторы меняются

Я часто слышу от коллег и читаю в комментариях утверждения, что спортивные симуляторы не развиваются. Что каждый год коварные издатели выпускают одни и те же игры, при этом меняют лишь обложки и обновляют базу спортсменов.

Это далеко не так. Да, есть основные принципы игрового процесса, которые остаются. Они завязаны на правилах вида спорта, которому посвящён симулятор. Нет ничего удивительного в том, что в FIFA футболисты десять лет назад пинали мяч и будут продолжать ещё через много лет. Спорт такой.

Однако человеку со стороны каждый новый выпуск NHL, FIFA, PES, NBA 2K, Madden NFL или MLB: The Show сложно отличить от предыдущих. Хотя внутри самих игр меняется многое: разработчики добавляют новые режимы, вносят важные изменения в старые, перерабатывают технику и движения игроков. Изредка случаются откаты, как с NHL в 2014 году. Но чаще спортсимы заставляют в большей или меньшей степени подстраиваться под нововведения или даже переучиваться играть.

На примере FIFA — самого понятного и популярного симулятора — я расскажу, как спортсимы растут и меняют жанр. Сразу оговорюсь, что я не учитывал мелкие изменения в режимах, а выбирал в первую очередь нововведения, которые влияли на главное — саму игру.

Эволюция в шесть шагов

FIFA 12

Спортивные симуляторы меняются

К 2011 году FIFA уже вырывалась вперёд своего конкурента PES. До этого по режимам вроде бы было равенство: у обоих спортсимов есть карьеры за тренера и игрока, есть сетевые соревнования, выделялась разве что эксклюзивная полностью воссозданная «Лига чемпионов» у Pro Evolution Soccer. Но по продажам FIFA обгоняла за счёт стабильного роста. Konami не знали, куда дальше развивать некогда доминирующий футсим. А EA Sports всегда превосходили соперника за счёт регулярного хорошего подбора лицензированных клубов и игроков.

В 2011 году серия наконец начала солидно отрываться благодаря одному революционному нововведению. Ultimate Team изобрели задолго до FIFA 12, три года развивали и выпускали отдельно, как необязательное дополнение к мультиплееру. Но именно в этой части режим ввели непосредственно в игру, и он навсегда изменил спортивные симуляторы. Собирать карточки с футболистами в команду мечты и выступать за неё в сетевых матчах — с тех пор это одно из самых увлекательных занятий в серии. В скором времени свои режимы с коллекционированием карточек появились в NHL, PES, MLB: The Show, Madden NFL и NBA 2K.

Более того, FIFA 12 ещё и игралась по-новому. Футболисты научились финтить на месте и защищать мяч корпусом, а также обороняться жокеем — следовать за нападающим или вставать перед ним и не пускать к воротам. Вдобавок борьбу сделали жёсткой и контактной.

FIFA 13

Спортивные симуляторы меняются

Год спустя в FIFA вновь пришлось переучиваться играть. Разработчики переработали поведение партнёров по команде в атаке, что открыло больше возможностей для плеймейкеров. Если раньше часто приходилось самому искать, кому отдать пас, то в этом выпуске одноклубники научились самостоятельно прибегать на выгодную позицию под передачу.

Разительно изменился контроль мяча у футболистов, особенно при приёме. Мяч больше не «привязывался» к их ногам, пока его не отберут. Спортсмены среднего уровня часто ошибались, тогда как мастера играли уверенно, почти без оплошностей.

Самое важное изменение для новичков и увлекательное для профессионалов — тренировки. В мини-играх разной сложности можно было научиться основам FIFA, проверить свои навыки и просто отдохнуть от серьёзной игры.

FIFA 14

Спортивные симуляторы меняются

В 2013 году FIFA адаптировали под текущее поколение систем, вместе с тем сменив движок. Графику футбольного симулятора преобразила технология Ignite, специально разработанная для спортивных игр EA. FIFA 14, благодаря ей, смотрелась свежо и гораздо более реалистично: в особенности этому способствовали новые модели футболистов и трёхмерная трава.

Вновь изменились действия партнёров по команде. Они научились плотнее играть в защите, что позволяло иногда совершать ошибки при обороне. А вот новое умение нападающих забегать за спину защитникам породило читерский приём-заброс, который фанаты ненавидели вплоть во FIFA 16.

В движении футболистов перемены были не столь значительны: им наконец позволили разворачиваться и поворачивать в любую сторону, а также останавливаться во время бега, чтобы защитить мяч корпусом и резко уйти от противника, как в жизни.

Переработанные удары и физика мяча сделали голы более зрелищными. Они больше не казались штампованными — напротив, мячи залетали в ворота непредсказуемо, зрелищем хотелось любоваться.

Сетевые режимы разнообразили совместные сезоны. Основная задача в них — выступать в кооперативе с другом или случайным напарником за одну команду.

FIFA 15

Спортивные симуляторы меняются

EA Sports продолжили улучшать картинку и визуальные эффекты в игре: на поле отныне оставались следы от бутс или борозды после подкатов, а на форме футболистов появлялась грязь после падений и прочих соприкосновений с газоном.

В игру добавили больше тактики: во время угловых и штрафных ударов можно было не только подзывать напарника для хитрого розыгрыша, но и отдавать указания остальным партнёрам по команде.

Спортсмены обзавелись эмоциями: злились, когда что-то не получалось, воодушевлялись, если лидер или нападающий тянул игру в одиночку. Впрочем, в гуще событий матча реакцию игроков сложно было заметить.

Особенно сильно возросло мастерство вратарей. Их поведение разнообразили новыми энергичными прыжками и движениями. От этого они не превратились в «тащил», а, напротив, пропускали даже больше курьёзных мячей. Но за красивые спасения им это прощалось.

В Ultimate Team позволили проводить дружеские сезоны (Friendly Seasons) из пяти матчей, а также арендовать игроков.

FIFA 16

Спортивные симуляторы меняются

Насколько громко и часто до релиза FIFA 16 обсуждалось добавление женских сборных в игру, настолько незначительным оказалось это нововведение. В силу физических особенностей, футбол за них получился медленным, с упором на пасы. И хотя игра за девушек приносила новый опыт, команды с ними нужны были скорее для привлечения новой аудитории.

Мужской футбол тоже сбавил в скорости. Защитников натренировали правильно выбирать позицию и быстро разворачиваться на месте, отчего они перестали пропускать забросы за спину и смогли на равных бороться с быстрыми вингерами (крайними полузащитниками). Для тактической игры полезными оказались ложные финты на месте и ложные подкаты.

Дополнение FUT Draft в Unlimаte Team сделало ставку на удачу и веселье. В карточном режиме приходилось долго собирать команду мечты, а тут можно было сразу сыграть за сильный состав. Загвоздка была в том, что футболисты на разные позиции выпадали случайно, как в лотерее, и оттого непросто было подобрать сыгранный состав.

В российский версии сменились комментаторы: теперь матчи сопровождали своим голосом Константин Генич и Георгий Черданцев.

FIFA 17

Спортивные симуляторы меняются

В 2016 году FIFA вновь перенесли на новый движок. Frostbite добавил ещё больше детализации в виртуальные футбольные поля и модельки спортсменов. А особенно реалистичный вид им предало объёмное освещение, которым славится эта технология.

Второе поворотное нововведение для серии — режим «История». С этого выпуска футбольный симулятор начал рассказывать вымышленные сюжеты о футболистах. Пусть они были постановочные, с заданным главным героем, но сама возможность поучаствовать в драматичном футбольном «спектакле» — это было что-то необычное для FIFA.

Игровой процесс преобразили по четырём направлениям. Борьба прибавила в жёсткости и «вязкости», футболисты — в подвижности при выборе позиции и всё той же борьбе. При стандартных положениях позволили свободно разбегаться, а удары и пасы смягчили в плане мощности, сделав их более точными.

Традиционные режимы изменились не так заметно. Самое важное, что в Ultimate Team появились регулярные сетевые турниры FUT Champions.

Итог эволюции

За шесть выпусков FIFA повлияла на весь жанр спортивных симуляторов, два раза сменила движок, три раза заставила переучиваться играть, а в каждом выпуске разработчики преображали отдельные элементы игрового процесса. И это если не говорить о мелких изменениях в режимах игры.

Спортивные симуляторы меняются.

Спортивные симуляторы меняются

Подобный текст можно написать про любую из ныне действующих серий спортсимов. NBA 2K, PES, NHL, Madden NFL, MLB: The Show — все улучшаются и идут только вперёд с каждым годом. С выходом новых частей в этом сентябре они шагнут ещё дальше. Не поддавайтесь стереотипам.

4747
33 комментария

Комментарий недоступен

6
Ответить

Напишу про любой спортсим по заявке, если читатели поддержат) Но судя по лайкам и просмотрам этого текста, мало кто заинтересован в подобных материалах(

5
Ответить

Друзья, я поздновато пришёл в тред, но если хотите видеть больше подобных текстов про спортсимы — то же самое про NBA 2K, например, — то поддержите лайком.
Буду рад комментам о том, каким вы хотели бы видеть похожий материал или любым размышлениям на этот счёт ;)

5
Ответить

Как лютый задрот в футсимы (к сожалению интернет у меня отсутствует, который позволил бы играть онлайн, приходится довольствоваться карьерой. И отрываться в отпуске в ультимейте)), хотел бы внести свои пять копеек.
Да, спортсимы меняются из года в год, в основном в лучшую сторону, но...
Вложения в них несоразмерны популярности от слова совсем. В фифу (разработку) еа вкладывает такие копейки, что прямо жесть.
Ии за кучу лет так и не отучился быть пассивным зрителем при замесах у ворот. Прием мяча часто вызывает фейспалм. Из-за смены движков даже технические огрехи до сих пор частый гость (в 17 версии например ФПС проседает где-то на десяточку при попадании мяча в сетку с внешней стороны).
Я уж молчу про систему генерации сделанную на от**ись, интерфейс, где в разных разделах за одну и ту же функцию отвечают разные кнопки, и про устаревшую систему анимации которая порой создаёт ощущение дичайшего инпут лага. Добавление режима карьеры за игрока за игрока с мокап сессией, которое по факту является одним сезоном би э про с максимум десятью катсценами - просто офигеть какая инновация. Да.
ЕА в целом и ЕА Спортс давно клали болт на прогресс из-за того что пипл (и я в том числе) хавает...
Очень красивый пример - НБА. Пришли 2к со своим НБА 2К, сделали все по красоте, и где теперь НБА лайв?
В этом году перейду на пес, судя по всему. Хоть что-то менять надо.

3
Ответить

PES кстати мощно развивается в последние годы. Сейчас он уступает FIFA только по количеству лицензий.

Если хотите сложного правдоподобного футбола с развитой тактической составляющей, то нынешний Pro Evolution Soccer может как раз подойти. В этом году к тому же обещают нормальную версию и на ПК сделать.

1
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Не совсем понимаю в чем смысл подобной статьи. Те кто "в теме" и так прекрасно знают что в каждой части подобных серий вагон и маленькая тележка маленьких изменений которые делают большую разницу. А те кто не в теме - это по большей части те, кто в принципе к футболу (баскетболу, хоккею) относятся с презрением (развлечение для широких масс жи, мынетакие), и им эта статья не интересна в принципе. Есть конечно еще апологеты противоборствующих лагерей (FIFA - PES), им это не нужно еще в большей степени, для обкидывания какахами изменения в стане оппонента знать не обязательно.

2
Ответить