Vaporum: Обзор

Взгляд на свежий и несколько необычный Dungeon Crawler, в сеттинге паропанка.

В закладки

Dungeon который Crawler

Бесспорно, одной из самых удручающих тенденций в рамках современных Indie, считается массовое паразитирование на чем-то удачном и популярном. Удивительно, но Legend of Grimrock, удачно возрождающая из пепла такой седовласый жанр, как Dungeon Crawler, мало того, что "выстрельнула" и не уронила планку качества в сиквеле, к тому же, смогла оторваться от гнусных подражателей. Орешек оказался слишком крепким. Но, это, одновременно, и весомый булыжник, брошенный в душу геймеров, которым хочется еще чуточку современного блуждания по "клеточкам". И вот, братиславская студия Fatbot Games, очень скромненько водружает свой дебютный проект на прилавок Steam...

Welcome to Vaporum

Сам себе Vaporum

Хоть в источниках вдохновения и значатся такие игры как Dungeon Master, Eye of the Beholder и сам Legend of Grimrock, Vaporum старается тасовать находки жанра по своему, как и привносить в жанр что-то новое.

Братиславский ответ пирамидо- и сейфоголовому

Главная отличительная черта, на которую клюнул и автор сего материала - сеттинг. Разработчики смогли убрать галочку с установки по умолчанию, отрешившись от стандартного Fantasy и залатали жанр в столь притягательный и редкий Steampunk (или же паропанк). Поэтому, нас будут окружать, преимущественно, не различные существа (хотя и без них не обойдется), а вычурные механические создания.

{ "items": [{"title":"\u041c\u0435\u0441\u0442\u043d\u044b\u0439 \u0430\u043d\u0430\u043b\u043e\u0433 \u0411\u043e\u043b\u044c\u0448\u043e\u0433\u043e \u041f\u0430\u043f\u043e\u0447\u043a\u0438...","image":{"type":"image","data":{"uuid":"aee82720-979a-e72e-e018-aee4d3fe17eb","width":1920,"height":1080,"size":474038,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}},{"title":"...\u0438 \u043e\u0447\u0435\u0432\u0438\u0434\u043d\u0430\u044f \u043e\u0442\u0441\u044b\u043b\u043a\u0430\/\u0437\u0430\u0438\u043c\u0441\u0442\u0432\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435","image":{"type":"image","data":{"uuid":"5ef62b3f-38ff-02b1-d2ff-a01838b8ff1c","width":1920,"height":1080,"size":533689,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}}] }

Также, важно отметить, что игра сконцентрирована на сюжете, поэтому, герой у нас в распоряжении всего один, причем прописанный и более того, любители рандома здесь не найдут того, что ищут, ибо все комнаты, предметы и тайники фиксированы. Благо, в отрицательную сторону подобное решение я отметить не могу, ибо подача ЛОРа и баланс, таким образом, держатся молодцом.

Немаловажным решающим фактором для игрока в духе: "а стоит ли", может послужить боевая система, которая здесь представлена весьма динамично. Т.е. медитативное прохождение можно сразу вычеркнуть, т.к. сколько бы вы не отстаивались на клетке, здешним врагам по барабану, они, все равно, будут двигаться и жаждать вашей крови. Это позволяет окрасить Vaporum в весьма адреналиновые и хардкорные тона, порой, с привкусом неожиданных, подлых сюрпризов.

Важно сказать о самой системе прокачки, собственно, о том самом элементе, который и может внести некоторое разнообразие при повторном прохождении. На выбор представлено 3 стандартных класса (Танк/ДД/Маг), хоть и замаскированных под экзоскелеты, который мы выбираем и одеваем единожды и который, впоследствии, должен определить стиль дальнейшей игры. Примечательно, что найденная в дальнейшем броня, позволяет корректировать вояку под свои нужды. Конечно, все это коронуется, хиленькими, но древцами умений, которые позволяют, на сколько это возможно, при подобной системе, гибко выстроить класс. Так, например, можно овладеть навыком режущего (быстрого и накидывающего негативные эффекты) и дробящего (медленного, но весьма грозного и способного оглушить) оружия, коронуя, это дело, владением оружием в каждой руке, дабы не только избежать штрафов, но и получить бонусы. Более того, каждое древо, в самом конце, дает право решить, какой из 2-х бонусов вам выбрать.

Не обошлось дело и без головоломных вещиц. Задачки вполне интересны и, я бы даже сказал, весьма виртуозно вкраплены в рамки сеттинга и сюжета, не без оговорок, конечно. Более того, ступенчатая сложность вполне способна пообломать зубки. В сравнении все с той же Legend of Grimrock, загадки, на поверку, оказались чуть проще, а сами уровни менее запутанными, что, к слову, для кого-то может оказаться весомым плюсом.

Всякие секретики здесь тоже держатся молодцом, стараясь особо не копировать друг-друга. Где-то нужно провернуть еле заметную гайку, в другом месте додуматься задействовать вентили, в третьем, вообще, найти упоминание в давно найденной записке.

"Сюжетные откровения"

Больно об этом говорить, но сюжет Vaporum очень слаб. Я бы сказал, что он здесь для галочки, ибо состоит из набора заимствований и штампов. Ну сколько? Сколько можно мусолить тему амнезии у главного героя? Это уже как расписка в несостоятельности сюжета. Более того, герой терпит крушение средь океана на небольшом островке, на котором возвышается нечто похожее на маяк и уходящее вглубь, под толщу породы, где открывается обширный научно-исследовательский комплекс. Привет Bioshock!

Я на самом деле удивлен, что оный не указан в источниках вдохновения, т.к. его влияние здесь очевидно, как визуально, так и сюжетно. Конечно, раскрывать перипетии сюжета я не стану, но, повторюсь, он весьма шаблонный и незамысловатый, в результате чего о концовке, как и нескольких важных сюжетных твистах, догадываешься задолго до того, как они раскроются. Поэтому, эффект "Вау" отменяется.

Заботливо, с выдумкой и любовью, оставленное на стене послание, от близкого человека...

К счастью, я не могу сказать того же об аккуратно, преподносимом на блюдечке ЛОРе. Полученную информацию, которую мы изучаем из привычных записок и аудиодневников (и снова привет Bioshock!), действительно, интересно смаковать, да и приемы здесь имеются весьма прилежные. Например, герой, прослушав аудиодневник, может прокомментировать то, что, собственно, услышал, забавно, но это касается даже найденных в тайниках вещиц. Записки довольно плотно связаны меж собой, где ситуация может быть рассмотрена разными личностями с совершенно разных точек зрения, или где один персонаж обязательно упомянет другого, да даже есть шуточный пример, который связан с простеньким, но секретом, и позже, вытекающий в продолжение.

{ "items": [{"title":"\u0422\u043e\u0442 \u0441\u0430\u043c\u044b\u0439 \u0441\u0435\u043a\u0440\u0435\u0442","image":{"type":"image","data":{"uuid":"133ca718-9407-6588-256c-150b6faee020","width":1920,"height":1080,"size":465221,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}},{"title":"\u0414\u0430\u0436\u0435 \u0443 \u043e\u0431\u044b\u0447\u043d\u044b\u0445 \u0441\u044e\u0436\u0435\u0442\u043d\u044b\u0445 \u043f\u0440\u0435\u0434\u043c\u0435\u0442\u043e\u0432 \u0441\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0443\u0435\u0442 \u043e\u043f\u0438\u0441\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u0430\u044f \u0447\u0430\u0441\u0442\u044c","image":{"type":"image","data":{"uuid":"b7d84e89-4bd0-cbe1-ab29-9b5a6ae4ffe0","width":1920,"height":1080,"size":483325,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}}] }

Да чего уж говорить о персонажах, которые в основной своей массе, прописаны сугубо в тексте, если даже каждое вражеское существо обоснованно вкраплено в рамках сюжета, а не присутствует лишь для того, чтобы играть роль очередной груши для битья с очередной порцией опыта.

В дополнение, хоть и не зримым, но плюсом, хочется отметить преподнесение вражеских персон, которых мы видим впервые. Зачастую, оные возникают довольно неожиданно и пафосно, задействуя в определенном месте игры скрипты, а еще начинает играть не выбивающаяся из контекста и не насилующая уши, музыка.

Удобство x2

Недаром, я хочу, в последнюю очередь, рассказать о таком немаловажном качестве как удобство, ведь оно здесь пронизывает все то, о чем я писал выше. Тем более, куда приятнее, когда игра поворачивается к игроку тем, чем надо.

Бой

Такая немаловажная функция, как быстрая смена комплекта оружия, которая в обязательном порядке, присутствует в любой серьезной Hack'n'Slash, присутствует и здесь. Причем, на здешних просторах это обязательная функция. Например, органика, естественно, отлична от механики, а значит, и типы урона могут понадобиться разнообразные, или вот, вам срочно нужно огнестрельное оружие, дабы не подставляться под тяжелые удары мини-босса, да и сопротивления определенных врагов нужно брать в расчет. В общем, без оной функции было бы гораздо тяжелее.

Ориентирование

На карте разрешают заботливо расставлять метки, этим никого особо не удивишь, но загадки в Vaporum прям таки подстегивают оставить несколько заметок, как и множество закрытых дверей и прочих интерактивных объектов, к которым требуется возвращение нескольким позже. Да даже какую-нибудь очередность рычагов или найденый пароль, можно подметить, чтобы облегчить себе жизнь.

Листочек и возникающая при наведении выноска - те самые метки игрока

Но это еще не все! Если вам интереснее блуждать от клетки к клетке, зарисовывая каждую вручную, непосредственно в тетрадь, что называется, по настоящему олдскульному, тем самым куда глубже смакуя геймплей, собственно, как и искусственно растягивая время, то у вас есть такая возможность в специальном режиме. Только помните наперед, что в игре, как я уже говорил, нет рандома, а значит, проходить игру по таким правилам будет куда интереснее впервые.

Интерфейс

Многого тут не скажешь, все вполне органично. Но несколько элементов выделить стоит. И начну с неприятного.

Невероятно бесит тот самый красный, пульсирующий экран, при минимуме здоровья, который присутствует в массе игр. Можно, например, выключить в опциях тряску камеры, которая имитирует движения героя, но, почему-то, нельзя вырубить назойливою "вуаль смерти". Т.е. если вы не намерены тратить аптечку, т.к. у вас есть в рукаве иной козырь, вам придется наблюдать сие безобразие, а авторегенерация здесь отсутствует...

А теперь к приятному. Хочется выделить дневник героя, куда складируются записки и аудодневники. Забавно, но отчего то, даже не в каждом большом проекте, наблюдается такая педантичность. Это не типичная мешанина, или винегрет, где черт ногу сломит, а упорядоченная "библиотека", где все найденное отнесено тому лицу, которому, как не трудно догадаться, принадлежат слова. Более того, здесь даже подмечено, сколько еще записок осталось найти.

Важно: чтобы найти все записки, придется быть очень внимательным, т.к. они не чураются попадаться и в секретных закутках.

Сложность

Хоть я и упомянул о динамичных боях, которые способны заставить попотеть и, заодно, отсеять медитативную и более казуальную нишу игроков, все же, разработчики постарались, чтобы каждый игрок здесь почувствовал себя в своей тарелке. Поэтому, сложность начинается даже не с легкой, а с Очень Легкой, где ошибки можно совершать в промышленных масштабах. Да и F5/F9 никто не отменял. И заканчивается, конечно же, лютым хардкором без ручных сохранений - испытанием для самых отъявленных мазохистов - без преувелечений. Мне было "потно" уже на среднем уровне, где я ощущал постоянную нехватку аптечек и фумия (местный аналог опыта, маны, да и, вообще, здесь все на нем живет... Знакомо?).

↑Level UP↑

При неправильной "раскачке" персонажа, вернее, неправильном распределении навыков, может разрушиться все построение класса, а значит, возникнут проблемы непосредственно в самом прохождении. Разработчики, видимо, понимают наши с вами чувства и разрешают в любое время перераспределить таланты. Скажу даже больше, это дает не хилый маневр на будущее, дабы подстроить класс, например, под финального босса (т.е. под ситуацию), или под найденные вещи, которые, на ваш взгляд, вкупе с иными навыками, являются настоящей гремучей смесью. Отмечу, что мне пришлось воспользоваться перераспределением 2 раза.

Заключение

Конечно, Vaporum далеко не идеален. Например, меня всегда раздражал такой не честный прием (да и раздражает многих), как запирание в тесноте, с массой врагов в различных вариациях и здесь, подобный прием используется больно уж часто. Финальный Босс предсказуем, да и сделан без особой выдумки и, опять же, использует прием обозначенный выше. Повторюсь, что разгребать ЛОР действительно интересно, но сюжет сильно подкачал. Локации, ко всему прочему, могли быть куда детальнее - это сильно влияет на реальность происходящего, да и чисто эстетически хочется себя побаловать. Увы.

Таким образом, вроде, все это не критично, но складываясь в общую картину, накладывает на игру свою лапу, делая проект чем-то вроде хорошего фильма, который смотришь с большим удовольствием, но во второй раз возвращаться к нему уже, банально, не интересно, но знакомому, к просмотру, посоветовал бы точно. Что для дебюта, согласитесь, похвально. Да и понятно, откуда у бюджетного творения такие "косячки", которые стоит прощать, относясь к игре чуть снисходительнее, т.к. она этого достойна.

Не смотря на шероховатости, если вы, так же как и я, изголодались по подобным блужданиям "в клеточку", ищете что-то относительно свежее, а еще лучше, не ровно дышите в сторону Steampunk'а, то эта игра, определенно, для вас и я, более чем уверен, что творение Fatbot Games заденет ваши душевные струны.

the END

Статья на просторах SteamСтраница игрыСтатья на Gamer.ru

{ "author_name": "- Hungry Viking -", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 2, "likes": 15, "favorites": 2, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 13348, "is_wide": false }
{ "id": 13348, "author_id": 34488, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/13348\/get","add":"\/comments\/13348\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/13348"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000 }

2 комментария 2 комм.

Популярные

По порядку

1

Тоже купил. Только из за того, что люблю Dungeon Crawler'ы, но тошнит уже от фентези.
любители рандома здесь не найдут того, что ищут, ибо все комнаты, предметы и тайники фиксированы

В смысле карта не рандомизируется? Интересно...

Ответить
1

Сам был удивлен, как и тем, что нет партии, сеттингом и что ее делали братиславцы:D

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
Узнавайте новости о мостах
Санкт-Петербурга первыми
Подписаться на push-уведомления