Оффтоп Сергей Сабуров
12 961

Pax Humana: финал рассказа о партии за Человеческое Содружество в Stellaris

Угроза из других миров и господство людей над галактикой.

В закладки

Stellaris от Paradox Interactive — прекрасный образец стратегии, которая, несмотря на жанровые ограничения, может рассказать игроку увлекательную историю. Каждая следующая партия будет непохожа на предыдущую. А иногда за игровыми событиями будет просвечивать даже нечто большее, чем просто фантастика о космосе. Лучший способ продемонстрировать это — подробно рассказать об одной игровой партии (часть первая и вторая). Финал истории о том, как Человеческое Содружество подчинило себе всю галактику и что из этого получилось.

Интерлюдия

Вот уже больше двухсот лет прошло с тех пор, как колонисты с Земли на нескольких космических кораблях-ковчегах отправились в холодные глубины космоса надежде открыть для людей новые миры. Лишь одному из всех кораблей удалось выполнить свою миссию и доставить ростки земной цивилизации до пригодной к колонизации планеты. Так родилось Человеческое Содружество — новое общество, свободное от пережитков древних доктрин и заветов, оставшихся на Земле.

В течение последующих столетий молодая нация развивалась, обустраивая свой новый дом и готовясь занять подобающее её место в галактике. Множество чужих миров покорилось новым конкистадорам. Множество тайн и открытий совершили исследователи Содружества. Множество неизвестных прежде биологических видов повстречали люди на своём пути — в том числе и чужие разумные цивилизации. Но ни пришельцы, ни правительство старой Земли не желали мириться с появлением нового игрока на политической сцене. Выдержав несколько оборонительных войн, Содружество перешло в контрнаступление, а к началу XXIV столетия стало доминирующей силой Млечного Пути.

Карта Млечного Пути на момент завершения второй части повествования. Обратите внимание на верхний правый угол карты — именно там затаилась угроза

Пробуждение гиганта

После славных побед, одержанных над Мандасурианской Конфедерацией, Коллективом Джегаси и множеством других межзвёздных государств, казалось, что гегемонии человечества в галактике абсолютно ничего не угрожает. Первая экономика, первый флот, множество зависимых вассалов, уже выведенных из «большой игры» за господство над космосом.

Никто из потенциальных конкурентов Содружества, включая правительство ООН на старой Земле, не могли с ним сравниться в схватке один на один. Однако был в этой игре ещё один участник, который ранее предпочитал держаться в тени.

Предыдущие десятилетия человечество стремилось уничтожить падшие империи до их пробуждения. Чтобы приняться за ганвиусов, им не хватило совсем немного времени

В начале 2330 года правители всех звёздных империй получили странные послания из пространства теократического государства Ганвиус. Эти растения-псионики были одной из самых древних рас в известной части Вселенной. И хотя раньше они не вмешивались в межзвёздную политику и в принципе редко покидали границы своей увядающей империи, теперь ганвиусы требовали от всей галактики подчиниться их древней религии перед лицом некой неведомой страшной угрозы, которая якобы может обрушиться на молодые расы совсем скоро.

Разумеется, этот ультиматум был всеми отвергнут. Тогда ганвиусы вывели из своих ангаров древние, но вполне работоспособные и смертоносные корабли и отправились в крестовый поход против «еретиков». Поскольку ни у одной из окрестных империй не было сил, чтобы справиться с пробудившимися древними, — ни в одиночку, ни в союзе — Адмиралтейство Содружества приняло решение первыми захватить буферные государства, лежащие между человечеством и Теократией ганвиусов.

Человечество через вассалов контролирует уже половину галактики. Противиться такой силе очень сложно

В течение последующих десяти лет Великая Армада вместе с кораблями десанта оккупировала большую часть спорного пространства. Правительства попавших под удар ксеносов не могли оказать никакого организованного сопротивления двум сильнейшим флотилиям галактики и поспешили объявить себя вассалами людей. Те хоть и славились своей ксенофобией, но не планировали непосредственно включать побеждённые империи в состав Содружества, тогда как религиозные фанатики-ганвиусы в своей священной войне стремились аннексировать все миры «еретиков». После такого дипломатического манёвра пришельцам оставалось лишь скрипеть зубами — Теократия и Содружество официально не находились в состоянии войны, а значит растениям следовало отступиться и от новых вассалов человечества.

Дополнительным аргументом Адмиралтейства стали две новых военных технологии: прыжковый двигатель и солдаты-геномоды. Первая позволяла отбросить за ненадобностью дорогостоящие станции червоточин, поскольку отныне каждый корабль, оснащенный таким двигателем, сам становился такой станцией, способной свободно перемещаться на огромные расстояния.

Вторая технология, открытая ведущими военными биологами Содружества, позволяла превращать солдат в настоящие машины для убийства. Генномодифицированные космодесантники превосходили и обычных солдат, и клонов по всем параметрам, обладая лучшей силой, выносливостью и скоростью реакции. Поэтому на нескольких мирах тут же стали формироваться первые легионы таких геномодов, которые должны были стать главной ударной силой новой армии Содружества, оставив клонам полицейские функции.

Судя по игровому описанию, примерно так могли бы выглядеть боевые порядки солдат-геномодов (иллюстрация из вселенной Warhammer 40,000)

Главным потенциальным противником, против которого готовили новые корабли и армии, конечно же, была Теократия. Адмиралтейство спускало линкоры с верфей почти каждый месяц. Однако, по данным разведки, флот людей всё ещё уступал тому, чем обладали древние растения. Последние военные новинки человечества тоже не были для пришельцев секретом.

Видимо, желая сохранить это преимущество, 7 января 2347 года Теократия сама объявила войну и двинула свои флотилии через пограничные буферные системы сразу к мирам людей.

Война с павшей империей и битва народов

Теократия объявила войну. Помимо территориальных претензий фанатики требуют, чтобы люди приняли их веру и признали себя вассалами

Как показала разведка, прямое столкновение с флотилиями ганвиусов неизбежно должно было закончиться поражением людей. Стратегия быстрых рейдов по тылам, которая уже не раз приносила победу Содружеству, также была невозможна: домашние системы самих растений были слишком хорошо укреплены. Пока корабли возились бы с их ликвидацией, флот Теократии неизбежно успел бы вернуться.

Оставалось лишь избегать сражений так долго, как только было возможно, пока верфи не поставят на флот достаточно линкоров, чтобы задавить противника числом. При всём своём технологическом преимуществе, Теократия была значительно меньше Содружества и просто не обладала таким числом космоверфей, как люди. Время работало на человечество.

Очень полезный перк. Учитывая, что в вассалах у Содружества находится половина галактики, это даёт людям фактически безграничный лимит флота

Ещё один важный шанс на победу давала пограничная стычка в системе Скодд. В ноябре 2347 года там был перехвачен транспортный конвой из 23 кораблей, перевозящий десантные армии ганвиусов. Как столь важный груз остался без прикрытия, осталось неизвестным. Однако пока беззащитные транспортники не вышли из боя экстренным ускорением, небольшая патрульная эскадра людей успела вдоволь посбивать их, надолго оттянув крупные десантные операции против своих планет. 15 транспортников и пара кораблей конвоя в обмен на три линкора и несколько корветов — это была оправданная цена.

Игра в кошки-мышки продолжалась с переменным успехом около двух лет. Флот Теократии бомбил пограничные миры людей и пытался отыскать основные силы Содружества, чтобы навязать им генеральное сражение на выгодных для себя условиях. Однако Адмиралтейство всё медлило и копило силы. Во главе вражеской флотилии стоял Титан — огромная мобильная станция величиной с луну, способная одним выстрелом уничтожить целый линкор. Сталкиваться с ним в открытом бою было самоубийством.

Вражеский Титан в окружении линкоров. Хорошо, что после выхода из варпа корабли ещё три игровых дня не могут вступать в бой

В августе 2349 года агенты, проникнувшие на территорию ганвиусов, ценой многих жизней выкрали планы защитных систем Титана и доставили их командованию. Оценив все риски, Адмиралтейство посчитало, что общая боеспособность врага уменьшилась с этим где-то на 33%, после чего приняло решение дать, наконец, решающее сражение в столичной системе ксанидов – одной из вассальных рас человечества.

К концу месяца эскадры всех союзных империй Содружества собрались на орбите Ксанта. Великая флотилия людей прибыла последней, а на хвосте у неё уже летела клюнувшая на удочку армада врага. Со дня на день должна была разыграться величайшая битва народов в современной истории галактики.

И тут произошло нечто, что аналитики Содружества не предвидели. Пока главные силы людей двигались к точке рандеву от окраин системы, флот Теократии «прыгнул» прямо в центр союзных сил, мгновенно посеяв панику и нанеся огромный урон ещё до того, как союзники успели воссоединиться. Оставшихся сил оказалось слишком мало, чтобы отвлечь защиту Титана и ударить в уязвимое место. Родившаяся было новая надежда обернулась разгромом, какого человечество не знало со времен Затарской бойни, когда в сражении с империей машин погибла большая часть людского флота. Каждую минуту Титан делал выстрел, уничтожая тяжёлые корабли людей один за другим.

Моя ошибка. Забыл, что в системах с крепостями вражеский флот всегда «прыгает» прямо в центр системы. Цена этой ошибки — почти полностью уничтоженный флот

Видя, как в одночасье гибнет самая мощная военная машина в истории человечества, верховный главнокомандующий Марчети дал приказ на экстренное отступление. Впервые за очень много лет Содружество не просто потерпело поражение, но было полностью разгромлено. Производственные мощности позволяли каждый месяц спускать со стапелей линкор. Но чтобы скомпенсировать такие чудовищные потери, требовались десятки, а лучше — сотни тяжёлых кораблей, которых у человечества не было.

Начались изъятия ресурсов у полуавтономных секторов — административных единиц внутри Содружества. Сектора Первый Фронтир и Оксамон дали минералы. Сектор Каурия — энергию. Позже её тоже выменяли на минералы через частные торговые гильдии, снимавшие грабительские комиссионные. Однако альтернативы этому пути не было, поскольку ни одна империя в галактике не хотела вести торговлю с Содружеством.

Из-за своей безудержной экспансии люди нажили себе слишком много врагов. Старая Земля и другие независимые государства и федерации, которые прежде терпели унижения и были не более, чем боксёрской грушей для мощи Адмиралтейства, после разгрома в битве народов представляли серьёзную угрозу. Аналитики считали, что Содружеству может угрожать война на несколько фронтов.

Вот она — истинная верность завоеванных народов

На вассалов надежды было мало. Они и сами понесли огромные потери в битве народов и тратили все наличные ресурсы на восстановление своих потешных эскадр. Марчети скрипел зубами, но ничего поделать не мог. По условиям мирных соглашений с побеждёнными империям Содружество контролировало их внешнюю политику. Но об экономике речи не шло. Мелкие царьки и президенты, которые ещё вчера демонстрировали показную лояльность центральной власти и клялись в вечной преданности, сейчас откровенно злорадствовали.

Брат на брата

18 января 2351 года Земля вместе со своим союзом Звездной Антантой объявила Содружеству войну. Очевидно, бюрократы ООН увидели в военном поражении Адмиралтейства последний шанс перехватить лидерство в гонке за господство над галактикой.

«Налетели как стервятники» — вполне уместный оборот в данной ситуации

Верховный главнокомандующий Марчети получил ультиматум с требованиями. В случае поражения в войне потомки колонистов утратили бы почти все свои завоевания за последние сто лет, откатившись к самым старым своим рубежам времён первого освоения космоса. Одновременно с этим ганвиусы удвоили свой натиск, оккупировав несколько систем. Пока что Содружество держалось за счёт своей огромной территории и производственного потенциала. Но ситуация могла ухудшиться ещё сильнее.

В сентябре 2355-го в возрасте 130 лет умирает Чезаре Марчети. Все последние годы жизни он потратил на преодоление последствий своей ошибки, приведшей к битве народов. Его преемницей на посту верховного главнокомандующего стала Тереза Риччи — первая женщина, занявшая эту должность за последние полторы сотни лет. Она продолжила программу по восстановлению флота, и уже в июле 2357 года восстановленная флотилия Содружества впервые сошлась в открытом сражении с силами Земли в системе Эхо. Разведке удалось подгадать момент, когда ксенофилы остались без прикрытия своих союзников из Звёздной Антанты и были разбиты.

Эта первая за десять лет войны крупная победа вселила надежду в сердца людей и заставила поверить, что все принесенными жертвы оказались не напрасны. В сентябре 2357-го была одержана ещё одна победа в системе Коск. Остатки флота Звездной Антанты бежали с поля боя, а бюрократы ООН немедленно согласились вступить в переговоры.

В отличие от древней империи стагнатов, земляне — никудышные вояки и даже внезапной атакой не могут угрожать своим двоюродным братьям из Содружества

Согласно мирному договору, Содружество почти не пополнилось новыми территориями. Командование сознательно пошло на это, чтобы не затягивать войну, поскольку Содружество стремилось как можно скорее закрыть второй фронт и перебросить все силы на борьбу против основного врага — Теократии ганвиусов.

После битвы народов растения, очевидно, посчитали, что больше их доминированию ничего не угрожает, и параллельно вступили в войну ещё с несколькими ксеноимпериями. Разумеется, ни одна из них не могла справиться с нашествием Теократии, но множество мелких стычек и распыление сил замедляло их военную машину, растягивало коммуникации и играло на руку человечеству, которое всем миром создавало новую Великую Армаду.

Млечный Путь после перемирия Содружества и Земли. В правой части карты остались ещё независимые империи. За них и пойдет борьба

Чтобы переиграть растения на этом участке фронта, Содружеству пришлось пойти на рискованный шаг и также объявить войну задетым ксеноимпериям, чтобы отвоевать уже занятые ганвиусами планеты и не допустить сепаратных мирных переговоров, которые усилии бы Теократию новыми территориями.

В Марте 2361 года весь оставшийся флот союза малых рас был уничтожен в битве за столичную систему Империи Локен. Вслед за этим последовало несколько крупных десантных операций, в которых отлично показали себя новые подразделения космодесантников-геномодов.

Бесконечная война и массовая лоботомия

После вступления в войну с Теократией у Содружества не было ни одного дня, проведенного в мире. Как только люди заканчивали с одной империей, тут же объявлялась война следующей. Две доминирующие силы как будто соревновались, кто быстрее подчинит галактику своей воле.

В 2365 году полностью восстановленная Великая Армада пересекла границу Альвалианской Иерархии — империи, основателями которой была раса, очень похожая на эльфов из старинных земных сказок. Однако, вопреки этим сказкам, остроухие не отличались ни силой, ни мудростью и стали лишь ещё одной клеткой на доске величайшей шахматной партии, которую вели между собой конкуренты за мировое господство.

На эльдаров местные эльфы не тянут. Слишком уж фаталичны

Однако не только военные действия отметили этот период. На планете Эйре в системе Тиримора ученые Содружества решили поставить смелый эксперимент. До сих пор все планеты, которые нуждались в терраформинге, подвергались этой процедуре до начала колонизации. Но с усовершенствованием технологий его можно было провести даже на плотно заселённой планете.

Конечно, для жителей такой процесс сопряжён с некоторыми неудобствами. Однако, учитывая, что большинство планет в галактике уже кому-то принадлежало, выбор был невелик: либо предоставить гражданские права расам, которые могли обитать на непригодных для людей планетах и заселять новые миры с их помощью, либо вести терраформинг, не считаясь с комфортом населения. Первый путь был потенциально выгоднее, но он потребовал бы отказаться от привычной ксенофобии и агрессии, к чему ни элита, ни две трети населения не были готовы.

Также в 2367-ом ксенобиологи Содружества провели первые успешные эксперименты по массовому лоботомированию. В качестве подопытных была выбрана раса ксанидов, чьи планеты не так давно были полностью интегрированы в состав Содружества.

В течение восьми месяцев миллиарды разумных существ были превращены в послушных идиотов, которые могли выполнять простые команды, но были полностью лишены свободы воли, воображения и абстрактного мышления. То есть, всего того, что делает разумных существ разумными. Учитывая, что все иные расы кроме людей на территории Содружества, были обречены на участь рабов, в чём-то это было даже милосердно.

Немногие оставшиеся ещё члены фракции ксенофилов пришли в настоящий ужас, увидев на улицах городов этих лоботомированных зомби. Адмиралтейство же подсчитывало потенциальную прибыль от увеличения выработки на промышленных предприятиях. Очевидно, что вслед за ксанидами подобная участь ожидала и все остальные порабощённые расы. Тотальная война со всей галактикой приносила с собой новую мораль, которая не знала пощады к противникам.

No brain — no pain

Видимо, находясь в полном отчаянии, в январе 2369 года земное правительство вновь объявило войну и атаковало пограничную колонию Надежда, которая когда-то была основана специально, чтобы заново связать две ветви человеческой расы. На что надеялись бюрократы ООН, понять было сложно. Ведь даже при такой внезапной атаке потеря одной колонии ничего не значила для огромного механизма завоевания, в который превратились десятки миров под властью Человеческого Содружества.

Генеральное сражение Великая Армада дала в системе Сассин. Земляне и их союзники по звёздной Антанте не согласовали передвижение своих флотилий, в результате чего вновь были разбиты поодиночке.

В июне 2371-го флот Содружества вышел на орбиту Земли — прекрасной голубой планеты, которую далёкие предки оставили столетия назад. И хотя командованию было досадно от того, что возвращение на родину произошло таким образом, но после подавления планетарной обороны командиры пехотных подразделений получили приказ о десантировании. В течение двух недель прародина человечества была оккупирована, во всех крупных городах были оставлены гарнизоны. А вслед за Землей подобная участь постигла также терраформированный Марс, колонии в системах Альфа Центавра, Сириуса и другие миры ООН.

После трёх сотен лет разлуки потомки колонистов вернулись на Землю. Но уже как завоеватели

Мнения в Адмиралтействе разделились. Часть высших офицеров хотела закончить войну триумфальным воссоединением человеческой расы и присоединением к Содружеству Земли и всех её колоний. Однако победили те, кто считал, что сначала нужно разбить Звёздную Антанту и навязать империям в её составе такие же кабальные договора о вассалитете, какие были заключены уже с большей частью галактических рас. Поэтому окончательное решение земного вопроса решено было отложить до следующего раза.

Homo superior

Вместе с тем перед Адмиралтейством вставала и другая проблема. Население спокойно относилось к притеснениям, насилию и даже геноциду в отношении ксеносов. Но в случае вхождения в состав Содружества бывших колоний Земли, правительству предстояло иметь дело с миллиардами новых сограждан, которые хоть и являлись людьми в биологическом смысле, многие поколения воспитывались в совершенно иной морально-этической парадигме и представляли собой потенциальную угрозу.

В поиске решения этой проблемы родился проект «Homo superior». Используя последние достижения в генной инженерии, учёные Содружества должны были модифицировать человеческую расу, сделав её умнее, сильнее и более… лояльной действующему режиму. Исследователи нашли способ немного ускорить естественную секрецию эндорфинов в мозгу. Таким образом, даже с возросшим интеллектом основная масса населения должна была оставаться послушными конформистами.

В последнем патче биологическое вознесение заметно усилили, добавив очков для генных манипуляций. Не скажу, что это универсальный билд, но один из лучших для правящей расы

«Мы сделаем вас счастливыми!» — так звучал лозунг официальной пропагандистской кампании, призывавшей граждан записываться на процедуру превращения в Homo Superior. К слову, как оказалось, элиты старой Земли тоже баловались генной модификацией. Однако в демократическом обществе эта технология использовалась свободно и почти бесконтрольно. В результате на территориях ООН проживало множество самых разных подвидов людей. Эти неконтролируемые мутации, вызывавшие омерзение у Адмиралтейства, были ещё одной причиной привести человеческую расу к строгому биологическому однообразию, но уже по новому образу и подобию.

Для тех же, кто, несмотря на превращение в homo superior, продолжал оставаться в оппозиции правящей идеологии, учёные физики изобрели сверхмощные направленные излучатели. Будучи установленными на гигантских орбитальных платформах, они ежеминутно транслировали на поверхность планет Содружества особые волны, воздействующие на человеческий мозг и притупляющие критическое мышление.

Столетние дедовские байки об облучении из космоса стали реальностью. Однако технология оказалась настолько эффективной, что уже очень скоро в человеческом обществе не осталось почти никого, кто мог бы насторожиться или сопротивляться.

Шапочки из фольги не помогут

В 2374 году умирает Тереза Риччи. Новым Верховным командующим становится пехотный генерал Ху Чанг — как окажется позднее, он был последним обладателем этой должности. Но об этом ниже.

В 2376-ом осторожное изучение огромных станций-колец, управляемых таинственным ИИ под названием «Хранитель» позволило человечеству разработать собственную концепцию строительства подобных мегасооружений.

Строительство миров-колец выгодно именно империям типа Содружества, которые для наибольшей эффективности производства должны постоянно перемещать граждан и рабов между захваченными планетами

В том же году была объявлена война империи хаволлов — ещё одной древней расе, чья империя до того пребывала в упадке, но могла «проснуться» в любой момент. Учитывая, сколько проблем человечеству принесла древняя Теократия ганвиусов, Адмиралтейство решило пресечь в зародыше угрозу ещё одной старшей расы. Выманив вражеский флот из-под защиты мощных орбитальных крепостей их родного мира, Армада Содружества разбила хаволлов в пограничной системе Терзам. А после оккупировала и аннексировала их миры.

При этом выяснилось, что побеждённые хаволлы просто по природе своей не могут встроиться в социум Содружества. Тысячелетиями они правили галактикой и привыкли смотреть на иные расы не иначе как на пыль под ногами. Поэтому обращение всей их цивилизации в рабство нанесло нации непоправимый культурный и даже психологический ущерб. Повальными стали случаи суицида и нападений на администраторов-людей. Выхода было два: экстренно лоботомировать всё население присоединенных миров, как уже было это сделано с некоторыми другими расами, или же полностью вырезать несчастных, избавив их от мучений.

Геноцид космических масштабов

Поколебавшись, командование выбрало второй путь. Планет с идеальными климатическими условиями, подобных тем, что люди отобрали у хаволлов, в галактике было мало, а «освободив» их от нежелательного присутствия бывших хозяев, люди могли разместить там десятки миллиардов собственных колонистов. Что же до общественного мнения, то в галактике почти не осталось независимых держав, чьё мнение как-то волновало Содружество. Все они были либо вассалами людей, либо должны были вскоре пополнить их число. А собственные граждане в большинстве только поддержали бы подобное решение.

Долгий мир

В Мае 2393 года произошло эпохальное событие, которое навеки поставило точку в истории противостояния за первенство в галактике. Война между людьми и Теократией ганвиусов, которая продолжалась несколько десятилетий, то затухая, то разгораясь вновь, наконец-то достигла своего апогея.

В системе Хунтур сошлись флоты Содружества и ганвиусов. В этот раз Адмиралтейство не стало полагаться на какие-то мифические уязвимые точки, а просто обеспечило подавляющее превосходство по боевой мощи: Великая армада насчитывала вдвое больше крупных кораблей, чем было в ней во время битвы народов 45 лет назад.

Титан по-прежнему наносил огромный урон, но подавляющая сила человеческого флота позволила пробить его защиту. После этого громадина была уничтожена, а оставшийся флот Теократии обратился в бегство. Остальное было делом техники. В 2394 году все территории Теократии были присоединены к Содружеству. Начался двадцатилетний период мира.

Все ганвиусы обладают трейтом псиоников, что делает их прирождённой расой господ. Для человечества будет делом чести превратить столь опасных конкурентов в лоботомированных идиотов

В 2395-ом в соседнем со столичной системой Денеб планетарном скоплении Руалис началось строительство мира-кольца. Местные планетарные тела предстояло буквально разобрать по кирпичику, чтобы из получившегося материала собрать поистине титаническое сооружение, которое опоясывало бы местное светило и могло обеспечить комфортное существование для ста миллиардов жителей. После победы над последним и самым упорным противником, человечество охватила эйфория. Начался настоящий бэби-бум, только вот количество доступных для колонизации планет всё-таки было ограничено.

Ещё одной проблемой, которую предстояло решить Содружеству на пути к построению своей мрачной утопии, стал искусственный интеллект. Ксенофобы из Адмиралтейства в своё время отказались от использования этой технологии, сосредоточившись вместо этого на расширении возможностей человеческого мозга. Однако многие расы баловались созданием ИскИнов и добились в этом определённого успеха. Поэтому, с каждой завоёванной планетой в Содружестве росло и число механических рабов.

Цепочка решений по подчинению ИИ накладывает на империю довольно неприятные, хотя и временные штрафы. Зато теперь в Содружестве точно никогда не произойдет восстание машин

Если рабов из плоти и крови биологи Адмиралтейства уже полностью подчинили, создав миллиарды и миллиарды лоботомированных биороботов, то с искусственным разумом эту операцию ещё предстояло провести. Пока территория человечества росла, росло и число странных случаев, когда формально подконтрольный ИИ пытался сделать свою работу наиболее «эффективно», что иногда приводило к человеческим жертвам.

Ситуация немного тревожила командование, пока, наконец, в 2409 году учёные инженеры не нашли алгоритм, который позволил обойти все защитные схемы и полностью подчинить волю ИскИнов, превратив их в такие же безопасные и безотказные механизмы, какими были рабы-лоботомиты. В культуре Содружества новый вид слуг получил название синтетиков или просто синто.

Вторжение извне и Последняя война

28 Июля 2410 года все датчики в галактике одновременно сошли с ума. Казалось, что по всем диапазонам шёл один единственный сигнал. Что-то приближалось к Млечному Пути — приближалось из территорий, куда не ступала нога разумного существа.

Сигнал нарастал в течение месяца, пока в конце августа в полосе нейтрального космоса на границе между оставшимися владениями Земли и новыми рубежами Содружества не раскрылась червоточина небывалых размеров, из которой волна за волной вышли космические корабли невиданных прежде форм и размеров. Все попытки установить контакт с пришельцами оказались безуспешными. Кажется, неведомая раса воспринимала всех живых существ галактики лишь как… пищу.

«Пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны». Вполне подходящая цитата

Силы захватчиков впечатляли. Они почти вдвое превосходили по численности Великую армаду Содружества — самую мощную военную машину галактики. Что касается прочих империй, то их жалкие флотилии не годились на то, чтобы даже ненадолго задержать захватчиков, получивших условное имя «незваные».

В 2411 году прошли первые сражения в системе Фальмир. Вторженцы разделили свои силы, так что за людьми было численное преимущество. Однако медленно, но верно, силы армады подтачивались волнами атакующих, вылетающих из портала одна за другой. Каждый бой выводил из строя десяток линкоров.

Побеждать «незваных» можно. Но учитывая, сколько флотилий сразу выходят из портала, делать это следует очень осторожно, своевременно пополняя понесённые потери

В Июне 2412 года два флота «незваных» вышли на орбиту планеты Бардигаль. В этом терраформированном мире обитало 18 миллиардов жителей, в их числе — 3,5 миллиарда колонистов-людей. Если бы командование бросило армаду для их спасения, то наверняка одержало бы победу. Однако расчётные потери должны были составить около половины всех кораблей Содружества, а это обрекло бы куда больше миров. Поэтому Адмиралтейство не дало отмашки на операцию — Бардигаль вместе со всем его населением был потерян.

После этого открылась страшная правда о целях захватчиков. Они не просто оккупировали планету: когда силы орбитальной обороны были подавлены, вся биосфера вплоть до бактерий оказалась полностью уничтожена каким-то сверхмощным излучением. Как будто на поверхности мира одновременно сдетонировали тысячи нейтронных супербомб.

Человечество только теперь осознало всю степень нависшей над ним угрозы. Если раньше истории о страшных инопланетянах, желавших уничтожить сам род людской, были всего лишь частью официальной правительственной пропаганды, то теперь они превратились в страшную правду. С «незваными» нельзя было договориться. Им не нужны были территориальные уступки, ресурсы или технологии. Они просто хотели превратить весь Млечный путь в одно гигантское кладбище.

При этом, если основные миры Содружества располагались далеко от эпицентра вторжения, то колонии Земли и Звёздной Антанты оказались практически в его центре.

В 2413 году были уничтожены колонии в системе Сириус. Под угрозой оказалась сама Земля. Инопланетяне, которые уже давно заседали в ООН наравне с чиновниками-землянами, не сделали ничего для защиты прародины человечества. Они сосредоточили все силы для охраны колоний в системе Альфа Центавра. За прошедшие две сотни лет беспрерывной трансгалактической миграции три местных экзопланеты давно обогнали по населённости Солнечную систему. Однако из 45 миллиардов живущих там разумных существ лишь немногим более 10% были людьми.

Содружество спешно наращивало собственный флот, попутно отражая бесконечные попытки «незваных» пробиться глубже в свою территорию, так что о помощи также речи не шло. И пусть перед лицом нового общего врага старые разногласия между двумя частями человеческой расы были забыты, это ничего не изменило. 1 мая 2417 года сканеры разведчиков перестали получать какие бы то ни было данные о биологической активности на третьей планете Солнечной системы. Земля превратилась в кусок мёртвого камня.

Если руководство ООН надеялось такой жертвой отсрочить свой конец, то напрасно. Объединённый флот нескольких империй, охраняющий Альфу Центавра был разбит захватчиками и в 2421 году последняя колония, над которой ещё развивался синий флаг старой Земли, перестала подавать какие-то признаки жизни.

Ещё долгих шесть лет после этого флот Содружества уже в одиночку продолжал бороться с вторжением. Пока, наконец, 2 июня 2427 года портал, ведущий в таинственное иное измерение, не был уничтожен.

Сотни кораблей и миллиарды жизней положены на алтарь этой победы

16 июля 2428 года Верховный главнокомандующий Ху Чанг объявил об окончании последней войны в истории галактики. После изгнания «незваных», гибели Земли и остатков Звёздной Антанты во всём Млечном Пути наконец-то осталась единственная политическая и военная сила. Но это было больше не Человеческое Содружество.

«Галактика столкнулась с опасностью, которой не видела никогда прежде — опасностью, от которой у неё остались незаживающие шрамы, — вещал Ху Чанг. — Поэтому в целях обеспечения безопасности сотен населённых миров и триллионов их обитателей, а также для сохранения стабильности господства человеческой расы Содружество будет реорганизовано нами в первую галактическую империю — Империю Человечества, Pax Humana».

Карта галактики после провозглашения империи Pax Humana. В нижней части карты мёртвый космос, оставшийся после вторжения «незваных»

Эпилог

Создание Pax Humana стало последней строчкой в истории Млечного Пути. Конечно, и после этого в галактике происходило множество событий. Во многих системах были построены миры-кольца. В первый такой мир, созданный людьми, — Новую Землю — со временем перебралось имперское правительство и весь бюрократический аппарат.

Оставшиеся естественные планеты также постепенно терраформировались и колонизировались. Подчинённые расы Империя интегрировала в свой состав, а их население подвергало лоботомированию. Очень скоро в границах Pax Humana не осталось ни одного «необработанного» чужака и ни одного устаревшего homo sapiens, но лишь безупречные homo superior и их столь же безупречные в своей рабской преданности слуги.

Безопасность в обмен на свободу. Формула столь же древняя, сколь и само человечество

Император Ху Чанг, который на момент коронации достиг 130-летнего возраста, правил ещё полвека. Для технологий XXV столетия продление жизни элиты не было хоть сколько-нибудь сложной проблемы. А после смерти правителя трон унаследовал его сын — Ю Чанг. Никакого недовольства или, тем более, повстанческого движения, это не вызвало.

После уничтожения всех внешних и внутренних угроз Империя стала большим, чем просто сообщество индивидуумов. Это был совершенный социальный организм, воплощённая утопия. Где каждый получал всё, чего мог пожелать, а желал только того, что мог получить. Это и был подлинный конец истории.

Эпилог после эпилога

Победу в этой партии я одержал ещё в 2371 году после первого перемирия с ООН, взяв под контроль 40% пригодных для заселения планет в галактике. Но мне хотелось показать как можно больше механизмов, которые присутствуют в игре. Поэтому мы увидели и вторжение «незваных», и создание Империи на всю карту. Хотя уж в чём-чём, а в последнем действии точно не было никакого особого смысла, кроме чистого фана и некоего мысленного эксперимента.

Редко когда хватает терпения доиграть до появления этого победного окошка на карте с тысячью и более звездных систем

По общему мнению, после 2400 года в Stellaris становится особо нечем заняться. Все враги побеждены, уникальные технологии изучены, ресурсы текут в казну рекой. И даже кризис вторжения извне, который я в этой партии даже специально усилил, не принёс особого челленджа. Многие знакомые игроки связывают это с нехваткой контента. Но я, как и всякий фанат, обязательно найду для любимой игры оправдание.

Общество, в которое к 2400 году превратилось здешнее человечество, и вместе с ним вся галактика — это живое воплощение идей Френсиса Фукуямы и его концепции конца истории. Это общество, в котором не осталось больше места для вопроса «что дальше?», потому что дальше — через десять, через сто и даже через тысячу лет всё будет то же самое. Технологии, в том числе политические и управленческие, позволили навсегда зацементировать существующий порядок вещей. И то, что в этот момент в порядке вещей оказалась ожившая антиутопия с бесконечными войнами, сегрегацией, евгеникой и контролем массового сознания — это проблема, которая актуальна, в том числе, и для нашей сегодняшней реальности.

Никогда бы я лично не хотел жить в таком обществе, пусть даже на правах члена высшей касты. В Stellaris отлично видно, что наиболее эффективные способы сцементировать общество и государство на самом деле превращают его в оживший оруэлловский кошмар, где за высокую эффективность приходится платить превращением отдельных индивидов в бездумные винтики огромной государственной машины.

Этой нехитрой истине я хотел бы посвятить масштабное описание игровой партии за Человеческое Содружество, которое теперь, наконец-то, окончено.

#истории #stellaris #золотойфонд

Статьи по теме
Истории Stellaris: человечество на пути к завоеванию галактики
Останемся людьми: история одной партии в Stellaris
{ "author_name": "Сергей Сабуров", "author_type": "editor", "tags": ["\u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438","\u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u043e\u0439\u0444\u043e\u043d\u0434","stellaris"], "comments": 65, "likes": 211, "favorites": 60, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 14182, "is_wide": true }
{ "id": 14182, "author_id": 14209, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/14182\/get","add":"\/comments\/14182\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/14182"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000 }

65 комментариев 65 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...

Сергей Сабуров

100

Спасибо всем, кто ждал и поддерживал в процессе написания этой большой истории. К сожалению, не удалось закончить её до нового года, как многие просили. Но, надеюсь, что результат того стоил. Это первый для редакции DTF опыт публикации игровых историй. И в целом он оказался удачным. Возможно, он откроет путь для появления ещё многих подобных рассказов по разным играм. А также - новых текстов по Stellaris, который продолжает развиваться и обещает стать одной из самых глубоких Sci-Fi-стратегий в индустрии.

Ответить

mishka_kokosolapiy

Сергей
15

Очень интересно и захватывающе. Словно прочёл книгу - представлял лица генералов и правителей, флот, военные действия. Просто вау.
Нечто подобное когда-то писали в журнале ЛКИ, и за этот ряд статей я очень хочу вас поблагодарить отдельно!

Ответить

Askar Alimov

Сергей
0

Спасибо за отличный текст, но как я заметил нет ни каких глобальных модов это специально для статьи или не нравится и как вам сетевая составляющая игры?

Ответить

Сергей Сабуров

Askar
8

На Стелларис есть множество прекрасных модов. Но для текста специально взял "чистую" версию игры. К мультиплееру, к сожалению, отношусь негативно. Потому как, если в сингле можно дополнительно придать в воображении новые смыслы происходящим на экране событиям, как, например, в этом рассказе, то в мультиплеере игра без вариантов превращается в гонку на скоростной покрас карты.

Ответить

Askar Alimov

Сергей
0

Есть такое касательно мульта, но я нашел одного человека которого все же смог уговорить на нормальную игру без спешки и с интереным погружением, попробуй так же, может быть получится.

Ответить

Ivan Serov

Askar
1

Будет продолжение или другая игра? Хотелось бы увидеть прохождения Endless Space 2

Ответить

Николай Пащенко

19

Благодаря первой части этой статьи я купил Stellaris.
Благодаря второй части - я купил все дополнения для него.
К моменту, когда опубликовали третью часть я уже захватил всю галактику пожирающим роем бородатых гномов.

Ответить

Mark Pokrovsky

13

Прям какой-то читательский оргазм испытал. Третья часть просто вишенка на торте, надеюсь будете радовать и дальше такими материалами, но уже по другим проектам.
P.S. А посоветуйте, пожалуйста, книгу. Кроме Дюны, Гипериона и Космического госпиталя

Ответить

Andrew K

Mark
2

Марк, посоветую еще Иэна М. Бэнкса, цикл о "Культуре" - "Вспомни о Флебе", "Выбор оружия" и др.

Ответить

Артур Акбердин

Mark
2

Мир-кольцо

Ответить

DofElite

Mark
0

Тёмный лес Цисиня Лю. Перед этим ещё надо прочитать первую часть трилогии(Задача Трёх Тел). Третью часть читать ни в коем случае не стоит.

Ответить

Myauk Bombay

Mark
0

Бесконечная война (Джо Холдеман), серия Хонор Харрингтон - единственные книги уделяющие достаточно времени описанию битв больших звездолетов, а в дальнейших книгах так и вовсе целых эскадр (под Стелларис очень заходит).

Ответить

Игорь Бевзюк

Mark
0

звезда пандоры конечно же

Ответить

Ваня Данковцев

Mark
0

Ещё есть серия книг "Древний", в принципе не плоха, но их там 7, и до космоса ещё дочитать надо

Ответить

Bazebil

7

Отличная серия статей! Только вот с мыслью в эпилоге не согласен - оживший оруэлловский кошмар далеко не единственный эффективный способ организации общества в Стелларисе, проверено сотнями часов мультиплеера. Легко с ним могут конкурировать вполне себе адекватные материалисты с развитием в сторону синтетического вознесения (т.е. киборги и затем полная замена органических тел на механические) и даже утопическая демократия с фанатичным эгалитаризмом, утопическими стандартами жизни и моралью населения близкой к 100% (этот вариант наиболее интересно комбинировать с псионическим путем развития). Да и среди злодеев самое сильное общество получается не из ксенофобов, а из кастовых авторитарных обществ, где низшие касты, работающие на шахтах и фермах, фактически приравнены к рабам, а люди, работающие в науке, экономике и культуре, пользуются всеми благами общества (и в этом случае все включаемые в государство пришельцы также вливаются в такую же кастовую систему, зависящую не от расы, а от рода занятий).

Ответить

Сергей Сабуров

Bazebil
7

Да, я это знаю. Каждая этика имеет свой набор инструментов, который помогает довести подвластную империю до какого-то совершенства. Собственно, тот же Фукуяма связывал конец истории с торжеством либеральной демократии, что в Стелларисе соответствует набору этик людей-землян. Мысль была именно в том, что любой режим, одержав победу над конкурентами, может установить свой собственный вариант конца истории. И если в его основе будет лежать нечто плхожее на общество Содружества из моей партии, то горе тогда всему нашему миру.

Ответить

Bazebil

Сергей
0

Я это только к тому, что оживший кошмар - далеко не лучший способ организации общества даже в Стелларисе, к тому что не все так мрачно)

Ответить

Askar Alimov

Bazebil
0

До сих пор играете в стеларис? Просто в одиночку надоедает и не подходишь долго, а по сети был только один знакомый и тот в армии сейчас Израиля, у вас некая группа людей и если да, то принимаете туда со стороны?

Ответить

Сергей Сабуров

Askar
1

Сам я в мультик редко играю. Если вам интересно, партнеров рекомендую искать на Стратегиуме - на сайте или в группе в вк. Там где-то ссылку, кажется, скидывали.

Ответить

Bazebil

Askar
0

Захожу время от времени в мп, проще всего играть со случайными людьми через стим, чем собирать кого-то. Чего и вам советую.

Ответить

Askar Alimov

Bazebil
0

Случайные люди к сожалению случайные люди, хочется обсуждать с напарником тактики или происшествия иногда попросить помощи или самому помочь, да и просто приятно не спешить, а как такое провернуть если не успеваешь за один заход пройти?

Ответить

Bazebil

Askar
0

У случайных людей частенько бывает дискорд-канал, где все общаются, хотя там чаще всего иностранцы, так что без знания английского никак. Я бы сыграл с тобой, только предпочитаю конкурентную игру, а не кооператив.

Ответить

Askar Alimov

Bazebil
0

Я наверное буду скучен для тебя, но на всякий случай куда написать можно? Как приеду с работы написал бы и там сам решишь.

Ответить

Nick Izotov

8

Когда дождался 3 часть. У меня была мысль сделать что-то подобное, но у меня в стелларисе проблема, что я редко доигрываю катки до конца, для меня самое интересное и веселое - это начало и мидлгейм, исследование космоса и экспансия.

Ответить

Vladek235

5

Помнится недавно вышла подборка лучших читательских работ на дтф, и этого эпоса там не было если я правильно помню. Но, думаю, приз зрительских симпатий бесспорно уходит Сергею. Спасибо!

Ответить

Vladek235

Vladek235
0

А лол, похоже я тупой не только для стеллариса. Тогдааа приз симпатий среди не-читательских работ, однозначно

Ответить

Goga

Vladek235
0

Поддерживаю, совершенно незаслуженно обошли вниманием.

Ответить

Михаил Ильгузин

3

Спасибо за этот цикл статей!
Читал не отрываясь с большим удовольствием.
Сам порой играя в Stellaris и Civilization строю в голове истории, но вывести их за пределы своего разума не хватает терпения и писательского мастерства.

Ответить

Человек в высоком замке

0

Материал огонь. Я правильно понимаю, что без всех DLC играть в стелларис особого смысла нет?

Ответить

Bazebil

Человек
3

Главное возьми DLC Utopia, там куча классных перков вознесения + если хочешь играть за роботов понадобится Synthetic dawn. Остальные не нужны.

Ответить

King Crab

Bazebil
2

Левиафаны тоже не помешают, с анклавами и переработанными отношениями между спящими империями. В целом не рекомендую покупать только Planetoids Pack и Humanoids Pack.

Ответить

Askar Alimov

Bazebil
0

Мне на столько понравилось игра, что я купил все для игры что было, такое спасибо типа.
И кстати наличие длц у хоста работает но с проблемами, лучше все же купить.

Ответить

Bazebil

Человек
2

Главное что при игре по мультиплееру DLC должны быть только у хоста (по крайней мере с DLC Leviathans так работает), остальным не обязательно.

Ответить

Goga

0

Классная сага!
P.s. Один вопрос, как сидевшая сотни лет тихо в углу империя растений-псиоников вдруг стала обладать большим промышленным и научным потенциалом, чем огромное Содружество? Комп читерит?

Ответить

Сергей Сабуров

Goga
3

При пробуждении стагнат всегда получает большой флот из воздуха. Я для своего рассказа объяснил это так, что корабли стояли на складах законсервированными, но готовыми к использованию при необходимости. Ну а превосходство в науке объясняется тем, что ганвиусы, как и другие стагнаты, вышли в космос за несколько сот лет до человечества и других молодых рас.
Это стандартная механика в Стелларисе, чтобы развитому игроку не было скучно от отсутствия сильных соперников.

Ответить

Goga

Сергей
0

Ясно, спасибо!

Ответить

Askar Alimov

Сергей
0

Как я понял стагнаты раньше занимали всю галактику, и просто грызлись между собой, но потом случилось что то непонятное и они скрылись от воины на маленьких территориях.

Ответить

Neko Natum

1

Эпичный конец эпичной истории.
P.S. Читать под альбом NON - God & Beast было хорошей идеей.

Ответить

Zemurr

1

Ну наконец-то. Я уж хотел личку искать, чтоб напомнить про эту эпопею.
Ща начнем.

Ответить

Филипп Щелканов

1

Ты монстр. Что ты наделал.

Ответить

Шашков Михаил

1

Не прочитал заголовок, подумал, что к ЗВ сценарий слили

Ответить

Артур Акбердин

0

Прекрасная статья!
Тут нужен мод на Звездный Путь! Устрою свою Федерацию!

Ответить

DofElite

Артур
2

Такой мод довольно давно уже есть. Судя по отзывам один из лучших к этой игре.
https://steamcommunity.com/sharedfiles/filedetails/?id=688086068

Ответить

clamorimari

DofElite
0

Нужен ваха мод, конечно

Ответить

Temirlan

0

Товарищ Сабуров, думаю вам будет интересно:

http://store.steampowered.com/app/716670/Stellaris_Apocalypse/

Новое дополнение:
Stellaris: Apocalypse is a full expansion which redefines stellar warfare for all players with a host of new offensive and defensive options. Destroy entire worlds with terrifying new planet-killer weapons, fight against (or alongside) ruthless space pirates, and maybe discover a few non-violent game features as well.

Ответить

Сергей Сабуров

Temirlan
1

Да, спасибо. Слежу за всеми анонсами Парадоксов)

Ответить

Павел Рогов

0

Флот только из линкоров и корветов лучше разношёрстного?

Ответить

Сергей Сабуров

Павел
0

По моему опыту, если не заморачиваться и пользоваться стандартным дизайном кораблей, то схема "линкоры + корветы" лучше. А вот если создавать собственные типы судов, то тогда уже появляются варианты.

Ответить

Askar Alimov

Сергей
0

Под дизайном подразумевается авто улучшение? Помню до патчей специально составлял разные виды кораблей, для брони щитов ракет и тд, но сейчас как то под забил, есть в этом смысл или теперь всегда решает зерг?

Ответить

Павел Рогов

Askar
0

Лично я вешаю торпеды на крейсеры и корветы, сносят щиты противника на ура, а для брони в другие слоты сую кинетику. Вроде неплохо выходит, но роль для эсминцев я так и не придумал.

Ответить

Askar Alimov

Павел
0

Быть может противо ракетное что то пойдёт? Хотя не так часто встречаются империи с таким вооружением, но если встречаются то разносятся на атомы без ущерба.

Ответить

Павел Рогов

Askar
1

После патча стали чаще встречаться, но проблем с ними никаких.

Ответить

Nick Izotov

Сергей
0

До какого-то патча можно было массово давить кресейрами, а потом они что-о затухли совсем.

Ответить

Данил Куприянов

0

Игра крутая, на самом деле. Первая часть рассказа сподвигла меня её купить и через силу (я слишком тупой для стратегий таких) проходить. Остальные не очень читал, откровенно говоря.

К сожалению, после нескольких каток начинаешь замечать однообразность всего происходящего и интерес гаснет. Игра, пишут, чисто с модами нормец, но я не особый фанат и мне трудно было разобраться в установке русификаций и тырыпыры, так что я ограничился только одним фул прохождением.

Ответить

King Crab

0

Спасибо, отличная серия статей, было любопытно следить за историей Содружества) Надеюсь увидеть описание и других партий за иные формы жизни.

Ответить

Кирилл Мороз

0

Как же было приятно дождаться продолжения и наконец узнать, чем все у вас закончилось! Огромное спасибо.

Ответить

Інквізитор Litan

0

Отлично написано, спасибо автору, пиши еще!)

Ответить

火里 綾火

0

чувак, я как будто прочел сценарий или хронологию громадной франшизы. сериал или книга, может фильмов. Но это просто шикарно. Великолепно. Я, может, пк куплю себе ради этой штуки. Спасибо.

Ответить

tumarasov

0

Аплодирую стоя

Ответить

Askar Alimov

0

Эта серия рассказов напоминает мне попытки в одиночной игре придать завоеванию больший смысл чем даёт сама игра, то есть придумывать в голове пред историю расы и возможные развилки на протяжении пути развития, некоторые причины вражды с соседями и даже отступления в войне не из-за цифровых показаний а по надуманному поводу. В такой игре и не выигрываешь за частую, но становится интереснее и не превращается в обычный гринд систем и сравнение сил флота.
P.S. кто-нибудь попадал на задание в черной дыре с возможностью вроде бы модернизации расы? Один раз попадалось, но закончить цепочку так и не смог.

Ответить

Никита Фарафонов

0

Хороший AAR, сейчас такие редкость на стратегиуме

Ответить

Barsik Kato

0

Думал что с Землёй будет то же самое, что и с Австрией во время "аншлюса". Получилось как-то печально, если честно. А так круто!

Ответить

Фрэнк Кроули

–1

ЗА ИМПЕРИЮ!!! P.S Мне лишь не понравилось,что на троне сидит азиат,а не европеец,славянин или на худой конец мулат или метис.

Ответить
0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]