Катастрофа на горизонте: проблемы «Звёздных войн»

Как мир постепенно теряет интерес к «самой популярной франшизе в истории», и во что это может вылиться для Disney.

Катастрофа на горизонте: проблемы «Звёздных войн»

Со стороны «Звёздные войны» всё ещё выглядят самой непотопляемой франшизой в истории индустрии развлечений. Фильмы регулярно собирают огромную кассу, супермаркеты заполнены игрушками и сувенирами, а Lucasfilm то и дело уверенно анонсирует новые фильмы, — иногда целыми трилогиями.

Если углубиться в тему, выясняется, что спустя два года после выхода «Пробуждения силы» у «самой популярной франшизы в истории», как ни странно, всё ещё много серьёзных проблем. Проблемы имеются в виду прежде всего финансовые — о творческих мы и так спорим уже давно. Разберёмся, что пошло не так.

Восьмой эпизод

Никто не ожидал от «Последних джедаев» повторения рекорда «Пробуждения силы». Уникальность положения седьмого эпизода очевидна — это и возвращение саги на экраны спустя долгие годы, и первое с 1983 года появление любимых персонажей на экранах. Подобный эффект в своё время производила «Призрачная угроза», которая в результате собрала в прокате значительно больше двух других эпизодов трилогии приквелов. Однако фильм Райана Джонсона всё равно показал гораздо более слабые результаты, чем предсказывали аналитики.

Катастрофа на горизонте: проблемы «Звёздных войн»

В премьерный уикенд казалось, что Disney может выдохнуть — долгожданные «Последние джедаи» почти не отставали от седьмого эпизода (220 млн долларов против 247 у седьмого эпизода). Однако вскоре выяснилось, что у фильма не слишком впечатляющая прокатная «стойкость» — сборы восьмого эпизода росли гораздо медленнее, чем сборы «Пробуждения силы» или даже «Изгоя-один» за аналогичный период.

Предчувствуя беду, Disney потребовала от кинотеатров показывать «Джедаев» дольше обычного — не меньше четырёх недель. Для некоторых небольших кинотеатров это условие стало настоящей проблемой.

Произошедшее можно объяснить по-разному. По мнению Бена Фритца и Эрика Шварцела, аналитиков Wall Street Journal, то, как фильм обращался с мифологией «Звёздных войн» и его тон, диссонирующий с наполненным ностальгией «Пробуждением силы», отпугнули многих фанатов. Те, в свою очередь, обрушили на фильм жестокую критику в сети, и, что ещё страшнее, не пошли в кинотеатр по несколько раз, как обычно.

Катастрофа на горизонте: проблемы «Звёздных войн»

У Дэйва Холлиса, отвечающего в Disney за взаимодействие с кинотеатрами, есть другое объяснение. Он считает, что в январе росту сборов помешала «сильная конкуренция» с другими фильмами — например, с «Джуманджи: Зов джунглей».

Катастрофа на горизонте: проблемы «Звёздных войн»

Всё это может показаться не такими уж серьёзными проблемами, но многие аналитики считают иначе. Например, обозреватель Forbes Скотт Мендельсон выпустил статью с громким подзаголовком «Как выживет Disney?», в которой заявляет, что история «Последних джедаев» должна научить студии не «держать все яйца в одной корзине» и не слишком полагаться на сиквелы — даже самые «надёжные».

Когда речь идёт о таком ценном активе, как «Звёздные войны», любой знак того, что аудитория начинает терять веру, должен вызывать тревогу и может в дальнейшем обернуться огромными проблемами, если тенденция сохранится.

Если сага о Скайуокере утратит статус «обязательной к просмотру», это может доставить немало проблем компании, которая планирует выпускать новые фильмы с этого мая и вплоть до 2020-х.

Бен Фритц и Эрик Шварцел, Wall Street Journal

Китай

Если поинтересоваться судьбой сиквела к «Тихоокеанскому рубежу» или «Варкрафту» Дункана Джонса, то станет понятно, что сами по себе сборы в США решают далеко не всё. Если на родине фильм собрал немного меньше, чем ожидалось, у него всегда есть шанс собрать больше в Китае.

Катастрофа на горизонте: проблемы «Звёздных войн»

В случае с «Последними джедаями» Китай подвёл — и это слишком слабое слово. В КНР фильм стартовал со смешных 28 миллионов долларов и тут же обвалился на 92 процента. Восьмой эпизод культовой саги проиграл китайской комедии, на тот момент шедшей в прокате уже две недели, а вскоре сеансы и вовсе прекратились — уже на второй неделе проката. В отличие от США, здесь Disney не могла заставить кинотеатры показывать их фильм дольше положенного.

Такого фиаско не ожидал никто — в своё время «Пробуждение силы» заработала в Китае 124 миллиона, а «Изгой-один» — 69. К этим цифрам у «Последних джедаев» не было даже шанса приблизиться. Самое страшное для Disney в этой ситуации то, что тенденция на катастрофическое снижение сборов с каждым новым фильмом имеет все шансы сохраниться. Какое чудо должно произойти, чтобы девятый эпизод добился успеха в Китае, представить трудно.

Катастрофа на горизонте: проблемы «Звёздных войн»

Джимми Ву, председатель китайской сети кинотеатров Lumiere Pavilions уверен, что причина провала прежде всего в том, что китайская публика не знакома со «Звёздными войнами», и воспринимает полные отсылок фильмы как самостоятельные произведения. Самые запоминающиеся сцены новой трилогии китайским зрителям могут показаться бессмыслицей.

По мнению Ву, «Звёздным войнам» нужно «что-нибудь свежее, чтобы вернуть китайскую аудиторию». Тренд на снижение сборов с каждым фильмом эта теория не объясняет, зато это готов сделать Джеймс Ли, специалист по исследованию рынка.

Мы видим, как франшиза «Звёздные войны» деградирует по всем значимым показателям. «Пробуждение силы» в основном было выше среднего, «Изгой-Один» был средним, а «Последние джедаи» были ниже среднего по всем категориям — и вы видите, как это отразилось на сборах.

Джеймс Ли, Fanink, специалист по исследованию рынка

Судя по не подтверждённой официально информации, проблема настолько серьёзна, что фильм о Хане Соло в Китайском прокате будет носить название «Рейнджер Соло» — безо всякого упоминания «Звёздных войн» и «Историй». Словосочетание, которое в теории должно приносить дополнительные деньги, убирают с постеров.

Согласно местному изданию Mtime, китайское название у фильма «Соло: Звездные войны. Истории» будет просто «Рейнджер Соло». Из заголовка убрали фразу «Звёздные войны» после того, как «Последние джедаи» провалились в китайском прокате.

Игрушки

Мы привыкли слышать, что в случае с такими франшизами, как «Звёздные войны», кассовые сборы отдельных фильмов имеют не такое уж большое значение, ведь любой эпизод можно считать заранее окупившимся благодаря продаже игрушек и мерчендайза. Но теперь тревожные для Disney сигналы стали поступать и с этого фронта.

Катастрофа на горизонте: проблемы «Звёздных войн»

В 2015 году, после выхода «Пробуждения силы», рынок пережил настоящий бум, но с тех пор продажи игрушек по «Звёздным войнам» продолжают падать — в 2016-м «Звёздные войны» сошли с пьедестала самых прибыльных брендов с точки зрения мерчендайза. Тренд на снижение продолжился в 2017 году: Disney подвели итоги финансового года в сентябре, тогда и выяснилось, что доход корпорации с продажи мерчендайза упал на 13 процентов, до 4,83 миллиардов долларов. Собравшие внушительную кассу «Последние джедаи» ситуацию улучшить не смогли.

Некоторые аналитики объясняют это общим падением спроса на игрушки и тем фактом, что современные дети предпочитают YouTube, Netflix и социальные сети походам в кино. Но, например, Геррик Джонсон, эксперт BMO Capital Markets, в своём комментарии касается непосредственно содержания фильмов.

После десятилетия без «Звёздных войн» Disney выпустила три фильма с декабря 2015 года, и ещё один выходит в мае. Самый недавний из них, «Последние джедаи», не мог похвастаться множеством новых запоминающихся персонажей, помимо тех, что были представлены в предыдущем фильме. В этом году фанатам пришлось искать «новизну» в других местах, и это привело к более низким цифрам продаж, чем ожидалось.

Геррик Джонсон, BMO Capital Markets, аналитик

Выход нового фильма, конечно же, не может не придавать импульса продажам игрушек, но в случае с «Последними джедаями» этот эффект очень быстро сошёл на нет. По данным Джонсона, новые игрушки покупают в основном взрослые коллекционеры — детей они интересуют в гораздо меньшей степени.

В результате магазины, закупившие огромное количество игрушек по «Звёздным войнам», через некоторое время после премьеры были вынуждены избавляться от них, устраивая распродажи. На YouTube-канале WordClassBulshiters можно найти видео с игрушечными Рэй, Финном и Роуз, продающимися по цене в десять раз ниже первоначальной — всего за один доллар.

Катастрофа на горизонте: проблемы «Звёздных войн»

Журналисты Bloomberg попытались получить комментарий об этой ситуации у представителей Hasbro и Jakks Pacific Inc — двух компаний, обладающих правом выпускать игрушки по «Звёздным войнам». В Hasbro от любых пояснений отказались, а в Jakks Pacific заявили, что комментировать продажи игрушек по «Звёздным войнам» они не имеют право, зато намекнули, что игрушки по «Моане» — мультфильму Disney 2016 года, — всё ещё продаются очень хорошо.

В феврале Hasbro официально признала падение продаж в четвёртом квартале 2017 года и в декабрьские каникулы — во время премьеры нового фильма, но при этом её президент выразил уверенность, что в этом виноваты не сами «Звёздные войны», а слишком большое количество конкурирующих игрушек по фильмам «Тор: Рагнарёк» и «Лига справедливости».

Усталость

Все злоключения «Последних джедаев» можно объяснить набором совпадений или особенностями конкретного фильма, а можно разглядеть в них симптомы болезни, получившей в западной прессе название «Star Wars Fatigue» — «Усталость от „Звёздных войн"».

О вероятности такой проблемы говорили с того самого момента, как Disney объявила о том, что будет постоянно выпускать новые фильмы по «Звёздным войнам», пока они будут продолжать окупаться.

В декабре 2016 года журналист Брайан Фан обратился к Disney с предостережением со страниц Washington Post — он советовал не переводить производство фильмов на «изматывающий аудиторию» темп и не превращать «Звёздные войны» в ещё одну киновселенную Marvel.

Катастрофа на горизонте: проблемы «Звёздных войн»

В феврале 2017-го в разработке находятся около девяти полнометражных картин по «Звёздным войнам» — если считать анонсированную совсем недавно серию фильмов от создателей «Игры престолов», — и не менее одного сериала, создающегося для предстоящего стримингового сервиса от Disney. Новые проекты анонсируют регулярно — но особенного восторга или даже энтузиазма среди фанатов новости не вызывают.

По мнению многих журналистов, касающихся этой темы, это связано именно с «усталостью» — потребление контента по вселенной «Звёздных войн» очень быстро превратилось в рутину. Например, Джулия Александр в своей колонке для Polygon предполагает, что «главная сила Disney скоро станет её главной слабостью»: любовь компании к постоянно расширяющимся вселенным «может стать фактором, который заставит нас отвернуться от того, что мы когда-то любили больше всего».

Мы убеждали себя, что пока они будут выпускать только один фильм в год — фильм-событие — всё будет нормально. Но вот сейчас «Соло» выходит спустя всего несколько месяцев после спорных «Последних джедаев», и хотя многие всё ещё воодушевлены, в интернете витает осязаемое ощущение, слишком явное, чтобы его игнорировать: дайте нам передохнуть.

И эта усталость только усилится с запуском стримингового сервиса Disney в 2019 году. Компании придётся конкурировать с Netflix и Hulu, а единственный способ это делать — предлагать потребителю больше продукции по их самым крупным IP. Больше Marvel, больше «Звёздных войн».

Джулия Александер, Polygon, журналист
Катастрофа на горизонте: проблемы «Звёздных войн»

На данный момент «Звёздные войны» действительно зависли в странном положении. Трилогия Райана Джонсона, о которой пока ничего не известно. Загадочные фильмы Бениоффа и Уайса. Таинственный сериал. Восьмой эпизод, не оставивший никаких особенных поводов ждать девятый. Фильм о Хане Соло — погибшем в «Пробуждении силы». Если у «самой любимой в мире франшизы» остался какой-нибудь козырь в рукаве, способный вызвать невероятный зрительский интерес — возможно, стоит разыграть его сейчас, пока продажи игрушек не упали окончательно.

21K21K открытий
187 комментариев
Ответить

Вместо запила фильмов лучше бы занялись годными играми во вселенной. Увы, по ЗВ за 5 лет вышли только красивые, но бессмысленные Батлфронты и мобильная дрочильня.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Ага, только Лего-игры и не подводят. Относительно.
Серьезно, довольно большая проблема именно тут. В 1999-2005, когда выходила оригинальная трилогия, ребенок без проблем мог придти домой с показа фильма и засесть в KOTOR или Jedi Knight, да и хотя бы в те же игры по фильмам (которые тоже были относительно неплохими). Сейчас же нужно понимать, что среди детей аудитория Star Wars куда ниже, большинство, кто ходит на ЗВ - в возрасте 16-40 лет, к тому же обычно геймеры. И придя домой с неоднозначного фильма, все, что сейчас остается - это Battlefront 2 (ну и лего, но это такое себе). И тут тоже облом, потому что игра не доставляет от слова вообще. В результате все плохо по всем фронтам. Честно, я вообще не особо хотел идти на 8 фильм, но все равно сходил и теперь сижу с пониманием, что на 9 я пойду, чтобы окончательно разочароваться и больше никогда не ходить на фильмы серии. А играть только в старье.

Ответить

Для этого нужно чтобы права не принадлежали эксклюзивно одной EA, и абсолютно все их студии были перекинуты на разработку проектов по ЗВ (нравится это им или нет, а в итоге некоторые и закрыты, хоть и имели потенциально самый амбициозный), а дабы питчились и предлагались идеи от разных студий в разных жанрах как это было раньше под эгидой LucasArts'а. Но этого не будет, и вообще ЗВ не нужно быть качественным чтобы продаваться, достаточно просто прилепить Star Wars на упаковку. Фанаты так или иначе схавают.

Ответить

Проблема Звездный Войн в том, что при всей величине вселенной, они зациклены на Скайуокерах и компании. Из-за чего и получаем большинство проблем, поскольку наблюдать за одними и теми же персонажами, сюжетами, противостояниями между "Повстанцами" и "Империей" попросту неинтересно, а некоторые (китайцы) из-за этого не понимают, что происходит в фильмах.
У ЗВ огромное пространство для творчества, а нам показывают одно и тоже, набитое отсылками к предыдущим частям. При чем даже без какой-либо своей "фишки": снова звезда смерти, снова злой "император", любящий пытать главного героя перед тем, как его ученик предаст его. Только в Изгое показали полноценно целое сражение на земле и в космосе. а также Вейдера в бою против повстанцев (чего раньше не было в фильмах).
Все решит то, что сделают Джонсон и шоуранеры ИП. Если им хватит смелости и умения, чтобы сделать добротные и ПО-НАСТОЯЩЕМУ уникальные проекты по ЗВ, то все будет отлично со вселенной.

Ответить

само собой новые фильмы будут не про Скайуокеров, старых персонажей же за два фильма перебили (ну от Леи посмотрим как избавятся). вся новая трилогия - мостик для новых фильмов в том плане, что "оторвать пуповину" от саги Энакина и двигаться дальше, а в спин-оффах уже пробуют что дальше снимать

Ответить