Киберспорт с нуля - 7 шагов

Организаторы турниров по Battlerite рассказывают, как развивалось киберспортивное сообщество в русскоязычном регионе.

В закладки

Привет! Уже больше года я работаю организатором турниров по игре Battlerite в СНГ. И недавно вместе с региональным менеджером выступал кафедре киберспорта в университете РГУФКСМиТ . Мы обсуждали зачем вообще нужны турниры небольшим играм, как их начать проводить и делились опытом по battlerite. Эта беседа и послужила толчком для написания этой статьи.

Раз уж мы будем говорить об организации турниров, давайте сначала ответим на вопрос: “Зачем нужны турниры?”. А еще лучше - “Зачем нужен турнир?”

Все просто - эмоции, шоу, формат будущего, деньги и т.п. Но такой ответ слишком размыт. Необходимо рассмотреть всех участников отдельно: игроков, зрителей, организаторов и тех, кто даст денег.

Игроки

Они приходят с за победой. Их мотивирует цель, желание самореализоваться, получение эмоций и призы. Тут важно заметить, что в небольших проектах, где нет официальных лиг, самым сильным игрокам становится скучно - нет конкуренции в ладдере, и поэтому они начинают играть приватные матчи и всячески искать новых вызовов. Кстати, это является отличным маркером, что игре необходимы турниры или доработки рейтинговой системы. Например, в battlerite режим 3х3 не самый популярный в ладдере, но он интереснее для сильных игроков, чем 2х2, поэтому многие играют турниры и закрытые матчи только ради этого режима.

Зрители

В небольшом ламповом сообществе их почти полностью составляют игроки. Они приходят посмотреть за высоким уровнем игры (учится), болеть за друзей, получить эмоции и т.п. Главное здесь понимать на какой турнир какие зрители придут, но об этом позже.

Организаторы

Здесь уж каждый сам за себя. Кто-то видит в этом бизнес, кто-то авантюру и опыт. У меня же было желание сделать игру лучше. В снг много сильных игроков по бр и чувствовалось, что есть острая необходимость в возможности официально соперничать, официально стать “номер 1” в регионе.

Деньги

Самый сложный пункт - Дядя Бэн, что оплатит мероприятие. Жаль, но он обычно всегда занят и не отвечает. Поэтому вот несколько альтернатив: вложится самостоятельно, разместить рекламу на трансляции, сделать платный пропуск или написать издателю/разработчику игры и попытаться объяснить ему пользу турниров.

Как убедить издателя-разработчика?

Если исключить риски связанные с организацией, необходимо задуматься зачем издателю небольшой игры небольшой турнир? Есть несколько причин:

  • Турниры формируют дополнительные цели для игроков. Это скажется на удержании, но, правда, только небольшой части пользователей.
  • Дополнительный контент на твич/ютуб
  • Снижение рисков при проведении более крупного турнира (отработаны форматы, есть игроки, есть зрители)
  • Возможность отладить некоторые механики ладдера (например ввести драфт героев на турнирах, а по результатам - реализовать его в игре) и в целом проследить баланс игры на хай-рейтинге.
  • Основание для киберспортивного будущего

В нашем случае все просто - турниры официальные, поэтому сразу был доступ к уникальным внутриигровым призам, а впоследствии ( после нескольких недель успешных турниров) начали формироваться призовые фонды, зарплаты комментаторам и т.п.

С общими моментами все. Поэтому давайте переходить к главной части этой статьи: “7 этапов развития региональных турниров”. На самом деле их скорее всего больше, но мы пока еще находимся на предпоследнем и не можем судить, что там дальше.

0. Никого не забыли?

Это крайне важный пункт. В первую очередь надо проверить - точно ли есть все 4 компонента и подходит ли игра для киберспорта. Так как это не имеет прямого отношения к развитию турниров и сообщества - пункт имеет гордый индекс “0”.

Что должно быть в игре для турниров?

  • Игроки. Без них никуда. Я бы с радостью поучаствовал в турнире по игре Insurgency..но, там в лучшем случае наберется 5 игроков.
  • Возможность собрать приватный матч. Без этого условия вы физически не сможете провести. Бывает, что на старте развития игры такого режима нет, либо с ним есть сложности.
  • Честные правила.Это спорный момент. В WoW чуть не с первых патчей есть свой ламповый киберспорт (особенно на пиратках), но честный ли он? Много рандома, куча шмота и улучшений… Но в целом этот пункт не проблема, главное чтобы игроки хотели соревноваться.
  • Подходящий геймплей / атмосфера.Есть немало игр с pvp, но без турниров, без ладдера. В сталкер, где есть неплохой pvp режим, играют не за челленджем “кто сильнее”, а за атмосферой, хабаром и анекдотами у костра. Важно, чтобы желание победить соперника было в основе игры.

Если игра подходит под все пункты, а у вас полно энергии и желания проводить турниры, да еще и Дядя Бэн прочитал ваше письмо - тогда можно переходить к следующему шагу.

1. Анонс

Теперь нужно задуматься - как рассказать о турнире игрокам? Идеально, когда есть встроенные в игру уведомления, но этого может и не быть. А если есть - мало какой разработчик рискнет дать этим пользоваться для анонса стороннего турнира. В нашем случае такой системы не было. Зато у нас была официальная группа в вк и паблик фан-контента. Через него-то мы и решили анонсить турниры.

Вообще, нельзя недооценивать важность пабликов с артом, мемами и прочим контентом. Многим игрокам хочется дольше находится в мире игры, чем это обычно возможно. Учеба, работа, какие-либо дела - и приходится оставить комп в покое. А погрузится-то хочется. Рассказать, как затащил 1в2, пожаловаться на дисбаланс или тиммейтов. Иногда уже нет желания играть - банально устал - но хочется остаться в виртуальном мире. Наш паблик был создан где-то за месяц до первого турнира именно из таких рассуждений. И задачу по анонсам турниров и формированию сообщества выполняет на ура. Хотя начиналось-то все с мемов.

2. Первый турнир

Вопрос, где анонсировать, закрыт. Пора проводить первый турнир. И из самой формулировки следуют сразу две вещи:

  • Если в вашем регионе раньше не было турниров по этой игре - игроки не знакомы с форматами, системами для организации сетки и вообще, это все в первый раз.
  • Будет хайп и ожидания у игроков.

Сначала разберемся с первым. Чтобы был максимальный онлайн и при этом минимум проблем, надо выбрать удобное дату/время проведения и самый популярный режим игры. В нашем случае это 2х2. Формат сетки - олимпийская система (single elimination). Она гораздо понятнее, чем double elim или swiss. Хоть и проигрывает им во многих аспектах. Также, вам нужен быстрый способ связи с игроками, чтобы решать все возникающие проблемы. Мы для этих целей используем сервер в дискорде.

Второй пункт (хайп и ожидания) нельзя забывать. Не все смогут поучаствовать, но многим будет интересно посмотреть турнир или узнать его результаты. Поэтому стрим и посты с результатами - обязательны. Стрим дает возможность пообщаться в чате, а так как у всех одна и та же цель (посмотреть матчи, выяснить что за турниры такие) - это здорово сплачивает коммьюнити.

Наш первый турнир мы проводили в формате 2х2 single elim с уникальными внутриигровыми призами (на самом деле был формат King of the Arena, но это не столь важно) и сами комментировали. Это было ужасно, но позволило всех собрать на трансляции, пообщаться и ответить на вопросы о будущих турнирах и дать инсайды по игре. На самом деле многие будущие модераторы, организаторы и комментаторы турниров были на этой трансляции.

А как еще анонсировать в мемном паблике?

3. Повторить и улучшить

Первый прошел успешно? Тогда сразу второй, третий, четвертый.. Важно схватится за хороший старт и с каждой следующей итерацией улучшать качество турнира.
Вот чек-лист, который был у нас:

  • Оптимизация правил. Это бесконечный пункт, его никогда нельзя выполнить на 100%. Постоянно всплывают микро-моменты, которые присущи текущему состоянию игры. Иногда надо забанить нового героя, а иногда добавить формулу выбора сервера лобби.
  • Когда лучше проводить еженедельный турнир? Мы перепробовали кучу вариантов и получилось следующее распределение: суббота, воскресенье, пятница, понедельник, среда, четверг и вторник.
  • Во-сколько? Время решили стандартизировать для всех турниров - 20:00 по мск. В другое либо меньше игроков, либо турнир имеет шанс закончится после 24:00.
  • Продолжительность турнира? С учетом, что у нас только одна пара комментаторов, то лучше стремится к 2-3 часам. Это удобно и для комментаторов, и для игроков.
  • Поиск комментаторов, модераторов и обсерверов. Эта тема отдельной статьи. Самый важное - находите горящих людей. Они должны быть полностью вовлечены в игру и изо всех сил стремиться сделать ее лучше.
  • Плавный переход на более сбалансированные форматы. Мы перешли с 2х2 на 3х3 и изменили систему проведения. Выбывание после 1-2 поражения очень фрустрирует, и поэтому взамен мы стали использовать связку: отборочные swiss + финалы single elim.

Как только одни вопросы улеглись - появились новые. Некоторые игроки постоянно побеждали и это сильно снижало желание участвовать у новичков. Другие постоянно занимали третьи-четвертые места. В итоге сдавались и уходили. Надо было делать более интересную систему, где была бы прогрессия для игроков всех уровней. А чтобы вернуть “сдавшихся” нужно было сделать “встряску” - добавить разовые крупные события, которые еще не ассоциируются с набившими оскомину еженедельными турнирами.

4. Разнообразие для всех

Прогрессия для игроков всех уровней - это же лига! Но в реальности её непросто сделать и не факт, что хватит игроков для работы такой системы. В нашем случае так и было. Поэтому решили добавить еще одну цель, еще одну ступеньку - турнир для новичков. О том, как мы его развивали я уже писал на dtf: Как мы делали турнир для новичков.

Самая большая сложность с ним - как не пропустить высокоранговых игроков. Можно проверять аккаунты на максимальный рейтинг..но всегда найдется тот, кто не поленится завести новый и зарегистрироваться на турнир с него. Было много разных действий, который усложняли “проникновение”. Но, вопрос был закрыт только когда мы с помощью сайта агрегатора статистики разработали целую многоступенчатую систему, которая оценивает ряд параметров и делает вывод - реальный это аккаунт или нет. Это здорово усложнило жизнь смурфам и фактически искоренило проблему.

Для игроков проверка достаточна проста - надо зайти на сайт и ввести никнейм. Если напишет “прошел” - то можно участвовать, если “нет”, то увы, что-то не так. Многие игроки проверяют не только себя, но и соперников. Таким образом еще до старта турнира находятся все, кто решил проскочить за легкими призами. Вот ссылка на outbreak-чекер: https://battlerite-stats.com/outbreak

Чтобы максимально ускорить конвертацию новичков в опытных игроков, а также сделать турнир более привлекательным, мы решили стримить его на постоянной основе. Он не очень интересен для обычного зрителя или высокорангового игрока, но многие участники заходят на трансляцию, чтобы спросить совета, увидеть ошибки со стороны и т.п. К тому же, это все равно твич/видео контент и онлайновый чат. Сейчас мы пошли дальше и делаем разбор финальных матчей. Ими занимается один из топовых игроков, поэтому сам факт разбора - приятный дополнительный приз для финалистов.

5. Встряска и волны интереса

Разнообразие для новичков сделали. Теперь надо сделать его для остальных и вернуть всех “уставших”. С этой задачей отлично справляются “ивентовые турниры”. Они проходят не часто, неожиданно для игрока и в нестандартных форматах. Чтобы максимально повысить заинтересованность - на них еще и призы лучше, чем обычно.

Мы много экспериментировали и в итоге пришли к трем форматам:

  • Турнир в режиме потасовки, либо по неклассическим правилам. Важно сделать их такими, чтобы максимально стереть разницу между опытными игроками и новичками. Это легкое мероприятие. На него приходят за фаном.
  • Турнир с уникальным призом. В нашем случае - это внутриигровой титул, который можно получить только за победу. Играется долго, тяжело и представляет собой серьезный вызов. Участвуют, конечно, ради награды.
  • Турнир в формате 1х1. Здесь не нужна команда, поэтому, что новичок, что давно "уснувший" игрок могут легко зарегистрироваться.
  • 1х1 на новом герое. Это отдельный вид "потасовочных турниров". Выход нового героя - это всегда хайп. Зрителям интересно посмотреть на новинку, а игрокам попробовать её в деле.

Когда проводить ивенты-встряски? Мы пробовали два варианта: в затишье, чтобы вернуть игроков в игру, и в момент выхода обновлений/новых героев, чтобы максимально поднять заинтересованность и онлайн. В результате гораздо лучше работает второй вариант. В Battlerite обновления выходят во вторник-среду в районе 11-15 по мск, поэтому можно ставить турнир в тот же день, либо в ближайшие выходные, что здорово увеличивает количество игроков, участвующих в турнирах на следующую пару недель.

Турниры в затишье можно проводить, но в исключительных случаях. Бывает так, что в игре очень долго нет обновлений, поэтому многие уйдут, но недели через две - плавно начинают возвращаться. Видимо, уникальный геймплей тянет обратно. Причем срок, через который игроки возвращаются у всех примерно одинаковый. Так что можно следить за некоторой выборкой (человек 15-20) и, как только они начинают ежедневно играть, - бахать турнир. Мы называем это неконтролируемой волной интереса и всегда стараемся её ловить. Если получится - много игроков вернется.

6. Будущее

И вот этапы созданы, ивенты присутствуют, система отлажена. Что дальше? Дальше - рост количества участников и повышение качества контента. Но, здесь есть серьезный момент: вся турнирнирная деятельность зависит от игры. Вы навряд ли сможете расширить аудиторию сильнее, чем это сделает издатель или разработчик игры. По-крайней мере это крайне сложно сделать без глобальных инструментов, вроде возможности влиять на патчи, уведомлять игроков прямо в клиенте и т.п. Поэтому лучше сконцентрироваться на регионе и повышать вовлечение своей аудитории, делать турнир качественнее. Это включает в себя добавление еще ступеней (а то и переход к лиге), рост комментаторов и продакшена, а также привлечение инвестиций и призов со стороны.

Мы в настоящий момент находимся именно на этом этапе. Пока еще не готовы перейти на лигу, но уже разрабатываем новую ступеньку между “турниром для новичков” и “турниром для топов”.

Спасибо, всем кто прочитал до конца! Не стесняйтесь спрашивать любые вопросы в комментариях - я обязательно отвечу.

Надеюсь, подобные эксперименты по внедрению турниров будут и в других проектах. Хочется больше качественных трансляций и киберспортивных игр (в том числе и мобильных)!

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Дмитрий Аборилов", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 2, "likes": 9, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 17546, "is_wide": false }
{ "id": 17546, "author_id": 24926, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/17546\/get","add":"\/comments\/17546\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/17546"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64955 }

2 комментария 2 комм.

Популярные

По порядку

0

Турниров я не видел, зато видел обычные стримы по этой игре. Так вот в battlerite лучше играть, чем смотреть. Устаёшь созерцать на мочилово красочных персонажей, с яркими спецэффектами, уже через пару матчей.

Ответить
0

Повышение качества не является прямым следствием денежных сборов или массового увлечения. Качество это честность.

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
Хидео Кодзима оказался алгоритмом
машинного обучения
Подписаться на push-уведомления