Как внушить страх зрителю?

Что делает персонажа страшным? Обязательно ли он должен быть каким-то жутким чудовищем вроде Чужого?

А что если я скажу вам, что один из самых жутких персонажей кино - обычный человек? Я, конечно, про Ганнибала Лектера из “Молчания ягнят” (и вообще серии романов и фильмов про него). Но сегодня мы поговорим именно о “Молчании ягнят”.

Лектер занимает почётное первое место в списке лучших злодеев по версии Американского института киноискусства. Но что делает его таким жутким, что он обошёл Джокера, Дарта Вейдера или того же Чужого? Это вопрос, который потребует нашего пристального изучения и большого внимания к деталям.

Спойлер: он страшный не потому что ест людей
Спойлер: он страшный не потому что ест людей

Впервые мы видим его лишь на 13-й минуте фильма. Но к этому моменту мы уже знаем кое-что о нём, картина представляет нам его немного раньше. Мы узнаём, что это за человек из диалога Кларисы Старлинг, главной героини, и её начальника, а затем и из разговора с главным врачом клиники, где содержится Лектер. Ганнибал - психопат, истинное чудовище, которое и жить на Земле не заслуживает. А врач говорит нам, что Лектер - интереснейший и ценнейший исследовательский материал.

Уже из этих - чрезвычайно коротких и размытых - описаний мы понимаем, что столкнёмся с чем-то доселе невиданным. Что Ганнибал Лектер - сущий дьявол во плоти.

И после этого нас пускают в тюремный блок. Причём здесь Клариса и мы видим нескольких больных - и этот эпизод здесь совершенно не случаен. Он всё так же помогает создать образ Лектера как психопата.

Клариса медленно идёт по коридору к его камере, видит трёх заключённых, каждый из которых безумнее предыдущего. И наша уверенность в словах надсмотрщика и врача лишь усиливается.

Первый просто немного жутковат, он улыбается и здоровается с Кларисой. Второй едва реагирует на неё, он просто сидит и смотрит в пустоту. Третий скачет по камере будто обезьяна. И это гениальнейший ход со стороны режиссёра. Мы понимаем, что четвёртый заключенный - коим и является Лектер - будет куда хуже всех троих вместе взятых. Он не просто сумасшедший, он - худший представитель человеческого рода.

И мы уже готовы к тому, что он начнёт бросаться на Кларису, пытаться ухватить её… но вместо этого мы видим это.

Как внушить страх зрителю?

Он просто стоит в остеклённой камере и, в отличие от предыдущих заключенных, не проявляет никаких признаков безумия. И это первый шок для зрителя. Он, казалось бы, обычный человек… но буквально через секунду мы понимаем, что с ним что-то не так. И на первый взгляд безобидная фраза начинает противостояние Лектора и Кларисы.

Просьба подойти поближе и показать удостоверение - абсолютно безобидная, на первый взгляд. Но именно благодаря ей Ганнибал Лектер захватывает инициативу и начинает манипулировать как Кларисой, так и нами как зрителями. Он не отрывает взгляд от неё (и нас), показывает свою власть над ней, и нам от этого некомфортно, мы чувствуем себя беззащитными - а ведь именно он находится в тюремной камере, а не мы! Он не может физически навредить нам, почему тогда мы должны его бояться?

Взгляд Лектера "сверлит" нас почти всю сцену
Взгляд Лектера "сверлит" нас почти всю сцену

Но… так ли это на самом деле? Мне кажется, всё обстоит с точностью до наоборот. Именно Ганнибал, а не Клариса, обладает властью. Клариса приходит с просьбой о помощи, и потому она уязвима: он может с лёгкостью отказать ей, и тогда она не поймает преступника. Ганнибалу нет до этого дела, и поэтому он находится в выигрышном положении. А беззащитность Кларисы лишь усиливает жуткое впечатление, вызываемое персонажем.

Фильм старательно это подчёркивает. В начале фильма Клариса сидит, а Лектер стоит: такое расположение делает её ниже и, опять же, подчёркивает её слабость по сравнению с оппонентом. Камера даже расположена так, что он смотрит вниз, а она - вверх. При этом лицо Лектора занимает почти весь экран, а лицо Кларисы - от силы половину. Это - угадали - тоже работает на ощущение беспомощности и уязвимости.

Сравните размер лица Кларисы с Лектором с изображения выше
Сравните размер лица Кларисы с Лектором с изображения выше

А вот когда он наконец соглашается ей помочь, она встаёт и оказывается на одном уровне с ним. Более того, когда Клариса удачно парирует реплику Лектора, она отбирает часть его власти, и это сразу же отражается на композиции кадра. Её лицо тут же занимает большую часть кадра, а Ганнибал - впервые за несколько минут - отводит от неё глаза. Впоследствии Клариса лишь укрепляет своё положение, и эпизод заканчивается совершенно фантастическим противостоянием лицом к лицу, после которого Клариса окончательно теряет самообладание - чтобы, выйдя из здания, быстро взять себя в руки, что и подчёркивает приближение камеры.

Мы поговорили лишь о 8 минутах из фильма, но эта схема работает и в других эпизодах с разговорами Лектера и Кларисы. Позднее он вновь обретёт по крайней мере часть власти и влияния, и ей вновь придётся отбиваться от его нападок. Фильм даже закончится эффектной сценой, когда, казалось бы, главный герой и его противник будут на равных, но потом...

Словом, главное в создании ужаса - не кровь или расчленёнка (не то чтобы в этом кто-то сомневался, впрочем :)). В первую очередь важны грамотное построение персонажей и их взаимодействия. Это и создаёт требуемую атмосферу, обстановку слабости, уязвимости и ужаса.

1717
10 комментариев

Ах, помню эту classic romantic comedy https://www.youtube.com/watch?v=HCoTiU0S85Y

3
Ответить

А что тут страшного?

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Внушить страх? Убрать лишнее. Если удалить всю воду, не нужные детали о второстепенных героях и избавить фильм от роялей в кустах, то получится очень даже годная штука. В «Никто Не Выжил» нет элементов страха, как мне кажется, но вышло атмосфернее и круче любого ужастика. Злодей должен быть в себе абсолютно уверен и не остановим, чтобы и зрители, и протагонисты рыдали от безысходности. Хороший пример такого персонажа — Дахака из Принца Персии. В фильмах подобное подают в форме неких катаклизмов (Послезавтра) или монстров (The Thing / Нечто).

Ответить

Мэй
Трейлер одного из любимейших ужастиков. Без монстров, без мистики. Только человеческая ебанутость во всей красе.
P.S. Непонятно, зачем первым кадром вклеили кликбейтную мордаху из другого фильма.

Ответить

Страшным злодея делает хорошо прописанный сценарий и харизма актера. Фсё. А, ну, может еще актерские способности.

Ответить