Простое правило хорошего рисунка

Начинающие художники чаще других сталкиваются со страхом «чистого листа». Возникает оно от непонимания того, что хочется нарисовать и как это сделать. Тут играют роль малая насмотренность и то, что новичок еще не набил руку. Для него ещё вопрос: рисовать от лайна или от пятна, а значит есть вероятность, что получится «каша», а не чистый скетч.

Или случается, что рисунок закончен, но явно чувствуется: с ним что-то не так. И у новичка не выходит объективно оценить, что нужно переработать или чему стоит уделить внимание.

Как следствие: сложно снова сесть рисовать, появляется апатия и кажется, что быть художником это не для тебя. Хотя на деле всё можно исправить одним простым правилом. Оно поможет правильно построить композицию холста, силуэта, детализировать объект или персонажа.

Материал сделан на основе стрима с 2D-художником и иллюстратором Егором Гришиным, а также его видео с канал New Art School.

Правило пьедестала

Простое правило хорошего рисунка

Это правило буквально объясняется на примере постамента на котором стоят победители соревнований. Пьедестал идеально отражает правильную композицию в которой важны несколько пунктов:

  • Первый это иерархия. Она четко прослеживается, массы разделены на: основную, второстепенную и третьестепенную.
  • Второй пункт это ритм. Если попробовать расположить массы линейно, то композиция будет скучной. Рисунок окажется перегружен с одной стороны, а с другой появится пустота.Если же сместить основную и второстепенную по краям, то центр окажется довольно пустым и неинтересным, сломается ритм и композиция.Пьедестал тем хорош, что наш взгляд скользит от основного к второстепенному, затем перетекая к остальным деталям. Тем самым замыкаясь в общий силуэт, при неправильном расположении объект не будет выглядеть цельно.
Простое правило хорошего рисунка
  • И третье это асимметрия. Рисунок не должен быть идеально ровным, всё таки цель сделать его интересным, а не похожим на чертёж. Несовершенства создают интерес.

Как применять это правило

Странный или невзрачный силуэт

Не зная с чего начать, мы наполняем скетч одинаковыми формами, после чего пытаемся сделать рисунок интересным за счёт деталей, но силуэт уже выглядит невыразительно. Лучше всего обозначить основную и вторичную массу сразу, потом дополнив их небольшими деталями.

Простое правило хорошего рисунка

Это просто и эффективно, к тому же применимо везде, будь то: органика, объекты, пропсы, сооружения или персонажи.

На этой картинге все массы одинаковые
На этой картинге все массы одинаковые
А вторая картинка выполнена по правилу пьедестала
А вторая картинка выполнена по правилу пьедестала

Также же не стоит кидаться из крайности в крайность слишком упрощая или усложняя формы и детали. Это выглядит либо скучно, либо перегружено.

Простое правило хорошего рисунка

Одинаковые массы внутри силуэта

Рассмотрим этого воина. У него прослеживается общий силуэт: сам персонаж это основа, топор второстепенный, а щит и меч в качестве деталей. Но почему-то он смотрится пресно.

Простое правило хорошего рисунка

У второго воина всё впорядке с иерархией внутри силуэта. Он выглядит более фактурным за счет правильного количества и распределения масс. Персонаж стал куда более читаемым, глаз цепляется за главную массу, затем переходит на средние и потом на мелкие детали.

Простое правило хорошего рисунка

Детализации и зоны фокуса

Если при отрисовке деталей мы располагаем их хаотично, то это некорректный подход. Нужно анализировать, где мы хотим зафиксировать внимание зрителя. Это место нужно максимально детализировать и сделать контрастным.

Простое правило хорошего рисунка

Такая манипуляция вниманием важна не только в деталях, но и при компоновке объектов на холсте. Тут интерес вызывает череп, он изобилует деталями и контрастом. Затем внимание переводится на хвост с более мелкими деталями. После чего мы рассматриваем общий план на скетчах сверху и снизу.

Простое правило хорошего рисунка

Как правило работает на деле

Правило пьедестала применимо на каждом уровне создания скетча, концепта или рисунка. Иерархия сохраняется начиная с общей композиции и вплоть до мелких деталей. Можем это проследить по ходу создания концепта кареты.

Сперва идёт разделение силуэта на три массы: кабину, место кучера и подвеску. После чего в поисках силуэта прорабатываются разные варианты доминирующей и подчиняющихся масс.

Простое правило хорошего рисунка
Простое правило хорошего рисунка
Для наполнения силуэта деталями используют референсы.
Для наполнения силуэта деталями используют референсы.

В объеме работа смотрится сбалансировано, есть места наполненные деталями, которые привлекают внимание и также есть места дающие глазу отдохнуть — правило пьедестала в действии.

Простое правило хорошего рисунка

Я веду блог в Telegram (ссылка), где пишу об играх, делюсь мыслями и опытом по ходу обучения ремеслу CG художника. Подписывайся, буду рад каждому новому читателю.

329329
12 комментариев

Годный тутор.
Всё по делу.
Но вот с повозкой (картой её язык не повернётся назвать так как у неё другое назначение и нет ряда характерных черт) вышел явный промах. Последняя иллюстрация (в перспективе) просто плевать хотела на то, что только что рассказали выше.
Слишком она скучная и перегружен ная получилась.

Лайк поставил.

17
Ответить

Согласен, последний подзаголовок (с каретой/повозкой) вышел спорным, но общий посыл передаёт

1
Ответить

Всех художников надо откатить назад к тому состоянию, когда они выдыхали дым заказчику в лицо и говорили: "я  так вижу". 

11
Ответить

И умирали в психозе и нищете, перепив абсента.
Да, хорошая идея

3
Ответить

Рассмотрим этого война.God no, please no.

7
Ответить

Комментарий недоступен

6
Ответить

Комментарий недоступен

6
Ответить