«Игры не искусство» и другие спорные утверждения
Введение в тему от самых стареньких
Несколько дней назад, на русскоязычном YouTube, вспыхнуло зарево пожара.
Спичку, к тлеющей бочке противоречий, поднёс бывший журналист государственного телеканала, а ныне блогер левого толка Константин Сёмин.
По мнению блогера, игроки в компьютерные игры, тратят время впустую и могли бы заниматься саморазвитием, которое возможно, лишь от прочтения старых (почти классических книг), и просмотра не менее старого кино. Приводимые примеры, вроде произведения Достоевского «Преступление и наказание» или Толстого с его сборником переливаний из пустого в порожнее «Война и мир», по мнению блогера, обогащают человека и всесторонне его развивают.
Но давайте, мы с вами не будем акцентировать рассуждения на мыслях отдельных блогеров и приводимых ими в качестве источника своих убеждений, изречений известных критиков жанра компьютерных игр. А наоборот, оттолкнёмся от собственных ощущений и разберёмся, являются ли игры искусством, и если это так, то прочертим эту грань.
Развитие другого искусства, как шаг к игровому будущему
Много-много лет тому назад, когда на Земле уже не водились динозавры, а на их место пришли древние греки, искусством, например, стал театр. И самые грязные плебеи, и знатные аристократы, все любили театр, который сразу получил статус «большого искусства». Театр отражал реальность и часто пародировал свершившиеся события.
Исторически так сложилось, что именно театр стал основой искусств, ещё до того, как кому-то пришло в голову, разбить прекрасное на категории. Не будем углубляться в другие виды искусства, например в живопись или поэзию, однако отметим, что духовное и нравственное развитие, равно как и деградацию, от любого искусства, и произведения, получить крайне легко.
На смену театру, который тоже не стоял на месте, а эволюционировал, пришло кино. От знаменитого «Прибытия поезда» до культовой «Матрицы» прошло не так много лет. Но в начале своего пути, актёры театра всерьёз думали, что «баловство» кино, рано или поздно пройдёт. Да, актёры театра снимались в кино, но ещё долгие годы (а порой и ныне в XXI веке), сохраняется предубеждение, что стоит театральному актёру уйти в кино, актёром он быть перестанет и лишится мифического «дара Мельпомены».
Кино стало отличным заменителем театра, а для растущей массы рабочего населения, выгодным инструментом окультуривания. Аристократический театр, оперные постановки, классическая музыка, выставки картин — всё это было непонятно простым обывателям, вчерашним землепашцам и рабочим заводов по всему миру. Кино же, в наглядной форме показывало события, передавало характер героев, без необходимости читать программу спектакля, чтобы понять о чём собственно речь.
Постепенно кино проникло в наше сознание столь глубоко, что всяческое его оттуда вытеснение очень болезненно. И если любителей театра становится меньше, то попробуй оторви среднего человека от подписки на Netflix или HBO. И вот уже миллионы людей по всему миру смотрят условную «Игру в кальмара», а не идут в двадцатый раз на переосмысление «Мёртвых душ» Гоголя. Почему? Потому что искусство отражает реальность, в данном случае, реальность века XXI и века XIX.
Как закалялся Gamedev
С развитием ЭВМ к нам пришли игры, аркадные автоматы, простенькие 8-битные «убивалки» времени и первые игроманы. Игра была доступна и становилась всё более доступной, появлялись карманные устройства. Вспомним уже заезженную «Электронику».
И тут стоит сразу обозначить, как и «Прибытие поезда» в кино, эти игры не были искусством. Они стали первым шагом в непростой истории становления нового. Открывая целый мир электронных развлечений, создавая жанры и тенденции. Это сейчас нам кажется, что первые игры были простыми и почти бессмысленными. (Да, мы ждали мультик в конце, но эту цель мы придумали сами). Но, смысл в них был, они заложили фундамент.
Игры станут искусством тогда, когда кто-то признается, что разрыдался на 17 уровне.
Когда мы слышим нечто подобное на ум сразу приходит Pacman или «Волк с яйцами», но за десятки лет развития, индустрия ушла далеко вперёд. Поэтому, делать умное лицо и рассуждать об играх XXI века, беря примеры из игр конца XX, идея заранее провальная. Ведь сравнивать немые фильмы Чарли Чаплина с тем же «Интерстеллар» это несколько странно. Другой уровень технологий, другое качество съёмки, можно спорить о художественной ценности и наполненности смыслами, но это уже обсуждение вкуса в искусстве. Стоит признать, что развитие порождает новые примеры и высоты.
И вот наступили годы развития игровой индустрии. Появляются целые жанры, оставляющие следы (иногда грязные) в нашей памяти. Например, жанр «русского квеста». Кто-то ещё помнит о приключениях «Петьки и ВиЧа», где комдив Чапаев и его ординарец побеждают инопланетян, спасают Аляску и ищут «золото партии»? Была ли конкретно эта серия искусством? Если и да, то явно не самым передовым. Оттого и зачахла, не сумев преодолеть родовые болячки. Но свой след она оставила.
Намного больший и менее запашистый след оставила серия Half-Life, мы до сих пор молим Гейба подарить нам третью часть и ответить на некоторые вопросы сюжетных твистов. И кто скажет, что сюжет там не был искусством? Возможно, для первой части, это утверждение и актуально, но признайтесь, кто-то сдержал эмоции во второй?
Геймдев рос, крепчал и становился всё более ориентированным не на убийство свободного времени, а на донесение мыслей авторов. Нет, конечно, сохранились и бессмысленные игры или игры с откровенно слабым сюжетом, и проработкой мира, но редкая игра такого плана «цепляла аудиторию». Даже в мясном шутере Serious Sam была история, нам до сих пор интересно, что там с Менталом и как уместить всё на понятной хронологической шкале.
Когда игра больше чем искусство
Знакомо ли вам ощущение, когда после прохождения игры, вопросов остаётся больше, чем ответов? Ждёте ли вы продолжения истории с надеждой на эти ответы? Как яркий пример, серия Souls. Фанаты и по сей день строят теории на обрывках информации и собственных догадках. Красиво рассказанная, вернее, недосказанная история, уже повод задуматься, что хотел донести до нас творческий коллектив, создавая игру. Для кого-то это не важно, прошёл и забыл, а кто-то относится к этому миру, как к загадке «Чёрного квадрата» Малевича.
Даже в ранних играх серии Grand Theft Auto был сюжет, но со временем, вместе с развитием индустрии и трендов в ней, сюжет обрёл целостность и стал рассказывать историю. Например, сюжет GTA IV, был знаком жителям Восточной Европы и СНГ, все мы хотя бы слышали о фильмах «Брат» и «Брат 2», ну а сюжет в пятой части, как лоскутное одеяло, собирал образы из различных фильмов и книг в единую картину. Удачно или нет, предмет дискуссии, но работа сценаристов делает игру похожей на книгу или фильм.
Ещё больше сценаристы внесли в игры серии Deus Ex, игра даёт эмоции, музыка подкрепляет ощущения, а дизайн уровней и героев, как раз «утирает нос» изречению Спилберга. Иной раз на каком-нибудь, 17 уровне и слеза навернётся от осознания происходящего. На ум сразу приходит целый жанр.
Интерактивное кино
Вот казалось бы, игра — убийца времени и не несёт в себе зерна саморазвития. Но есть же целый жанр игр-фильмов, где мы влияем на события и последствия. Fahrenheit, Heavy Rain, Detroit: Become Human. Это только некоторые представители. Искусство ли это? Кино ли это или всё же игра? И пока технологии ещё не добрались до полноценного VR-опыта. Что будет через несколько лет, когда полноценный виртуальный опыт в таких приключениях станет доступен, можно только догадываться.
И не станет ли это заменой всем фильмам сразу? Ну признайтесь, хотели бы оказаться в мире «Игры престолов» и на что-то повлиять, например? Или пойти с Фродо в самоубийственный поход с кольцом? Быть может, стать спутником Геральта из Ривии? Так и соприкасаются, признанное искусство (книги и кино) с новым — играми. И отказывать им в праве быть, равносильно, что отказывать джазу или рок-н-роллу, в таком же праве (а такое в истории бывало).
Глубина истории или почему Толстой хуже Дэна Хаузера
Некоторые критики игр уверяют, что книга рассказывает историю и чему-то учит. А игра наоборот, если что-то и рассказывает, то ничему не учит. Давайте посмотрим, так ли это на простом примере. Лев Николаевич Толстой написал «Война и мир», многие читали в школьные годы, кто-то чуть позже. Книга большая, сложная и написана так, чтобы передать всё, что передавать и не требуется. Чего стоит описание того факта, что герой Толстого, две страницы смотрит на дуб. Просто смотрит и переживает внутренний кризис. Или метания Наташи Ростовой, которые конечно важны, но уж очень затянуты.
Учит ли нас данное произведение чему-то? Ответ у каждого свой, но в целом, да. Оно учит нас многому и прежде всего, ценить своё время в чтении трудов классиков. Что же игра? Она тоже жрёт наше время, там есть побочные задания, активности и «вовлекалочки», и даже, о ужас, мультиплеер. Они нас ничему не учат. Но давайте оценим лишь сюжетное прохождение (ведь многие люди играют именно так, проходят сюжет, а не свежуют сотни оленей для создания шапки).
Учит ли нас Red Dead Redemption 2 чему-то? И ответ положительный, игра учит нас дружбе, говорит о темах предательства, человечности и отношения к людям, природе и себе самому. Она раскрывает главного героя, как сложную (может не такую сложную, как Пьер Безухов, но личность). Артур Морган не просто болванчик, а личность, которая страдает и мечется. Можно ассоциировать себя с ним, а можно этого не делать, но сопереживать игра заставляет. Даёт почву для размышлений.
Да чёрт возьми, даже не столь масштабные игры дают повод откинуться в кресле и подумать. Disco Elysium, после прохождения, да и во время него, как бы намекает: «Остановись и подумай». Подумать следует о том, а не похож ли ты на главного героя «без памяти и лица», не напоминает ли тебе мир игры реальность, пусть и приукрашенную. И в конце, перед тобой ставится вопрос, жаль ли тебе видеть этот мир и себя в нём? И размышления над сюжетом и подачей приводят каждого к своим ответам. Они подталкивают к мыслительной деятельности и саморазвитию. (Например, что неплохо бы бросить пить и заняться собой).
Если книга и игра делают теперь одинаковые вещи, представляют почву для размышлений, увлекая, развлекая и подталкивая к мыслительной активности, как к главному отличию человека разумного, следует ли по-прежнему отказывать играм в праве именоваться искусством?
Домашнее задание
Есть много книг, фильмов, музыки и наконец игр, которые стали если не классикой, то значимым явлением. Какие-то общепризнаны, какие-то строго индивидуальны. Предлагаю поразмыслить над этим и ответить на вопрос, не слушая седых авторитетов и блогеров: «Какие книги, игры, фильмы, повлияли лично на меня?»
Может это будет «Бесконечное лето» или антивоенная This War of Mine, а может, вы поняли Грету Тунберг благодаря Frostpunk. Каждый сам приходит к выводам и подводит черту под услышанным, прочитанным или сыгранным. На кого-то влияет Достоевский и Чехов, а на кого-то ещё, и Кодзима с Миядзаки.
Не отказывайте играм в праве на искусство, они стараются и повышают уровень. Что-то становится трендом, а что-то уходит в андеграунд, но объективная истина такова — мир развивается и меняется, меняются и способы донести информацию. Театр не свежий и почти не развивается, кино до боли знакомо, а игры — пока в новинку. Пройдут годы и будет другое искусство. Вот только ему снова откажут, возможно это сделаем мы с вами, геймеры, не признающие нового.
Заключение
Разжигать пожары на Youtube и реагировать на высказывания блогеров, дела одинаково бессмысленные. Каждый останется при своём мнении. Лишь прогресс неумолимо шагает впереди наших затвердевших убеждений. Не цепляйтесь за мнения авторитетов и мимокрокодилов. Имейте свою точку зрения и развивайте мышление. Оно вам, как человеку, несомненно разумному, ещё пригодится.
Читайте книги, смотрите фильмы и играйте в игры, если это вам нравится. Ваши дети всё равно назовут вас ретроградом. Смиритесь. И всего вам доброго!
Пожар с Семиным горит аж с конца ноября.
А вообще, смотреть на нашу околополитическую тусовку без слез нельзя. Блядский цирк, что слева, что справа.
Люди 20 лет работали, выкорчёвывали все живое и делали её такой, а ты теперь на околополитическую тусовку без слёз смотреть вздумал.
Пиздец)
Домашнее задание задаёт автор текста, не знающий, что актёры (лицедеи) бо́льшую часть истории цивилизации бывшие нерукопожатными париями, которых в приличные места не пускали как проституток. Он даже скриншот из ярко иллюстрирующего это сериала приводит на голубом глазу. Ладони больно, лицу больно.
А по теме очень странно, что профессионально изобличающий капитализм Сёмин ещё не пришел к единственно верному ответу: любая творческая деятельность может быть искусством, а может быть ебучим конвеером по отъёму бабла у населения.
Есть Квин, а есть бритни спирс.
Есть Три биллборда..., А есть форсаж 137.
Есть Ведьмак, а есть баттлфилд 2042.
Где — что, каждый сам без помощи сможет разобраться.
Покопаться в причинах может быть забавной гимнастикой для ума. Например, порассуждать о влиянии на конечный продукт степени отчуждения труда. Но Сёмин пошел по более простому пути: "всё хуйня".
Хех, я ничего из этого не считаю искусством, если честно))
Критерии могут быть разными просто.
Комментарий недоступен
Не все игры искусство, как и не каждая литература, изображение, музыка и прочее. Зацикливание на чём-то одном без понимания что это и зачем (та самая классика вроде Толстого и Достоевского) есть ничто иное как деградация. Развитие возможно только одним единственным способом - движением вперёд, оно в целом не исключает ознакомления с творчеством Толстого, Достоевского и прочих классиков, но не ограничивается только ими, работы современных авторов не менее важны и игры в том числе (хотя опять же не каждая игра каким-то образом способствует культурному развития личности).
Эволюционный процесс, кстати, с тобой не согласится. Ещё можно развиться, деграднув до более несовершенного состояния, чтобы иметь точки роста для адаптации к меняющимся условиям. А ещё можно просто убить всех, кто более развит по сравнению с тобой, устранив так конкурента. А можно вообще послать на хер прогресс, 300 миллионов лет никак не меняться и спокойно пережить сотни падений метеоритов и ледниковых периодов.
Ещё бы понять, что это за "вперёд" и в какую сторону считается "вперёд", а в какую "назад", какие критерии развития и движения, и что это за стороны вообще, мы вроде не на прямой с двумя направлениями живём.
Плюсы классики в том, что она осталась всем известной и интересной, несмотря на то, что весь мир, казалось бы, "ушёл вперёд". Этим произведениям можно доверять, потому что они прошли проверку временем, чисто эмпирически подтвердили своё качество.
Зацикливание на чём-то одном без понимания что это и зачем (та самая классика вроде Толстого и Достоевского) есть ничто иное как деградация.Так а что если это понимание приходит только с упорным чтением и перечитыванием? Если человек решил не обращаться к словам училки в школе, которая выдала ему стандартную байку о ценности произведения, и хочет докопаться сам? Что если это "понимание" не что-то данное до чтения, а цель для читателя? И в этом случае чтение новой литературы не поможет понять, что говорится у Чехова или Булгакова, и для этого нужно наборот копать глубже в прошлое, вплоть до Гомера.
Ну, в видео он, насколько помню, не говорит категорично о том, что игры - не искусство, а как всегда несёт свою нудятину о том, что масскульт отвлекает от классовой борьбы. Вот это в околокоммунистах мне всегда не нравилось и не будет нравиться - претензия на личное время человека, что ему делать надо, а что не надо.
Кстати, представляю как бы он порвался и какое бы видео слепил, если бы узнал о том, что "геймеры" сейчас в основном в игры не играют почти.
Если принять за истину что классовая борьба это хорошо и необходимо, то в чем он не прав?
да блять. дайте наконец определение искусства. искусство - это... что это?
Нет такого определения. Всё, что создано человеком без конкретной практической цели, может считаться искусством. Но поскольку на протяжении веков к искусству причисляли в основном нечто такое, что создавалось с целью добиться от человека неких эмоций, недостижимых в повседневности, то ближе всего к "определению" будет приведённая здесь фраза Спилберга.
Поэтому и нельзя однозначно сказать, что игры - это "искусство" или "не искусство". Если игра создавалась как способ убить время, то она становится сродни чёткам, например. Можно ли считать чётки - бусины на нитке - предметом искусства? Если выполнить их с должным изяществом и вложить некий художественный замысел, то да, а иначе - нет. С играми, завязанными на геймплее, всё примерно так же. Сюжетные игры, они же "кинцо", в этом плане к искусству ближе, но у них всё равно задача не столько эмоции вызвать, сколько обеспечить развлечение, а это сильно сглаживает впечатление. Скажем, я бы назвал третью часть Mass Effect произведением искусства, а вот Dragon Age: Inquisition уже не стал бы, хотя по сложности сюжета она ME3, пожалуй, превосходит. Но затянутость геймплея и беготня по поручениям убивает всю эстетику.
В общем, всё сложно.
Ябать, ради любопытства в яндексе спросил, а там "это событие концентрированного исторически данного выражения эстетического опыта" и прочая ебота, растекающаяся мыслью по древу.
Дам с буржуйского гугла, в собственном переводе: "выражение или применение человеческой креативности и воображения, обычно в визуальной форме, такой как картины или скульптуры (но не ограниченная ими!), производящее работы ценимые в первую очередь за красоту или их эмоциональный импакт".
Это довольно философский вопрос. Невозможно добиться точности этого определения как и определенности в квантовом мире. Но значит ли это, что квантового мира нет? Конечно же он есть, как и искусство. Просто не нужно требовать то, на что оно не способно.
Повторю, когда от искусства вы требуете четкого определения, это тоже самое, когда вы ищите определенность в квантовом мире. (я обобщил, если что, но смысл думаю понятен)
ВЗРЫВ!
Это когда них#я не понятно, но очень красиво
Ну что-то искусственно созданное и обьективно познаваемое, на которое ты типа смотришь и такой - ебать, вот это годнота, респект, чувак, дай я тебе отсосу.
Комментарий недоступен
зачем вам нужно чтобы игры считали искусством?
Хороший вопрос на самом деле. Будто надо зачем то перед кем то утвердиться здесь и сейчас. Камия кстати например игры искусством не считает, однако это не помешало ему сделать пачку отличных игр.
Чтобы понять, что мы не хуйней тут занимаемся, а познаем прекрасное.
Я разрыдался на последнем уровне Last Guardian. А от фильмов Спилберга море пересохло.
Комментарий недоступен
Комментарий удален модератором
три вещи который должен сделать мужчина в жизни
тетрис это шедевр
change my mind
Ну, да
Зачем кому-то чейнджить твой майнд? Ты б ещё сказал, что кипящая вода горячая, а потом бы ожидал контраргументов...
Я бы уже что-нибудь околонаучное почитал, а не очередные песнопения
Константину Semen-у самому не помешало бы саморазвиться и почитать что-нибудь, например Капитал его любимого тунеядца бездельника. Он же тупой как пробка.
Отвечая на вопрос в конце статьи - однозначно да, но подавляющее большинство игр не просто не являются искусством, они являются низкопробным продуктом деградации игровой индустрии, которая стремится угодить максимально большому числу игроков. Та же ерунда, в принципе, происходит и с прочими видами искусства, будь то музыка, кинематограф или литература.
факт малозначительности произведения искусства не меняет его идентичности - оно как было произведением искусства, так им и останется. это может быть бездарное произведение, где-то вредное, посредственное, но произведение искусства. пытаясь менять идентичность вы размываете сам смысл определения. вот это мне понравилось - это искусство. а это нет - это не искусство. так не работает. к тому же вы отмели всех ремесленников - тех, кто просто работает и зарабатывает на своих произведениях искусства, не пытаясь создать какой-то великий шедевр, ему и так норм. он не обязан его создавать, он просто себе что-то потихоньку рисует/пишет/сочиняет и этим живёт.
Но погодь, а от искусства то это чем отличается?
Сказал чел, который снял фильм про будущее в VR метавселенной, куда запихнул кажется каждого видеоигрового персонажа. Эта фраза вполне уместно звучала на какой-нибудь заре индустрии, где не было ничего кроме игровых автоматов.
Ну и что же вы забыли цитату пожилого консерватора Бредбери, который целую книгу выпустил про то, что новые технологии это зло)
Как раз таки саморазвитие у него отходит на второй, да даже третий план. Для него главное что никто не борется с буржуйской гидрой, под красными знаменами.
Ещё не прочёл, проглядел по диагонали, и уже в недоумении:
Пьер Безухов, две страницы смотрит на дубТак ведь это ж Болконский смотрит. Нет?
Один не очень умный трамваищ что-то спизданул (впрочем, а где когда-либо были умные трамваищи), а другие зачем-то этому пиздежу уделяют внимания больше, чем пердежу амёбы в ближайшей луже.
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Игры не искусство потому что они живые. В них играют, их обсуждают, за них срутся. Фанарт рисуют, фанфики пишут, моды клепают.
А искусство оно всё сплошь мертвое. Холодное, остывшее, лишённое даже намека на ту жизнь, которая быть может царила вокруг него когда-то. Вместо споров - тома из библиотеки и сочинения из-под палки.
Искусством становятся посмертно.
Поэтому все люди которые рассуждают про то как игры вот-вот станут искусством, они пришли чтобы, да, убить их.
Чтобы натянуть их на себя как чужую кожу и стоять разглагольствовать о правильном понимании заложенного туда "смысла". Заслонить своей рожей автора, который пытался передать зрителю какое-то живое чувство тогда давно. И шпарить канцеляритом какую-то заумь.
Игры - это не искусство, change my mind
Комментарий недоступен
Дай определение искусству. А там посмотрим.
Чтение это хорошо. Читать нужно много и разные жанры.
Но одна книга/фильм/игра не сможет повлиять на мировоззрение.
И скрин о джазе - фейк.
Комикс - это искусство, а видеоигры - нет. Понимать надо!
Графический роман вообще-то.
игры не искусство, но "игры" не игры.
Разве что сингловые игры, онлайновые точно не искусство.
Так, автор, дай мне свои креденшлы или права редактирования, или я ебу какая тут процедура, я твой текст отредачу, чтобы его можно было более лучше прочитывать.
Лучше не стоит.
Это еще Ностальгирующий Критик обсуждал. https://www.youtube.com/watch?v=BV04Rjf8ctU
Там кстати дается определение искусства (видимо англ. вариант)
Игры то искусство, только вот подавляющее большинство современных ААА тайтлов - это просто продукция ремесленного конвейера, приправленная политически (и не только) правильной повесткой. Так что второй вариант, как по мне будет правильнее.
Рисованные игры, где много работы вручную, считаю искусством живописи например.Child of Light к примеру.
Искусство - творческая деятельность, добивающаяся эмоционального отклика у зрителя/слушателя, так? Каждое из "классических" искусств обладает своим уникальным инструментом для этого, который в свою очередь и даёт им право причисляться к этому списку: игра актеров - театр, ритмика речи - поэзия, сочетания цветов - изо, сочетание слов, сценарная механика - литература etc.
Кино - синтетическое искусство, вобравшее многое от собратьев по цеху, но и у него есть своя фишка - монтаж и прочие технические приблуды, за счёт которых оно свою нишу и заняло.
В этом ключе называть игры искусством можно только определившись с их ключевым методом выжимания слезок, имхо.
Это спор о том "являются ли игры произведением искусства" на уровне плоскоземельщиков, то есть невероятно тупой. Чаще всего подобные споры ведут упертые бараны которые в принципе далеки от искусства во первых, а во вторых понятия не имеют что лежит в основе разработки игр. Банально многий концепт-арт к играм имеет большую художественную ценность чем то говно, что в галереях выставляют. Мозг заранее начинает натурально уставать от того что придется произносить вслух банальные и очевидные истины.
Костя Семин рассказывающий какой капитализм хреновый, но живущий в капитализме и на подачки с донатов и ютуба, вместо борьбы и переезда в страны победившего левого движения, при этом перевезя родню в США. И весь "красный" сегмент на Ютубе такой, рассказывают как же хорошо тогда жилось, при советской то власти. Правда они бы так хорошо не жили сейчас, была б ещё Советская власть, ну то дело десятое.
Не более спорные, чем "игры - искусство". Всё это бред и никакого смысла не имеет.
Однако, в отличии от Сёмина, который проделал некую теоретическую работу с опорой на именитых и выдающихся людей для подкрепления своей позиции, вы же ничего кроме воды из себя исторгнуть не можете. "Некоторые критики чего-то там..." Конкретика где? У Сёмина куча цитат, а у вас что? Собственное бла-бла подкреплённое МНЕНИЕМ? Извините, я лучше Чернышевского почитаю.