Получить работу за копирование: как и зачем художники имитируют чужой стиль

Из цикла «Для новичков в мире CG-рисунка».

Художникам приходится копировать чужой стиль, когда они выходят на работу, или даже до того — когда только хотят её получить. К примеру, компании вроде Playrix и Blizzard предпочитают, чтобы кандидат уже умел рисовать в их стиле (помимо других качеств, о которых ниже). А ещё копирование — отличный способ научиться новому.

Посетители любуются картиной Яна Вермеера «Девушка с жемчужной сережкой». Фото, снятое в Королевской художественной галерее Маурицхёйс, Гаага, Нидерланды
Посетители любуются картиной Яна Вермеера «Девушка с жемчужной сережкой». Фото, снятое в Королевской художественной галерее Маурицхёйс, Гаага, Нидерланды

Копирование — это способ познания

Некоторые назовут ваши работы вторичными, а вас — жалким подражателем. Но вы не слушайте. Потому что копирование во имя развития — не плагиат, а обмен опытом. Во-первых, оно повышает насмотренность, во-вторых, тренирует руку, в-третьих, как ни странно, помогает нащупать тот самый собственный стиль.

Главное — не срисовывать бездумно. Вот что советует Tealin Raintree, художница, работающая над иллюстрациями к The Harry Potter Lexicon.

Анализируйте оригиналы, старайтесь их прочувствовать, понять, почему автор сделал именно так. Раскладывайте рисунок на составляющие.

  • Формы — какие они? Округлые, плавно перетекающие одна в другую? Угловатые, с выраженными гранями? Какую эмоцию или атмосферу они помогают передать?
  • Линии — уверенные и чёткие или мягкие и размытые?
  • Цвета — чистые и прозрачные, или автор предпочитает сложные, плотные оттенки?
  • Как художник работает со светом?
  • Насколько детально прорабатывает картинку?
  • Какую задачу решает, используя ту или иную технику? А какую задачу эта техника поможет решить вам?

Такое вдумчивое копирование поможет понять, какие техники и выразительные средства вам нравятся, к каким больше лежит рука. Комбинируя их и добавляя что-то своё, вы понемногу вырабатываете собственный стиль.

​Кадр из фильма "Девушка с жемчужной серёжкой"
​Кадр из фильма "Девушка с жемчужной серёжкой"

Опыт из первых рук

Чтобы попасть в Blizzard, надо рисовать, как Blizzard. Типичная история фрилансера из СНГ, рисующего карточки для Hearthstone, начинается так: герой набивает руку на фанартах, его работы попадают на глаза кому-то из команды «Близзов» — и приходит вожделенное предложение о работе.

Да, проще сказать, чем сделать. И снова да, это вполне реально. Таким путём пошли Иван Фомин и Антон Земсков — и оба добились успеха. Художники рисовали арты в стилистике Blizzard, выкладывали их в публичный доступ и развивались. Когда стало получаться, с ними связались люди из арт-отдела компании и пригласили на работу.

​Слева арт художника Blizzard Рафаэля Занчентина (Rafael Zanchetin, artstation.com/rafazanchetin), справа - работы Ивана Фомина, Антона Земскова
​Слева арт художника Blizzard Рафаэля Занчентина (Rafael Zanchetin, artstation.com/rafazanchetin), справа - работы Ивана Фомина, Антона Земскова

Как же подстроиться под стиль конкретного проекта?

Актуальны те же советы, что и в предыдущем абзаце, но подход нужен более практичный. Анализируем рисунок уже не на предмет того, что в нём нравится или не нравится. Задача — выявить стилистические детали, по которым зритель или игрок сразу понимает: перед ним арт к World of Warcraft или Dota. Свои фишки есть у каждого популярного проекта. Научитесь в них попадать — и команда мечты вас заметит.

К примеру, вот такие особенности стиля Blizzard выделяет основатель школы Smirnov School Иван Смирнов. Школа Смирнова специализируется на подготовке 2D и 3D-художников для игровой индустрии.

Первое, на что стоит обратить внимание — это читаемость идей и образов. Работы «Близзов» — они «говорящие», с сильным повествовательным элементом. Основная визуальная особенность — это преувеличение пропорций, её сложно не заметить. Немало внимания уделяют ручной проработке деталей, Blizzard вообще очень внимательны к мелочам, им нравится передавать, например, следы износа на материале.

Хотя стиль компании довольно популярный и растиражированный, работы художников не напоминают продукт конвейерного производства. В них остаётся ощущение личного вклада художников, и большой любви к тому, чем они заняты. По моим наблюдениям, Blizzard охотнее нанимают не просто тех людей, которые уже умеют «в их стиль» — таких довольно много, но скорее тех, кто может ещё и обогатить его.

Иван Смирнов, основатель школы Smirnov School

Адаптация на новом месте работы

Известный русский концепт-художник Сергей Колесов рассказал, как влился в команду Dishonored. После переезда во Францию ему пришлось учить язык и учиться манере Седрика Пейравернэ, создателя визуального стиля игры. Это оказалось непросто. До Dishonored Сергей не увлекался реализмом, его коньком были динамичные, характерные иллюстрации, далёкие по уровню проработки от выпуклой реалистичной манеры Седрика.

Помогло то, что, несмотря на высокую детализацию, работы Седрика тоже весьма графичные и резкие. К тому же, оба художника любят выражать характер и настроение персонажей через нарочитое утрирование некоторых деталей внешности, не боятся неправильных форм и неожиданных цветовых сочетаний. В итоге арт-директор остался доволен работами Сергея.

Концепты для Dishonored 2: слева - Седрик Пейравернэ, справа - Сергей Колесов​
Концепты для Dishonored 2: слева - Седрик Пейравернэ, справа - Сергей Колесов​

Похожей историей поделился и Константин Туровец.

Я с 14 лет мечтал о работе в Blizzard. Я также знал, что хочу быть иллюстратором и развивался целенаправленно в этом направлении, 10 лет нарабатывал нужный навык. В 2016 году я обратился к людям, которые уже работали в Blizzard и попросил их показать мое портфолио руководству. Работы понравились и со мной связались.

К стилю Blizzard мне пришлось привыкать три года, до того я рисовал совсем не в мультяшном стиле. Их стилистика оказалась не такой простой, как мне виделось сначала: необычные пропорции, очень яркие цвета, определённые законы построения иллюстрации, всё это вместе заставило неплохо так напрячься. И с каждой новой иллюстрацией я всё больше проникался стилем Blizzard и стилем Hearthstone.

Константин Туровец, художник в Blizzard
​Работы Константина
​Работы Константина

Если вам нужно подстроиться под стиль нового проекта, то постигать его особенности вы будете под руководством арт-директора или ведущего художника игры, ориентируясь на арт-библию. А значит вам подскажут, на что стоит обратить внимание, что подчеркнуть и где подкрутить. Это удобно, но не повод отключать голову. Быстрее настроиться на чужой стиль поможет всё то же копирование.

Шпаргалка по копированию

Итого, что делать, если позарез нужно скопировать чей-то стиль? Вот небольшая шпаргалка для начинающих.

  • Насмотренность. Для начала соберите (в Pinterest или в бумажной папке — где удобнее) достаточно большую подборку референсных артов и как следует их изучите. Мысленно выделяйте стилевые особенности, фишки, акценты. Артбуки тут тоже пригодятся — в них можно найти и картины, и пояснения по стилю от создателей проекта.
  • Трейсинг, или, по-русски, «обводка». Среди некоторых художников она не в чести, но обводка действительно может помочь в обучении. С её помощью можно набить руку и прочувствовать манеру оригинала напрямую через движение. А ещё…
  • Сделав обводку, залейте контур одним сплошным цветом. Так вам легче будет понять силуэт и проанализировать характер форм, к которым тяготеет художник.
  • Анализ составляющих рисунка. Пока обводим, приглядываемся к большим и малым формам, линиям, цветам. Думаем, какие задачи они решают в рисунке.
  • Анализ художественных приёмов. Как автор передаёт движение? Покой? Напряжение? Эмоции? Попробуйте использовать те же приёмы.
  • Эмпатия. Бывает, что технически всё сделано вроде бы верно, но чего-то важного не хватает. Если художник, которого вы копируете, где-то говорит или пишет о своей работе, отношении к ней, мировоззрении — уместно будет послушать и почитать. Попробуйте мысленно влезть в его шкуру, рассматривая и копируя работы. Часто именно в этот момент случается чудо, и недостающий кусочек паззла встаёт на место.

Удачи!

Автор: Анна Лунёва.

7878
28 комментариев

Если кратко: пизди, только думай что пиздишь

23
Ответить

Воруй как художник, еще говорят:)

4
Ответить

Спс, а то лениво было читать

3
Ответить

Вся индустрия в этом. И нет ничего такого зазорного. Дизайн, архитектура, инжиниринг, медицина. Да вообще все. И ни чем люди искусства в этом плане не хуже.

Все просто: если велосипед УЖЕ изобретен - максимально глупым поступком - будет его переизобретать. А для начала - ты научись делать ХОТЯБЫ так же, просто копируя референс. Там же подымается и аналитический навык, затем проектировочный. И тут ты уже подогретый, имеешь опыт. И только после этого компетентен предлагать что-то свое.

Без референсов/аналогов - вообще любой проект - не проект.

Посмотрите на китайцев. Сколько они копировали, являясь мировой фабрикой, пока сами не начали изобретать те же процессоры. И щас уже никого не парит, у кого они там подсматривали.

Вот недавно дискутировал с одним челом, который упрекал Калашникова за "воровство" идей у Штормгевера... Во-первых, тут как бы Vae Victis. Во-вторых, кого вообще е*ет какой взяли референс, если в итоге это позволило переработать одну из передовых баз оружия. А это невозможно было бы, если бы были брошены лишние ресурсы на ненужное персоздание "велосипеда" и намеренное игнорирование уже хорошего решения на рынке.

По-сути, даже слепое воровство - волно-невольно, но подразумевает подсознательный SWOT-анализ, который опять же, необходим.

P.S.- просто захотел высказатья за тему взаимствований. Глупый переизобретает. Умный - улучшает.

12
Ответить

Зато если вспомнить КУВШИНИКОВА - то сразу хейт и триждыблядска ярость у всех без причины.

9
Ответить

Спасибо за текст! Очень мотивирует, кстати)

2
Ответить