{"id":3827,"url":"\/distributions\/3827\/click?bit=1&hash=a3421833d15d1c84d64094d7d2023b5ba4157196f84512612cd445af573903a5","title":"\u0414\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043f\u0438\u0448\u0435\u0442 \u043d\u0430 Java \u0438 \u0445\u043e\u0447\u0435\u0442 \u0441\u043c\u0435\u043d\u0438\u0442\u044c \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0443","buttonText":"\u042d\u0442\u043e \u043f\u0440\u043e \u043c\u0435\u043d\u044f","imageUuid":"2b70606f-740c-5d85-8a71-8a33c5f66557","isPaidAndBannersEnabled":false}
Gamedev
Smirnov School

Цветовые схемы: виды и способы использования в рисунке

Как облегчить себе выбор палитры для рисунка и упростить работу с цветом.

Чтобы упростить подбор удачных цветовых сочетаний, многие художники обращаются к цветовым кругам и цветовым схемам. Разбираемся, какими они бывают, как ими пользоваться и почему не стоит ими злоупотреблять.

Прим.: эта статья больше подойдет для новичков в рисовании. Если вы уже опытный художник, почитайте наши статьи о температуре цвета и влиянии перспективы на нее.

Что такое цветовой круг?

Цветовой круг Иттена. Источник

Цветовой круг — это набор первичных и вторичных цветов, которые используются как основа для получения более сложных оттенков. По сути, это спектр цветов, расположенных по кругу.

Одним из самых популярных цветовых кругов считается круг Иттена (выше), в котором отображены:

  • три первичных цвета: красный, синий и жёлтый;
  • три вторичных, которые получились от смешивания первичных: зелёный, оранжевый и фиолетовый;
  • шесть третичных (смесь первичных и вторичных): жёлто-зелёный, красно-оранжевый и другие.

На этот круг часто опираются как раз в подборе цветовых схем.

В первую очередь цветовые схемы — это инструмент дизайнера. Они упрощают работу с плакатами, постерами и оформлением интерфейсов приложений. Художники их тоже используют, но при добавлении объёма происходит отход от так называемых «локальных цветов» из-за теплохолодности, света и так далее. В этом нет ничего страшного.

Виды цветовых схем

Покажем каждую на примере круга Иттена.

Комплементарные цвета

Это два цвета, которые на круге находятся друг напротив друга. Самые распространенные комплементарные пары: синий-оранжевый, фиолетовый-жёлтый и красный-зелёный.

Их можно увидеть, например, в «Подсолнухах» Ван Гога.

Винсент Ван Гог — «Подсолнухи». Источник

Художник Николас Коул называет комплементарную цветовую схему идеальной базой.

Тренируйтесь в использовании основных комплементарных пар, чтобы понять, как направить взгляд зрителя с помощью цвета. Попробуйте упражнения, где вы рисуете в строго ограниченной палитре.

Николас Коул

Если вы будете использовать такую схему, стоит помнить о том, что цвета на вашей работе будут сильно контрастировать. Если перестараетесь — ваша картинка может стать слишком резкой.

Аналоговые цвета

Находятся рядом — такие сочетания часто встречаются в природе и постер-арте.

Такие цвета любил использовать Клод Моне:

Клод Моне — «Японский мостик». Источник

В «Японском мостике» художник использовал зелёный цвет и немного синего, на картине очень низкий контраст между оттенками.

Треугольная схема

Состоит из цветов, которые находятся на вершинах равностороннего треугольника.

Яркий пример — «Молочница» Вермеера:

Йоханнес Вермеер — «Молочница». Источник

Сплит-комплементарные цвета

Находятся на вершинах равнобедренного треугольника.

Это самая простая схема для новичков, так как в её использовании очень сложно ошибиться — любые цвета в ней будут смотреться хорошо практически в любой пропорции. Наглядный пример её использования — «Регата в Аржантёе» того же Моне.

Клод Моне — «Регата на Аржантёе». Источник

Прямоугольная схема

Состоит из двух комплементарных пар. На примере ниже показано, как сочетаются оранжевый с синим и зелёный с красным.

Наглядный пример использования этой схемы — другие подсолнухи Ван Гога.

Винсент Ван Гог — «Подсолнухи из Арля». Источник

Ван Гог также использовал четыре цвета — жёлтый для изображения цветов, зелёный для изображения вазы, голубой для стены и бледно-оранжевый для стола.

Квадратная схема

Состоят из цветов в вершинах квадрата.

Часто используются в дизайне интерьеров:

Типичный интерьер с цветами из квадратной схемы

И при изображении городских пейзажей:

Пэтти Моллика — «Верхний Вест-Сайд». Источник

Монохромная схема

Это оттенки одного из 12-и цветов круга.

Яркий пример использования такой схемы — ещё одна работа Моне.

Клод Моне — «Утро на Сене». Источник

Ахроматическая схема

Комбинация чёрного, белого и оттенков серого.

Очевиднее всего эта схема в книжном тексте или на веб-странице. Пример из изобразительного искусства — некоторые работы Резы Асфара.

Художник — Реза Асфар. Источник

Как пользоваться цветовыми схемами

Изображение из книги «Теория цвета и практическая живопись»

Используйте метод «База, нюанс, акцент»

При работе с цветом важно следить за тем, чтобы они не спорили между собой. Для этого цвета должны отличаться не только по тону, яркости и насыщенности, но и по площади цветовых пятен, чтобы рисунок не превратился в однородную массу. Количество одного основного цвета не должно быть равным количеству другого основного цвета. Лучше всего, когда это соотношение колеблется в пропорции 70 на 30% или даже 80 на 20%.

Хорошо подойдет метод, который делит палитру на базу, нюанс и акцент (БНА):

  • База — цвет, который занимает на холсте наибольшую площадь. Остальные цвета художники подбирают по отношению к нему.
  • Нюанс — дополнительный цвет, обычно — сосед на цветовом круге.
  • Акцент — цвет, наиболее контрастный к базе. Он самый заметный, хоть и с наименьшей площадью.

Рассмотрим БНА на примере:

Художник — Реза Асфар. Источник

Жёлто-зелёный кристалл притягивает взгляд, потому что его цвет работает как акцент. Жёлто-зелёного в работе меньше, чем красного и его соседей.

Уменьшайте насыщенность всех цветов, кроме акцентного

Слишком насыщенные цвета «шумят» и перетягивают внимание на себя. Чтобы избавиться от этого эффекта и сфокусировать внимание зрителя, нужно при смешении снижать насыщенность цветов и приближать их к центру цветового круга.

Комиксистка Ann Maulina (автор Raruurien и Varunair) предпочитает уменьшать насыщенность тёмных и светлых цветов, чтобы сделать акцент на полутонах.

На изображении показано движение от менее насыщенного цвета к более насыщенному, а потом обратно к менее насыщенному. Источник

Ann Maulina сравнивает цвета с голосами — когда их много, получается неразборчивая какофония. Сделайте эти голоса тише, но убедитесь, что их ведёт один основной, сильный голос. Этим голосом и будет основной цвет.

Пример понижения «голоса» цвета. Слева – негармоничные «громкие» цвета. В середине – менее насыщенные цвета, которые уже получше сочетаются. Справа — громкий цвет среди приглушённых. Источник

Расставляйте цвета по уровню яркости

Виды цветовых схем с примерами работ Ann Maulina: Монохромная, аналоговая, комплементарная, сплит-комплементарная, треугольная и прямоугольная. Источник

Ann Maulina советует во время использования схем расставлять цвета по уровню яркости. По мнению художницы, так их проще перенести на скетч.

На изображении показано расположение цвета по уровню яркости — блики, свет, светлый полутон, полутон, тёмный полутон, тень, тёмный акцент. Источник

Не нужно дотошно следовать схемам: используйте дополнительные цвета и оттенки

Цветовые схемы не решают всех проблем и использовать их нужно с умом. Распространённая ошибка новичков при подборе цветов — дотошное следование этим схемам и использование оттенков, которые в них участвуют. Обычно картинку не составляют из цвета схемы в чистом виде, а объединяют с помощью ненасыщенных промежуточных оттенков.

Хороший пример — популярная в кино палитра Teal Orange. Синий и оранжевый (бежевый, жёлтый) — любимое сочетание Голливуда. Это комплементарные цвета, которые можно получить, следуя схеме, но между ними есть и много других оттенков, которые в неё не попадают. Когда у вас есть всего два цвета, необходимы промежуточные оттенки, которые помогут сбалансировать картинку.

Кадры из фильмов «Люди Икс: Апокалипсис», «Остров», «Безумный Макс: Дорога ярости» и «Трансформеры». На всех использованы комплементарные цвета. Источник

Для работы с ограниченным количеством цветов вам понадобятся промежуточные оттенки: тогда картина заиграет и соберётся воедино.

Если присмотреться, в большинстве кадров с Teal Orange можно также увидеть холодные тени, которые в контексте обретают зеленоватый оттенок. Разумеется, в кадре присутствует не только оранжевый и не только синий, цвета находятся в балансе.

Полезные ссылки

  • На сайтах Adobe Color и Color Scheme можно подобрать цветовую схему онлайн, без регистрации и СМС.
  • На сайте Color Lisa можно изучать цветовые палитры известных художников вроде Марка Шагала и Сальвадора Дали.
  • Расширение для браузера ColorSnap будет полезно не только художникам, но и дизайнерам интерьеров. Оно подбирает цветовые палитры к любым изображениям на экране.
  • Сайт Coolors также автоматически подбирает палитры к загруженным изображениям, но без установки в браузер.
  • Сайт Canva тоже автоматически подбирает палитры к изображением, которые состоят из четырёх основных цветов.
  • Сайт Brandfolder создаёт палитры на основе изображений, но ещё и подписывает цветовые кодировки.

Статьи:

Текст написал Владимир Шумилов, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

0
19 комментариев
Написать комментарий...
Игорь Анасев

Есть неплохой видос по этой теме

Ответить
Развернуть ветку
Smirnov School
Автор

Спасибо, что поделились видео)

Ответить
Развернуть ветку
Ди Ди

Не стоит использовать старые картины в качестве демонстрационного материала. Их цвета скорее всего уже не соответствуют оригинальной задумке. Как и круг Иттена.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Комаров

Новая одобренная цветовая схема Министерством Народной Культуры РФ.
Пользуйтесь товарищи!

Ответить
Развернуть ветку
Ningi

Спасибо за совет начинать от базы. Порой бывает действительно сложно подобрать хорошую палитру самому, а использовать уже готовые палитры получалось так себе.

Ответить
Развернуть ветку
Фирс

Статья, конечно, отличная. Но в жизни реально проще использовать онлайн-генераторы палитры. Безусловно, иногда и они выдают хрень, но всё равно ускоряют выбор цвета

Ответить
Развернуть ветку
Ningi

Да, но с готовыми тоже были проблемы, совет про Примерное соотношение частей упрощает дело

Ответить
Развернуть ветку
DarkyAndSparky

Хорошая статья, мне как губу наверно было полезно почитать:)

Ответить
Развернуть ветку
Martin Green

Отличная статья!

Ответить
Развернуть ветку
Smirnov School
Автор

Рады стараться :з

Ответить
Развернуть ветку
Никита Костоглод

не используйте как основные Крысный Жёлтый Синий или хотябы не слепо следуйте этим рекомендациям.

Весь софт использует RGB (красный зелёный синий ) и CMYK.

RYB — цветовая модель субтрактивного синтеза, основанная на составлении цвета из красного, жёлтого и голубого/синего. Акроним «RYB» образован от английских названий основных цветов (Red, Yellow, Blue) по аналогии с современными цветовыми моделями. Эта сложившаяся исторически система предшествовала возникновению науки о цвете. Она имела хождение, прежде всего, в Европе времён Возрождения и раннего Нового времени, не вписывается в современные представления о восприятии спектра видимого света в трехстимульной модели зрения, однако её культурное влияние до сих пор сохраняется в изобразительном искусстве. Система RYB преподаётся в художественных институтах как метафизическое учение о цвете, под предлогом «упрощённости» понимания для художников.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Серегин

Только вот одна загвоздка:
RGB система используется для оптики и приборов и не применима для человеческого глаза и в быту.
А вот RYB как раз применима к реальности.
Например, смешав красный, синий и зеленый цвет гуаши на палитре ты никогда не получишь белый. Потому что в жизни мы используем адитивную (слагательную) цветовую модель. А вот смешав красный и желтый вполне реально получить оранжевый цвет.
Так что не запутывай людей.
Цветовые гармонии вообще не работают с RGB моделью. Она просто не применима к ним.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Костоглод

Это вы не путайте людей. =)

"Например, смешав красный, синий и зеленый цвет гуаши на палитре ты никогда не получишь белый. Потому что в жизни мы используем адитивную (слагательную) цветовую модель."

смешивание красок это субстрактивным синтез, а не адитивный как вы написали. В "жизни" используют оба синтеза. Адитивный в мониторах RGB. Субстрактивый печать и краски CMYK.

"RGB система используется для оптики и приборов и не применима для человеческого глаза и в быту."

Если бы RGB не работало для человеческого глаза, его бы и не применяли для техники которая сделана людьми для людей.

Почитайте о теории цветоощущения Юнга-Гельмгольца выдвенутой около ~1855
Про теорию оппонентных процессов цветного зрения Эвальда Геринга
Эксперментально доказанных только в ~1960 что гораздо позже книги Иттена и его цветового круга.

"Цветовые гармонии вообще не работают с RGB моделью. Она просто не применима к ним."

Удивительное дело.. в глазу RGB.... в мониторе RGB..
Но внезапно "Цветовые гармонии не работают с RGB"....

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Серегин

Ты мои же слова и написал.

Ответить
Развернуть ветку
kuklama

Врядли миллион лет эволюции глаза и мозга можно описать парой простейших геометрических фигур.

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Volkov

Основу, базу - можно. А если ты художинк с многолетним опытом, можно ломать эти правила и т.д.
Но этим людям такие статью не нужны.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Борисов

Базированная статья

Ответить
Развернуть ветку
Ди Ди

Простой алгоритм сочетания любых цветов и подбора оттенка "светотени".

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir V

ох уж эти гуманитарии со своим шаблонным искусством.. Спектр это одномерная величина, на нём нет никаких комплементарных цветов.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 19 комментариев
null