{"id":3827,"url":"\/distributions\/3827\/click?bit=1&hash=a3421833d15d1c84d64094d7d2023b5ba4157196f84512612cd445af573903a5","title":"\u0414\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043f\u0438\u0448\u0435\u0442 \u043d\u0430 Java \u0438 \u0445\u043e\u0447\u0435\u0442 \u0441\u043c\u0435\u043d\u0438\u0442\u044c \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0443","buttonText":"\u042d\u0442\u043e \u043f\u0440\u043e \u043c\u0435\u043d\u044f","imageUuid":"2b70606f-740c-5d85-8a71-8a33c5f66557","isPaidAndBannersEnabled":false}
Gamedev
Smirnov School

Как рисовать складки на ткани

Расскажем, как формируются складки, каких видов они бывают и как их рисовать.

Картина «Пылающий июнь» Фредерика Лейтона.

Ткань не живет своей непредсказуемой жизнью, а подчиняется законам физики. Это значит, что форму складок и место их появления можно предугадать, если понять принципы их образования.

В конце статьи — краткая наглядная шпаргалка.

Как образуются складки

Складки появляются на гибком материале вроде ткани, кожи, фольги или бумаги под воздействием внешних сил: гравитации, сжатия или растяжения.

При работе с одеждой или драпировкой нужно учитывать форму того, что находится под тканью, например — человеческого тела или мебели, накрытой пледом. Поэтому начинать работу лучше с рисования каркаса объекта и лишь затем «одевать» его. Не нужно тщательно прорисовывать — достаточно наметить основные формы. В одной из наших статей мы рассказывали, что любой предмет можно представить в виде простых фигур.

Художнику важно знать форму объекта, который находится под тканью для того, чтобы определить «точки опоры». В этих точках на ткань воздействуют силы, которые образуют складки, определяют их форму и направление. Как правило, это места, где материал тесно взаимодействует с объектом.

Ищем точки опоры

Попробуем определить точки опоры на фотографии модели. Она одета в свободный костюм из тонкой ткани, благодаря чему будет проще увидеть направление движения складок. Умение находить точки опоры поможет не только достоверно изобразить складки, но и передать форму объекта, скрытого под одеждой.

Первая точка опоры — плечи: ткань плотно облегает их, а гравитация тянет материал вниз. Поэтому складки длинной линией идут к следующей точке опоры — поясу, который обхватывает талию модели.

На пути от плеч к поясу есть еще промежуточная точка опоры — бюст, который натягивает ткань в области груди. В этом месте материал тесно контактирует с телом, поэтому ткань разглаживается. Складки вновь появляются на изломе плоскостей и продолжают тянуться к поясу. Правая часть костюма при этом более свободная — грудь там натягивает ткань не столь сильно, а у пояса образуется провис из-за большей длины материала.

Теперь исследуем нижнюю половину фигуры. Первая точка — это пояс, от которого складки начинают движение. Поскольку ноги модели в разном положении, то и точки напряжения здесь будут в разных местах. Левая нога слегка согнута в колене и натягивает ткань на штанине. Поэтому складки идут здесь к внешней стороне бедра, а затем появляются вновь ниже колена и на месте сгиба ноги. На правой ноге складки идут от пояса и кармана к внутренней стороне бедра, где ткань соприкасается с телом.

Посмотрим, что у нас получилось.

Складки появляются на изломах плоскостей и двигаются от одной точки опоры к другой. В местах, где ткань не натянута, гравитация создает провис на складках.

Мы рассматривали одетую фигуру. Во время рисования сперва набросайте модель без одежды, потом определите точки опоры, и лишь затем приступайте к изображению складок.

Основные виды складок и особенности их рисования

Трубчатые

Этот тип складок часто можно увидеть при наличии одной точки опоры. Рассмотрим на примере. Если повесить полотенце на крючок, то его края сместятся к центру, поскольку именно посередине проходит кратчайший путь между точкой опоры и направлением действия гравитации. Материя при этом складывается в фигуры, похожие на половинки цилиндров или конусов.

Трубчатые складки возникают при наличии одной точки опоры. Края материи при этом часто образуют S-образный паттерн. Автор: moderndayjames

Форма складок зависит от того, как точка напряжения распределяет материал. Если вес всей ткани приходится на одну точку (как с полотенцем выше), то складки будут узкими в верхней части и широкими в нижней, что делает их похожими на конусы. Чем равномернее распределена ткань, тем больше складки будут походить на ровные полуцилиндры.

Здесь гравитация с одинаковой силой воздействует на каждый участок ткани.

Трубчатые складки наиболее заметны на длинных, гибких материалах, вроде ткани или шерсти. При их рисовании можно сначала изобразить нижнюю кромку, а затем провести линии, соединяющие край материала и точку напряжения.

Трубчатые складки можно рисовать, отталкиваясь от края в виде повторяющейся буквы S. Автор: moderndayjames

Трубчатый паттерн может появиться и при растяжении материала между двумя точками опоры, например, если взять ткань в руки и потянуть в стороны. Материя сожмется в гармошку из вытянутых цилиндров и будет занимать меньшую площадь, чем в расслабленном состоянии. Ткань сильнее деформируется у точек опоры — цилиндры здесь будут уже, чем в середине.

Этот вид складок может появиться на всех подвижных частях тела — на штанинах, рукавах, торсе и т.д.. Важно, чтобы одежда была немного тесной и появлялось натяжение ткани, достаточное, чтобы материал сжимался и не провисал.

Материал должен быть эластичным, чтобы при растяжении образовались трубчатые складки. Barbara Bradley

Дугообразные

При появлении второй точки опоры и при отсутствии сильного натяжения, ткань растягивается между ними. В результате получается провис в виде дуги, которая становится все более изогнутой по мере удаления от точек опоры. Дно дуги при этом всегда стремится к воздействующей на нее силе и образуется в нижней части провисающего материала.

Излишки ткани, оставшиеся по бокам, имеют одну точку опоры. Поэтому дугообразные складки обычно сопровождаются трубчатыми.

Дугообразные складки возникают при наличии двух точек опоры. Ткань не всегда укладывается в идеальную форму, поэтому справа приведена вариация U-образного паттерна. Авторы: moderndayjames (слева) и Jeff Jackson (справа).

Точки опоры не всегда расположены на одном уровне. Чтобы понять, как изменится форма дуги, можно взять нитку за концы и перемещать руки вверх, вниз и в стороны. Если нить растянуть, то глубина провиса станет меньше. Если одну руку поднять, а другую опустить, то провис сместится в сторону той точки опоры, что находится ниже. Складки на ткани или другом материале будут вести себя так же.

Упражнение с ниткой поможет понять в какую сторону сместится провис на ткани. Авторы: ZejanNoSaru (слева), Barbara Bradley (слева)

Зигзагообразные

Такие складки чаще можно увидеть на рукавах и штанинах. Узор, напоминающий зигзаг, образуется при легком сжатии или на сгибе цилиндрических форм — например, на рукавах и штанинах. При сгибании ткань на тыльной стороне цилиндра натягивается, а лишний материал на внутренней стороне сгиба формирует складки в виде перекрещивающихся линий. Порой зигзаги остаются на ткани и после разгибания, например, на обратной стороне джинсов.

Гребни складок образуют ромбовидные фигуры, состоящие из двух треугольников, наклоненных друг к другу. Автор: Barbara Bradley

Количество зигзагов и их форма зависит от силы воздействия и свойств материала. Чем сильнее сжатие и плотнее материал, тем больше складок образуется. Углы зигзагов при этом становятся острее.

Форма зигзага меняется при сжатии. Складки такого типа заметны на сгибе конечностей, как на примере справа. Автор: Kelly Gordon Brine

Спиралевидные

Этот тип складок тоже образуется вокруг цилиндрических форм, что делает их немного похожими на зигзагообразные. Разница в том, что вместо зигзагов формируется узор в виде спирали. Причин этому несколько — свойства материала, его объем, а также направление воздействующей силы.

Спиралевидные складки чаще можно наблюдать на мягких, эластичных материалах, не отличающихся большой плотностью, вроде шерсти или атласной ткани. При этом для появления заметных складок требуется больший объем материала — спирали легче формируются на одежде, сидящей свободно.

Силой, формирующей спиралевидные складки, может быть как сжатие по оси цилиндра (если засучить рукава или дать ткани собраться внизу под своим весом), так и поворотное движение (если свернуть полотенце, чтобы отжать его). В последнем случае свойство материала играет меньшую роль, и даже плотный материал может свернуться в спираль. При сжатии по оси цилиндра плотный материал скорее образует зигзаг.

При сжатии ткань складывается в гармошку (слева). Идеальная спираль получается при одновременном сжатии и повороте одной из точек опоры. Автор: Barbara Bradley

Полузамкнутые

Когда поверхность ткани, обернутой вокруг цилиндрической формы, резко меняет направление — при сильном сгибании рук или ног — образуется полузамкнутая складка. Она состоит из двух меньших складок, одна из которых частично перекрывает другую. При этом в месте, ближайшем к сгибу, образуется ямка, похожая на игольное ушко.

Для появления полузамкнутой складки необходимо, чтобы был излишек материала. Именно он образует провис, из-за которого один кусочек ткани наслаивается на другой.

При рисовании этого типа складок следует сначала определить, какие области ткани будут соприкасаться на месте сгиба, а затем соединить их в «полузамок». Источник: Famous Artist's Cartoon Course

Складки этого вида особенно заметны, если смотреть на них в профиль. В анфас — например, на штанинах сидящей фигуры — полузамкнутые складки будут выглядеть как ткань, выпирающая с боков на внешней стороне сгиба.

Автор: Barbara Bradley

Инертные

Если ткань скомкать и бросить на пол, то ткань образует случайные фигуры, в которых иногда можно рассмотреть описанные выше типы складок. На материал не воздействуют силы, задающие движение в том или ином направлении, поэтому он лежит свободно и без четко выраженной формы.

Инертные складки образуются случайным образом, поэтому сложно предугадать, как они будут выглядеть. Чтобы масса ткани выглядела убедительно, стоит сверяться с референсом.

Края инертных складок бывают мягкими и острыми, независимо от свойств материала.

При рисовании инертных складок старайтесь разделить материал на крупные формы. Так проще наметить основную массу и понять, какие участки будут светлыми, а какие останутся в тени.

Следуйте от общего к частному — сначала крупные формы, а потом — детализация. При таком подходе получится сохранить целостность ткани, которая не превратится в бесформенную массу. Автор: Джош Рид
Помните о гравитации - инертные складки всегда на что-то опираются. Автор: Barbara Bradley

Как свойства материала влияют на форму складок

Складки одного и того же типа, которые появились на шерстяной кофте или на кожаной куртке, будут различаться между собой внешне. Все дело в свойствах материалов — толщине, гибкости и эластичности.

Толщина

Тонкие материалы, такие как шелк, лен или вискоза, легче поддаются деформации и хуже держат форму. Поэтому на изделиях образуется много складок небольшого размера. С плотными материалами вроде шерсти или кожи все наоборот — складки получаются крупные и округлые.

На тонких тканях образуется больше складок. Используйте кромку одежды, чтобы показать толщину материала.

Гибкость и эластичность

От этого свойства зависит реакция материала на растяжение — чем эластичнее ткань, тем лучше она тянется и тем больше на нее воздействует гравитация. Глубина провиса на драпировке при этом зависит от толщины ткани — чем тоньше эластичный материал, тем сильнее он деформируется под собственным весом.

Важно обратить внимание на количество материала, из которого сделана одежда. Если одежда свободная, то складки будут крупными и гладкими с округлым краем. Если материала мало и ему приходится растягиваться, как, например, на облегающих леггинсах, то и складок будет мало — они образуются только в местах сгиба суставов.

Если материал жесткий и плохо тянется, то одежда, из которой он сделан, должна быть свободнее — иначе не получится согнуть конечности. Избыток материала приводит к образованию большего числа складок. Они будут четко очерченными и угловатыми из-за резких переломов поверхности.

Примером абсолютно нерастяжимого материала может быть алюминиевая фольга (справа). При ее сжатии появляется много мелких складок с острыми краями.

Как не запутаться в свойствах материалов

Перечисленными выше свойствами обладает каждый материал, поэтому их влияние на поверхность ткани стоит рассматривать комплексно. Для удобства мы перевели таблицу из книги «Искусство рисования складок» Келли Гордон Брайн. В таблице приведены наиболее распространенные материалы, из которых делают одежду, и их их свойства, влияющие на формирование складок.

Резюмируем

Наглядной шпаргалкой:

Текст написал Дудниченко Богдан, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

0
51 комментарий
Написать комментарий...
Naykus
Ответить
Развернуть ветку
Иван Казьмин

Я сперва не сразу понял, а потом КАК понял. Поржал)

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Alex Fielding

сколько ходил по всяким мировым музеям, а драпировка всегда была самым впечатляющим элементом картин - как они это делают, совершенно непонятно. Черная магия

Ответить
Развернуть ветку
Неправильный дым

Всё там понятно, линии правильные и тени в нужных местах для усиления объема. В мраморе это куда сложнее сделать конечно)

Ответить
Развернуть ветку
17 комментариев
Marat Mayer
Расскажем, как формируются складки

Все потому, что кто-то слишком много ест!

Ответить
Развернуть ветку
Martin Green

Мне конечно очень нравятся ваши статьи, но не могли бы вы их разбивать на несколько частей? Очень много материала за раз получается.

Ответить
Развернуть ветку
Лебедь о кино

Ору! Это называется лонгрид, поколение с клиповым мышлением, блин)))

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Oleg

С картины в заголовке исчезла маленькая деталь.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Титов

Среди других мне чисто в этом плане Шилов нравится.)

Ответить
Развернуть ветку
Неправильный дым

Про него сложно сказать. С одной стороны пишет очень подробно с другой не покидает всегда чувство ... искусственного чего-то я хз как правильно сказать. Нет интриги, нет чего то интересного в его полотнах, как мастер он знает своё дело, но с точки зрения искусства....

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Булки Кхалиси

особенно интересует рисование складок на... булках

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Devil Vergil

Ну как тут не вспомнить штаны Кима из KoF
https://www.youtube.com/watch?v=Wz2VAI-p218

Ответить
Развернуть ветку
Геральт из Ривии

Скоро буду искать старые вырезки из красной бурды

Ответить
Развернуть ветку
Максим Карпов

Кайф, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Ningi

Как всегда спасибо за статью.
Такое ощущение, что стоит делать самой какие-то скетчи после прочтения статьи, чтобы немного отработать прочитанное.

Ответить
Развернуть ветку
Smirnov School
Автор

Спасибо и удачи!)

Ответить
Развернуть ветку
Altum Silentium

В своё время бросил рисование, так и не осилив эти долбанные складки...

Ответить
Развернуть ветку
Роман Величкин

Как раз недавно пришлось рисовать ткани, ох как бы помог этот материал!

Спасибо, очень познавательно.

Ответить
Развернуть ветку
Smirnov School
Автор

Надеемся, поможет в будущем!)

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Pimenov

..

Ответить
Развернуть ветку
Zector

Как рисовать женские складки?

Ответить
Развернуть ветку
Ylkiorra

"Расскажем, как формируются складки, каких видов они бывают..."

Если много жрать бургеров и много лежать на диване.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 51 комментарий
null