{"id":3906,"url":"\/distributions\/3906\/click?bit=1&hash=959e59594f055d960bf41d090888cb325691d80979698668459f3e2abe9679a1","title":"\u0427\u0442\u043e \u043c\u0435\u0448\u0430\u0435\u0442 \u0432\u0430\u043c \u043d\u0430\u0439\u0442\u0438 \u0445\u043e\u0440\u043e\u0448\u0435\u0433\u043e \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u043d\u0438\u043a\u0430?","buttonText":"\u0420\u0430\u0441\u0441\u043a\u0430\u0436\u0438\u0442\u0435","imageUuid":"693626ef-cadc-5f47-8154-4026a1e81dc5","isPaidAndBannersEnabled":false}
Gamedev
Smirnov School

Как устроен визуальный ряд в Transistor

Разработчики смешали киберпанк с ар-нуво и получили эстетическую бомбу

​Дизайн Transistor отсылает к полотнам Альфонса Мухи и Густава Климта

Supergiant: история успеха

В 2011 году Supergiant Games выпустили Bastion - экшн РПГ с нестандартным подходом к изложению сюжета: рассказчик реагировал на действия игрока, и история раскрывалась посредством его комментариев. Игра резко отличалась от аналогов еще и дизайном: десятки локаций, отрисованных вручную в высоком разрешении, радовали глаз тысяч игроков.

Концепт-арт к первой игре Supergiant Games​ - Bastion

Успех Bastion позволил разработчикам переехать из домашней студии в Сан-Хосе в офис в Сан-Франциско. Вопреки ожиданиям, они не взялись немедленно пилить продолжение успешного проекта.

Мы потратили немало времени на адаптацию Bastion для IPad, и в процессе успели понять, как много наш проект значит для пользователей. Этому запоздалому озарению сопуствовал груз ожиданий: а дальше что? Мы осознали, что не хотим адаптировать Bastion под новые платформы всю оставшуюся жизнь. С проектами как с детьми: ты любишь их, но хочешь поскорее отпустить в самостоятельное плавание. Люди начали спрашивать, не хотим ли мы сделать сиквел, но мы в ответ только нервно смеялись.

Грег Касавин

Многим странно это слышать, но у нас не принято планировать новый проект на этапе подчистки хвостов предыдущего. Мы предпочитаем дать себе немного времени и простора для размышлений. В этом есть и плюсы. Ничего не стоит хранить коммерческую тайну, пока у тебя нет никаких идей!

Амир Рао

Этот подход сработал. Из четырёх проектов студии (кроме уже упомянутых, в июле 2017 вышла ещё командная RPG Pyre, а rogue-like dungeon Hades сейчас доступна в ранний доступ на Steam) ни один не похож на предыдущий, но каждый следующий сочетает в себе достоинства прежних. Все игры Supergiant красивы и узнаваемы. Но с графической точки зрения Transistor, пожалуй, наиболее интересен: визуальный стиль проекта прошит золотой нитью классического искусства.

​Концепты для Pyre (слева) и Hades (справа)

Золотые сны киберпанка

После яркого полноцветного мира Bastion разработчикам хотелось чего-то качественно иного. Фэнтези уже было, что, если теперь поиграть в научную фантастику? Джен Зи видела визуальный стиль нового проекта более строгим по палитре и более мрачным, чем Bastion. Киберпанк - первое, что приходит на ум в условиях научно-фантастического сеттинга, и сюжет игры вполне отвечал законам жанра. Однако, поразмыслив, команда решила вычеркнуть из визуала почти все классические детали: никаких тренчей и кислотных дождей.

​Transistor: общий план

Разрабатывая концепты к Transistor, я хотела отдать дань уважения классическим мастерам, на чьих работах выросла - Уильяму Ватерхаусу, Климту, Альфонсу Мухе. Сделать нечто иное, чем Bastion; воплотить что-то, что мы намеревались сделать в Bastion, но не вышло; рисовать так, как всю жизнь мечтала. На самом деле, многие киберпанк-проекты графически заигрывают с ар-деко, взять хотя бы Blade Runner. А я люблю ар-нуво и модерн, и знаю других, кто вдохновляется этими течениями. Даже странно, что отсылки к ним нечасто встречаются в видеоиграх.

Джен Зи

Так Джен решила воспользоваться случаем и разбавить киберпанк модерном. Тем более, что в результате у нее получился проект с другой атмосферой, менее мрачной и дистопичной, чем принято в этом жанре.

Слева: «Золотые сны», Климт. Справа: один из ранних концептов Ред​

Визуальные отсылки к Климту в «Транзисторе» сложно не заметить. Приглушённые чистые тона, золотистая гамма, фигуры, переходящие в геометрические орнаменты. Даже дома и мостовые Клаудбанка напоминают фоновые фигуры на его картинах. Ред идёт по сияющим квадратам, неоновые узоры в тёмном небе за её спиной похожи одновременно на строчки кода из «Матрицы» и на мозаику чёрно-золотых квадратов на одеянии Адели Блох-Бауэр. Портреты героев отсылают нас к ажурным фонам и изысканным красавицам с полотен Альфонса Мухи.

​Слева: «Танец», Альфонс Муха. Справа: афиши времён золотого прошлого Ред

И всё же нельзя сказать, что визуальное решение Transistor – просто вещь в себе, признание в любви эпохе модерна. Климт и компания ни за что не попали бы в игру просто потому что арт-директор очень любит ар-нуво. Графика в игре работает на сюжет и поддерживает внутреннюю логику игрового мира. И оммаж к модерну оказался для сюжета Transistor идеальным решением. Почему?

​Камерата: зловещая подкладка сияющей иллюзии

В начале игры мы видим Ред поющей на сцене. Она по-климтовски одета в золото, залита золотистым светом софитов. Но свет меркнет, героиня обрезает подол золотого платья, приглушает сияние чёрной курткой возлюбленного, берёт в руки убивший его меч и отправляется мстить. Кто её враг? Программа. Да и Клаудбанк – всего лишь симулякр мегаполиса в виртуальной реальности. Процесс уничтожает его, форматируя эту реальность вместе со всеми её жителями, и Ред с помощью Транзистора пытается его остановить. Разработчики перенесли фэнтезийный сюжет в декорации киберпанка, и это очень в духе модерна.

Ар-нуво – искусство, рождённое во времена рушащихся империй и зарождающегося капитализма – воспевает красоту, достигшую пика и тронутую тлением. «На первый взгляд Клаудбанк - романтичный, элегантный и прогрессивный город. Однако по сути своей - это приторный паразит», - говорит Джен Зи в одном из интервью, и мы понимаем, что эстетика модерна – эстетика печали и чувственности, роскоши и упадка – садится сюда как влитая. Тема смерти и смертности – один из основных мотивов игры. Возлюбленный Ред умирает, её реальность разрушается, и очень логичным выглядит самоубийство в финале с перерождением в новой цифровой реальности. Которая, кстати, и визуально выглядит иначе, отсылая нас скорее к прерафаэлитам.

​Пасторальное посмертие Ред

Антагонисты – и персонажи, и техника – выглядят в игре более лаконично и просто, чем главные герои. Простой, почти мононхромный дизайн одежды приспешников Камераты и их кибернетического оружия создавался отчасти в противовес ярким и детально прорисованным злодеям Bastion. Кроме того, Джен и здесь не хотела отступать от канонов модерна. По замыслу разработчиков, Ред сражается с порождениями чего-то вроде вирусной программы. Играя с понятием «вирус», Джен нарисовала их как некую кибернетическую форму жизни, без угловатых форм, обычно присущих роботам. Белый, красный и чёрный – цвета смерти в индоевропейской культуре – недвусмысленно намекают нам, кто тут злодей.

Враги в Transisot​

Рождение Ред

​Она родилась с мечом в руках Джен Зи

Главная героиня Ред очень быстро стала узнаваемой. Тем страннее вспоминать, что изначально протагонистом Transistor должен был быть мужчина. Джен Зи и Грег Касавин представляли его себе боксёром, уличным бойцом, у которого есть возлюбленная-призрак.

Мы хотели дать игроку спутника. В Bastion герой действует один, а здесь мы поставили себе задачу убрать это чувство одиночества.

Грег Касавин

С концептом спутницы возникли проблемы. Джен пришлось сделать около сорока разных вариантов, но ни один не попал в цель. Работа встала. Команда мучилась, пока в чью-то голову не пришла светлая мысль: а что, если полностью перевернуть сюжет?

​Тот самый боксер

Несколько лет назад, ещё работая над Bastion, Грег и Джен обсуждали идею фэнтезийной истории: девушка из таверны влюбляется в странствующего мага, но его убивают у неё на глазах. Орудие убийства - волшебный меч. Героиня берёт его в руки, и вдруг слышит голос любимого, взывающий к мести. Тогда это не показалось им чем-то серьёзным. Просто забавный сюжет.

Это часто так работает. Идеи носятся в воздухе, какие-то из них застревают в твоей голове, ты то и дело к ним возвращаешься. Одна из них осаждает тебя достаточно долго, чтоб закрепиться, и вскоре ты уже уверен: это именно то, что тебе надо.

Грег Касавин

Джен была в восторге.

Я люблю рисовать девушек, а здания – ненавижу. Слова Грега о том, что мы не можем просто так взять и засунуть волшебный рунический меч в сайфай сеттинг стали для меня своеобразным вызовом. Я помучилась над черновиками совсем немного, и Ред родилась – почти такая, какой потом и осталась. Команде хватило одного взгляда на набросок, чтоб понять: мы нашли её.

Джен Зи
​Слева: один из первоначальных вариантов. Справа: рисунок, который Джен представила на суд команды

Транзистор: человек и оружие

Облик девайса, который дал название проекту, тоже был предметом споров. В основе игры лежит история о лишённой голоса певице и её возлюбленном, от которого, напротив, остался только голос, заключённый в предмет. Но что это будет за предмет, никто не знал.

Я нарисовала её с мечом. Но на самом деле это могло быть что угодно. Любой неодушевлённый объект, который можно таскать с собой. Думаю, я остановилась на мече, потому что люблю Castlevania, и мне нравится образ летающего меча, повсюду сопровождающего героя. Изначальная идея была в том, что у нас есть пара персонажей, принимающих разные обличья. Когда герой в нашем воображении был боксёром, Транзистор мог стать, например, портфелем.

Джен Зи
​Ред и ее возлюбленный

Было бы любопытно взглянуть на концепт говорящего портфеля, но нельзя не признать, что меч - более романтичный образ. Транзистор – даже не предмет, а программный продукт, оружие, которое, убивая, переправляет личность и свойства убитого в альтернативную цифровую реальность. По сюжету, именно Ред является целью нападения. Антагонисты, организация под названием Камерата, хотят заполучить её голос и творческую индивидуальность. Возлюбленный певицы принимает основной удар на себя, и она теряет только голос. Ошибка приводит к сбою в работе программы, и Процесс начинает перемалывать реальность Клаудбанка. Разработчики умело вплели идею умного оружия в геймплей. Ред использует его, чтоб защитить себя и свой мир, но им же его и разрушает.

Смерть "боксера"​

Страсть Джен Зи и Supergiant к эклектике не пропала даром. Механизм игры изящно сочетает RPG, тактику и стратегию, но любят её не только и не столько за это. Атмосферная и захватывающая сюжетная линия, красивый саундтрек и пронзительная, ни на что не похожая графика - вот что пленило сердца игроков по всему миру. Transistor нравится и заядлым геймерам, и любителям аниме, и меломанам, и ценителям традиционного искусства, что наглядно показывает: не стоит бояться смешивать несочетаемое, главное, делать это со вкусом и любовью к теме.

«Мы хотим, чтоб наши игры разжигали воображение так же, как игры вашего детства».

Девиз Supergiant Games.

Источники:

Автор Анна Лунева, специально для Smirnov School, онлайн-школы, где готовят концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации.

Открыт набор на курс “Игровая графика: создание своего проекта”. Курс для тех, кто уже знаком с цифровым рисованием и хочет понять, как создают объекты, окружение и персонажей в едином визуальном стиле. Автор курса - Анна Лепешкина, концепт-художник, создатель игры Potata (релиз в Steam в конце 2019). Скажите, что пришли с DTF и мы предоставим вам приятную скидку!

​Работа студентки Женя Матюшкинская
0
18 комментариев
Написать комментарий...
MaxSolo

Supergiant = оргазм для глаз

Ответить
Развернуть ветку
Рома Коев

Полностью согласен) "Транзистор" - чистое творчество) Я поплакал даже, когда впервые прошёл!💜

Ответить
Развернуть ветку
Doka2Trade

И для ушей

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Красновид
нестандартным подходом к изложению сюжета: рассказчик реагировал на действия игрока, и история раскрывалась посредством его комментариев

Ума не приложу, почему журналисты, да и просто авторы статей про игры SGG так вцепились в эту фразу, которая фактически не имеет ничего общего с действительностью.
Примерно 80-90% реплик закадрового голоса — сюжетные, непропускаемые, и привязаны они к определённой точке уровня. Именно реакций на _действия_ главного героя, Мальца, очень мало, и сводятся они зачастую к трём моментам:
- когда герой падает за пределы карты;
- когда умирает, но затем возрождается с помощью настойки;
- когда умирает окончательно, что приводит к рестарту уровня.
Найти что-то более нестандартное можно либо по невероятной случайности, либо когда видишь текст реплик перед глазами и примерно догадывается, что для этого нужно сделать, чтобы одна из них сработала.
В общем, реакций на действия в игре ничтожно мало, чтобы называть это чем-то УНИКАЛЬНЫМ!

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Свечников

Объясню, почему к этому цепляются.

Игры - это про контраст. Андертейл в глазах обывателя сначала предстаёт как 8-и битное дешёвое поделие школьника, и от того его будущее преображение выглядит еще более красочно - в первую очередь из-за того, что игрок не ожидал такого: игра смогла его удивить.

То же самое и с бастионом. И пусть реплик на нестандартные действия игрока не так много (и всё еще нужно помнить, что игра максимально линейная), они сверкают куда ярче в первую очередь из-за того, что ты просто не ожидаешь ничего подобного.

И, кстати, как человек, прошедший бастион уйму раз - могу смело заявить, что "нестандартных" реплик не так и мало.

Кроме того, УНИКАЛЬНЫМ называют не столь реплики на нестандартные действия, сколько сам способ повествования с помощью интерактивного рассказчика. Не просто закадровый голос в катсценах, а именно приятель, который смотрит на тебя и комментирует.

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Isaev

Как раз приурочили в скидке в стиме в 80%. Хотя, впрочем,  у кого ее нет?.. ЕГС раздавал даже.

Ответить
Развернуть ветку
К и с о г л а в я der Kitoglav

пойду куплю

Ответить
Развернуть ветку
Гибкий нос

На свитче то же не так дорого

Ответить
Развернуть ветку
Smirnov School
Автор

На App Store за 5 долларов  (если кому надо)
https://apps.apple.com/us/app/transistor/id948857526

Ответить
Развернуть ветку
ncuxonam

Понял сюжет благодаря статье. Видимо надо перепройти чтобы понять лучше. Для игры кстати даже неплохая озвучка вышла, на уровне биошока инфинити. Я не любитель, но для сравнения запускал.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Eugene

Это не люди. Персонажи так же виртуальны, как и сам город, никакого "материального мира" нет. Что-то вроде матрицы, которая существует сама по себе. Даже больше похоже на Трон или Ральфа, если угодно.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Eugene

По сути так и есть, здесь от киберпанка только эстетика. Сейчас посмотрел страницы магазинов и официальный сайт, нигде нет ни слова "киберпанк".
Собственно Клаудбанк до событий игры был утопией, никакого "Low life".

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Kybik420

Интересная статья, приобретал игры на все платформы)) Жду Hades, надеюсь на выход всех платформ. Интересно будет ли на телефоны

Ответить
Развернуть ветку
Soian Aki

какой артец

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 18 комментариев
null