«Одиночные игры пережили World of Warcraft, переживут и PUBG»

Создатель Mafia и Kingdom Come: Deliverance о будущем синглплеера.

В закладки

Недавняя отмена одиночной игры по «Звёздным войнам» от Visceral Games, ошеломительный успех PlayerUnknown’s Battlgrounds и повышенное внимание к мультиплееру со стороны крупных издателей — всё это может заставить задуматься о будущем одиночных игр. Встаёт вопрос: будут ли они продолжать пользоваться спросом, или же в будущем их полностью вытеснят с рынка мультиплеерные проекты?

Геймдизайнер Даниэль Вавра, создатель Mafia: The City of Lost Heaven и ещё не вышедшей Kingdom Come: Deliverance, написал колонку для портала VentureBeat, в которой поделился размышлениями на эту тему.

По мнению Вавры, мультиплеер и синглплеер — это два совершенно разных явления, и ориентированы они, в основном, на разную целевую аудиторию. Первый ценится за возможность посоревноваться или отточить рефлексы, а второй — за более глубокое погружение. Исследование новых миров, вовлечение в сюжет, взаимодействие с интересными персонажами — всё это затрагивает не только рефлексы, но и все остальные чувства. Разница между двумя этими видами времяпрепровождения ничуть не менее существенна, чем разница между походом на футбольный матч и походом в театр.

Геймдизайнер упоминает такие успешные и получившие признание одиночные проекты, как Uncharted 4, Rise of the Tomb Raider, Horizon: Zero Dawn, Persona 5, Hitman, Nier: Automata, Fallout 4, Zelda: Breath of the Wild, Divinity: Original Sin 2. Он задаётся вопросом: как нечто, что якобы «умирает», может выходить в таком количестве и приносить столько денег? Судя по всему, игроки, предпочитающие сингл, никуда не делись. Так откуда же берётся мнение о том, что одиночные игры вымирают, и почему издатели всё чаще рассуждают о том, что игрокам якобы хочется чего-то иного?

Как утверждает Даниэль, подобное уже случалось в прошлом. После успеха первых MMORPG, особенно World of Warcraft, на какой-то миг всем показалось, что ничего кроме MMO мир больше не увидит. Все попытались сделать свой WoW, но ничего не вышло — разработчики вернулись к одиночным играм, а сам WoW дожил до наших дней. После этого случился бум жанра MOBA. Все кинулись делать свою DOTA или League of Legends, но, как и в прошлый раз, успеха достигли лишь немногие.

Примерно в 2009 году я искал инвесторов и издателей для Kingdom Come — одиночной сюжетной RPG. Тогда все хотели делать игры для Facebook, и крутили пальцем у виска, пытаясь понять, во имя чего я занимаюсь игрой, у которой нет будущего.

Издатели были в панике: по какой-то неясной причине они боялись, что игры для нового поколения консолей не продадутся, и отныне все будут играть только в Candy Crush Saga на смартфоне. Казалось, они считали, что все те люди, которые ежегодно наводняют E3 и Gamescom и тратят кучу денег на «железо» куда-то внезапно пропадут, или начнут играть во всяческий pay-to-win на iPhone.

Конечно, с реальностью это не имело ничего общего. Новые консоли продались лучше, чем когда-либо.

Даниэль Вавра
основатель Warhorse Studios

Так откуда у издателей берётся иррациональная тяга к онлайн-играм, и почему они так часто бывают вынуждены расплачиваться за своё безрассудство, несмотря на опыт в прошлом? На взгляд Вавры, ответ звучит так: регулярный доход и относительно низкие изначальные инвестиции.

Если мультиплеерный проект «выстрелит», то компания обеспечит себе доход сразу на несколько лет, в течение которых игру можно будет постоянно улучшать. Так создаются игры для смартфонов: недорогая в производстве стартовая версия, открытая бета, а в случае успеха — продолжение финансирования, постоянное улучшение и добавление нового контента для привлечения внимания. По такой схеме работают многие игры в раннем доступе Steam, например PUBG, DayZ, или ARK.

С одиночными играми всё сложнее — нужно вложить кучу денег, подождать несколько лет, потом дождаться отчёта о продажах за месяц. В дальнейшем игра не будет продолжать приносить вам деньги, а улучшать её качество будет уже поздно. Звучит так себе — поэтому издатели так активно тянутся к мультиплееру. Но, как отмечает Даниэль, они не учитывают одной маленькой детали.

Когда игроки тратят сотни часов, играя в одну из ваших игр-«дойных коров» и наполняя её деньгами, они не могут в то же самое время тратить деньги на других «коров». Количество игроков ограничено, их время и деньги — тоже.

Игрок с сотней долларов и десятью часами свободного времени может или потратить 100 долларов и 10 часов на одну игру, или в три раза меньше времени и денег — на три игры. Это не совсем то, что нужно, чтобы «дойная корова» оставалась в строю.

Даниэль Вавра
основатель Warhorse Studios

Каждый раз, когда возникает новый тренд, конкуренция идёт лишь за позицию лидера. Победу в этой схватке одержат, скорее всего, крупные корпорации — именно они могут позволить себе делать такие рискованные ставки, и именно они сильнее всего нуждаются в постоянном стабильном доходе. Когда пыль уляжется, а игроки сделают выбор, проигравшим придётся заняться чем-то другим — чем-то, что не принесёт таких же баснословных доходов, зато обеспечит гораздо большую вероятность успеха.

Вот тут-то и наступает время одиночных игр. Если любитель MMO играет в одну игру в год, то любитель синглплеера сыграет в пять — и заплатит за каждую из них деньги. Вавра утверждает, что процент полномасштабных провалов среди одиночных игр не так уж и велик — если игра не ужасна, то хотя бы свою разработку она скорее всего окупит.

Я люблю такие RPG, как Fallout, The Elder Scrolls или «Ведьмак». Эти игры продаются десятками миллионов копий. Но подобные игры выходят только раз в два года. Я сказал себе: на рынке совершенно точно есть место для ещё одного качественного тайтла, так что — за работу. Но когда я общался с издателями, ни один из них о моей игре и слышать не хотел. Слишком рискованная, слишком нишевая, это может сделать только компания X, мы с такими играми не работаем.

В результате мы вышли на Kickstarter, чтобы получить возможность выпустить игру. Как только мы сделали анонс, выяснилось, что количество игроков, которые только и ждали подобной игры — огромно. Почти сразу же мы собрали 1.8 миллиона долларов, игрой заинтересовалась пресса, и Kingdome Come заняла место среди ожидаемых тайтлов. Примерно та же история, что и с консолями нового поколения, которые уже хотели списать со счетов.

Даниэль Вавра
основатель Warhorse Studios

Подводя итог, Вавра ещё раз подчёркивает мысль о том, что ситуация с одиночными играми далека от трагичной. Существует множество небольших издателей, фокусирующихся на нишевых играх. Именно они, как убеждён автор, смогут заполнить пустое пространство, оставленное «динозаврами». Синглплеер отнюдь не собирается на покой, просто не каждая новая игра будет создаваться огромной корпорацией.

А когда издатели в очередной раз осознают, что рынок — не резиновый, как это уже произошло в случаях с MMO, MOBA и играми для Facebook, они непременно вернутся и начнут делать старые добрые одиночные игры. Как заверяет креативный директор Warhorse Studios, «капитализм склонен отвечать предложением на спрос».

#мнения #деньги #kingdom

Статьи по теме
Экономика одиночных игр
Повод для тревоги: EA отменила игру, потому что та была линейной и одиночной
{ "author_name": "Артемий Леонов", "author_type": "editor", "tags": ["\u0434\u0435\u043d\u044c\u0433\u0438","\u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f","kingdom"], "comments": 40, "likes": 126, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "gamedev", "id": 12827, "is_wide": false }
{ "id": 12827, "author_id": 3792, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/12827\/get","add":"\/comments\/12827\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/12827"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000 }

40 комментариев 40 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...

Douglass Cobbledick

43

Ну и слава Господу нашему Иисусу Христу раз так

Ответить

fFamous

Douglass
9

Аменъ!

Ответить

sloa

21

Можно еще вспомнить начало двухтысячных, когда после Quake 3 и Unreal Tournament пошло поветрие, что главное в игре - это мультиплейер! мультиплейер! мультиплейер!
В итоге его лепили в игры, где он нафиг не нужен, часто за счет сингловой части.

Ответить

solawind

4

У мультиплеерных игр есть еще один существенный плюс помогающий им наборе популярности -- в них часто идут играть потому что друзья уже играют, или потому что в каком-то комьюнити появляется группа игроков играющая в определенную игру, и ты хочешь поиграть с ними. Еще многие игроки из основной аудитории покупают не по одному аккаунту, в синглах в этом смысла нет

Ответить

Антон Жук

solawind
14

Единственный плюс мультиплеерных игр в том, что в них можно поиграть полчаса и безболезненно выйти. В Divinity я за полчаса даже инвентарь не могу расчистить.

Ответить

Йожег Растафщиг

Антон
4

Во время рейда хил решил посрать и ливнул - безболезненно.

Я думаю такие слова относятся как раз к синглу, а не мультам.

Ответить

Антон Жук

Йожег
0

Не путайте мультиплеер и ММО. Я имел ввиду безболезненный выход после пары раундов в Paladins или пары боёв в WoT.

Ответить

Дима Думбраван

Антон
2

Не путайте сессионки и мультиплеер :0

Ответить

Kosmonávt Tomaš

Дима
4

С каких пор сессионки не мультиплеер? D:

Ответить

Дима Думбраван

Kosmonávt
0

С тех самых, как massive multiplayer online перестал быть мультиплеером)

Ответить

Джон Кармак

Дима
0

Ну тогда вам следовало бы уточнить, что вы имеете ввиду ММО.

Ответить

Дима Думбраван

Джон
1

Не путайте мультиплеер и ММО

Не путайте сессионки и мультиплеер :0

С каких пор сессионки не мультиплеер? D:

С тех самых, как massive multiplayer online перестал быть мультиплеером)

Ответить

Йожег Растафщиг

Антон
1

Я знал, что будет хотя бы один коммент в таком духе. ММО - это тоже мультиплеер. ММО, МОБА, сессионки - это все мультплеерные игры

Ответить

Lee Zero

Антон
4

Выйти во время катки и заруинить игру товарищам по команде, ага.

Ответить

Василий

Антон
0

Чтобы от мультплеерных игр начать получать удовольствие, в них нужно провести гораздо больше времени, чтобы научиться играть)

Ответить

Саня Сафин

solawind
9

С какой-то степени это относится и к одиночным играм. Если друзья (или просто в интернете) обсуждают ведьмака, то тоже хочется приобщиться к разговору.

Ответить

solawind

Саня
1

Это да, но одно дело просто поиграть в то же/посмотреть тот же фильм, и другое играть с ними, это куда больший стимул

Ответить

glimpse unthinkable

solawind
1

Зависит от игры, помню был очень скептически настроен к первому ведьмаку, через месяц встретился с другом который мне её решительно порекомендовал. Я поиграл и остался доволен. А с другой стороны, несколько моих друзей очень весело проводят время в Дестени, а мне пофигу, я проигрываю в ВоВ, в который никто из них не играл и не планирует.

Ответить

Егор Зубакин

glimpse
1

Аналогично. Друзья меня затянули в Дестени, играл с ними 2 месяца и с ними же дружно вернулись в WoW.

Ответить

Alexandr Shilov

Егор
3

тут произошла некоторая путаница. Дело в том что вы Егор вместе с глимпзом и мистером Сафиным ссылаетесь на влияние "сарафана". конкретнее: Игорю понравилась, Люба в восторге, а Вася вообще обосрался.
Солавинд же говорит об "эффекте стаи". Примеры: все пацаны какают в дотку/ все мужики играют в танки.
Разница в том что в пером случае речь идет о тех кого ты знаешь и доверяешь. Во впторм же говорится о причасоти к какой либо общности. (кстати патриотизм и фудбольное фанатство из той же оперы)

Ответить

Maxim Shirokov

Alexandr
2

какают в дотку

Найс очепятка)

Ответить

Аринович Ярослав

Саня
–1

Всё верно, только приобщатся они могут и с помощью торрентов, а с мультиплеерными играми такое не прокатит, придётся платить

Ответить

Kosmonávt Tomaš

Аринович
2

Мир, если что, не ограничивается одним-единственным пека :)

Ответить

Аринович Ярослав

Kosmonávt
0

Всё верно, но большинство играет на пека(если не брать в расчёт мобилки), даже немало консольщиков имеет пекарню и играет на ней в мультиплатформу, особенно если тянет.

Ответить

Шавуха с фрустрацией

Аринович
0

Ну такое себе большинство я вам скажу.

Ответить

Аринович Ярослав

Шавуха
1

И что это говорит, здесь же про продажи игр, а не про количество игроков

Ответить

Alex Dorg

solawind
4

друзья постоянно обсуждают дотку, но играть в это желания у меня ноль

Ответить

Саша Богатырёв

solawind
2

к синглам тоже относятся я когда услышал как друзья обсуждают ME решил поиграть в результате эта игра стала одной из самых любимых.

Ответить

TANGO ECHO MIKE ALPH

solawind
0

У меня полярная ситуация, с друзьями время свободное редко когда пересекается, и когда оно совпадает, мы уж скорее встретимся в реальной жизни, чем пойдем в мультиплеер. Поэтому для меня сетевые баталии - это как синглпоеерные игры, только убогие

Ответить

Владимир Степанов

5

Синглы и мультиплееры о разном, играют в них с разными целями. Поэтому живы будут и те, и те, ну а pubg тем более.

Ответить

Евгений Зенов

4

Какая же у него крутая фамилия. Я со своим картавием даже произнести нормально не могу)
И вещи дельные говорит.

Ответить

Stas Maerenko

2

>Победу в этой схватке одержат, скорее всего, крупные корпорации — именно они могут позволить себе делать такие рискованные ставки, и именно они сильнее всего нуждаются в постоянном стабильном доходе.

Вот только кассу нередко делают именно индюшки, готовые сделать "игру мечты" не сильно заботясь об маркетинговых отчетах и аналитике 80 уровня.
Понятно, что я утрирую и что не совсем дуром все делается. Но, посмотрите на текущий Klei, посмотрите, как начинали CD Project Red. Вспомните FTL, Undertale или эту, как ее, JRPG-ферму...а! Stardew Valley. А еще есть Rocket Legaue, The Escapists, Bastion и...да много всякого было. И это, не говоря уже о полулегендарном "Нотче".

Конечно, заходит и везет далеко не всем. Конечно, в забвение укатывается и множество действительно годных индей. Но, как показывает практика, сингл-плеер геймдев жив далеко не только триплэйями. Скорее даже наоборот.
В общем, кому как, но лично по мне, мосье Вавра во многом капитанит. Ибо одиночные игры, как жили, так и будут жить. Всякие и разные. А остальное - просто текущие тренды.

В свое время только ленивый не делал: фермы, очередных "клэшей", свою вариацию на тему мач3, свой ВоВ, свой ВоТ, свою мобу, свой кубиковый сэндбокс, свою ККГ. Теперь вот, каждый считает долгом запилить свой ПУБГ. Это пройдет. Через пару-тройку лет будет какой-нить новый тренд, который при относительно скромных вложениях дает сверхприбыли. И снова все подряд будут пилить очередное "свое видение". А сингловые игры, как игрались, так и будут играться. Потому, что да - "корова" тут намного больше и делить ее намного проще. Главное - не выпускать полусингловый ФПС с кампанией по осени - сожрут;)

Ответить

Николай Костоправ

1

Многое бы прояснило, если бы он добавил на какой машине ездит

Ответить

Alexander Bormotov

0

"Варду" поправьте в статье)

Ответить

Артемий Леонов

Alexander
0

Спасибо!

Ответить

Rustam Abdulkerimov

0

не Warhouse Studios, а Warhorse Studios! Поправьте в статье

Ответить

Sergey Babaev

0

Одиночные игры как жили так и продолжат жить. Слово "пережили" тут просто неверное будет, потому что подразумевает смерть другого направления. Строго говоря чтобы пережить ВоВ - надо чтобы вов умер, а он даже после всех падений в виду возраста так "умирает" как дай бог каждому себя чувствовать в расцвете сил) А так все у сингла будет хорошо, как и у онлайна как и у ф2п

Ответить

KekiLol

–2

ММО-игр, в которые люди играют годами больше, чем синглов, которые люди играют годами. В зудшем случае из одной ммохи будут уходить в другую. так же как они регулярно меняют синглы. И вообще будущее за ммо и коопам, кек!

Ответить

Иван Феночка

–21

Uncharted 4, Rise of the Tomb Raider, Horizon: Zero Dawn, Persona 5, Hitman, Nier: Automata, Fallout 4, Zelda: Breath of the Wild, Divinity: Original Sin 2

консолепараши и порты

успешные синглплеер игры

Интересно они эти мантры спецом каждую ночь повторяют перед сном или реально в это верят.

Ответить

Andrey Burmistrov

Иван
–1

Иван Феночка -666

Ну чего, поздравляю с гетом.

Ответить
0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]